Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
24 октября 2019 года
Дело № А58-10459/2018
Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2019.
Полный текст решения изготовлен 24.10.2019.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 01.11.2018 № 10-9034 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа ФИО1,
с участием представителей: заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.01.2019 № 152/18, УФАС по РС (Я) – ФИО3 по доверенности от 02.07.2019 № 03/2689; третьего лица ФИО1 (по паспорту);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 01.11.2018 № 10-9034 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении.
17.10.2019 третьим лицом представлены пояснения от 17.10.2019.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявленное требование АО «Сахатранснефтегазсбыт» обосновывает по основаниям, изложенным в заявлении от 01.11.2018 № 10-9034, в дополнении к заявлению от 25.12.2018 № 10-10300 (том 2 л.д. 9-13), в том числе отсутствует событие вменяемого правонарушения.
УФАС по РС (Я) возражает на требование общества, что отражено в отзыве от 26.11.2018 № 03/5588(том 1 л.д. 42-47).
Третье лицо возражает на требование заявителя, поддерживает позицию антимонопольного органа.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 заявленные требования удовлетворены частично; постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении, совершенном акционерным обществом «Саахатранснефтегаз», предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей; акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>, блок В) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 по делу № А58-10459/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.2019 по делу № А58-10459/2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу № А58-10459/2018 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). При этом, судом кассационной инстанции указано, что при новом разбирательстве необходимо учесть выводы округа, установить обстоятельства, свидетельствующие о совершении обществом повторного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках установленного статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока, которые являются существенными и юридически значимыми для правильного разрешения спора о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Антимонопольным органом с учетом выводов округа представлены пояснения от 18.09.2019 № 03/4806 (том 3 л.д. 24-27) – просит переквалифицировать нарушение с части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель возражает на пояснения УФАС по РС (Я) (возражения от 23.09.2019 № 10-6072), считает, что у суда не имеется правовых оснований для переквалификации нарушения, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и его отмене (том 2 л.д. 28-33).
Из материалов дела следует.
10.08.2018 в УФАС по РС (Я) за вх. № 247 поступила жалоба гр. ФИО1 с приложениями в обоснование жалобы на действия газораспределительной организации (том 1 л.д. 52-84).
10.09.2018 УФАС по РС (Я) в адрес АО «Сахатранснефтегаз» направлен запрос от 10.09.2018 № 03/3854 о предоставлении сведений (документов) по поступившей жалобе гр. ФИО1 в целях уточнения обстоятельств, установления наличия (отсутствия) в действиях (бездействии) нарушения положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (том 1 л.д. 87-88).
14.09.2018 за вх. № 7897 в УФАС по РС (Я) поступила информация АО «Сахатранснефтегаз» от 14.09.2018 № 10-7730 на запрос от 10.09.2018 № 03/3854 с приложением копий документов (том 1 л.д. 93-113).
14.09.2018 антимонопольный орган, изучив материалы по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО1 о нарушении АО «Сахатранснефтегаз» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес определение о возбуждении дела № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении и проведении административного расследования (том 21 л.д. 114-120).
28.09.2018 антимонопольным органом вынесено определение № 03/4131 об истребовании сведений (документов и материалов), направлено в адрес общества электронной связью 28.09.2018 (том 1 л.д. 121-123).
01.10.2018 в УФАС по РС (Я) за вх. № 8390 от общества поступила информация от 01.10.2018 № 10-8156 на запрос от 26.09.2018 № 01-26-9888 (том 1 л.д. 124-127).
03.10.2018 за вх. № 6611 обществу вручено уведомление от 03.10.2018 № 03/4182 о вызове для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении в УФАС по РС (Я) 10.10.2018 в 15-00 час. по адресу: <...>, каб. 201 по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям при рассмотрении заявки гр. ФИО1 на подключение (технологическое присоединение) объекта, расположенного по адресу: <...> (том 1 л.д. 131-132).
10.10.2018 главным специалистом-экспертом отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я) в отношении АО «Сахатранснефтегаз» составлен протокол об административном правонарушении № 03-178/18-9.21 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксировано: по итогам рассмотрения жалобы ФИО1 на действия газораспределительной организации выявлено нарушение пунктов 72, 104 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 – требование о представлении исполнителю исполнительно-технической документации на сети газопотребления (том 1 л.д. 152-161). Протокол составлен при участии представителя общества ФИО4 по доверенности от 10.10.2018 № 343/18, копия протокола вручена данном представителю.
