Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Саратов
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2010г.
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2010г.
Дело № А57-9115/2010
Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.В. Сеничкина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.М. Бурлиной
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», город Балаково Саратовская область,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, город Саратов,
заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», город Саратов,
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, город Саратов,
о признании незаконным и отмене решения № 14-69/тр от 07.04.2010 года и предписаний
№ 14-69/тр-1 от 07.04.2010г., № 14-69/тр-2 от 07.04.2010г.,
при участии:
представителя заявителя - ФИО1, доверенность № 100 от 27.09.2010г.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО2, доверенность № 02/1-1 от 11.01.2010 года сроком до 31.12.2010 года, удостоверение № 5225 от 01.12.2009 года,
представителя Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» - ФИО3, доверенность от 28.04.2010г.
представителя Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области – не явился, извещён,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, заинтересованные лица: Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области о признании незаконным и отмене решения № 14-69/тр от 07.04.2010г. и предписаний № 14-69/тр-1 от 07.04.2010г., № 14-69/тр-2 от 07.04.2010г.
Как видно из материалов дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области рассматривалось дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» на действия Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», выразившиеся во взимании с Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» денежных средств за оформление договора на пользование электрической энергией с присоединяемой нагрузкой свыше 10 кВт.
По результатам рассмотрения данного дела Управлением федеральной антимонопольной службы по Саратовской области было вынесено решение № 14-69/тр от 07.04.2010 года, согласно которому Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а также выданы Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно: об исключении из прейскуранта Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», утверждённого 17.03.2008 года пунктов 13,14 содержащих в качестве наименования услуг: «оформление, переоформление договора на пользование электроэнергией с присоединяемой нагрузкой до (свыше) 10 кВт с выездом на место, проверкой схемы учёта»; о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 389137 рублей 96 копеек.
Рассмотрение дела в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
На основании данного решения, Управление федеральной антимонопольной службы по Саратовской области выдало Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» предписания № 14-69/тр-1 от 07.04.2010 года об исключении из действующего прейскуранта Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», утверждённого 17.03.2008 года и.о. генерального директора ФИО4, пунктов 13,14, содержащих в качестве наименования услуг: «оформление, переоформление договора на пользование электроэнергией с присоединяемой нагрузкой до (свыше) 10 кВТ с выездом на место и предписание № 14-96/тр-2 от 07.04.2010 года о перечислении Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго» в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 389137 рублей 96 копеек.
Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» с решением № 14-69/тр от 07.04.2010 года и с предписаниями № 14-69/тр-1 от 07.04.2010 года, № 14-69/тр -2 от 07.04.2010 года не согласно по основаниям, указанным в заявлении, в связи с чем обратилось в суд.
Представитель Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» заявленные требования Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» оспорил и в удовлетворении просит отказать.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области своих представителей в судебное заседание не направил. О времени и месте судебного заседания участники процесса извещены в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялись перерывы с 30.11.2010 года до 01.12.2010 года до 15 часов 30 минут, с 01.12.2010 года до 06.12.2010 года до 15 часов 30 минут и с 06.12.2010г. до 07.12.2010г. до 16 час. 00 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьёй 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как следует из материалов дела, 28.12.2006 года между Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго» и Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» был заключён агентский договор № 761, согласно которому Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» (далее по тексту агент) по поручению, от имени и за счёт гарантирующего поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» (далее по тексту принципал) осуществляет юридические и фактические действия по организации сбыта электрической энергии, принадлежащей принципалу, абонентам принципала путём заключения, исполнения и прекращения договоров энергоснабжения, в том числе осуществляет сбор денежных средств за реализованную электрическую энергию, ограничение и прекращение подачи электрической энергии в связи с её неоплатой, взыскание дебиторской задолженности в порядке, установленном нормами действующего законодательства Российской Федерации, а принципал оплачивает агенту вознаграждение и возмещает расходы, связанные с исполнением настоящего поручения, в порядке и на условиях, определённых настоящим договором.
Между Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» и Обществом с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2» был заключен договор энергоснабжения № 72 от 01.02.2007 года. Объектом энергоснабжения по данному договору явилась строительная площадка жилых домов, расположенных по адресу: <...> и 9 «Б».
