ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-713/17 от 03.10.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

10 октября 2017 года

Дело №А57-713/2017

Резолютивная часть решения оглашена  03 октября  2017 года

Полный текст решения изготовлен  10 октября  2017 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Волковой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балахниной Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Ассоциации Товариществ  собственников  жилья Ленинского района, г. Саратов (ОГРН <***>),

к Комитету по финансам администрации муниципального  образования  «Город Саратов», г. Саратов (ОГРН  <***>),

к Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» г. Саратов  (ОГРН <***>),

третьи лица:

Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов;

Комитет по управлению имуществом  города Саратова,

Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, г. Саратов,

о взыскании  с  муниципального образования «Город Саратов», в лице  комитета по финансам администрации муниципального  образования  «Город Саратов», г. Саратов за счет средств   муниципальной казны  муниципального образования «Город Саратов», взносов  на капитальный  ремонт   доли муниципального  образования «Город Саратов» в праве  общей  собственности  на  общее  имущество многоквартирных жилых  домов №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года,  в сумме 65192,67 рублей, путем  перечисления денежных средств на специальные   счета многоквартирных жилых  домов №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, а также   суммы  судебных расходов   по оплате услуг   представителя в сумме  40 000 рублей,

при участии в  заседании:

от  истца - ФИО1, представителя по доверенности от 24.10.2016 года,

от ответчика Комитета по финансам - ФИО2, представителя по доверенности от 22.12.2016 года №04-02/1848,

от ответчика Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» - по дов. №01-29-23/5668 от 06.10.2016г. - ФИО3,

от Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области - по дов. №45 от 02.08.2017г. - ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Ассоциации ТСЖ Ленинского района к Комитету по финансам администрации МО «Город Саратов», Администрации Ленинского района МО «Город Саратов»  о взыскании  с  муниципального образования «Город Саратов», в лице  комитета по финансам администрации муниципального  образования  «Город Саратов», г. Саратов за счет средств   муниципальной казны  муниципального образования «Город Саратов», взносов  на капитальный  ремонт   доли  муниципального  образования «Город Саратов»  в праве  общей   собственности  на общее  имущество многоквартирных жилых  домов №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года,  в сумме 59980,68 рублей, пени   по состоянию  на 26.12.2016 года  в размере  14308,73  рублей,  и по день   фактической  оплаты  долга.

Третье лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов; Комитет по управлению имуществом  города Саратова; Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, г. Саратов.

Определением  от 30.05.2017 года  суд привлек к участию в деле №А57-713/2017  в качестве соответчика – Администрацию Ленинского   района  муниципального  образования  «Город Саратов».

В своем иске, истец указал в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:  Муниципальное образование «Город Саратов»  в лице администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, в лице   комитета  по финансам  администрации  муниципального образования  «Город Саратов»; Комитет по управлению имуществом г. Саратова, г. Саратов; администрацию Ленинского  района  муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов.

Определением от   30.06.2017 года   суд  привлек в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, г. Саратов.

             В ходе слушания дела, было установлено, что денежные средства, выделенные из бюджета МО «Город Саратов» для погашения задолженности перед истцом по оплате взносов на капитальный ремонт за спорный период по многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении истца, Администрацией Ленинского района МО «Город Саратов» были направлены в Фонд капитального ремонта в многоквартирных жилых домах Саратовской области. 

            В связи с чем, в порядке ст. 49 АПК РФ,  истец уточнил исковые требования,  и просит суд  взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Администрации Ленинского  района МО «Город Саратов» г. Саратов, за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов», денежные средства, взносы на капитальный ремонт  доли муниципального образования  «Город Саратов» в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов  №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года,  в сумме 65192,67 рублей, путем  перечисления денежных средств на специальные   счета многоквартирных жилых  домов №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, а также   суммы  судебных расходов   по оплате услуг   представителя в сумме  40 000 рублей.

            В соответствии со ст. 49 АПК РФ, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, заслушав мнение лиц, участвующих в деле принял заявленное уменьшение исковых требований.  

Представители ответчика и третьих лиц считают иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

            Дело рассматривается в порядке ст.ст. 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

             В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

            Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям                             ст.ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Как следует из материалов дела, многоквартирные жилые дома №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная,  по агентским договорам от 24 августа 2015 года находятся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района.

Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.4 договора, Ассоциация ТСЖ Ленинского района имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений указанных многогквартирных  домов без доверенности представлять их законные интересы в судах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме.

Данный договор заключен в силу положений главы 52 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми Ассоциация вправе и обязана, в том числе, осуществлять обслуживание общего имущества многоквартирного дома, представлять и защищать общие имущественные (неимущественные) интересы собственников жилья и их объединений, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в судах, в отношениях с третьими лицами.

            Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова является некоммерческой организацией, осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, а также в соответствии с положениями гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, с учетом иерархии норм Закона, регламентирующих порядок содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах. В соответствии со статьями 210, 249 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на данное помещение.

            Муниципальное образование «Город Саратов» является собственником ряда жилых помещений в многоквартирных домах №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная,  в городе Саратове.

            В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

            Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

            Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования «Город Саратов» и в соответствии с частью 1 статьи 9 БК РФ относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств. Согласно ч.2 ст.171 ЖК РФ,  в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч.3 ст.175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

            В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» порядок организации проведения капитального ремонта был изменен. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом. Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.

В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

            Собственники всех спорных многоквартирных домов, на своих внеочередных общих собраниях, созванных по инициативе одного из собственников помещений каждого дома, проведенных в форме заочного голосования в период по 30 мая 2014 года и оформленных протоколами от 01 июня 2014 года, в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса РФ, в установленный законом срок приняли решения по следующей повестке дня - выбрать способ формирования фонда капитального ремонта домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, выбрано ТСЖ, а не региональный оператор, был утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, в размере равным минимальному взносу, установленному нормативно-правовым актом правительства Саратовской области и т.д..

            Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-26810/2014, установлено, в адрес главы администрации МО «Город Саратов» 13.10.2014 года   от Государственной жилищной инспекции Саратовской области поступало сообщение с перечнем многоквартирных домов (в том числе и спорные дома), собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, также,  в рамках  рассмотрения дела № А57-26980/2014 арбитражным судом было установлено, что 03 июня 2014 года все указанные товарищества собственников жилья уведомили Государственную жилищную инспекцию Саратовской области о выборе собственниками способа формирования капитального ремонта многоквартирных домов, входящих в их состав и направили копии соответствующих протоколов от 01 июля 2014 года, а также направили в филиал ОАО "БИНБАНК" заявления об открытии специальных счетов, с приложением необходимых документов, в том числе протоколов от 01 июня 2014 года.

            Судом также установлено, что в рамках дела № А57-26980/2014 было рассмотрено требование истца о признании незаконным бездействия ГЖИ Саратовской области, выразившегося в не включении в "Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете" многоквартирных жилых домов, объединенных в АТСЖ Ленинского района, обязании ГЖИ Саратовской области в течении десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу включить спорные жилые дома в "Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете" и о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области, выразившихся в информировании администрации муниципального образования "Город Саратов" о многоквартирных жилых домах, объединенных в АТСЖ Ленинского района, как о собственниках помещений, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.

Исковые требования АТСЖ Ленинского района были удовлетворены, решение вступило в законную силу. Данным решением было установлено, что собственники многоквартирных домов реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как до 03 июля 2014 года направили в жилищную инспекцию уведомления о выборе способа формирования капитального ремонта многоквартирных домов, с приложением копий протоколов общих собраний от 01 июня 2014 года.

Признанное незаконным в рамках дела №А57-26980/2014 бездействие Государственной жилищной инспекции Саратовской области (не включение в Реестр) послужило основанием к включению в Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 3461 от 31 октября 2014 года "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" спорных помещений. Текст постановления опубликован на сайте администрации города Саратова (http://www.saratovmer.ru) - 31 октября 2014 г. Постановлением  Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 решение суда первой инстанции от 07.08.2015 по делу № А57-26980/2014 оставлено без изменения.

Вышеперечисленные документы имеются в материалах дел  №А57-26810/2014 и А57-26980/2014, однако в настоящее время представлены истом не могут быть, в связи с тем, что были изъяты в ходе обысков, проводимых в Ассоциации ТСЖ Ленинского района 30 июня 2014 года и 1 сентября 2015 года. Протоколы выемки приобщены к материалам дела.

