Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
11 марта 2019 года | Дело № А58-11118/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2019
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «Туматский национальный наслег» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 14:31:040001:167 площадью 2132 кв.м., расположенного по адресу: РС (Я), <...>,
при участии в судебном заседании:
от управления – ФИО1 по доверенности №81 от 27.12.2018, паспорт,
установил:
администрация муниципального образования «Туматский национальный наслег» (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее – заинтересованное лицо, управление) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 14:31:040001:167 площадью 2132 кв.м., расположенного по адресу: РС (Я), <...>.
Заявленные требования мотивированны наличием у заявителя препятствий для распоряжения земельным участком.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направил; об уважительности неявки суд не уведомил; ходатайств не заявлено.
Поскольку неявка представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению дела, дело в порядке статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие заявителя.
Представитель управления с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все представленные в дело доказательства, суд первой инстанции считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.
28.12.2005 между администрацией МО «Усть-Янский национальный наслег» и администрацией МО «Туматский национальный наслег» заключен договор о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности, по условиям которого в собственность МО «Туматский национальный наслег» передан, в том числе жилой дом 1985 года постройки, расположенный на земельном участке по адресу: <...> с кадастровым номером №14:31:010001:167.
На основании распоряжения главы администрации МО «Туматский национальный наслег» №59/1-ОД от 11.05.2018 дом снесен, в связи с невозможностью восстановления после пожара.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 14:31:040001:167 поставлен на государственный кадастровый учет, обременений в отношении указанного земельного участка в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано, категория земель – земли населенных пунктов, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
16.11.2018 администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим исковым заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В рассматриваемом случае предметом настоящего спора является снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 14:31:040001:167.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (пункт 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости носит заявительный характер.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Действующее законодательство о государственной регистрации недвижимости не предусматривает возможности обязания регистрирующего органа в исковом порядке снять с кадастрового учета земельный участок и восстановить сведения о земельном участке.
Регистрирующий орган является органом публичной власти, осуществляющим функцию по кадастровому учету объектов недвижимости, участником спорных материальных правоотношений он не является. Действия регистрирующего органа могут лишь быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет носит заявительный характер. В связи, с чем постановка на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета, изменение уникальных характеристик объекта недвижимости возможны только на основании обращения заявителя в установленном законом порядке в орган кадастрового учета.
Уведомлением от 10.07.2018 УФРС по РС(Я) отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка 14:31:040001:167 в связи с истечением срока приостановления, причины которого не были устранены.
Таким образом, надлежащим способом защиты нарушенного права истца является не фактическое обязание ответчика снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 14:31:040001:167, а обжалование решения об отказе в снятии с государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Иное означало бы необоснованное применение судебного воздействия на правоотношения в обход предусмотренной законом административной процедуре реализации субъектных прав заявителя.
Вместе с тем, судебные акты арбитражных судов, в силу правил статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения государственных органов и органов в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Выполнение таких мероприятий противоречило бы и конституционному принципу разделения властей, исходя из которого судебный контроль не может подменять функции органов административной и исполнительной власти.
Судом установлено, что администрация уведомление от 10.07.2018 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обжаловала.
Далее, как следует из заявления, предметом является требование об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 14:31:040001:167. В обоснование приведены доводы о том, что в настоящее время земельный участок освобожден от объекта недвижимости (в результате пожара), находится в собственности и в законном владении заявителя и на нем планируется строительство многоквартирного жилого дома. Вместе с тем, в тексте заявления не указаны основания, явившиеся причиной обращения в суд, не указаны какие права и законные интересы заявителя нарушены тем, что земельный участок поставлен на кадастровый учет и какую цель преследует заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением.
Суд в определении от 09.01.2019 предложил истцу представить соответствующие пояснения к исковому заявлению.
В пояснении от 25.01.2019 истец указал на то, что земельный участок образован на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования средне-этажная застройка, в то время как погорельца (наниматели) дома изъявили желание построить на данном земельном участке индивидуальное жилое строение.
Данное обстоятельство не может явиться основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку действующим градостроительным и кадастровым законодательством для заявителя предусмотрен административный (внесудебный) порядок изменения вида разрешенного использования объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора лицом по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (Определения от 22.04.2010 N 548-О-О, от 17.06.2010 N 873-О-О, от 15.07.2010 N 1061-О-О и от 23.12.2014 N 2949-О).
При рассмотрении дел об изменении либо установлении вида разрешенного использования необходимо учитывать правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о различных способах защиты прав в зависимости от конкретных фактических обстоятельств споров. Так, в постановлении от 03.06.2014 N 818/14 указано, что фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Иных оснований, явившихся поводом обращения в суд с настоящим иском, администрацией не приведено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья | Кайдаш Н. И. |