ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-5478/2011 от 25.08.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-5478/2011

Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2011 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фугаровой Н.С. рассматривая в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Энергокомплекс»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области

о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3810 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о доначислении сумм налога, суммы пеней; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3807 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о доначислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3831 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3832 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3833 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3834 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3835 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности, предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении штрафных санкций, сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3836 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3837 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3838 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3839 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения от 02 марта 2011 года № 441 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 900 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 442 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 443 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 444 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2300 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 445 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банка в части взыскания штрафа в сумме 2300 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 446 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2300 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 447 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2200 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 448 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 449 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 950 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 450 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 451 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2200 рублей; решения № 96 от 26 января 2011 года о зачете; решения № 97 от 26 января 2011 года о зачете

при участии:

от ОАО «Энергокомплекс»- ФИО1 доверенность №1 от 01.01.2011г. выдана сроком до 31.12.2011г.; ФИО2 доверенность от 28.02.2011г. выдана сроком на 1 год;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области- ФИО3 доверенность № 2 от 10.01.2011г;

от УФНС Саратовской области- ФИО3, доверенность №05-17/179 от 30.12.2010г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО «Энергокомплекс» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3810 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о доначислении сумм налога, суммы пеней; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3807 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о доначислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3831 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3832 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3833 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога, решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3834 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3835 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности, предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении штрафных санкций, сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3836 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3837 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3838 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области от 13 декабря 2010 года № 3839 «О привлечении открытого акционерного общества «Энергокомплекс» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части предложения внести необходимые изменения в бухгалтерский учет о начислении сумм налога; решения от 02 марта 2011 года № 441 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 900 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 442 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 443 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 444 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2300 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 445 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банка в части взыскания штрафа в сумме 2300 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 446 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2300 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 447 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2200 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 448 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 449 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 950 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 450 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 700 рублей; решения от 02 марта 2011 года № 451 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках в части взыскания штрафа в сумме 2200 рублей; решения № 96 от 26 января 2011 года о зачете; решения № 97 от 26 января 2011 года о зачете.

О времени и месте участники процесса извещены в соответствии со ст.ст.121-123 АПК РФ.

Представителем ОАО «Энергокомплекс» - заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, и просит суд: прекратить производство по делу в части признания недействительными решений Межрайонной ИФНС России №2 по саратовской области №96, №97 от 26 января 2011года о зачете, в связи с отказом от заявленных требований в данной части. Остальные требования поддерживает в полном объеме.

Судом уточнения приняты.

Представитель Межрайонной ИФНС России №2 по Саратовской области, Управления ФНС России по Саратовской области, г.Саратов возражает против заявленных ОАО «Энергокомплекс» требований по основаниям, изложенным в возражениях по делу.

Дело рассматривается по имеющимся доказательствам по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы, приведенные участниками процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 21 мая 2010 года в МРИ ФНС № 2 по Саратовской области ОАО «Энергокомплекс» представлены уточненные налоговые декларации по водному налогу за 2-4 квартал 2007 года, 1 -4 кварталы 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года в которых сумма налога исчислена в размере 1405103 рублей.

МРИ ФНС № 2   по Саратовской области в соответствии со ст. 88 НК РФ проведены камеральные проверки указанных деклараций ОАО «Энергокомплекс» по водному налогу, по результатам которых 13 декабря 2010 года приняты решения №№ 3810, 3807, 3831, 3832, 3833, 3834, 3835, 3836, 3837, 3838, 3839 «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3810 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 106802,4 рублей, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодека Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 18 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 2 квартал 2007 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 1800 рублей.

Кроме того, предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив доначисленные по решению камеральной проверки: сумму доначисленного водного налога 267006 рублей, сумму штрафа 108602,4 рублей, сумму пени 8455,19 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3807 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) сумм водного налога по налоговой декларации за 3 квартал 2007 года виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 220486 рублей, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 14 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 3 квартал 2007 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 1400 рублей.

Кроме того, предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив доначисленные по решению камеральной проверки: сумму доначисленного водного налога 551238 рублей, сумму штрафа 221886рублей, сумму пени 6180 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3831 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 14 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 4 квартал 2007 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 1400 рублей.. Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3831 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив доначисленные по решению камеральной проверки: сумму доначисленного водного налога 257144 рублей, сумму штрафа 1400 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3832 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 46 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 1 квартал 2008 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 4600 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3832 ОАО Энергокомплекс» предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 6415 рублей, сумму штрафа 4600 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по саратовской области № 3833 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 46 документов по требованию итогового органа по водному налогу за 2 квартал 2008 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 4600 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13.12.2010г. №3833 ОАО Энергокомплекс» предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 61698 рублей, сумму штрафа 4600 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3834 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 46 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 3 квартал 2008 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 4600 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3834 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 18952 рублей, сумму штрафа 4600 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3835 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 44 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 4 квартал 2008 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 4400 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3835 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 12086 рублей, сумму штрафа 4400 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3836 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 14 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 1 квартал 2009 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 1400 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3836 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 7082 рублей, сумму штрафа 1400 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3837 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 19 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 2 квартал 2009 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 1900 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3837 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 6201 рублей, сумму штрафа 1900 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3838 ОАО «Энергокомплекс» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 7 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 3 квартал 2009 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 700 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3838 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 2721 рублей, сумму штрафа 700 рублей.