03.06.2009 года Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» как агент Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» получило письмо от Общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2», в соответствии с которым потребитель сообщил об окончании строительства указанных жилых домов и сдаче домов в эксплуатацию управляющей компании Обществу с ограниченной ответственностью «Новый город».
14.07.2009 года Общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2» направило в адрес заявителя письмо с просьбой о расторжении договора энергоснабжения № 72 от 01.02.2007 года строительной площадки жилых домов, расположенных по адресу: <...> и 9 «Б».
15.07.2009 года указанный договор энергоснабжения № 72 от 01.02.2007 года был расторгнут.
Далее в своем заявлении Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» поясняет, что с 15.07.2009 года Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» ввело ограничение режима потребления электроэнергии в отношении объектов, указанных в данном договоре.
19.05.2009 года в связи с вводом в эксплуатацию жилых домов, расположенных по адресу: <...> и дом 9 «Б», Общество с ограниченной ответственностью «Новый город» обратилось в филиал Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» – «Саратовское электросетевое предприятие» с заявлением о заключении договора энергоснабжения.
01.06.2009 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Новый город» и Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента – Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» был заключен договор энергоснабжения № 110 от 01.06.2009 года.
Согласно приложению № 3 к вышеуказанному договору энергоснабжения объектами энергоснабжения являлись жилые дома № 9 «А» и № 9 «Б», расположенные по адресу: <...>.
Согласно пояснениям представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, а также информации, предоставленной Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго» и Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» (письмо № б/н от 14.09.2009 года, письмо № 486 от 04.09.2009 года,), мероприятия по оформлению договорных отношений с Обществом с ограниченной ответственностью «Новый город» включали в себя, в том числе, оформление договора на пользование электроэнергией с присоединяемой нагрузкой свыше 10 кВт и проверку схемы учёта.
Стоимость данных услуг, оказываемых работниками филиалов Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», была установлена в пункте 14 прейскуранта от 17.03.2008 года, утверждённого и.о. генерального директора Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» ФИО4.
В соответствии с указанным прейскурантом стоимость услуг по оформлению договора на пользование электрической энергией с присоединяемой нагрузкой свыше 10 кВт с выездом на место, проверкой схемы учёта составляет 813 рублей 46 копеек.
13.07.2009 года филиалом Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» «Саратовское электросетевое предприятие» в адрес Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» был выставлен счет № 59 на оплату услуг по оформлению договора на пользование электрической энергией с присоединяемой нагрузкой свыше 10 кВт и проверке схемы учёта. Данный счёт был оплачен Обществом с ограниченной ответственностью «Новый город» платёжным поручением № 180 от 17.07.2009 года.
По мнению Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области взимание гарантирующим поставщиком, либо его агентом с абонента каких-либо дополнительных сумм за оказание услуг, не предусмотренных договором энергоснабжения, а также действующим законодательством могло привести к ущемлению интересов Общества с ограниченной ответственностью «Новый город».
В связи с чем, антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым Приказом Федеральной антимонопольной службы России № 108 от 25.04.2006 года был проведён анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области за 2008 года и 10 месяцев 2009 года. В результате данного анализа антимонопольным органом было установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», являясь гарантирующим поставщиком, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области в границах сетей Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго».
Как было указано ранее, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» являлось агентом Открытого акционерного общества «Саратовская областная энергосбытовая компания» и в соответствии с частью 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации за вознаграждение совершало по поручению от имени и за счёт Открытого акционерного общества «Саратовская областная энергосбытовая компания» юридические и фактические действия по организации и сбыта абонентам электрической энергии, путём заключения, исполнения и прекращения договоров энергоснабжения.
Таким образом, выполняя обязанности, предусмотренные агентским договором, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго», как агент приобрело полномочия в сфере купли-продажи электрической энергии, имеющиеся у принципала Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», то есть, в период действия агентского договора № 761 от 28.12.2006 года, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» получило возможность оказывать решающее влияние на состояние конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области.