10.10.2018 обществу вручено определение от 10.10.2018 о назначении времени и месте рассмотрения дела № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении и необходимости явки 24.10.2018 в 16-00 час. по адресу: <...>, каб. 214 (том 1 л.д. 162).
24.10.2018 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении № 03-178/18-9.21 в присутствии представителя общества ФИО4 по доверенности от 10.10.2018 № 343/18, по результатам которого АО «Сахатранснефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей (том 1 л.д. 163-173). Постановление вручено обществу за вх. № 7165 от 25.10.2018.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Согласно материалам административного дела, оспариваемое постановление вынесено 24.10.2018 и получено обществом 25.10.2018 за вх. № 7165, с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении Общество обратилось 01.11.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
Согласно оспариваемому постановлению общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 № 147 ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила № 1314).
Согласно пунктам 1, 2 Правил № 1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Пунктом 3 Правил № 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдачу технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Согласно пункту 59 Правил № 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пунктом 97 Правил № 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 98 Правил № 1314 исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Пунктом 100 Правил № 1314 предусмотрено, что заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы гр. ФИО1 установлено следующее.
Гр. ФИО1 выданы технические условия от 15.07.2016 № ФЛ-Я/1232-16 на подключение к существующим источникам газоснабжения (том 1 л.д. 111). Согласно данным техническим условиям в отношении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) выполняемых заявителем в пределах границ земельного участка заявителю рекомендуется установка прибора учета газа (счетчика) с температурным корректором, индивидуальное отключающее устройство предусмотреть со стороны улицы, в удобном месте для обслуживания эксплуатирующей организацией, выдержать охранную зону газопроводов низкого давления.
25.08.2016 между гражданином ФИО1 и АО «Сахатранснефтегаз» заключен договор № 607/16-СТПиС о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения с протоколом согласования разногласий (далее - договор), согласно которому, исполнитель (АО «Сахатранснефтегаз») обязуется осуществлять мероприятия по подключению (технологическому присоединению) жилого дома, принадлежащего заявителю и расположенному по адресу: PC (Я), <...> к сети газораспределения, заявитель обязуется оплатить стоимость услуг исполнителя в порядке, размере и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
Исполнитель обязуется, в том числе проверить исполнение заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием Сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) (п. п. 3.2.2 договора), осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности, указанного в пункте 3.2.2 договора (п.п. 3.2.3 договора).
Подключение объекта к сети газораспределения должно осуществляться в соответствии с техническими условиями № ФЛ-Я/1232-16 от 15.07.2016 на подключение (технологическое присоединение) к существующим сетям газораспределения (пункт 2 договора, приложение № 2 договора) (том 1 л.д. 106-108).
22.02.2018 гр. ФИО1 обратился в АО «Сахатранснефтегаз» с письмом о проведении мониторинга выполнения работ по созданию сети газопотребления согласно ТУ по договору № 607/16-СТПиС о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 25.08.2016, подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользуюшего оборудования объекта капитального строительства и проведении врезки согласно Правил № 1314.
01.03.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило в адрес заявителя письмо № ЗО/стп-1560, в котором указало на необходимость сдачи заявителем исполнительно-технической документации на сети газопотребления.
05.03.2018 гр. ФИО1 обратился в АО «Сахатранснефтегаз» с просьбой о предоставлении списка документов, входящих в исполнительно-техническую документацию на сети газопотребления.
16.03.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило в адрес заявителя письмо № ЗО/стп-1852, в котором пояснило, что контроль за строительством и приемкой выполненных работ по созданию сетей газопотребления регламентируется пунктом 10 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», перечень мероприятий по вводу сетей газопотребления в эксплуатацию, а также список документации необходимой для этого описан в пункте 6 ГОСТ Р 54691-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительно-технической документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-техническогообеспечения», приложив описи исполнительно-технической документации на внутридомовой газопровод и сеть газопотребления.
29.03.2018 письмом от гр. ФИО1 предоставил обществу запрошенные документы (копия паспорта котла, чек о покупке газовой плиты, копия листа инструкции с ТТХ газовой плиты, товарные чеки на трубную продукцию и запорную арматуру, копии паспортов на запорный кран, на газовый счетчик), не согласившись с требованием предоставления исполнительно-технической документации.
