АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А57-6048/2010
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2011 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Терентьевой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда дело по заявлению
Министерства социального развития Саратовской области,
заинтересованные лица:
Счетная палата Саратовской области,
Министерство финансов Саратовской области,
о признании недействительным и подлежащим отмене предписание Счетной палаты Саратовской области от 1 апреля 2010 года № 03-03/282,
при участии в судебном заседании:
от Министерства социального развития Саратовской области – ФИО1, доверенность № 01/576, от 08.02.2011 г., сроком до 31.05.2011г., ФИО2 – представитель по доверенности от 01.04.2011 № 1986/4;
от Счетной палаты Саратовской области – ФИО3, доверенность б/н от 30.06.2010 г., сроком на 1 год.;
от Министерства финансов Саратовской области – ФИО4, доверенность № 08-03-01/3 от 11.01.2011 г., сроком по 31.12.2011 г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд обратилось Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о признании недействительным и подлежащим отмене предписание Счетной палаты Саратовской области от 1 апреля 2010 года № 03-03/282.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2010, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010, в удовлетворении заявленных требований Министерства социального развития Саратовской области отказано в полном объеме.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Саратовской области от 09 декабря 2010г. решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.06.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 по делу N А57-6048/2010 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Федеральный Арбитражный суд Саратовской области указал, что арбитражным судом не дана оценка доводам Министерства социального развития Саратовской области о том, что в рамках областной программы "Создание автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" на 2006 - 2007 годы" осуществлялись мероприятия по созданию и внедрению системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения, а в рамках областной целевой программы "Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области" для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области" на 2008 - 2009 годы" осуществлялись мероприятия по созданию и внедрению системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области.
Контракт от 25.12.2008 N 391 предусматривает выполнение работ по созданию системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения, а не в органах социальной защиты населения.
Кроме того, мероприятия, осуществленные в рамках государственного контракта от 25.12.2008 N 391, являются вторым этапом внедрения в сфере социальной поддержки населения автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области".
Поскольку данные доводы имеют существенное значение для правильного разрешения спора дело направлено на новое рассмотрение.
О времени и месте участники процесса извещены в соответствии со ст.ст.121-123 АПК РФ.
Дело рассматривается по правилам ст.ст. 153 АПК РФ.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объёме.
Представитель Счётной палаты Саратовской области высказал возражения против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства финансов Саратовской области поддержал позицию заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, изучив действующее законодательство, с учетом Постановления Федерального Арбитражного суда Саратовской области от 09 декабря 2010 г. арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Саратовской области «О Счётной плате Саратовской области» №216-ЗСО от 30.07.2008 года Счетная палата Саратовской области является постоянно действующим органом государственного финансового контроля Саратовской области.
Пунктом 2 статьи 2 указанного закона в целях реализации задач, возложенных на Счетную палату, она осуществляет проведение комплексных и тематических проверок использования средств областного бюджета, бюджета Территориального фонда и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета органами государственной власти области, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями всех форм собственности, которые получают средства областного бюджета.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 3 Закона предусмотрено, что в рамках осуществления своей деятельности Счётная палата Саратовской области вправе при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации и области, неэффективного, неэкономного использования средств областного бюджета, бюджета Территориального фонда, местного бюджета - получателя межбюджетных трансфертов из областного бюджета направлять руководителям проверяемых организаций предписания по устранению выявленных нарушений и недостатков и недопущению их в дальнейшем.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве социального развития Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 N387-11, Министерство социального развития Саратовской области является правопреемником Министерства здравоохранения и социальной поддержки области.
Материалами дела установлено, что Законом Саратовской области от 02.08.07г. № 145-ЗСО утверждена областная целевая программа «Разработка и внедрение
подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный
социальный регистр населения Саратовской области» для учреждений
социального обслуживания населения Саратовской области» на 2008 – 2009 годы». Одной из основных целей и задач Программы является создание и
внедрение системы электронных средств связи (электронная почта),подключение учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области (паспорт Программы). Министерство социального развития Саратовской области является правопреемником (министерства здравоохранения и социальной поддержки области (пункт 7 Положения и Министерстве социального развития Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 N 387-П). В 2008 году планировалось реализовать 1 этап Программы, в том числе создать и внедрить систему электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, подключить их к локальной вычислительной сети министерства социального развития области.
