1034/2023-242415(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов Дело № А57-7341/2023 07 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2023 года Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2023 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Мамяшевой Д.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоноровой М.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Научно-исследовательского института «Межрегиональный центр по делам детей» (общество с ограниченной ответственностью),
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области,
Министерство юстиции Российской Федерации,
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
Администрация города Екатеринбурга,
Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов»,
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области, Министерство образования Саратовской области,
Администрация МО «Город Саратов»,
Управление Министерства юстиции России по Саратовской области,
о признании незаконными решения Управления ФАС России по Саратовской области № 064/01/14.8-708/2022 от 27.12.2022 и предписание Управления ФАС России по Саратовской области о прекращении недобросовестной конкуренции по делу № 064/01/14.8708/2022 о нарушении антимонопольного законодательства,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО1, по доверенности от 17.01.2023,
от Управления Министерства юстиции России по Саратовской области – ФИО2, по доверенности от 02.02.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Межрегиональный центр по делам детей» (до 03.10.2022 г. - ООО «Аппарат Межрегионального центра по делам детей и молодежи») (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании незаконными
вынесенные Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее − УФАС России по Саратовской области, антимонопольная служба) решения № 064/01/14.8-708/2022 от 27.12.2022 и предписания о прекращении недобросовестной конкуренции по делу № 064/01/14.8-708/2022 о нарушении антимонопольного законодательства,
Заявитель не обеспечил явку представителя в судебное заседания, извещен надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
УФАС по Саратовской области оспорило заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как следует из материалов дела, письмом от 28.03.2022 вх. № 2947-ЭП/22 ООО "Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи" обратился в УФАС по Саратовской области о необходимости доведения до сведения рекламораспространителей информации о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Аппаратом Межрегионального центра по делам детей и молодежи и принятии указанной информации к сведению.
Саратовским УФАС России при рассмотрении указанной информации были выявлены признаки нарушения чтатьи14.8 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции, которые выразились в следующем:
- указание на бланке организации аббревиатуры (РОСДЕТСТВО) без указания на организационно - правовую форму организации, а также то, что Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи (РОСДЕТСТВО©) является экспертной организацией Минюста России, Минтруда России Роскомнадзора, что может породить мнение о подконтрольности Аппарата межрегионального центра по делам детей и молодежи (РОСДЕТСТВО©) вышеназванным органам исполнительной власти и вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ, направление в адрес Саратовского УФАС России, Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», главы г. Екатеринбурга писем о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Аппаратом Межрегионального центра по делам детей и молодежи с целью дополнительного извлечение прибыли и устранения с рынка иных организаций, оказывающих услуги по экспертизе информационной продукции.
Указанные нарушения послужили основанием для вынесения 29.04.2022 антимонопольным органом предупреждения в отношении ООО "Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи" № 2765/22, в соответствии с которым Обществу было предложено в срок в течение 10 дн. с момента получения предупреждения:
- прекратить действия по использованию обозначения «РОСДЕТСТВО» на бланках ООО «Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи» без указания на организационно-правовую форму организации, как создающее у потребителей услуг экспертизы информационной продукции ложное впечатление о вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ;
- отозвать направленное в Саратовское УФАС России письмо о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Обществом;
- отозвать письма с содержанием, аналогичным содержанию письма, направленному в адрес Саратовского УФАС России, в случае их направления администрации Октябрьского района МО "Город Саратов", ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития
образования" и другим органам власти и местного самоуправления, учреждениям, организациям и другим лицам, осуществляющим деятельность на территории Саратовской области;
- уведомить администрацию Октябрьского района МО "Город Саратов" и ГАУ ДПО "Саратовский областной институт развития образования" о том, что Общество является коммерческой организацией.
В предупреждении Обществу предлагалось сообщить в Саратовское УФАС России о выполнении предупреждения в течение 3-х дн. со дня со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Указанное предупреждение вручено 09.05.2022, что следует из почтового уведомления от указанной даты.
В УФАС по Саратовской области от Общества поступило ходатайство от 11.05.2022 г. № 3360 о продлении срока исполнения предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Письмом от 16.05.2022 исх. № 2993/22 УФАС по Саратовской области удовлетворила ходатайство Общества, срок исполнения Предупреждения был продлен до 10.06.2022.
Указанное письмо получено Обществом 02.06.2022., согласно уведомлению от указанной даты.
В связи с тем, что от Общества в адрес Саратовского УФАС России не поступало сведений о выполнении Предупреждения, Саратовским УФАС России был направлен запрос информации по исполнению Предупреждения (от 04.07.2022 исх. № 4292/22), с требованием в максимально короткий срок сообщить об исполнении Предупреждения.
Ответ от Общества не поступил в антимонопольный орган.
Саратовским УФАС России 11.08.2022 был произведен осмотр сайта Общества www.rosdetstvo.com и установлено, что ООО «Аппарат межрегионального Центра по делам детей и молодежи» разместило на своем сайте информационное сообщение о несогласии с выданным предупреждением и намерением его обжаловать.
При мониторинге сайтов арбитражных судов Саратовской области и Красноярского края, а также районных судов общей юрисдикции города Красноярска факт обжалования Предупреждения выявлен не был. В адрес Саратовского УФАС России заявление Общества о признании выданного предупреждения незаконным не поступало.
Поскольку Общество не сообщило о выполнении предупреждения как в сроки, указанные в предупреждении, так в дополнительном запросе, не было добыто из открытых источников информации и сведений, которые бы подтверждали, что признаки нарушения устранены, УФАС по Саратовской области был издан Приказ от 11.08.2022 № 98 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
В связи с неисполнением Предупреждения, Саратовским УФАС России был издан приказ от 11.08.2022 № 98 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Обществом по признакам нарушения статьи14.8 Закона о защите конкуренции.
Определением Саратовского УФАС России от 15.08.2022 о назначении дела № 064/01/10-710/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с вышеуказанными действиями, приказом и определением о назначении дела к рассмотрению, Общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.02.2023, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по делу А5723565/2023, обществу отказано в удовлетворении требований: о признании незаконными
действий Саратовского УФАС России, выраженные в принятии решения о возбуждении дела по признакам нарушения заявителем ст.14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; о признании недействительным приказа Саратовского УФАС России № 98 от 11.08.2022 г. "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства"; о признании недействительным определение Саратовского УФАС России № 5432/22 от 15.08.2022 г. "О назначении дела № 064/01/14.8-708/2022 о нарушении антимонопольного "
Определением Саратовского УФАС России от 08.09.2022 об отложении рассмотрения дела № 064/01/14.8-708/2022
По результатам рассмотрения материалов антимонопольной службой вынесено решение № 064/01/14.8-708/2022 от 27.12.2022 в соответствии с которым действия ООО Научно-исследовательский институт «Межрегиональный центр по делам детей», выразившиеся в указании на бланке организации аббревиатуры (РОСДЕТСТВО) без указания на организационно-правовую форму организации, а также в том что Общество является экспертной организацией Минюста России, Минтруда России, Роскомнадзора, может породить мнение о подконтрольности Общества вышеназванным органам исполнительной власти и вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ, и в направлении в адрес Саратовского УФАС России, Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» писем о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Обществом с целью дополнительного извлечения прибыли и устранения с рынка иных организаций, оказывающих услуги по экспертизе информационной продукции, признаны нарушением статьи14. 8 Закона о защите конкуренции.
Обществу выдано предписание от 27.12.2022 о прекращении недобросовестной конкуренции, следующего содержания: в срок до 27.01.2023 прекратить действия по использованию обозначения «РОСДЕТСТВО» на бланках ООО Научно-исследовательский институт «Межрегиональный центр по делам детей» без указания на организационно правовую форму организации, как создающее у потребителей услуг экспертизы информационной продукции, поскольку создает ложные впечатления о вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти Российской Федерации; отозвать направленное в Саратовское УФАС России письмо о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Аппаратом Межрегионального центра по делам детей и молодежи; отозвать письма с содержанием, аналогичным содержанию письма, направленному в адрес Саратовского УФАС России, направленные в адрес администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области, Министерства образования Саратовской области и другим органам власти и местного самоуправления, учреждениям организациям и иным лицам, осуществляющим деятельность на территории Саратовской области; уведомить администрацию Октябрьского района МО «Город Саратов», ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области и Министерство образования Саратовской области о том, что ООО «Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи» является коммерческой организацией.
Общество, не согласившись с внесенными антимонопольным органом решением № 064/01/14.8-708/2022 от 27.12.2022 и предписанием о прекращении недобросовестной конкуренции по делу № 064/01/14.8-708/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, заслушав доводы представителей заявителя и заинтересованных лиц,
арбитражный суд, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее − Закон N 135-ФЗ) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу статьи 23 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Статьей 39 Закона N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1).
В силу указанных норм права УФАС России по Саратовской области уполномочен выносить оспариваемые заявителем ненормативные акты (решения № 064/01/14.8-708/2022 от 27.12.2022 и предписания от 27.12.2022 о прекращении недобросовестной конкуренции).
Статьей 14.2 N 135-ФЗ установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.
Согласно пункту 7 статьи 4 N 135-ФЗ, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недобросовестной конкуренцией в п. 9 ст. 4 N 135-ФЗ определены любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
К хозяйствующим субъектам, согласно пункту 5 статьи 4 Закона, относятся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Согласно статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г. актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В частности, подлежат запрету:
Как следует из материалов дела, в Саратовское УФАС России поступило письмо от (от 25.03.2022 исх. № 2023) отправлено на бланке организации, содержащем следующую информацию: «РОСДЕТСТВО. Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи (РОСДЕТСТВО©) ИНН/КПП <***>/246001001, ОГРН <***>, ОКПО 94368686, ОКОГУ 4210014 660048, <...> Тел.: 8 (391) 231-38- 33, e-mail: rosdetstvo@rosdetstvo.com Web-сайт: www.rosdetstvo.com.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, на момент получения Саратовским УФАС России указанного письма, полным наименованием общества являлось: Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи (общество с ограниченной ответственностью), сокращенным наименованием общества являлось: Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи (ООО).
Таким образом в бланке Общества отсутствует указание на организационно-правовую форму организации, которая относится к коммерческим организациям. Указание на организационно-правовую форму Общества также отсутствует в самом тексте письма.
Отсутствие указания на свою организационно — правовую форму подтверждает и информация, размещенная на сайте Правительства Хабаровского края под заголовком «РОСДЕТСТВО информирует о проведении аккредитации юридических и физических лиц в качестве общественных представителей (представительств)».
Также письмо Общества (от 25.03.2022 исх. № 2023) подписано следующим образом: «Руководитель ФИО3», тогда как в практике делового оборота наименование органа, выполняющего функции единоличного исполнительного органа, как правило, поименовано как директор, генеральный директор, президент.
Указание на бланке организации аббревиатуры РОСДЕТСТВО без указания организационно- правовой формы создает ложное впечатление о принадлежности Общества к органам государственной власти Российской Федерации.
Антимонопольным органом установлено, что при переходе на сайт www.rosdetstvo.com по вкладкам «Главная страница. Открытые данные. Общая информация. Часто задаваемые вопросы» указано: «Аппарат Межрегионального центра по делам детей и молодежи (РОСДЕТСТВО©) – это социальное предприятие, реализующее экспертно-методические функции по развитию сферы услуг для детей и молодежи, официальный поставщик социальных услуг для детей и молодежи, исполнитель государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Мы являемся экспертной организаций Минюста России по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, экспертной организаций Минтруда России по аттестации
федеральных государственных служащих, экспертной организацией Роскомнадзора по проведению экспертизы информационной продукции, а также осуществляем иные публично значимые функции. Все это позволяет нам эффективно достигать своей главной задачи - повышение качества услуг для детей и молодежи, оказываемых государственными и негосударственными организациями».
При этом на официальной странице руководителя Общества ФИО3 в социальной сети Вконтакте, в качестве места работы указано — Общественное учреждение «Межрегиональный центр по делам детей и молодежи» (РОСДЕТСТВО).
Согласно данным с сайта www.rosdetstvo.com, Общественное учреждение «Межрегиональный центр по делам детей и молодежи» функционировало без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, чтоуказанный факт порождает у потребителей Общества неопределенность в идентификации возмездности оказания услуг данной организацией.
Согласно пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму.
В соответствии с састью 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 2 части 4 статьи 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно информации с сайта www.rosdetstvo.com «Главная страница. Открытые данные. Общая информация. Правовая информация» Коммерческое обозначение Аппарата Межрегионального центра: РОСДЕТСТВО©. Свидетельство на коммерческое обозначение (т.е. на право использования словесного обозначения «РОСДЕТСТВО») № 2021900001 выдано 27.01.2021 патентным поверенным Российской Федерации и внесено в Реестр российских коммерческих обозначений (http://www.reestrko.ru/index.php?mode=all_tm).
Кроме того, на бланке организации имеется обозначение «РОСДЕТСТВО©».
Копирайт (Copyright ©) – это специальный знак, который означает, что данный информационный продукт защищен авторским правом и его использование возможно только с разрешения правообладателя.
Следовательно, Общество указывает, что информационный продукт «РОСДЕТСТВО» защищен авторским правом и Общество является его правообладателем.
Вместе с тем, в информационном письме Роспатента от 30.01.2009 «О регистрации коммерческих обозначений» даны следующие разъяснения: «В связи с появлением в сети Интернет сайта - www.reestrko.ru, содержащего предложение патентного поверенного Российской Федерации ФИО4 по оказанию на возмездной основе услуги по внесению коммерческих обозначений в «Реестр российских коммерческих обозначений», представляется необходимым сообщить о том, что помещенные на данном сайте сведения не основаны на нормах действующего законодательства.
В частности, на данном сайте размещена информация о том, что «Реестр российских коммерческих обозначений» создан для того, чтобы содействовать закреплению прав на существующие в России коммерческие обозначения, способствовать их защите и подтверждать использование коммерческих обозначений».
При этом также сообщается, что «включение в реестр российских коммерческих обозначений подтвердит время возникновения права на коммерческое обозначение».
Учитывая то обстоятельство, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, факт наличия вышеназванных условий может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики (в судебном или административном порядке) на основании документов, подтверждающих фактическое использование коммерческих обозначений.
В связи с изложенным представляется необоснованным при осуществлении полномочий Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в установленной сфере деятельности принимать во внимание свидетельства на коммерческие обозначения, выданные патентным поверенным Российской Федерации ФИО4».
Таким образом, указание на то, что Общество является экспертной организацией Минюста России, Минтруда России Роскомнадзора также может породить мнение о подконтрольности Общества вышеназванным органам исполнительной власти и вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ.
Согласно пункту 1.1 Устава Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи (общество с ограниченной ответственностью) создано всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях организационного, правового, аналитического, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Общественного учреждения «Межрегиональный центр по делам детей и молодежи» и управления его имуществом, а также извлечения прибыли.
Согласно данным сайта www.rosdetstvo.com Общество предоставляет следующие виды экспертных услуг:
независимая оценка качества подготовки обучающихся образовательных организаций;
психолого-педагогическая экспертиза игр, игрушек и игровых материалов;
психолого-педагогическая экспертиза детско-родительских отношений;
культурологическая (социокультурная) экспертиза;
социологическая экспертиза;
религиоведческая экспертиза;
аккредитационная экспертиза;
экспертиза информационной продукции;
экспертиза учебных и учебно-методических материалов;
экспертно-научное обеспечение государственного управления.
Кроме того, на сайте www.rosdetstvo.com (Главная страница. Взимание тарифа за обеспечение проведения экспертизы) указаны тарифы за проведение экспертизы, в том числе в случае если заказчиками выступают правоохранительные и антимонопольные органы.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Вместе с тем, рынок по экспертизе информационной продукции среди аккредитованных организаций на территории Российской Федерации является конкурентным.
Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают, такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль, либо предотвратить ее неизбежное снижение.
Приобретение преимуществ перед конкурентами возможно, в основном, двумя способами:
посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объема реализации товара;
посредством внесения в процесс производства изменений, которые направлены на снижение издержек либо повышение качества продукции.
В ходе мониторинга сети «Интернет», антимонопольным органом установлено, что информация, предлагаемая к распространению Саратовскому УФАС России в письме (от 25.03.2022 исх. № 2023), размещена на сайте Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» и ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», а также направлялась в адрес главы г. Екатеринбурга (от 24.03.2022 исх. № 1966).