В период с 17 по 21 августа 2015 года было проведено внеочередное общее собрание собственников многоквартирных домов, обслуживаемых АТСЖ Ленинского района (в том числе и спорных домов) в форме заочного голосования, вопросами повестки дня которых являлся в том числе вопрос о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, владельце специального счета и т.д.

            Истцом в октябре 2015 года с ПАО "БИНБАНК" были заключены договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта на каждый многоквартирный дом, находящийся в управлении АТСЖ Ленинского района и денежные средства, ранее аккумулированные на специальных счетах, открытых в 2014 году, были перечислены на вновь открытые специальные счета, то подтверждается платежными поручениями.

            В адрес главы администрации МО «Город Саратов» были направлены копии протоколов общих собраний собственников помещений, находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района от 21.08.2015 года.

            Указанные документы приобщены к материалам дела.

            Суд считает необоснованным довод представителя администрации Ленинского района МО "Город Саратов" о том, что по задолженность по взносам на капитальный ремонт по спорным жилым домам за период с октября по декабрь 2014 года была перечислена в феврале и августе 2015 года в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области, в связи с чем подлежит взысканию с последнего.

            Ответчику было известно о наличии специальных счетов ТСЖ, ранее находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района, что установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-26980/2014 и А57-26810/2014 и имеющимися в материалах указанных дел документами, в связи с чем, у Администрации Ленинского района МО «Город Саратов» отсутствовали обязательства по перечислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района, по которым открыты специальные счета - в Фонд капитального ремонта в многоквартирных домах Саратовской области.

            Денежные средства, перечисленные МО «Город Саратов» администрации Ленинского района МО «Город Саратов» были направлены неправомерно в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области неправомерно, по следующим основаниям.

            Ссылка ответчика на Решение Саратовской городской думы от 19.12.2013 года №30-342 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2014 год, согласно которому администрации Ленинского района МО «Город Саратов» на 2014 год выделены денежные средства на оплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов" в связи с чем, они являются ненадлежащим ответчиком - несостоятельна, так как, что до настоящего времени обязанность собственника по внесению платы за капитальный ремонт перед управляющей компаний не выполнена, что также не опровергается представителями сторон по делу.

            Требования истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации Муниципального образования "Город Саратов" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ). Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

            В силу закона, муниципальное имущество может быть передано предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).

            Согласно пункту 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-246 «О муниципальной казне муниципального образования «Город Саратов», муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования «Город Саратов», в том числе - средства бюджета города. В силу статьи 55 Устава города Саратов, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.05 № 67-649, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В соответствии с Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 № 19-172, Комитет по финансам является финансовым органом муниципального образования «Город Саратов», функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 Положения о Комитете по финансам в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет по финансам координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования «Город Саратов», а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.

            В соответствии Положением о Комитете по финансам последний выступает от имени казны города в судебных органах судебной системы Российской Федерации, исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города. Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Интересы казны в силу статей 124, 125, 1071 ГК РФ представляют финансовые органы, а в силу статей 158, 159 БК РФ главным распорядителем средств местного бюджета является - комитет по финансам.

            Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является надлежащим ответчиком по данному делу как публично- правовое образование и самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений (глава 5 ГК РФ).

            Аналогичной правовой позиции придерживаются суды в постановлениях арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2017 по делу № А57-5367/2016, от 17.11.2015 года по делу №А57-3735/201, которым подтверждена законность требований истца о взыскании платы за капитальный ремонт с собственника муниципального жилого фонда - муниципального образования "Город Саратов" за спорный исковой период.

             Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт подлежат удовлетворению в полном объеме.

            По настоящему делу, истцом было также подано заявление о распределении судебных расходов в сумме 40000 рублей, возложить которые он просит на муниципальное образование «Город Саратов», в лице комитета по финансам муниципального образования «Город Саратов» за счет муниципальной казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района.

