ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-10459/18 от 17.10.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

24 октября 2019 года

Дело № А58-10459/2018

Резолютивная часть решения объявлена 17.10.2019.

Полный текст решения изготовлен 24.10.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 01.11.2018 № 10-9034 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа ФИО1,

с участием представителей: заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.01.2019 № 152/18, УФАС по РС (Я) – ФИО3 по доверенности от 02.07.2019 № 03/2689; третьего лица ФИО1 (по паспорту);

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 01.11.2018 № 10-9034 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении.

17.10.2019 третьим лицом представлены пояснения от 17.10.2019.

Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявленное требование АО «Сахатранснефтегазсбыт» обосновывает по основаниям, изложенным в заявлении от 01.11.2018 № 10-9034, в дополнении к заявлению от 25.12.2018 № 10-10300 (том 2 л.д. 9-13), в том числе отсутствует событие вменяемого правонарушения.

УФАС по РС (Я) возражает на требование общества, что отражено в отзыве от 26.11.2018 № 03/5588(том 1 л.д. 42-47).

Третье лицо возражает на требование заявителя, поддерживает позицию антимонопольного органа.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 заявленные требования удовлетворены частично; постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении, совершенном акционерным обществом «Саахатранснефтегаз», предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей; акционерному обществу «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>, блок В) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 по делу № А58-10459/2018 оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.2019 по делу № А58-10459/2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу № А58-10459/2018 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия). При этом, судом кассационной инстанции указано, что при новом разбирательстве необходимо учесть выводы округа, установить обстоятельства, свидетельствующие о совершении обществом повторного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках установленного статьёй 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока, которые являются существенными и юридически значимыми для правильного разрешения спора о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Антимонопольным органом с учетом выводов округа представлены пояснения от 18.09.2019 № 03/4806 (том 3 л.д. 24-27) – просит переквалифицировать нарушение с части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель возражает на пояснения УФАС по РС (Я) (возражения от 23.09.2019 № 10-6072), считает, что у суда не имеется правовых оснований для переквалификации нарушения, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и его отмене (том 2 л.д. 28-33).

Из материалов дела следует.

10.08.2018 в УФАС по РС (Я) за вх. № 247 поступила жалоба гр. ФИО1 с приложениями в обоснование жалобы на действия газораспределительной организации (том 1 л.д. 52-84).

10.09.2018 УФАС по РС (Я) в адрес АО «Сахатранснефтегаз» направлен запрос от 10.09.2018 № 03/3854 о предоставлении сведений (документов) по поступившей жалобе гр. ФИО1 в целях уточнения обстоятельств, установления наличия (отсутствия) в действиях (бездействии) нарушения положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (том 1 л.д. 87-88).

14.09.2018 за вх. № 7897 в УФАС по РС (Я) поступила информация АО «Сахатранснефтегаз» от 14.09.2018 № 10-7730 на запрос от 10.09.2018 № 03/3854 с приложением копий документов (том 1 л.д. 93-113).

14.09.2018 антимонопольный орган, изучив материалы по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО1 о нарушении АО «Сахатранснефтегаз» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес определение о возбуждении дела № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении и проведении административного расследования (том 21 л.д. 114-120).

28.09.2018 антимонопольным органом вынесено определение № 03/4131 об истребовании сведений (документов и материалов), направлено в адрес общества электронной связью 28.09.2018 (том 1 л.д. 121-123).

01.10.2018 в УФАС по РС (Я) за вх. № 8390 от общества поступила информация от 01.10.2018 № 10-8156 на запрос от 26.09.2018 № 01-26-9888 (том 1 л.д. 124-127).

03.10.2018 за вх. № 6611 обществу вручено уведомление от 03.10.2018 № 03/4182 о вызове для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении в УФАС по РС (Я) 10.10.2018 в 15-00 час. по адресу: <...>, каб. 201 по факту нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям при рассмотрении заявки гр. ФИО1 на подключение (технологическое присоединение) объекта, расположенного по адресу: <...> (том 1 л.д. 131-132).

10.10.2018 главным специалистом-экспертом отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я) в отношении АО «Сахатранснефтегаз» составлен протокол об административном правонарушении № 03-178/18-9.21 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксировано: по итогам рассмотрения жалобы ФИО1 на действия газораспределительной организации выявлено нарушение пунктов 72, 104 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 – требование о представлении исполнителю исполнительно-технической документации на сети газопотребления (том 1 л.д. 152-161). Протокол составлен при участии представителя общества ФИО4 по доверенности от 10.10.2018 № 343/18, копия протокола вручена данном представителю.

