Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Саратов
Дело № А57-4649/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2011 года
Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.В. Сеничкина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.М. Бурлиной
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1, город Энгельс-1, Саратовская область,
к Административной комиссии при органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, Саратовская область,
заинтересованные лица:
ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района», город Энгельс – 1 Саратовская область,
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Саратов,
о признании незаконным и отмене постановления № 1973 от 29.03.2011 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 1.2. частью 4 Закона Саратовской области № 104-ЗСО от 29.07.2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей,
при участии:
представителя заявителя – ФИО2, доверенность от 08.06.2011 года сроком на один год, индивидуальный предприниматель ФИО1 паспорт,
представителя Административной комиссии при органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области – ФИО3, доверенность
№ 04-03-07/1 от 01.03.2011 года,
представителя ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района» - не явился, извещён,
представителя Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – не явился, извещён,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 с заявлением к Административной комиссии при органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области, заинтересованные лица: ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района», Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным и отмене постановления № 1973 от 29.03.2011 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 1.2. частью 4 Закона Саратовской области № 104-ЗСО от 29.07.2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Как видно из материалов дела, 28.03.2011 года начальником управления развития потребительского рынка администрации Энгельсского муниципального района ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении № 000191, согласно которому 25.03.2011 года в 15 часов 00 минут индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляла торговлю рыбной продукцией из павильона, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельс 1, в районе дома 53 без документов, подтверждающих право размещения нестационарных торговых объектов.
Тем самым, по мнению административного органа, индивидуальный предприниматель ФИО1 нарушила требования статьи 1.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» № 104-ЗСО от 29.07.2009 года.
29.03.2011 года административной комиссией при органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 1973, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 1.2 Закона Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» № 104-ЗСО от 29.07.2009 года и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что штраф наложен незаконно, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.
Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Административной комиссии при органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований, полагая, что индивидуальный предприниматель ФИО1 была правомерно привлечена к административной ответственности.
Представители Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Компании ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района», извещённые о времени и месте проведения судебного разбирательства в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Компании ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района», Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.07.2011 года до 26.07.2011 года до 17 часов 00 минут.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Административным органом в судебное заседание представлены материалы по делу об административном правонарушении: постановление административной комиссии при органах местного самоуправления Энгельсского муниципального района Саратовской области по делу об административном правонарушении № 1973 от 29.03.2011 года, протокол об административном правонарушении № 000191 от 28.03.2011 года и повестки.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
29 июля 2009 года Саратовской областной Думой в целях обеспечения правопорядка, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, предупреждения административных правонарушений на территории Саратовской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом (Основным Законом) Саратовской области принят Закон № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области», устанавливающий административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Саратовской области и органов местного самоуправления, а также определяющий подведомственность дел об административных правонарушениях.
Согласно статье 10.2 Закон № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» административными комиссиями в муниципальных районах (городских округах) области рассматриваются дела указанной категории.
Часть 4 статьи 1.2 вышеуказанного Закона говорит о том, что осуществление мелкорозничной торговли из павильонов, киосков, ларьков, палаток, торговых автоматов, автомашин, автолавок и иных передвижных средств торговли (кроме лотков), вне территории розничных рынков и ярмарок, без документов, подтверждающих право размещения нестационарных торговых объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет торговлю на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 16.11.2009 года.
Торговля осуществляется в торговом павильоне, на основании разрешения от 23.12.2010 года на размещения стационарного объекта мелкорозничной сети и бытового обслуживания выданного ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района», сроком с 23.12.2010г. по 23.11.2011г.
Довод Администрации Энгельского муниципального района Саратовской области, что ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района» не вправе распоряжаться земельным участком площадью 188,44 га, расположенного по адресу г. Энгельс-1 (Летный городок) с кадастровым номером 64:50:000000:34 и выдавать разрешение на размещение стационарного объекта мелкорозничной сети и бытового обслуживания не принимается судом в виду следующего.
На основании постановления Администрации ОМО Энгельского района № 886 от 23.03.1998 года, земельный участок площадью 188,44 га, расположенный по адресу г. Энгельс-1 (Летный городок) с кадастровым номером 64:50:000000:34 передан в постоянное (бессрочное) пользование Министерству обороны Российской Федерации и зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Энгельса – свидетельство № 000086 от 19.06.1998 года.
Таким образом, данный земельный участок находится в пользовании у ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района».
В соответствии с пунктом 4.4. Устава ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района» имеет право выступать в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества. Сдача в аренду имущества, использование средств, полученных в качестве арендной платы, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляется с согласия собственника имущества.
В соответствии с пунктом 106 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советский Армии и Военно-морского флота, утверждённого Приказом Министра обороны СССР 1977 года № 75 передача земель во временное пользование производиться с согласия Командующих войсками военных округов.
Письмом № 15.05.2002 года № 49/9/95 КЭУ Краснознамённого Приволжско-Уральского военного округа разрешает Руководству КЭЧ выдавать разрешение на размещение временных торговых павильонов.
23.12.2010 года ФГКЭУ «Энгельсская КЭЧ района» выдало индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешение на размещения стационарного объекта мелкорозничной сети и бытового обслуживания, сроком с 23.12.2010 года по 23.11.2011 года.
В связи с тем, что разрешение Начальника КЭЧ на размещение стационарного объекта мелкорозничной сети и бытового обслуживания от 23 декабря 2010 года носит временный характер, индивидуальный предприниматель ФИО1 должна убрать свой павильон с территории Лётного городка при необходимости данного участка Министерству обороны России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на момент проверки индивидуальный предприниматель ФИО1 имела документы, подтверждающие право размещения нестационарных торговых объектов.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив в совокупности доказательства представленные в материалы дела, суд приходит к выводу, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 1.2 Закон № 104-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Однако, как видно из материалов дела, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по статье 1.2.Закона Саратовской области, без указания части. Однако, в постановлении по делу об административном правонарушении от 29.03.2011 года заявителю вынесено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 1.2. Закона Саратовской области.
В соответствии со статьёй 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 29.10 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указаны обстоятельства, по которым может быть прекращено производство по делу об административном правонарушении, в том числе – отсутствие события административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии по настоящему делу события административного правонарушения и необходимости прекращения производства по административному делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 1973 от 29.03.2011 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 1.2. частью 4 Закона Саратовской области № 104-ЗСО от 29.07.2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
Производство по административному делу прекратить.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьёй 181 настоящего Кодекса.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области
Е.В. Сеничкина