Таким образом, письмо, направленное в адрес Саратовского УФАС России, главы г.Екатеринбурга о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Обществом, преследовало целью дополнительное извлечение прибыли и устранение с рынка иных организаций, оказывающих услуги по экспертизе информационной продукции.
Кроме того, в письме Общества (от 25.03.2022 исх. № 2023), направленном в адрес Саратовского УФАС России, указана следующая информация:
«Концепцией информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р. одной из приоритетных задач государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей является минимизация рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей.
В целях реализации указанной задачи Аппарат Межрегионального центра по делам детей и молодежи (РОСДЕТСТВО) проводит экспертизу информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории».
Таким образом, Общество представляет себя как единственную организацию, осуществляющую выполнение задач государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей, уполномоченную на проведение экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Суд приходит к выводу, что вышеуказанные действия Общества дискредитируют органы государственной власти РФ и местного самоуправления.
Судом установлено, что Саратовским УФАС России было выдано предупреждение (от 29.04.2022 исх. № 2765/22) в адрес Общества по факту нарушения статьи14.8 Закона о защите конкуренции (далее - Предупреждение), выразившегося в указании на бланке организации аббревиатуры (РОСДЕТСТВО) без указания на организационно-правовую форму организации, а также то, что Общество является экспертной организацией Минюста России, Минтруда России, Роскомнадзора, может породить мнение о подконтрольности Общества вышеназванным органам исполнительной власти и вхождении указанной организации в систему органов исполнительной власти РФ, и в направлении в адрес Саратовского УФАС России, Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», главы г. Екатеринбурга писем о необходимости доведения информации до сведения рекламопроизводителей о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории Обществом с целью дополнительного извлечения прибыли и устранения с рынка иных организаций, оказывающих услуги по экспертизе информационной продукции.
Названные действия общества вводят в заблуждение потребителей, хозяйствующих субъектов и создают такому Обществу как субъекту хозяйственной деятельности необоснованные конкурентные преимущества на рынке экспертизы информационной продукции.
Указанный вывод суда подтверждается следующим.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 064/01/14.8-708/2022 представлены письменные пояснения ГАУ ДПО «СОИРО», из которых следует, что Аппаратом в адрес ГАУ ДПО «СОИРО» было направлено письмо о проведении экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории (от 29.03.2022 вх. № 1047).
Как указывает ГАУ ДПО «СОИРО», Общество, ссылаясь на своем сайте www.rosdetstvo.ru на факт принадлежности к экспертным организациям Минюста России по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, экспертным организациям Минтруда России по аттестации федеральных государственных служащих, экспертным организациям Роскомнадзора по проведению экспертизы информационной продукции, а также на осуществление иных публично-значимых функций, помимо этого, указание на бланке письма организации аббревиатуры «РОСДЕТСТВО» создало ложное впечатление опринадлежности Общества к государственным органам власти Российской Федерации, подконтрольности указанной организации органам исполнительной власти и вхождении ее в систему органов исполнительной власти Российской Федерации, а также способствовало неопределенности в идентификации указанной организации.
В связи с вышеуказанным, ГАУ ДПО «СОИРО» пришло к выводу, что Общество представляет себя как единственную организацию, осуществляющую выполнение задач государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей, уполномоченную на проведение экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории. По причине вышеизложенного, на сайте ГАУ ДПО «СОИРО» была размещена информация, предлагаемая к распространению Обществом.
Из пояснений ГАУ ДПО «СОИРО» следует, что письмо, направленное Обществом в адрес ГАУ ДПО «СОИРО» не отозвано, уведомление о том, что Общество является коммерческой организацией не поступало.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлены письменные пояснения Администрации Октябрьского района МО «Город
Саратов», из которых следует, что информация о проводимой Аппаратом экспертизе информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории, поступила в администрацию Октябрьского района от Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области через администрацию муниципального образования «Город Саратов». На основании указанного письма (от 11.04.2022 исх. № 01-09-2261) информация была опубликована на официальном сайте Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» www.oktadmin.ru.
