ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-5104/07 от 28.01.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов                                                                                         Дело № А-57-5104/07-21

«28» января  2008 г.                                                                                                                                                            

       Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Андрющенко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания Кусаиновой Г.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Администрации г.Саратова, г.Саратов;

Комитета по финансам администрации г.Саратова

к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва;

   Министерству финансов Саратовской области, г.Саратов

о взыскании 503 613 руб.,

при участии в заседании:

от Истцов – Администрация г.Саратова – Ломова А.А., доверенность № 01-02-41/19 от 28.05.2007г.; Комитет по финансам администрации г.Саратова – Михайлова Е.М., доверенность №02-02/317 от 25.12.2007г.

от Ответчиков – Министерство финансов РФ – Падве Р.Ю., доверенность от 14.01.2008г.; Министерство финансов Саратовской области – Петров М.В., доверенность № 08-03-01/3 от 29.12.2007г.;

У С Т А Н О В И Л:

           В Арбитражный суд Саратовской области обратились Администрация г.Саратова, Комитет по финансам администрации г.Саратова с исковыми требованиями к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Саратовской области о взыскании убытков в размере 503 613 руб.,  возникших в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения инвалиду ВОВ 1 группы Новикову И.И.

В связи с тем, что, по мнению истцов, финансирование покупки благоустроенного жилья для Новикова И.И. должно было быть произведено из средств федерального бюджета, Истцы обратились в суд с настоящим с иском.

           Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

           Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные ими доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 04.05.2005 г. на Администрацию г. Саратова была возложена обязанность по предоставлению гражданину Новикову И.И., являющемуся инвалидом ВОВ 1 группы, на состав семьи из одного человека благоустроенного жилого помещения - квартиры, площадью не менее 33 кв.м. Указанное решение вступило в законную силу.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 15.12.2005г. был изменен способ и порядок исполнения решения Волжского районного суда г. Саратова от 04.05.2005 г.: с Администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования, в пользу Новикова И.И.  взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова в размере 503 613 руб.

Платежным поручением № 99 от 17.04.2006 г. денежные средства в сумме 503 613 руб. Новикову И.И. были  перечислены.

В соответствии с пп. 4. п.  1  ст.  14 ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов ВОВ является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,   вставших  на  учет  до   1   января   2005   года,   которое осуществляется   в   соответствии   с   положениями   статьи   23.2   настоящего Федерального закона. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

     В п. 1 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В частности согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий   граждан,    нуждающихся    в   улучшении    жилищных   условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14,15,16,17, 18, 19 и 21  настоящего  Федерального  закона.  Средства  на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

   Законом Саратовской области от 16.12.2003г.  № 80-ЗСО «Об областном бюджете на 2004 год»  были  предусмотрены   субсидии  на  финансирование  расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О ветеранах» муниципальному образованию «Город Саратов» в сумме 349 711,8 тыс. рублей. Таким образом, закон   предусматривает   финансирование   на   реализацию    мер   социальной поддержки инвалидов ВОВ в первую очередь за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта РФ.

    Исходя из указанных выше норм законодательства, регулирующих правовой статус инвалидов ВОВ, следует, что обеспечение данной категории граждан жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, т.е. является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета города Саратова.

         В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ от 25.09.1997 г. № 126-Ф3 (в ред. от 06.10.2003 г.) «О финансовых основах местного самоуправления» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им  одновременно   передаются   материальные   и   финансовые   ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

             На момент вынесения решения о предоставлении участнику ВОВ Новикову И.И. жилого помещения действовал Закон Саратовской области от 30.01.1998 г.

 № 2-ЗСО «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской     области отдельными государственными полномочиями». Согласно  ст.3 указанного   Закона, органы местного самоуправления наделяются государственными  полномочиями   в соответствии с принципом финансовой и ресурсной  обеспеченности  передаваемых  полномочий. А в соответствии со ст.11 данного Закона, органам местного самоуправления гарантируется материально-финансовая обеспеченность       переданных государственных полномочий.

           В соответствии со ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2006 г.) «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных      муниципальным      образованиям      на      эти      цели материальных ресурсов и финансовых средств.

          Кроме   того,    исполнение    бюджета    города    Саратова    основано    на установленном статьей 38 Бюджетного кодекса РФ принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства   Российской   Федерации.  

     Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходы, понесенные в результате исполнения федерального законодательства, компенсируются за счет средств федерального бюджета.

     В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу ст. 132 (ч. 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (ст. 31

Бюджетного кодекса Российской Федерации).

       Поэтому принудительное исполнение государственных полномочий привело к убыткам муниципального образования «Город Саратов» в сумме 503 613  руб.

       В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу врезультате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, поэтому убытки в этом случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

       В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

  С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

  Руководствуясь ст. ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу муниципального образования «Город Саратов» в лице Администрации города Саратова в доход бюджета города убытки, понесенные в результате возмещения стоимости благоустроенного жилого помещения Новикову И.И., являющемуся инвалидом ВОВ 1 группы,  в размере 503 613 руб.

В иске к остальным ответчикам отказать.

Решение Арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 181, 257-260, 273-277АПК РФ.

Судья Арбитражного суда 

Саратовской области                                                             О.А. Андрющенко