10.10.2018 обществу вручено определение от 10.10.2018 о назначении времени и месте рассмотрения дела № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении и необходимости явки 24.10.2018 в 16-00 час. по адресу: <...>, каб. 214 (том 1 л.д. 162).

24.10.2018 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении № 03-178/18-9.21 в присутствии представителя общества ФИО4 по доверенности от 10.10.2018 № 343/18, по результатам которого АО «Сахатранснефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей (том 1 л.д. 163-173). Постановление вручено обществу за вх. № 7165 от 25.10.2018.

Общество, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Согласно материалам административного дела, оспариваемое постановление вынесено 24.10.2018 и получено обществом 25.10.2018 за вх. № 7165, с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении Общество обратилось 01.11.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.

Согласно оспариваемому постановлению общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом положений статей 23.48, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.

Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 № 147 ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.

Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила № 1314).

Согласно пунктам 1, 2 Правил № 1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

Исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Пунктом 3 Правил № 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдачу технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.

Согласно пункту 59 Правил № 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Пунктом 97 Правил № 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;

д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Согласно пункту 98 Правил № 1314 исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);

д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

Пунктом 100 Правил № 1314 предусмотрено, что заявитель обязан:

а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;

б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;

г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;

д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.

Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы гр. ФИО1 установлено следующее.

Гр. ФИО1 выданы технические условия от 15.07.2016 № ФЛ-Я/1232-16 на подключение к существующим источникам газоснабжения (том 1 л.д. 111). Согласно данным техническим условиям в отношении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) выполняемых заявителем в пределах границ земельного участка заявителю рекомендуется установка прибора учета газа (счетчика) с температурным корректором, индивидуальное отключающее устройство предусмотреть со стороны улицы, в удобном месте для обслуживания эксплуатирующей организацией, выдержать охранную зону газопроводов низкого давления.

25.08.2016 между гражданином ФИО1 и АО «Сахатранснефтегаз» заключен договор № 607/16-СТПиС о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения с протоколом согласования разногласий (далее - договор), согласно которому, исполнитель (АО «Сахатранснефтегаз») обязуется осуществлять мероприятия по подключению (технологическому присоединению) жилого дома, принадлежащего заявителю и расположенному по адресу: PC (Я), <...> к сети газораспределения, заявитель обязуется оплатить стоимость услуг исполнителя в порядке, размере и в сроки, предусмотренные настоящим договором.

Исполнитель обязуется, в том числе проверить исполнение заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием Сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) (п. п. 3.2.2 договора), осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности, указанного в пункте 3.2.2 договора (п.п. 3.2.3 договора).

Подключение объекта к сети газораспределения должно осуществляться в соответствии с техническими условиями № ФЛ-Я/1232-16 от 15.07.2016 на подключение (технологическое присоединение) к существующим сетям газораспределения (пункт 2 договора, приложение № 2 договора) (том 1 л.д. 106-108).

22.02.2018 гр. ФИО1 обратился в АО «Сахатранснефтегаз» с письмом о проведении мониторинга выполнения работ по созданию сети газопотребления согласно ТУ по договору № 607/16-СТПиС о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 25.08.2016, подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользуюшего оборудования объекта капитального строительства и проведении врезки согласно Правил № 1314.

01.03.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило в адрес заявителя письмо № ЗО/стп-1560, в котором указало на необходимость сдачи заявителем исполнительно-технической документации на сети газопотребления.

05.03.2018 гр. ФИО1 обратился в АО «Сахатранснефтегаз» с просьбой о предоставлении списка документов, входящих в исполнительно-техническую документацию на сети газопотребления.

16.03.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило в адрес заявителя письмо № ЗО/стп-1852, в котором пояснило, что контроль за строительством и приемкой выполненных работ по созданию сетей газопотребления регламентируется пунктом 10 СП 62.13330.2011* «Газораспределительные системы», перечень мероприятий по вводу сетей газопотребления в эксплуатацию, а также список документации необходимой для этого описан в пункте 6 ГОСТ Р 54691-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительно-технической документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженерно-техническогообеспечения», приложив описи исполнительно-технической документации на внутридомовой газопровод и сеть газопотребления.

29.03.2018 письмом от гр. ФИО1 предоставил обществу запрошенные документы (копия паспорта котла, чек о покупке газовой плиты, копия листа инструкции с ТТХ газовой плиты, товарные чеки на трубную продукцию и запорную арматуру, копии паспортов на запорный кран, на газовый счетчик), не согласившись с требованием предоставления исполнительно-технической документации.

17.04.2018 гр. ФИО1 обратился в АО «Сахатранснефтегаз» с заявлением о проведении мониторинга, подписании акта готовности сети и осуществлении пуска газа, приложив акт проверки вентиляции и дымохода, исполнительную топосьемку газопровода внутри участка.

17.04.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило ответ № 10-2826 о необходимости контроля качества работ и приемке в эксплуатацию смонтированного газопровода, газоиспользуюшего оборудования в соответствии с СП 42-101-2003, СНиП 42-01-2002 СП 62.13330.2011.

10.05.2018 АО «Сахатранснефтегаз» выдало гр. ФИО1 предписание № 0014 при осуществлении мониторинга выполнения технических условий, в соответствии с которым заявителю необходимо предоставить ИТД по СНиПу 42-01 согласно Градостроительному кодексу РФ (статья 52, п. 2, п. 2.1, статья 55.8), строительный паспорт, акт приемки наружного и внутреннего газопровода, протокол механических испытаний и аттестации сварщика, сертификаты соответствия оборудования и материалов, предоставить согласованный эксплуатирующей организацией проект ГСВ. ГСП.

14.06.2018 гр. ФИО1 направил обществу письмо о несогласии с выданным предписанием с просьбой подписании актов готовности сети и осуществлении пуска газа, приложив копию договора ВДГО.

12.07.2018 АО «Сахатранснефтегаз» сообщило гр. ФИО1 о необходимости устранения недостатков, указанных в предписании № 0014 от 10.05.2018 для подписания акта готовности сети газопотребления и осуществления пуска газа: сертификат соответствия газового оборудования и материалов, акт проверки технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов (письмо № 10-5461).

20.07.2018 АО «Сахатранснефтегаз» направило в адрес заявителя акты № 607/16-4 о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства по договору № 607/16-СТПиС технологического присоединения от 25.08.20166, в силу которых сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) не готовы.

03.08.2018 гр. ФИО1 направил обществу письмо о выполнении некоторых условий заключения согласно акту № 607/16-4.

17.08.2018 между ФИО1 и АО «Сахатранснефтегаз» сторонами составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), в силу которого сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы.

Антимонопольный орган, изучив жалобу, пояснения газораспределительной организации пришел к выводу о том, что требование о предоставлении исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено положениями Правил № 1314.

Подпункт "б" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (далее - ИЖС). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.

Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) здание -результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно Техническому регламенту система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.

Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 (далее -Приказ). Согласно Приказу, «сеть газопотребления жилых зданий» - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.

Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.

Таким образом, суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, в связи с чем, и не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка, потребителя, которые принадлежат ИЖС.

Указанный вывод поддержан судом кассационной инстанции, доводы заявителя в данной части подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

Согласно положениям Правил № 1314 при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий в числе обязанностей заявителя обязанности предоставления исполнителю исполнительно-технической документации на сети газопотребления не предусмотрено.

Пунктом 104 Правил № 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

ОАО «Сахатранснефтегаз» приказом ФСТ России от 28.01.2005 № 2-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» под регистрационным номером 14.2.4, осуществляет деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам. АО «Сахатранснефтегаз» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности - транспортировку газа по трубопроводам, и в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Диспозиция части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Следовательно, для привлечения общества по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны иметься доказательства, что лицо ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на момент вынесения постановления № 03-178/18- 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 24.10.2018 не истек период, установленный понятием повторного совершения правонарушения, установленного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так диспозиция части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Диспозиция же части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Часть 1 и часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержат самостоятельные составы правонарушений.

Для того, чтобы квалифицировать правонарушение по части 2 данной статьи, лицо уже должно быть привлеченным к административной ответственности по части 1 данной статьи, а не по части 2 этой статьи, имеющей иной состав правонарушения.

Следовательно, вменяя обществу правонарушение, предусмотренное части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обязан доказать не тот факт, что общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а то, что оно уже ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с соблюдением требований ст. 4.6 КоАП РФ).

Доказательств, что общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Факт привлечения общества к ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ свидетельствует лишь о наличии действиях отягчающих обстоятельств при привлечении его по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не о том, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отсутствие ссылки в оспариваемом постановлении на факт привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции не имеет возможности проверить сроки, установленные ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение которых свидетельствует о повторности правонарушения.

Административный орган не представил доказательств, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем у административного органа не имелось оснований для квалификации действий общества за повторное правонарушение по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Исходя из указанного, у суда не имеется правовых оснований для переквалификации правонарушения на часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По совокупности изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу № 03-178/18-9.21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Сахатранснефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья А.Н. Устинова