Также из пояснений Администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» следует, что на официальном сайте Общества www.rosdetstvo.ru сведения об организационно-правовой форме организации отсутствовали. Администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» на момент размещения информации на официальном сайте не располагала сведениями о том, что Общество осуществляет коммерческую деятельность.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства представлены письменные пояснения Министерства юстиции Российской Федерации, из которых следует, что распоряжением Министерства юстиции РФ от 13.07.2021 3751-з ООО «Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи» аккредитовано Министерством юстиции РФ в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сроком на 5 лет.
Кроме то того, как указывает Министерство юстиции Российской Федерации, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» юридические лица, аккредитованные в качестве независимых экспертов, определены как институты гражданского общества, которые за счет собственных средств проводят независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно пояснениям Министерства юстиции РФ, указание на официальном сайте www.rosdetstvo.ru о том, что Общество является экспертной организацией Минюста России, не соответствует действительности.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Роскомнадзором представлены пояснения, из которыхследует, что ООО «Аппарат межрегионального центра по делам детей и молодежи» аккредитован в качестве экспертной организации на право проведения экспертизы, предназначенной для оборота на территории Российской Федерации продукции средств массовой информации, печатной продукции, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для электронных вычислительных машин (программ ЭВМ) и баз данных, а также информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи сроком на 5 лет, в соответствии с приказом Роскомнадзора от 01.12.2021 № 208-смк.
В пояснениях Роскомнадзор указывает, что на сайте www.rosdetstvo.ru размещен аттестат аккредитации без указания в нем организационно-правовой формы аккредитованной организации. Таким образом, аттестат аккредитации, размещенный на указанном сайте, не соответствует аттестату аккредитации, выданному Роскомнадзором.
С учетом изложенного, общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт "Межрегиональный центр по делам детей" (до 03.10.2022 - ООО "Аппарат Межрегионального центра по делам детей и молодежи) вышеуказанными действиями ввело в заблуждение хозяйствующих субъектов и потребителей относительно своей организации и деятельности как государственной, что не соответствует действительности, создает необоснованные конкурентные преимущества на рынке
экспертизы информационной продукции, в связи с чем, допустило акт недобросовестной конкуренции.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее Порядок).
В соответствии с п.1.3 Порядка - по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 10.6 названного Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
Судом установлено, что в материалах дела имеется Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по проведению экспертизы информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории, который соответствует требованию пункта 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220.
В указанном Отчете отражены:
- временной интервал исследования товарного рынка;
- определены продуктовые границы товарного рынка - рынок по проведению информационной продукции, выпускаемой для детской и молодежной аудитории;
- выявлены свойства товара, определяющего выбор покупателя;
- определены географические границы товарного рынка - Российская Федерация, поскольку место нахождение Общества является г. Краснояск, а письма от Общества направлены в адреса организаций и органов исполнительной власти, расположенных на территории Саратовской области. г. Саратов.;
- определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации, в частности.
Таким образом, в действиях Общества установлены все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона о защите конкуренции, а именно:
- направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которая выразилась во введении в заблуждение и, как следствие, получении необоснованных конкурентных преимуществ, вызванных созданием впечатления об участии государства в деятельности Общества;
- нарушение законодательству, которое выразилось в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающей
всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, а также статьи 14.2 Закона о защите конкуренции;
- указанные действия Общества были способны причинить убытки иным участникам рынка экспертизы информационной продукции, поскольку они влекут отток потребительского спроса от услуг конкурентов к услугам Общества и лишают их той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.
Судом установлено, что УФАС России по Саратовской области вынесло оспариваемые ненормативные акты в рамках своих полномочий, с установлением всех обстоятельств, свидетельствующих о нарушении обществом положений статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Судом исследованы доводы заявителя, однако они не опровергают установленные в рамках дела обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.03.2023 по настоящему делу при принятии заявления к производству предоставлена обществу отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения дела по существу. Доказательства уплаты государственной пошлины суду не представлены. Учитывая изложенное, с заявителя подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт «Межрегиональный центр по делам детей» требований, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт «Межрегиональный центр по делам детей» государственную пошлину в размере 3 000,00 рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Д.Р. Мамяшева
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 05.07.2023 8:27:00
Кому выдана Мамяшева Диана Рафисовна