В силу вышеизложенного положение Открытого акционерное общество «Облкоммунэнерго» на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области в период действия агентского договора № 761 от 28.12.2006 года, заключённого с Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», также было признано доминирующим в границах принадлежащих Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» (эксплуатируемых) сетей.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» не занимало доминирующего положения на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области в границах Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» (эксплуатируемых) сетей в период действия агентского договора № 761 от 28.12.2006 года, так как оно является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии (сетевой организацией), для которой Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области ежегодно устанавливаются тарифы на услуги по передаче электроэнергии. Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго», являясь сетевой организацией, выступает как субъект естественной монополии и занимает доминирующее положение только на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих (эксплуатируемых) сетей. Представитель заявителя также считает, что Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» в рамках указанного агентского договора действовало от имени и за счёт принципала, а не от собственного имени, в силу чего стороной в заключаемых договорах энергоснабжения выступало Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», а не Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго».
Рассмотрев данный довод заявителя, суд пришёл к следующему выводу.
В рамках агентского договора № 761 от 28.12.2006 года Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» во взаимоотношениях с потребителями выступало не как сетевая организация, а как агент гарантирующего поставщика, наделённый всеми необходимыми полномочиями на заключение и расторжение договоров энергоснабжения.
Согласно статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации агент (посредник, представитель) вправе совершать в интересах принципала как сделки и другие юридические действия, так и действия фактического порядка; если агент действует от имени и за счёт принципала, если агент действует от имени и за счёт принципала, то права и обязанности по заключенным с третьими лицами сделкам или в результате совершённых фактических действий возникают непосредственно у принципала, минуя агента; если агент действует за счёт принципала, но от собственного имени, то он и становится стороной соответствующих правоотношений, в том числе сделок, заключённых им с третьими лицами.
В рамках данного агентского договора Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» поручалось от имени Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» заключать, изменять и расторгать договоры энергоснабжения.
Согласно пункту 1.1 агентского договора агент по поручению, от имени и за счёт принципала осуществляет юридические и фактические действия по организации сбыта электрической энергии, принадлежащей принципалу, абонентам принципала, путём заключения, исполнения и прекращения договоров энергоснабжения, в том числе осуществляет сбор денежных средств за реализованную электрическую энергию, ограничение и прекращение подачи электрической энергии в связи с её неоплатой, взыскание дебиторской задолженности в порядке, установленном нормами действующего законодательства Российской Федерации, а принципал оплачивает агенту вознаграждение и возмещает расходы, связанные с исполнением настоящего поручения, в порядке и на условиях, определенных настоящим договором.
Пунктом 2.1.3 договора предусмотрено, что такие действия, как подписание приложений к договорам энергоснабжения, выставление счетов на оплату электроэнергии, счетов-фактур, актов первичного учёта потребленной электрической энергии, сверка взаимных расчётов с абонентами, взыскание, в том числе в судебном порядке, задолженности за потребленную электрическую энергию, ограничение и прекращение подачи электрической энергии в связи с её неоплатой, осуществляются не от имени принципала, а от имени агента.
Данный факт подтверждается копиями выставленных счетов, платёжных поручений, а также актов, которые составлялись от имени Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго».
Таким образом, действия, указанные в п. 2.1.3 агентского договора, совершаемые Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго», не создавали правоотношений Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» с третьими лицами (потребителями, присоединенными к соответствующим сетям). Заключение договоров с потребителями не предусматривало участие Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в подписании договора.
Вместе с тем, выполняя обязанности, предусмотренные агентским договором, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» как агент имело полномочия в сфере купли-продажи электрической энергии, имеющиеся у принципала.
Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», в свою очередь, являясь гарантирующим поставщиком, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области за 2008 год и 10 месяцев 2009 года в границах принадлежащих (эксплуатируемых) Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» сетей.
Таким образом, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» являлось единственным лицом, которое решало все вопросы, связанные с заключением договоров электроснабжения, а также с пользованием электроэнергией до заключения таких договоров.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с каждым потребителем, который к нему обратится.
Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и (или) оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.
Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.
Таким образом, в своей зоне деятельности в границах эксплуатируемых сетей гарантирующий поставщик, является единственной организацией, которая обязуется заключить договор с каждым обратившимся потребителем, на условиях предусмотренных законом.
Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» осуществляет снабжение потребителей электроэнергией посредством использования сетей, принадлежащих Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго», то есть, Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосьытовая компания», являясь гарантирующим поставщиком, занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии рынке в границах сетей Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго».
Таким образом, в период действия агентского договора № 761 от 28.12.2006г. Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» являлось единственным продавцом электроэнергии в границах эксплуатируемых сетей, поскольку потребитель не имел иной возможности приобрести электроэнергию, кроме как посредством обращения к Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» для заключения договора.
Учитывая вышеизложенное следует, что в период действия агентского договора № 761 от 28.12.2006 года, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» получило возможность оказывать решающее влияние на состояние конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области в границах эксплуатируемых сетей.
Кроме того, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» ссылается на пункт 180 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, и говорит о том, что отмена ограничения режима потребления, применённого в случае прекращения обязательств сторон по договору, а также в случае выявления бездоговорного потребления, осуществляется после заключения договора либо продления срока действия договора, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю.
Таким образом, из указанной нормы, на которую ссылается Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго», следует, что отмена ограничения режима потребления электрической энергии осуществляется после заключения либо продления срока действия того, договора, на основании прекращения действия которого указанное ограничение было введено.
В данном случае ограничение режима потребления электрической энергии в отношении жилых домов, расположенных по адресу: <...> и 9 «Б», было введено со стороны Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», выступавшего в качестве агента Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания», на основании расторжения 15.07.2009 года действовавшего ранее договора энергоснабжения № 72 от 01.02.2007 года., заключённого между Открытым акционерным обществом «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» и обществом с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2».
Следовательно, введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении жилых домов, расположенных по адресу: <...> и 9 «Б», осуществлено в рамках реализации со стороны заявителя своих агентских полномочий, то есть в рамках отношений по оказанию услуг купли-продажи электрической энергии.
Согласно пункту 171 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения).
В данном случае инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии Общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» как лицо, у которого прекратились обязательства по оказанию услуг купли-продажи электрической энергии, вследствие расторжения договора энергоснабжения с Обществом с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2».
Согласно пункту 174 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевой организации только в случае нарушения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, прекращения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.
В рассматриваемой ситуации потребитель изначально обращается за расторжением договора энергоснабжения, вследствие прекращения обязательств сторон по договору энергоснабжения и после его расторжения агентом гарантирующего поставщика вводится ограничение режима потребления электрической энергии.
В деловой переписке между первоначальным потребителем Обществом с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2» и Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго», а затем в деловой переписке между Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго» и управляющей компанией Обществом с ограниченной ответственностью «Новый город» нет каких-либо упоминаний об отношениях по оказанию услуг по передаче электрической энергии, о прекращении какого-либо договора по оказанию услуг по передаче электрической энергии, предметом деловой переписки указанных лиц выступает расторжение старого и последующее заключение нового договора энергоснабжения, предметом которого является оказание со стороны Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», как агента гарантирующего поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» услуг по купле-продаже электрической энергии.
В силу вышеизложенного довод заявителя о том, что в описанной ситуации общество действовало как сетевая организация, а не как агент гарантирующего поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» несостоятелен.
Согласно нормам действующего законодательства сетевая организация выступает в качестве самостоятельного участника правоотношений только в 2-х случаях. В случае оформления договора на технологическое присоединение потребителя к электрическим сетям данной сетевой организации, либо в случае заключения с сетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2009 года № 201-э/1, плата за технологическое присоединение взимается однократно.
Следовательно, такие действия, как выезд на место, проверка энергооборудования потребителя и проверка схемы учёта включены в состав платы за технологическое присоединение.
В рассматриваемой ситуации на момент расторжения договора энергоснабжения, заключённого между Обществом с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2» и Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» технологическое присоединение энергопринимающих устройств, посредством которых осуществлялось энергоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: <...> и 9 «Б», к сетям Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» уже существовало, что подтверждается пояснениями Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго».
Отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии не имеют связи с существом рассматриваемого дела, так как со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных конструкций № 2», а также со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» не было каких-либо нарушений обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, договор оказания услуг по передаче электрической энергии с Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго» не расторгался, то есть какие-либо спорные правоотношения в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии в рассматриваемой ситуации отсутствовали.
Следовательно, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» в силу фактических обстоятельств не могло действовать как сетевая организация и не имело законных оснований для взимания платы за оформление договора энергоснабжения, а также за выезд на место, проверку энергооборудования потребителя и проверку схем учёта.
В ходе судебного заседания представитель заявителя пояснил, что пункты 13, 14 прейскуранта Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», утверждённого и.о. генерального директора Общества ФИО4 17.03.2008 года, ошибочно содержат в качестве наименования услуг: «оформление, переоформление договора на пользование электроэнергией с присоединяемой нагрузкой до (свыше) 10 кВт с выездом на место, проверкой схемы учета», в то время как фактически платные услуги по оформлению, переоформлению договоров со стороны ОАО «Облкоммунэнерго» не оказывались.
Однако данные доводы заявителем не подтверждены документально и противоречат пояснениям, представленным Открытым акционерным обществом «Облкоммунэнерго» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в рамках рассмотрения дела № 14-69/тр о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, в соответствии с Методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 24.11.2006 года № 302-э/5, в сбытовую надбавку гарантирующих поставщиков электрической энергии также включены все необходимые расходы, возникающие при осуществлении поставки электрической энергии потребителям, в том числе расходы, которые могут возникнуть при восстановлении режима потребления электроэнергии.
В данном случае Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» выступало не как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, а как агент, который действовал от имени и за счет гарантирующего поставщика, оказывающего услуги купли-продажи электрической энергии.
То есть, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» не имело права взимать какие-либо дополнительные денежные суммы за оформление либо переоформление договоров энергоснабжения, мотивируя это тем, что возникшие затраты не включены в тариф на услуги по передаче электрической энергии, так как все расходы, связанные с заключением договоров энергоснабжения, уже включены в сбытовую надбавку гарантирующих поставщиков, оказывающих услуги купли-продажи электрической энергии.
Нормами действующего законодательства в сфере электроэнергетики не предусмотрены полномочия гарантирующего поставщика по взиманию с абонентов каких-либо денежных средств за оформление либо переоформление договоров энергоснабжения, вследствие чего данные полномочия не могли быть предоставлены Открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» со стороны Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в рамках данного агентского договора.
Прейскурант от 17.03.2008 года, утвержденный и.о. генерального директора
ФИО4, согласно которому были установлены цены на услуги по оформлению и переоформлению договоров энергоснабжения, не был согласован с Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания». Также принципал не получал какие-либо денежные отчисления из средств, поступивших в адрес Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» от абонентов за услуги по оформлению либо переоформлению договоров энергоснабжения, оказанные за весь период действия агентского договора.
Таким образом, денежные суммы за оформление и переоформление договоров энергоснабжения Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» получало без уведомления принципала и сверх агентского вознаграждения.
Согласно перечню договоров энергоснабжения, заключённых Обществом с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в лице агента Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» с абонентами за период с 01.01.2007 года по 31.10.2009 года, в адрес заявителя за услуги по оформлению, переоформлению договоров энергоснабжения с выездом на место, проверкой схемы учёта со стороны абонентов были уплачены денежные средства на общую сумму 389 137 рублей 96 копеек.
Таким образом, обладая в соответствии с агентским договором полномочиями гарантирующего поставщика Общества с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» в сфере купли-продажи электрической энергии, и занимая в период действия агентского договора № 761 от 28.12.2006 года доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области, Открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» взимало с абонентов денежные средства за оформление и переоформление договоров энергоснабжения, вследствие чего были ущемлены интересы Общества с ограниченной ответственностью «Новый город» и других абонентов, а также были незаконно получены денежные средства на общую сумму 389 137 рублей 96 копеек.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Восстановить открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» срок на обжалование.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» о признании незаконным и отмене решения № 14-69/тр от 07.04.2010 года и предписаний № 14-69/тр-1 от 07.04.2010 года, № 14-69/тр-2 от 07.04.2010 года отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области
Е.В. Сеничкина