В разделе 8 Перечня мероприятий областной целевой Программы предусмотрено программное мероприятие «создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети министерства социального развития области».
На реализацию данного программного мероприятия в 2008 году были предусмотрены и выделенные бюджетные ассигнования (за счет средств областного бюджета) в сумме 3342,59 тыс. руб. (раздел 4 «Ресурсное обеспечение Программы»).
Таким образом, Законом Саратовской области от 02.08.07г. № 145-ЗСО «Об областной целевой программе «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области» на 2008 - 2009 годы» были утверждены и конкретные программные мероприятия, и бюджетные ассигнования, выделяемые из областного бюджета на их реализацию.
Счётной палатой Саратовской области на основании удостоверения от 10 марта 2010 года №02-10/17 была проведена проверка законности и эффективности расходования денежных средств, выделенных Министерству социального развития Саратовской области на областную целевую программу «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2008-2009 года, в 2008 году.
По результатам проведённой проверки на основании п. «г» ч.1 ст. З и ч.б ст.6 Закона Саратовской области от 30 июля 2008 г. № 216-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» Министерству социального развития саратовской области было выдано предписание №03-03/282 от 01.04.2010 года, которым Министерству социального развития Саратовской области было предписано усилить контроль за расходованием средств областного бюджета и достижением конечных результатов от заключенных контрактов, осуществлять контроль за надлежащим исполнением контрагентами обязательств по заключенным государственным контрактам, не допускать фактов нецелевого, неэффективного, избыточного расходования бюджетных средств.
Министерство социального развития Саратовской области, не согласившись с вышеуказанным предписанием, обратилось с требованием о признании его недействительным и подлежащим отмене. При этом заявитель указывает на то, что создание канала связи между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области было необходимым элементом создания и внедрения системы электронных средств связи по комбинированному способу, в результате проведённых работ все учреждения социального обслуживания населения области были подключены в локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области, а бюджетные средства в сумме 3342590 рублей освоены по целевому назначению. Заключение государственного контракта №391 от 25.12.2008 года являлось необходимым составным элементом исполнения Областной целевой программы «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2008-2009 года, а программы 2006-2007 годов и 2008-2009 годов предусматривают разные цели и разные задачи.
В ходе проведённой проверки было установлено, что Министерством социального развития Саратовской области были заключены государственные контракты с ООО «Белл» №370 от 12.12.2008 года на сумму 399,00 тыс. рублей и №371 от 15.12.2008 года на сумму 499,99 тыс. рублей.
За выполненные работы по вышеуказанным контрактам Министерством социального развития Саратовской области была произведена оплата ООО «Белл» в сумме 898,99 тыс. рублей.
Согласно техническим заданиям для проведения открытых аукционов в электронной форме (по результатам которых и были заключены указанные госконтракты) цель работы по контрактам № 370 от 12 декабря 2008 года и от № 371 от 15 декабря 2008 года практически одинакова и состоит в следующем: «Обеспечение технической возможности для объединения локальных и телефонных сетей Министерства социального развития Саратовской области и Правительства Саратовской области».
25.12.2008 года Министерством социального развития Саратовской области был заключен государственный контракт № 390 от 25 декабря 2008 года с ООО «Трайтек Инфосистемс».
В рамках данного контракта ООО «Трайтек Инфосистемс» осуществило работы по созданию каналов связи между центральным сервером Министерства социального развития Саратовской области расположенного по адресу <...>, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.
За выполненные работы Министерством социального развития Саратовской области ООО «Трайтек Инфосистемс» была произведена оплата в размере в сумме 995, 29 тыс. рублей.
Все расходы по вышеуказанным договорам произведены Министерством за счет ассигнований, выделенных из областного бюджета на реализацию пункта 2 перечня мероприятий Программы на 2008-2009 годы, которым предусмотрено: «создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети министерства социального развития области».
Создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством пунктом 2 перечня мероприятий Программы на 2008-2009г. не предусмотрено.
На основании вышеизложенных фактов Счётная плата Саратовской области пришла к выводу о том, что Министерством социального развития Саратовской области средства в общей сумме 977,98 тыс. рублей (по государственным контрактам № 370 от 12 декабря 2008 года, № 371 от 15 декабря 2008 года, № 390 от 25 декабря 2008 года) были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Ссылка Министерства на договор № 17/063/2008/254а от 19.09.08г., на основании которого был подготовлен аналитический отчет, которым был предложен другой способ создания каналов связи, не может быть принят судом.
Фактически договор был заключен 19.09.08г. то есть уже в ходе реализации Программы. При наличии утвержденной целевой Программы, в которой предусмотрен механизм ее реализации и закреплены конкретные мероприятия по ее реализации, Министерство должно было неукоснительно исполнять областную целевую Программу. Программой не было предусмотрено заключение подобных договоров, также Программа не предусматривает, что утвержденные программные мероприятия могут произвольно изменяться Министерством на основании каких-либо аналитических отчетов.
Кроме того, Постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2003 г. № 61-П было утверждено Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ. Пункт 14 Положения предусматривает, что областная целевая программа состоит из паспорта программы и ряда разделов, в частности третий раздел включает в себя систему (перечень) программных мероприятий. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта программы (п. 13 Положения). Согласно п.29 Положения ежегодно государственные заказчики на основании представленных отчетов от исполнителей программы подготавливают и до 1 февраля каждого года представляют в министерство экономического развития и торговли области сводный доклад о ходе реализации программы за прошедший год, а также предложения о внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.
Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство социального развития области. Министерством, как государственным заказчиком Программы, не были приняты меры по включению в Перечень программных мероприятий выполнение работ по прокладке волоконно-оптического кабеля повышенной пропускной способности между Правительством Саратовской области и Министерством ни на стадии разработки целевой Программы, ни на стадии ее реализации.
Доказательств, что разработчик Программы, воспользовался своим правом по внесению соответствующих изменений в утвержденную законом Саратовской области 02.08.07г. № 145-ЗСО целевую Программу, избрав более экономичный, по мнению Министерства, способ реализации Программы, Министерство, как государственный заказчик, суду не представило.
Также необходимо отметить, что Счетная палата области в обжалуемом предписании не квалифицируют в качестве бюджетного правонарушения непринятие Министерством мер по внесению изменений в областную целевую Программу в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Саратовской области от 03.06.2003г. № 61-П. Вопрос заключается в том, что только внесение соответствующих изменений в целевую Программу (в перечень программных мероприятий) являлось для Министерства единственным законным основанием на осуществление расходов по прокладке волоконно-оптического кабеля повышенной пропускной способности между Правительством Саратовской области и Министерством.
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством пунктом 2 Перечня мероприятий Программы на 2008-2009г. не было предусмотрено, следовательно, отсутствовало правовое основание для расходования бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные Программой. В результате Министерством совершено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 977,98 тыс. рублей.
Кроме того по вопросу неэффективного использования бюджетных средств и избыточных расходов, допущенных Министерством, судом установлено, что на территории Саратовской области действовала областная целевая Программа «Создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006-2007 годы», утвержденная постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1846. Перечень программных мероприятия данной целевой программы предусматривал мероприятия по созданию локальных вычислительных сетей в органах социальной защиты населения, создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области. На указанные цели в 2006 году были выделены средства из областного бюджета в сумме 4000,00 тыс. рублей, которые были освоены в полном объеме.
Счетной палатой Саратовской области в 2008 году проводилась проверка использования средств, выделенных на реализацию целевой программы АИС ЭСРН на 2006-2007 годы. По результатам проверки было выявлено, что электронная почта в органах социальной защиты была создана и подключена к локальной вычислительной сети Министерства, однако фактически передача данных от органов социальной защиты Министерству осуществлялась на магнитных носителях один раз в месяц. По результатам проверки Министерству направлено предписание от 21 июля 2008 года № 03-03/394 (копия приобщена к материалам дела). В ответ на предписание Министерством представлена информация (письмо от 30 сентября 2008 года № 09/3236, копия приобщена к материалам дела), согласно которой с 01 октября 2008 года формирование единой базы данных Министерства, включающую в себя базы данных всех управлений социальной защиты населения области, производится ежедневно с использованием ADSL - соединений.
Как уже отмечалось, Законом Саратовской области от 02.08.07г. № 145-ЗСО была утверждена областная целевая программа «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области» на 2008 - 2009 годы».
Одной из основных целей и задач Программы является создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта), подключении учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области (паспорт Программы). Министерство социального развития Саратовской области является правопреемником министерства здравоохранения и социальной поддержки области.
Министерством, в рамках реализации данной целевой Программы, произведена оплата в сумме 995,29 тыс. рублей ООО «Трайтек Инфосистемс» за выполненные работы по государственному контракту № 391 от 25 декабря 2008 года. Согласно пункту 1.1. указанного государственного контракта, по условиям настоящего контракта «Подрядчик (000 «Трайтек Инфосистемс») по заданию Заказчика (Министерство) обязуется выполнить работы по созданию системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения из материалов Подрядчика. Создание канала связи второго уровня в объеме, содержании и по ценам, определенным в согласованной сторонами смете, в соответствии с требованиями Технического задания и сдать результаты работы Заказчику». Таким образом, п. 1.1. госконтракта содержит ссылку на Техническое задание.
Техническое задание предусматривает, что целью аукциона является выполнение работ в части создания каналов связи между центральным сервером Министерства расположенного по адресу <...>, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.
Работы проведены именно в части создания каналов связи между центральным сервером Министерства расположенного по адресу <...>, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.
По Программе «Создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006 - 2007 годы», утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23.11.2005 N 45-1846 осуществлялись мероприятия по «зданию локальных вычислительных сетей в органах социальной защиты населения (т.е. в территориальных органах (управлениях) Министерства).
По Программе «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» для учреждений социального обслуживания населенияСаратовской области» на 2008 - 2009 годы», утвержденной ЗакономСаратовской области от 02.08.07г. № 145-ЗСО осуществлялись мероприятия по подключению учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети Министерства.
В результате средства областного бюджета в сумме 995,29 тыс. руб. по контракту №391 от 25 декабря 2008г. фактически были использованы Министерством на цели, на которые уже выделялись ассигнования по областной целевой Программе АИС ЭСРН на 2006-2007 годы.
Давая объяснения по данному факту, Министерство социального развития Саратовской области указало на то, что необходимость заключения контракта № 391 от 25 декабря 2008 года была связана с тем, что при передаче информации по ранее созданным каналам связи с использованием технологии ADSL возникли проблемы, связанные с потерей данных и низкими скоростями передачи. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что результат от использования денежных средств в сумме 4000,00 тыс. рублей, выделенных по областной целевой программе АИС ЭСРН на 2006-2007 годы, достигнут не был.
В результате допущено неэффективное использование в 2006 году средств областного бюджета в сумме 4000,00 рублей и избыточное расходование средств областного бюджета в 2008 году в сумме 995,29 тыс. рублей.
Таким образом, Счётной палатой Саратовской области были установлены избыточные расходы Министерством социального развития Саратовской области средств областного бюджета в сумме 995,29 тыс. рублей, а также неэффективное использование средств областного бюджета в сумме 4000,00 тыс. рублей.
Согласно ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области пунктом 2 Перечня мероприятий Программы на 2008-2009 годы не было предусмотрено, следовательно, отсутствовало правовое основание для расходования бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные Программой.
На основании вышеизложенного, Счётная палата Саратовской области правомерно пришла к выводу о том, что Министерством социального развития Саратовской области совершено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 977,98 тыс. рублей.
Таким образом, предписание №03-03/282 от 01.04.2010 года вынесено Счётной палатой Саратовской области в соответствии с требованиями законодательства.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требование о признании недействительным и подлежащим отмене предписания №03-03/282 от 01.04.2010 года, вынесенного Счётной палатой Саратовской области, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных Министерством социального развития Саратовской области требований – отказать.
Решение может быть обжаловано.
Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.
Судья Арбитражного
суда Саратовской области
А.В. Калинина