            Представитель истца просит удовлетворить заявление о взыскании судебных расходов. Исследовав материалы дела, суд считает, что требования о распределении судебных расходов на оплату юридической помощи подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

           В подтверждение заявленного требования заявитель представил Договор об оказании юридических услуг от 20 января 2017 года   заключенный между Ассоциацией ТСЖ (Заказчик) и ФИО1 (Исполнитель), согласно которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать юридические услуги связанные с изучением документов, подготовкой искового заявления о взыскании в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района с муниципального образования «Город Саратов», в лице  комитета по финансам администрации муниципального  образования  «Город Саратов», г. Саратов за счет средств   муниципальной казны  муниципального образования «Город Саратов», взносов  на капитальный  ремонт   доли  общее  имущество многоквартирных жилых  домов  №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года,  в сумме 65192,67 рублей, путем  перечисления денежных средств на специальные   счета многоквартирных жилых  домов №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная,  с учетом уточнений,   а также представлением интересов Заказчика в Арбитражном суде Саратовской области,  и расходный кассовый ордер 151 от  20.01.2017 года.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статей 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчика, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с правовой  позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Оказанные услуги оплачены истцом в размере 40000 рублей, что подтверждается платежным поручением.

Согласно части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2004г.  № 454-О разъяснил, что реализация арбитражным судом права уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, возможна в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним их предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и, тем самым, на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в последнем абзаце пункта 3 Информационного письма от 05.12.2007 № 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснил, что право суда на уменьшение подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя определено пунктом 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющим правило о возмещении судебных расходов в разумных пределах.

В качестве критериев определения разумности понесенных лицом по делу расходов судебная практика признает, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела и др. (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").

С учетом указанных разъяснений и сложившейся практикой рассмотрения аналогичных вопросов, суд считает, что предъявленные к возмещению расходы в общей сумме 40 000 рублей не отвечают принципам разумности и обоснованности, исходя из следующего.

Размер оплаты услуг представителя определяется соглашением сторон, которые в силу частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению установить размер вознаграждения, соответствующий сложности дела, квалификации представителя и опыту его работы.

Между тем, независимо от способа определения размера вознаграждения и условий его выплаты суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.

Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счет проигравшей стороны в разумных пределах.

Согласно пункту 6 Информационного письма  Президиума ВАС РФ от 05.12.2007г. № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвоката и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» при выплате представителю вознаграждения, обязанность по уплате и размер которого были обусловлены исходом судебного разбирательства, требование о возмещении судебных расходов  подлежит удовлетворению с учетом оценки их разумности пределов.

За вышеперечисленный  объем выполненных работ заявитель просит суд взыскать -40000 рублей.

Суд считает  заявленный размер необоснованно завышенным, поскольку      рассматриваемое  заявление не представляет особой сложности.  Из материалов дела усматривается, что представителем  был проделан незначительный объем работы (подготовка иска, отзыва на  возражения.

Для подготовки позиции по делу не требовались особая подборка нормативной базы, изучение и представление в суд большого количества документов, в связи с чем для сбора доказательственной базы для обоснования позиции по делу для представителя заявителя не требовалось больших временных затрат и усилий; Какие-либо обстоятельства, затрудняющие рассмотрение дела, отсутствовали, проведение экспертиз не требовалось.

То есть фактически вся работа представителя свелась к подготовке иска, возражений на  отзывы и участие в    судебном заседании  в суде первой инстанции.

Учитывая количество предоставляемых доказательств по делу,  сложившуюся в регионе стоимость услуг адвокатов, суд пришел к выводу, что в данном случае судебные расходы  за представление интересов в суде первой инстанции подлежат удовлетворению в сумме 20 000 рублей. Во взыскании  20 000 рублей следует отказать.

           Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167-171, 176, 177, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Администрации Ленинского района МО «Город Саратов», г. Саратов, (ОГРН <***>) в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г.Саратов, (ОГРН <***>), за счет средств казны Муниципального образования «Город Саратов» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общей собственности на жилые дома  №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная, за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года,  в сумме 65192,67 рублей, путем  перечисления денежных средств на специальные   счета многоквартирных жилых  домов №19,21,23  по ул. Ломоносова №№15,17,19,23,29,29а  по проспекту  Строителей, №5 по ул. 1-я  Прокатная г. Саратова.

            Взыскать с Муниципального образования «Город Саратов» в лице Администрации Ленинского района МО «г. Саратов», (ОГРН <***>) в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г.Саратов, (ОГРН <***>), за счет средств казны Муниципального образования «Город Саратов» расходы на оплате услуг представителя в сумме 20 000 рублей, в остальной части судебных расходов - отказать.   

            В удовлетворении исковых требований к Комитету по финансам МО «город Саратов», Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домов в Саратовской области» - отказать.

            Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
       Решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

       Решение Арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       Сторонам разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.

Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                                                          М.А. Волкова