17.04.2018 гр. ФИО1 обратился в АО «Сахатранснефтегаз» с заявлением о проведении мониторинга, подписании акта готовности сети и осуществлении пуска газа, приложив акт проверки вентиляции и дымохода, исполнительную топосьемку газопровода внутри участка.
17.04.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило ответ № 10-2826 о необходимости контроля качества работ и приемке в эксплуатацию смонтированного газопровода, газоиспользуюшего оборудования в соответствии с СП 42-101-2003, СНиП 42-01-2002 СП 62.13330.2011.
10.05.2018 АО «Сахатранснефтегаз» выдало гр. ФИО1 предписание № 0014 при осуществлении мониторинга выполнения технических условий, в соответствии с которым заявителю необходимо предоставить ИТД по СНиПу 42-01 согласно Градостроительному кодексу РФ (статья 52, п. 2, п. 2.1, статья 55.8), строительный паспорт, акт приемки наружного и внутреннего газопровода, протокол механических испытаний и аттестации сварщика, сертификаты соответствия оборудования и материалов, предоставить согласованный эксплуатирующей организацией проект ГСВ. ГСП.
14.06.2018 гр. ФИО1 направил обществу письмо о несогласии с выданным предписанием с просьбой подписании актов готовности сети и осуществлении пуска газа, приложив копию договора ВДГО.
12.07.2018 АО «Сахатранснефтегаз» сообщило гр. ФИО1 о необходимости устранения недостатков, указанных в предписании № 0014 от 10.05.2018 для подписания акта готовности сети газопотребления и осуществления пуска газа: сертификат соответствия газового оборудования и материалов, акт проверки технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов (письмо № 10-5461).
20.07.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило в адрес заявителя акты № 607/16-4 о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства по договору № 607/16-СТПиС технологического присоединения от 25.08.20166, в силу которых сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) не готовы.
03.08.2018 гр. ФИО1 направил обществу письмо о выполнении некоторых условий заключения согласно акту № 607/16-4.
17.08.2018 между ФИО1 и АО «Сахатранснефтегаз» сторонами составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), в силу которого сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы.
Антимонопольный орган, изучив жалобу, пояснения газораспределительной организации пришел к выводу о том, что требование о предоставлении исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено положениями Правил № 1314.
Подпункт "б" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (далее - ИЖС). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) здание -результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно Техническому регламенту система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.
Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (далее -Приказ). Согласно Приказу, «сеть газопотребления жилых зданий» - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.
Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Таким образом, суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, в связи с чем, и не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка, потребителя, которые принадлежат ИЖС.
Указанный вывод поддержан судом кассационной инстанции, доводы заявителя в данной части подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно положениям Правил № 1314 при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий в числе обязанностей заявителя обязанности предоставления исполнителю исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено.
Пунктом 104 Правил № 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
ОАО «Сахатранснефтегаз» приказом ФСТ России от 28.01.2005 № 2-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» под регистрационным номером 14.2.4, осуществляет деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам. АО «Сахатранснефтегаз» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности - транспортировку газа по трубопроводам, и в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.
Диспозиция части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Следовательно, для привлечения общества по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны иметься доказательства, что лицо ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на момент вынесения постановления № 03-178/18- 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 24.10.2018 не истек период, установленный понятием повторного совершения правонарушения, установленного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так диспозиция части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Диспозиция же части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Часть 1 и часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержат самостоятельные составы правонарушений.
Для того, чтобы квалифицировать правонарушение по части 2 данной статьи, лицо уже должно быть привлеченным к административной ответственности по части 1 данной статьи, а не по части 2 этой статьи, имеющей иной состав правонарушения.
Следовательно, вменяя обществу правонарушение, предусмотренное части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обязан доказать не тот факт, что общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а то, что оно уже ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с соблюдением требований ст. 4.6 КоАП РФ).
Доказательств, что общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
Факт привлечения общества к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ свидетельствует лишь о наличии действиях отягчающих обстоятельств при привлечении его по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не о том, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отсутствие ссылки в оспариваемом постановлении на факт привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции не имеет возможности проверить сроки, установленные ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение которых свидетельствует о повторности правонарушения.
Административный орган не представил доказательств, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у административного органа не имелось оснований для квалификации действий общества за повторное правонарушение по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Исходя из указанного, у суда не имеется правовых оснований для переквалификации правонарушения на часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По совокупности изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова