ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-6823/11 от 20.10.2011 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело №А 57-6823/2011

Резолютивная часть решения оглашена «20» октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен «26» октября 2011 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Штремплер М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Святкиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Химтяжстрой», город Саратов,

к государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер», город Саратов, Министерству финансов Саратовской области, Министерству здравоохранения Саратовской области, г. Саратов

о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по монтажу системы горячего водоснабжения ГУЗ «ОКПТД» <...> от 07.09.2010 г. в размере 105 931 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 873 руб.,

при участии в заседании:

от ООО «Химтяжстрой» - ФИО1 по доверенности №110/р от 01.10.2011 года,

от ГУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» – ФИО2 по доверенности №12-01-05/666 от 01.08.2008,

от Министерства финансов Саратовской области – ФИО3 по доверенности № 08-03-01/4 от 11.01.2011 года, после перерыва ФИО4 по доверенности №08-03-01/3 от 11.01.2011,

от Министерства здравоохранения - ФИО5 по доверенности № 03-05/4198 от 16.09.2009 года,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Химтяжстрой» (далее по тексту ООО «Химтяжстрой», истец), город Саратов к государственному учреждению здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер» (далее по тексту ГУЗ «ОКПТД»), город Саратов, Казне Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ по монтажу системы горячего водоснабжения ГУЗ «ОКПТД» <...> от 07.09.2010 г. в размере 105 931 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 873 руб.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 21.09.29011 к участию в деле  привлечено в качестве соответчика Министерство здравоохранения Саратовской области (410012, <...>).

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

ГУЗ «ОКПТД» возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Представитель пояснил, что работы были выполнены в полном объеме без замечаний, акты подписаны, а также подписан акт сверки расчетов по состоянию на 01.01.2011 год, оплата не была произведена в связи с отсутствием финансирования. ГУЗ «ОКПТД» является подведомственным учреждением Министерства здравоохранения Саратовской области, которое финансирует всю деятельность учреждения из областного бюджета.

Министерство здравоохранения Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель Министерства финансов Саратовской области письменные пояснения по иску не представил, устно пояснил, что исковые требования заявлены не корректно.

В судебном заседании 13.10.2011 г. в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялись перерывы до 15 ч. 00 мин. 20.10.2011 г., до 17 ч. 45 мин. 20.10.2011 г.

После перерывов заседание было продолжено.

Дело рассматривается в порядке ст.ст. 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст.ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07.09.2010 года в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и в соответствии с результатами запроса котировок (протокол № 1151721137 от 26.08.2010 года) между ГУ№ «ОКПТД» (Заказчик) и ООО «Химтяжстрой» (Подрядчик) был заключен государственный контракт № 289 на выполнение работ по монтажу системы горячего водоснабжения, согласно которому Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по монтажу системы горячего водоснабжения ГУЗ «ОКПТД» по адресу: <...> (работы), в объеме, содержании и по ценам, определенным в смете (приложение № 1) и сдать результаты работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные Подрядчиком работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

Согласно п. 2.2. указанного контракта сроки выполнения работ с момента заключения настоящего контракта до 01.11.2010 года.

В соответствии с разделом 3 указанного контракта цена контракта составляет 157 100 руб., в том числе НДС и включает в себя все налоги сборы и другие обязательные платежи, в соответствии с действующим законодательством РФ, затраты, издержки и иные расходы подрядчика, связанные с исполнением контракта. Оплата работ производится по безналичному перечислению денежных средств на расчетный счет Подрядчика платежными поручениями по факту выполнения работ, включая устранение выявленных недостатков (дефектов), в пределах стоимости выполненных работ (части работ) в течение 30 банковских дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту по форме КС-2, справок по форме КС-3. Оплата производится за счет средств областного бюджета.

Работы подрядчиком были выполнены в полном объеме, о чем свидетельствуют акт о приемке выполненных работ № 1 от 18.10.2010 года на сумму 105 931 руб. (унифицированная форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 18.10.2010 года (унифицированная форма КС-3), а также акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2011 года, подписанные между Заказчиком и Подрядчиком без замечаний.

Истцом в адрес ГУЗ «ОКПТД» 24.03.2011 г. была направлена претензия № 1 на сумму 105 931 руб., включая НДС с требованием об оплате стоимости выполненных работ и процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку платежа на день фактического расчета.

В связи с тем, что ГУЗ «ОКПТД» в добровольном порядке не погасило задолженность по указанному контракту, ООО «Химтяжстрой» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующими исковыми требованиями.

Кроме этого, истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку платежа в размере 2 873 руб.

ООО «Химтяжстрой» просит в случае недостаточности денежных средств у ГУЗ «ОКПТД» взыскать денежные средства в порядке субсидиарной ответственности с Казны Саратовской области.

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав представителей сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 2 Закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отношения по государственному контракту № 289 от 07.09.2010 г. регулируется данным законом, а также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и нормативных актов Правительства Российской Федерации и уполномоченного государственного органа, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

Взаимоотношения сторон по подрядным строительным работам, предназначенным для удовлетворения государственных или муниципальных нужд регулируются положениями § 3 и 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), а в случае отсутствия специальных норм в силу части 2 статьи 702 ГК РФ к правоотношениям по выполнению строительных работ субсидиарно подлежат применению нормы § 1 главы 37.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно положениям статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что истцом были выполнены подрядные работы в полном объеме. Свои обязательства по оплате выполненных работ Заказчик не мог исполнить своевременно в связи с отсутствием финансирования. Факт отсутствия денежных средств у ГУЗ «ОКПТД» подтверждается письмами № 05-02/1 от 12.01.2011 года Министерства здравоохранения Саратовской области и № 41-р от 24.03.2011 года ГУЗ «ОКПТД», представленными ГУЗ «ОКПТД».

Представитель ГУЗ «ОКПТД» пояснил, что работы были выполнены в полном объеме без замечаний, акты подписаны, а также подписан акт сверки расчетов по состоянию на 01.01.2011 год, оплата не была произведена в связи с отсутствием финансирования. ГУЗ «ОКПТД» является подведомственным учреждением Министерства здравоохранения Саратовской области, которое финансирует всю деятельность учреждения из областного бюджета.

Согласно ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательств одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенные действия. В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены договором строительного подряда.

Оплата выполненных в соответствии с условиями обязательства и принятых результатов подрядных работ не может быть поставлена в зависимость от осуществления финансирования за счет средств бюджета соответствующих расходов заказчика, поскольку ни действующее бюджетное законодательство, ни гражданское законодательство не предусматривает оплату работ в зависимости от финансирования.

В соответствии с п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ государственное учреждение обладает специальной (целевой) правоспособностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества.

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

Согласно части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного  самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения Арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.

В соответствии с п.п. 1.1. устава ГУЗ «ОКПТД» учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета на основе бюджетной сметы, учредителем учреждения является Министерство здравоохранения Саратовской области, следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам ГУЗ «ОКПТД» несет Саратовская область в лице Министерства здравоохранения Саратовской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

В соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2010 года № 201 - ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» главными распорядителями средств областного бюджета Саратовской области являются: 16 министерств, в том числе Министерство здравоохранения Саратовской области, 8 комитетов, 5 управлений.

С учетом вышеперечисленных норм действующего законодательства, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени ГУЗ «ОКПТД» является Министерство здравоохранения Саратовской области.

Таким образом, суд считает требование истца о взыскании с ответчика задолженности по государственному контракту № 289 от 07.09.2010 года в размере 105 931 руб. подлежат удовлетворению, а при недостаточности денежных средств у ГУЗ «ОКПТД» задолженность подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности с Саратовской области в лице Министерства здравоохранения Саратовской области за счет средств казны Саратовской области. В отношении Министерства финансов Саратовской области следует отказать.

Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 8 октября 1998 года «О практике применения положений гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», исходя из пункта 1 статьи 395 Кодекса в случаях, когда сумма долга уплачена должником с просрочкой, судом при взыскании процентов применяется учетная ставка банковского процента на день фактического исполнения денежного обязательства (уплаты долга), если договором не установлен иной порядок определения процентной ставки.

В соответствии с п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 проценты подлежат уплате за весь период пользования чужими средствами по день фактической уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок.

Если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента целесообразно отдавать предпочтение той из них, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами.

В случаях, когда денежное обязательство исполнено должником до вынесения решения, в решении суда указываются подлежащие взысканию с должника проценты за пользование чужими денежными средствами в твердой сумме.

Истцом заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 873 руб. за период с 29.11.2010 года по 01.04.2011 года.

Судом расчет проверен и признан неверным в части установления периода начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.

В соответствии с условиями указанного контракта оплата работ производится по безналичному перечислению денежных средств на расчетный счет Подрядчика платежными поручениями по факту выполнения работ, включая устранение выявленных недостатков (дефектов), в пределах стоимости выполненных работ (части работ) в течение 30 банковских дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по контракту по форме КС-2, справок по форме КС-3.

Акт о приемке выполненных работ № 1 и справка о стоимости выполненных работ № 1 подписаны 18.10.2010 года, следовательно, 30 банковских дней предусмотренных для оплаты выполненных работ истекают 30.11.2010 года, начало начисление неустойки должно производится с 01.12.2010 года

Таким образом, проценты подлежащие взысканию с ГУЗ «ОКПТД», а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Саратовской области в лице Министерства здравоохранения Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в размере 2 393 руб. 92 коп. за период с 01.12.2010 года по 01.04.2011 года. В отношении Министерства финансов Саратовской области следует отказать.

В соответствии с п.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер», г. Саратов в пользу общества с ограниченной ответственностью «Химтяжстрой», город Саратов задолженность по государственному контракту на выполнение работ по монтажу системы горячего водоснабжения ГУЗ «ОКПТД» <...> от 07.09.2010 г. в размере 105 931 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2393 руб. 92 коп. за период с 01.12.2010 года по 01.04.2011 года, а при недостаточности денежных средств взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Саратовской области в лице Министерства здравоохранения Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

В остальной части иска отказать.

В иске к Министерству финансов Саратовской области отказать.

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Областной клинический противотуберкулезный диспансер», г. Саратов в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 249 руб. 74 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Химтяжстрой», город Саратов в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 14 руб. 38 коп.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока. если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья М.Г. Штремплер