Решением МРИ ФНС № 2 по Саратовской области № 3839 ОАО «Энергокомплекс»привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налогоплательщиком 15 документов по требованию налогового органа по водному налогу за 4 квартал 2009 года в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета в размере 1500 рублей.

Кроме того, решением налогового органа от 13 декабря 2010 года № 3839 ОАО «Энергокомплекс» предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский учет, отразив начисленные по решению камеральной проверки: сумму начисленного водного налога 4560 рублей, сумму штрафа 1500 рублей.

Основанием для принятия указанных решений послужил вывод налогового органа о занижении ОАО «Энергокомплекс» суммы водного налога ввиду необоснованности применения освобождения от налогообложения.

По мнению инспекции, за 2-4 кв. 2007 года, 1-4 кв. 2008 года, 1-4 кв. 2009 года общая сумма заниженного водного налога составила 1405103 рублей.

В адрес ОАО «Энергокомплекс» налоговым органом направлены требования № 157, № 158, № 159, № 160, № 161, № 162, № 163, № 164, № 165, № 166, № 167 по состоянию на 26 января 2011 года об уплате штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

ОАО «Энергокомплекс» не согласилось с решениями налогового органа и обратилось с  жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

УФНС по Саратовской области решением от 25 февраля 2011 года удовлетворило жалобы ОАО «Энергокомплекс» в части.

Решение № 3807 отменено в части привлечения ОАО «Энергокомплекс» к ответственности, предусмотренной п. 1ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату водного налога за 3 квартал 2007 года в виде штрафа в сумме 220495,2 рублей и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 700 руб.

Решение № 3810 отменено в части привлечения ОАО «Энергокомплекс» к ответственности, предусмотренной п. 1ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату водного налога за 2 квартал 2007 года в виде штрафа в сумме 106802,4 рублей и привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 600 руб.

Решение № 3831 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 700 руб.

Решение № 3832 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2300 руб.

Решение № 3833 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2300 руб.

Решение № 3834 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2300 руб.

Решение № 3835 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 2200 руб.

Решение № 3836 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 700 руб.

Решение № 3837 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 950 руб.

Решение № 3838 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 350 руб.

Решение № 3839 отменено в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 750 руб.

Судом установлено, что 31 марта 2011 года налогоплательщиком получены решения от 02 марта 2011 года № 441, № 442, № 443, № 444, № 445, № 446, № 447, № 448, № 449, № 450, № 451 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, без учета решения УФНС по Саратовской области от 25 февраля 2011 года.

При таких обстоятельства суд приходит к выводу, что решения от 02 марта 2011 года № 441, № 442, № 443, № 444, № 445, № 446, № 447, № 448, № 449, № 450, № 451 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках приняты налоговым законодательством с нарушением действующего законодательства.

Как установлено судом, ОАО «Энергокомплекс» имеет в собственности оборудование, посредством которого осуществляется забор воды из канала технического водоснабжения. Забранная вода реализовывалась на нужды других потребителей (абонентов ОАО «Энергокомплекс») и на собственные нужды для обеспечения пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

ОАО «Энергокомплекс» в первичных декларациях произведен расчет налога с учетом количества воды, используемой на обеспечение пожарной безопасности, охраны окружающей среды и сброса сточных вод на рельеф (без использования водного объекта).

В пункте 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан определять налоговую базу по каждому виду водопользования отдельно в отношении каждого водного объекта. Более того, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется также применительно к каждой налоговой ставке.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий.

Статья 53 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

Довод налогового органа об отсутствии у ОАО «Энергокомплекс» лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов и невозможности в этом случае соблюдать требования пожарной безопасности не принимается судом.

Как установлено судом, ОАО «Энергокомплекс» является собственником Производственного комплекса № 5, включающего в себя помимо трубопроводов, канализационных сетей, очистных сооружений, и водный объект - озеро «Моховое», в котором проходят естественные гидробиологические процессы самоочищения поступаемых стоков.

В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Таким образом, ОАО «Энергокомплекс» обязано осуществлять контроль за качеством сброшенных в водный объект стоков и проводить мероприятия по охране водного объекта от негативного воздействия.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения водным налогом использование акватории водных объектов для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия, а также осуществление такой деятельности на водных объектах.

В соответствии с подпунктами 15, 17 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В целях реализации указанных мероприятий относительно водного объекта - озера «Моховое», ОАО «Энергокомплекс» осуществляло забор воды, объем которой указан в первичной декларации. В перечень мероприятий вошли мероприятия по предупреждению заилевания, истощения вод (постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод), по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов, в связи с чем, промышленные и хоз-фекальные стоки разбавлялись необходимым количеством воды согласно технологическому регламенту очистки сточных вод. Забор воды на вышеуказанные цели производится без наличия специального разрешения (лицензии, договора).

Пункт 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает основные требования к охране водных объектов, так, например, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для охраны окружающей среды, в том числе водных объектов.

Судом не принимается довод налогового органа, что забор воды из водного объекта с применением технических средств и устройств является в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом.

Таким образом, судом установлено, что налоговым органом не учтено, что забор воды в данном случае производился для осуществления мероприятий по предупреждению заилевания, истощения вод, по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов, также забор воды осуществлялся для нужд садоводческих товариществ.

Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения по водному налогу забор воды для полива садоводческих, огороднических, дачных, земельных участков и т.д.

Применение указанной нормы не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у водопользователя лицензии.

В подтверждении факта забора воды в вышеуказанных целях в материалы дела представлены договоры на отпуск речной воды ООО «Балаковский завод волоконных материалов», ООО «Завод по производству серной кислоты», как предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты и использующие в производстве опасные вещества, такие как сероуглерод, серу, сульфат цинка и документы, подтверждающие право собственности ОАО «Энергокомплекс» на производственный комплекс № 5 (очистные сооружения, озеро Моховое, пруды-отстойники и др.), - на опасный производственный объект газораспределительный пункт, аммиачно-кислородную станцию, а так же договоры на отпуск речной воды с садоводческими товариществами «Химик», «Ягодка».

Судом установлено, что налоговая инспекция в ходе проверки не исследовала вопрос о том, на какие фактические цели и в каких объемах осуществлялся обществом забор воды.

Факт использования воды на цели, указанные в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждается характеристикой водопользования, расчетом норм водопотребления и водоотведения общества.

В отношении объема сброса сточных вод, указанного в первичной декларации Заявителем представлены следующие пояснения.

В связи остановкой производства ООО «Балаковский завод волоконных материалов» 28 декабря 2007 года издан приказ об изменении технологической схемы приема и очистки сточных вод. Данное обстоятельство было вызвано тем, что объем стоков резко сократился до минимальных, а работающее оборудование рассчитано на большой объем перекачки и обработки стоков.

Во исполнение указанного приказа, разработаны дополнения к постоянному технологическому регламенту цеха нейтрализации и очистки промышленных сточных вод № 24 от 31 декабря 2007 года. Согласно дополнениям к регламенту изменилась схема материального баланса очистки промышленных сточных вод цеха НПС, в итоге все стоки стали поступать в шламонакопитель № 3, минуя водовыпуск в р. Волгу. В сложившейся ситуации ОАО «Энергокомплекс» не является водопользователем, что подтверждается Актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области № 2174-08 от 30.03.2010.

Судом не принимается довод налогового органа, что ОАО «Энергокомплекс» не осуществляет деятельность, связанную с охраной окружающей среды от вредного воздействия.

Соблюдение и защита экологических прав - обязанность государства и его должностных лиц; опосредованно - признание экологических прав своих соседей, других окружающих лиц начинается с выполнения каждым своих собственных экологических обязанностей. Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав общества, государства и всего человечества на окружающую их природную среду и их взаимных обязанностей.

В статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природа, как и природная среда, - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Упоминаемые в статье 58 Конституции Российской Федерации природные богатства подразумевают используемые в статье 1 указанного Закона понятия: компоненты природной среды - землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природные объекты - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенные объекты - природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий » свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; природные комплексы - комплексы функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

В статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды (также природоохранной деятельностью) понимается деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Граждане обеспечивают установленные нормативы качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Экологические (природоресурсные и природоохранные) обязанности классифицируются в Законе об охране окружающей среды по стадиям и по видам хозяйственной деятельности.  При этом выделяются следующие стадии хозяйственной деятельности - размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооружений и других объектов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что для деятельности по охране окружающей среды не требуется указывать в Уставе предприятия как вид деятельности.

Таким образом, у ОАО «Энергокомплекс» отсутствовал объект налогообложения при заборе воды для пожарной безопасности, охраны окружающей среды и сброса сточных вод на рельеф, в связи с чем, заявитель не может быть привлечен к ответственности в сфере налоговых  правоотношений, связанных с пользованием водными объектами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные ОАО «Энергокомплекс» требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В части оспаривания ОАО «Энергокомплекс» решений МРИ ФНС России №2 по Саратовской области №96 и №97 от 26.01.2011г. о зачете дело производством прекратить в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

В остальной части заявленные ОАО «Энергокомплекс» требования – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.

Судья А.В. Калинина