ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1020/2021 от 27.07.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

02 августа 2021 года

Дело № А58-1020/2021

Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2021.

Полный текст решения изготовлен 02.08.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237) от 11.02.2021 № 0901/1223 к Автономной некоммерческой организации внесудебного урегулирования споров и конфликтных ситуаций «Якутский республиканский центр медиации» (ИНН 1435333247, ОГРН 1181447007983) о взыскании 9 000 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М  (исходная) за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Борисова Г.А. по доверенности от 01.06.2021 № 6 (паспорт, диплом),

от ответчика – Иванова Д.Н. исполнительный директор по паспорту,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия); Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением  от 11.02.2021 № 0901/1223 к Автономной некоммерческой организации внесудебного урегулирования споров и конфликтных ситуаций «Якутский республиканский центр медиации» (далее - ответчик, страхователь) о взыскании 9 000 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М  (исходная) за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год),

Ответчиком представлен отзыв о несогласии с заявлением, мотивированное отсутствием у него обязанности по представлению отчетности в спорные периоды ввиду отсутствия заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, представлением отменяющих форм по спорным периодам, нарушением пенсионным фондом процедуры привлечения к ответственности.

16.07.2021 от Пенсионного фонда поступило пояснение по доводам ответчика.

Определением суда от 02.08.2021 произведена процессуальная замена заявителя по делу на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237).

Из материалов дела следует.

Автономная некоммерческая организация внесудебного урегулирования споров и конфликтных ситуаций «Якутский республиканский центр медиации»  зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) и в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (регистрационный номер 016034106577).

17.12.2019 ответчик лично представил сведения персонифицированного учета в виде отчетности исходной формы СЗВ-М:

за июнь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за июль 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за август 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за сентябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за декабрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица;

за январь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за февраль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за апрель 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за май 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за июнь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за июль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за август 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за сентябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

за октябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица;

в виде отчетности исходной формы СЗВ-Стаж за 2018 год в отношении 1 застрахованного лица.

Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой выявлено несвоевременное представление таких сведений по исходной форме за указанные периоды, на что указано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования акт от 05.02.2020 № 016S18200000718, от 04.03.2020 №№ 016S18200002730, 016S18200002731, 016S18200002732, 016S18200002734, 016S18200002735, 016S18200002736, 016S18200002737, 016S18200002738, 016S18200002739, 016S18200002740, 016S18200002741, 016S18200002743, 016S18200002744, 016S18200002745, 016S18200002746, 016S18200002747, 016S18200002749.

Акты проверок с указанием времени и места рассмотрения актов (на 16.03.2020 в 11:30, на 09.04.2020 в 11:30) направлены ответчику почтовой связью 11.02.2020 и 05.03.2020, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений со штампами почтового отделения связи о принятии для отправки и в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете считается полученным ответчиком  на шестой день со дня направления.

Уведомлениями от 07.04.2020 №№ 20494, 20495, 20496, 20497, 20498, 20499, 20500, 20501, 20502, 20503, 20504, 20505, 20506, 20507, 20508, 20509, 20510, направленными ответчику почтовой связью 09.04.2020, Пенсионный фонд известил ответчика о переносе даты рассмотрения материалов проверки на 21.05.2020 в 11:30.

В назначенный день 21.05.2021 по результатам рассмотрения актов Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования:

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004805 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004804 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004803 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004802 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004801 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004800 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004799 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004798 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004797 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004796 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004795 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004794 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004793 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004792 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004791 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004790 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 21.05.2020 № 016S19200004789 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей;

по решению от 16.03.2020 № 016S19200002399 в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.

При рассмотрении акта о выявленных нарушениях страхователем пояснения и возражения не представлены.

Решения направлены в адрес ответчика почтой 20.03.2020 и 26.05.2020, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений со штампом почтового отделения связи о принятии для отправки и считаются полученными ответчиком на шестой день со дня их направления.

Требованиями от 15.04.2020 №№ 016S01200003409, от 17.06.2020 №№016S01200005438, 016S01200005439, 016S01200005440, 016S01200005441, 016S01200005442, 016S01200005443, 016S01200005444, 016S01200005445, 016S01200005446, 016S01200005447, 016S01200005448, 016S01200005449, 016S01200005450, 016S01200005451, 016S01200005452, 016S01200005453, 016S01200005454, ответчику предложено в срок до 14.05.2020 и 10.07.2020 в добровольном порядке уплатить сумму финансовой санкции в сумме 9 000 рублей.

Требования направлены по почте заказными письмами 20.04.2020 и 22.06.2020, что подтверждается списками внутренних почтовых отправлений со штампом почтового отделения связи о принятии для отправки и считаются полученным на шестой день со дня направления.

Поскольку требования об уплате штрафа ответчиком добровольно не исполнены, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

22.10.2020 Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) вынесен судебный приказ по делу № А58-7118/2020 о взыскании с ответчика 9 000 рублей финансовых санкций и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

05.02.2021 определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-7118/2020 судебный приказ отменен.

В связи с чем 16.02.2021 Управление обратилось о взыскании финансовой санкции в порядке административного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Как установлено из материалов дела судебный приказ, выданный по делу № А58-7118/2020, был отменен определением от 05.02.2021. С рассматриваемым в настоящем деле заявлением Управление обратилось 16.02.2021. Таким образом, шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, исчисляемый после отмены судебного приказа, не истек.

Оценив имеющиеся в материалах дела документы, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на взыскание штрафа в судебном порядке предусмотрено статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании) страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу статьи 2 Закона об обязательном пенсионном страховании Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных этим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, статьей 6 Закона об обязательном пенсионном страховании ответчик является страхователем, и согласно статье 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 – 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, – в налоговые органы по месту их учета.

В силу требований пункта 2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены Федеральным законом N 27-ФЗ), представляют о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

8) периоды трудовой деятельности, включаемые в пенсионный стаж застрахованного лица являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страхователю пенсии по старости.

Пунктом 2.2 указанной статьи Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании статьи 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Такие сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя (статьи 8, 9, 11, 15 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).

Сведения подаются по форме СЗВ-М за спорные периоды, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 №83п «Сведения о застрахованных лицах».

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-СТАЖ за спорный период, утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".

Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете).

Из материалов дела следует, что ответчику вменяется нарушение срока представления сведений в исходной форме СЗВ-М за июнь-декабрь 2018 года, за январь-октябрь 2019 года, в исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год.

Возражая против заявления, ответчик ссылается на отсутствие у него обязанности по представлению отчетности в спорные периоды ввиду отсутствия у него лиц, работающих по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Спорные сведения были представлены в отношении Ивановой Долгуяны Николаевны, являющейся исполнительным директором АНО ЯРЦМ. В соответствии с протоколом № 1 заседания Правления АНО ЯРЦМ от 19.06.2018 определено исполнение обязанностей исполнительного директора на безвозмездной основе сроком на 3 года, до 19.06.2021, без заключения трудового договора.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или оказание услуг.

 Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а в случае, когда трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, – на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

При этом права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений в соответствии со статьей 274 ТК РФ определяются, в частности, учредительными документами организации, локальными нормативными актами или трудовым договором.

Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения предполагают личное выполнение работником трудовой функции за плату.

Согласно статье 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Ответчик по организационно-правовой форме является автономной некоммерческой организацией.

На основании статьи 123.24 Гражданского кодекса РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

В силу пункта 3 статьи 123.25 ГК РФ учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Согласно статье 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, осуществляющее руководство организацией, в том числе выполняющее функции ее единоличного исполнительного органа. Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Следовательно, руководитель организации в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является застрахованным лицом.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору, в том числе в отношении руководителей организации.

При указанных обстоятельствах, учитывая выполнение исполнительным директором АНО ЯРЦМ  возложенных на нее функций, суд приходит к выводу о том, что деятельность Ивановой Д.Н. относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора. При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица (работающего на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж.

С учетом изложенного, вопреки позиции ответчика, у АНО ЯРЦМ имеется обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений, указанных в пункте 2 -2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в отношении исполнительного директораАНО ЯРЦМ.

Ссылку ответчика на письмо Пенсионного фонда РФ от 03.07.2019 № СЧ-25-24/13564 суд не принимает, поскольку обязанность ответчика является императивной, законодательных причин для освобождения от ее исполнения не предусмотрено, в официальных источниках, в том числе на сайте Пенсионного фонда РФ указанное письмо не опубликовано.

Доказательств представления ответчиком отменяющих форм по спорным периодам в Пенсионный фонд материалы дела не содержат, в связи с чем соответствующие доводы ответчика также подлежат отклонению.

На основании изложенного, суд считает, что вменяемое страхователю правонарушение правомерно квалифицировано как непредставление страхователем индивидуальных сведений о застрахованных лицах в установленный срок, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Расчет санкции проверен, суд считает, что размер санкции исчислен правомерно.

Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен также статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Так, указанной статьей предусмотрено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение, в том числе о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Суд, проверив процедуру привлечения к ответственности, признает ее соблюденной.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требования заявителя исходя из следующего.

Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете не предусматривает возможность органа Пенсионного фонда при рассмотрении материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 № 2-П разъяснил, что в силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, полномочия суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.

Как следует из оспариваемых решений, размер штрафа определен Пенсионным фондом в сумме 9 000 рублей.

Суд, считает возможными признать в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность: отсутствие умысла в нарушении, отсутствие ущерба бюджету и задолженности по страховым взносам, организационно-правовую форму ответчика, а также незначительную степень общественной опасности совершенного правонарушения.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что снижение размера взыскиваемого штрафа является правом суда, занимающего особую роль как независимого и беспристрастного арбитра и наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершенного страхователем правонарушения, суд с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на ответчика штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения до 500 рублей.

В связи с чем заявление подлежит удовлетворению в части - в размере 500 рублей, в удовлетворении остальной части заявления суд отказывает.

Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

С учетом частичного удовлетворения требований (5,6% от заявленных требований), с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 112 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 11.02.2021 № 0901/1223 удовлетворить частично.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации внесудебного урегулирования споров и конфликтных ситуаций «Якутский республиканский центр медиации» (ИНН 1435333247, ОГРН 1181447007983) в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435004700, ОГРН 1021401057237) 500 рублей финансовых санкций, начисленных за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М  (исходная) за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год).

В остальной части заявления отказать.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации внесудебного урегулирования споров и конфликтных ситуаций «Якутский республиканский центр медиации» (ИНН 1435333247, ОГРН 1181447007983) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 112 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова