Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
25 мая 2020 года | Дело № А58-12024/2019 |
Резолютивная часть решения вынесена 25.05.2020
В полном объеме решение изготовлено 25.05.2020
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Пихтовой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Антипиной Ф.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 528 265,06 руб.,а также о присуждении обязанности организовать стационарное уличное освещение,
при участии в судебном заседании: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия» (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 528 265,06 руб. на организацию искусственного освещения участка автомобильной дороги за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года, о присуждении обязанности организовать стационарное уличное освещение улиц Ленина, Алексеева п. Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
В материалы дела 19.05.2020 в электронном виде от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела с приложением копии выписки из Реестра муниципальной собственности МО «Поселок Сангар» Республики Саха (Якутия) от 02.04.2020 №01-407, №01-408; акта обследования воздушных линий электропередачи Кобяйских ЭС АО «Сахаэнерго» от 07.05.2020.
Поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не представил.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Исковые требования основаны на положениях статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в период с 2017 года по 2019 год администрация МО «Поселок Сангар» обеспечивает содержание улиц Ленина и ФИО1 п. Сангар в части искусственного стационарного освещения на основании договора на энергоснабжение №КБ/ЭЭ/МБ/154 от 22.02.2017, муниципального контракта №КБ/ЭЭ/МБ/154 от 20.02.2018, муниципального контракта №КБ/ЭЭ/МБ/154 от 18.03.2019, заключенных администрацией МО «Поселок Сангар» и ПАО «Якутскэнерго» Кобяйские электрические сети, в то время как распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 №Р-1386 улицы Ленина и ФИО1переданы на праве оперативного управления Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».По мнению истца, обязанность по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения «Кобяй», включая обеспечение стационарного электрического освещения, должна возлагаться на лицо, в чьем ведении находиться автомобильная дорога регионального значения, в данном случае - на ответчика. Истец указывает, что ввиду уклонения ответчика от финансирования электроосвещения улиц Ленина и ФИО1 п. Сангар, администрация с января 2017 года по сентябрь 2019 года была вынуждена нести расходы на обеспечение искусственного освещения участка данной автомобильной дороги, которые подлежат возмещению ответчиком.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал, что улицы Ленина и ФИО1 п. Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия) являются частью автомобильной дороги Сангар (а/д «Кобяй»), с подъездом к аэропорту, которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия), утвержденный Постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2010 №146. В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2016 №613-р «О принятии в государственную собственность Республики Саха (Якутия) объектов муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района)Республики Саха (Якутия)»,распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 №Р-1386 «О принятии в государственную собственность Республики Саха (Якутия) объектов муниципальной собственности муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района)Республики Саха (Якутия) и о закреплении имущества на праве опреативного управления за государственном казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» за учреждением на праве оперативного управления были закреплены следующие объекты:
- улица ФИО1, адрес местонахождения: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. ФИО1;
- земельный участок, адрес местонахождения: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. ФИО1;
- улица Ленина, адрес местонахождения: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. Ленина;
- земельный участок (под улицу Ленина), адрес местонахождения: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. Ленина.
Также ответчик указал, что объекты стационарного электрического освещения улиц Ленина и ФИО1 не были переданы в установленном законом порядке в государственную собственность Республики Саха (Якутия), не были закреплены за учреждением на праве оперативного управления и, соответственно, не находятся на балансе учреждения, в связи с чем ответчик не имеет возможности и законных оснований для несения расходов по содержанию указанных линий электроосвещения. По мнению ответчика неосновательное обогащение, возникшее по мнению истца на стороне ответчика, возврату не подлежит, поскольку истец знал о том, что улицы Ленина и ФИО1 п. Сангар не входят в состав его имущества и нести бремя их содержания истец не должен. При этом заключал договоры на энергоснабжение и производил оплату по ним.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
Из представленных в дело выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.10.2019 следует, что правообладателем автомобильной дороги по улице Ленина, протяженностью 1859 м., расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. Ленина, автомобильной дороги по улице ФИО1, протяженностью 1240 м., расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. ФИО1 является Республика Саха (Якутия). Данная автомобильная дорога 21.07.2016 передана на праве оперативного управления государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)». Это также подтверждается имеющимися в деле выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.09.2016 (л.д. 16-17).
08.10.2019 истец письмом исх. №01-1265 обратился к ответчику с просьбой взять на обслуживание линию электроосвещения, проходящую вдоль улицы Ленина и ФИО1 п. Сангар на автомобильной дороге регионального значения общего пользования «Кобяй».
11.10.2019 от ответчика поступил ответ от 10.10.2019 исх. №11/2531, в котором он указал, что указанную линию на обслуживание взять не может, так как организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления.
22.02.2017 администрация муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (потребитель) заключила с ПАО «Якутскэнерго» в лице Кобяйских электрических сетей АО «Сахаэнерго» (гарантирующий поставщик) договор на энергоснабжение №КБ/ЭЭ/МБ/154, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Договор считается заключенным с момента подписания и действует по 31.12.2017; договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия потребитель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (пункты 15.1, 15.2 договора).
В Приложении №3 к договору в наименованиях точек поставки электрической энергии значатся линии уличного освещения улицы ФИО1 и улицы Ленина.
20.02.2018 администрация муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (потребитель) заключила с ПАО «Якутскэнерго» в лице Кобяйских электрических сетей АО «Сахаэнерго» (гарантирующий поставщик) муниципальный контракт на энергоснабжение №КБ/ЭЭ/МБ/154, согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, в том числе услуги подключения и отключения электроэнергии.
Контракт считается заключенным с момента подписания и действует по 31.12.2018; если за 30 дней до окончания срока действия контракта муниципальным заказчиком внесено предложение об изменении контракта или заключении нового контракта, то отношения сторон до изменения котракта или до заключения нового контракта регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного контракта (пункты 15.1, 15.2 контракта).
В Приложении №2 к контракту в перечне точек поставки электрической энергии значатся линии уличного освещения улицы ФИО1 и улицы Ленина.
18.03.2019 администрация муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (потребитель) заключила с ПАО «Якутскэнерго» в лице Кобяйских электрических сетей АО «Сахаэнерго» (гарантирующий поставщик) договор на энергоснабжение №КБ/ЭЭ/МБ/154 с протоколом разногласий. Согласно пункту 1.1 контракта гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Контракт считается заключенным с момента подписания и действует по 31.12.2019; если за 30 дней до окончания срока действия контракта муниципальным заказчиком внесено предложение об изменении контракта или заключении нового контракта, то отношения сторон до изменения котракта или до заключения нового контракта регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного контракта (пункты 15.1, 15.2 контракта).
В Приложении №2 к контракту в перечне точек поставки электрической энергии значатся линии уличного освещения улицы ФИО1 и улицы Ленина.
В подтверждение оказания по названным выше договору и муниципальным контрактам услуг энергоснабжения и их надлежащей оплаты в полном объеме истец ссылается на представленные им в дело акт сверки взаимных расчетов за 2017 год, счета-фактуры, акты, платежные поручения и за весь спорный период с января 2017 года по сентябрь 2019 года.
В соответствии с письмом Кобяйских электрических сетей АО «Сахаэнерго» от 14.10.2019 №КЭС-1077 за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года затраты на освещение улиц Ленина и ФИО1 п. Сангар составили 452 494,678 руб., сумма за потребленную в указанный период электроэнергию оплачена администрацией МО «Поселок Сангар» в полном объеме, задолженность за потребленную по уличному освещению электроэнергию отсутствует.
Полагая, что обязанность по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального значения, включая обеспечение стационарного электрического освещения, должна быть возложена на лицо, в чьем ведении находится автомобильная дорога регионального значения, истец 24.10.2019 обратился к ответчику с требованием (претензией) №01-1380 об обеспечении организации искусственного освещения по улице Ленина и ФИО1 п. Сангар и возмещении 528 265,06 руб. неосновательного обогащения.
07.11.2019 ответчик в ответе на требование истца указал, что объекты уличного освещения улиц Ленина и ФИО1 п. Сангар не были переданы в установленном законом порядке в государственную собственность Республики Саха (Якутия), не были закреплены за учреждением на праве оперативного управления и, соответственно, не были закреплены за учреждением на вещном праве; правовые основания для удовлетворения претензии отсутствуют.
Полагая, что на стороне ответчика имеет место неосновательное обогащение - затраты, произведенные на содержание автодороги - оплату уличного освещения улиц Ленина и ФИО1 п. Сангар в сумме 528 265,06 за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев исковое заявление и представленные к нему доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании неосновательного обогащения, в качестве которого истец квалифицирует денежные средства, уплаченные им ресурсоснабжающей организации по договору энергоснабжения уличного освещения по улице Ленина и ФИО1 п. Сангар за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года.
В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Следовательно, в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства:
- факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца;
- отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения;
- размер неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующие в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено судом и следует из материалов дела 22.02.2017, 20.02.2018, 18.03.2019 между администрацией муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (истцом по настоящему делу) и ПАО «Якутскэнерго» в лице Кобяйских электрических сетей АО «Сахаэнерго» были заключены договор и муниципальные контракты энергоснабжения потребителя, предметом которых является продажа электрической энергии. Перечень точек поставки электрической энергии определен сторонами в Приложении № 2, 3 к контрактам.
В перечне точек поставки электрической энергии, отраженных в Приложении №2, 3 к договору от 22.02.2017, муниципальным контрактам от 20.02.2018, 18.03.2019 спорная автодорога – улицы Ленина и ФИО1 п. Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия) значится в качестве точки поставки электрической энергии.
Представленные в дело доказательства - счета-фактуры, акты, корректирующие счета-фактуры и платежные поручения, а также представленное в материалы дела письмо Кобяйских электрических сетей АО «Сахаэнерго» от 14.10.2019 №КЭС-1077 свидетельствуют о том, что истцу в спорный период (с января 2017 года по сентябрь 2019 года) оказывались услуги по отпуску электрической энергии, в том числе, и на спорные точки поставки (автодорога по улице Ленина и ФИО1 п. Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия)), которые были оплачены последним в полном объеме.
Истец, в свою очередь, полагает, что уплаченные им в период с января 2017 года по сентябрь 2019 года денежные средства в размере 528 265,06 руб. - затраты, произведенные на содержание автодороги - оплата уличного освещения улиц Ленина и ФИО1) подлежат возмещению за счет средств ответчика в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, как неосновательное обогащение.
Между тем, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В понятие элементы обустройства автомобильных дорог включены, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог. Дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (пункт 6 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками спора, улицы Ленина и ФИО1 п. Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия) являются частью автомобильной дороги Сангар (а/д «Кобяй»), с подъездом к аэропорту (улица ФИО1, назначение: автодорога, протяженность 1240 м., кадастровый номер объекта: 14:13:000000:267,адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. ФИО1; улица Ленина, назначение: автодорога, протяженность 1859 м., кадастровый номер объекта: 14:13:000000:253,адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус, пгт. Сангар, ул. Ленина), которая включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Саха (Якутия), утвержденный Постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2010 №146, на праве собственности принадлежит Республике Саха (Якутия) и на праве оперативного управления, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 21.07.2016 №Р-1386, принадлежит государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)».
Уставом ответчика (пункт 2.3.2) предусмотрена организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (л.д. 31).
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах).
Согласно подпункту «к» подпункта 4 пункта 6 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 N 402, в редакции от 13.11.2018 (далее - Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе входят: поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Пунктом 4.6 ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что дороги должны иметь наружное освещение. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 783 введен в действие свод правил «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение», разделом 7 которого установлены требования к освещению улиц, дорог и площадей, пешеходных переходов, пешеходных пространств.
Таким образом, содержание автомобильной дороги регионального значения Сангар (а/д «Кобяй»), с подъездом к аэропорту включает обеспечение стационарного уличного освещения на участке, проходящем по территории <...> и ФИО1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.10.2019 данный участок автомобильной дороги находится в собственности Республики Саха (Якутия) и передан ответчику на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что плата за расход электроэнергии на освещение спорной автодороги лежит на органе государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности - ответчике по настоящему делу.
Между тем, суд не усматривает основания для удовлетворения требований истца о взыскании неосновательного обогащения - затрат, произведенных на содержание автодороги - оплату уличного освещения улицы Ленина и ФИО1 в сумме 528 265,06 руб. за период с января 2017 года по сентябрь 2019 года поскольку, в соответствии с частью 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Так, с 21.07.2016 улицы Ленина и ФИО1 поселка Сангар переданы в оперативное управление государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)», на балансе и в собственности муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) не находились, обязанность администрации муниципального образования «Поселок Сангар» по организации освещения улицы Ленина и ФИО1 поселка Сангар ни законом, ни договором не установлена, доказательств обратного суду не представлено.
Более того, распоряжением главы муниципального образования «Поселок Сангар» Кобяйского района Республики Саха (Якутия) от 11.07.2016 №148-р улицы Ленина и ФИО1 переданы в государственную собственность Республики Саха (Якутия) (л.д. 18). Следовательно, истец не мог не знать, что содержание спорного участка автодороги – оплата уличного освещения осуществляется им при отсутствии соответствующего обязательства, расходы произведены им в добровольном порядке.
В данном случае, спорная оплата уличного освещения производилась в рамках заключенных истцом и ресурсоснабжающей организацией муниципальных контрактов с целью обеспечения безопасности граждан. Спорный участок автомобильной дороги проходит вдоль населенного пункта. При таких обстоятельствах, истец не лишен права в рамках решения вопросов местного значения (обеспечение безопасности граждан) и заключенных муниципальных контрактов нести расходы по оплате уличного освещения.
Заключенные сторонами муниципальные контракты недействительными не признаны, сторонами в спорный период не расторгнуты, т.е. являлись действующими и подлежат исполнению (ст. 309 ГК РФ).
Следовательно, исполнение, произведенное истцом в соответствии с принятым на себя обязательством, не является неосновательным обогащением на стороне ответчика, по смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, и иск удовлетворению в этой части не подлежит.
Судом отклоняются возражения ответчика о том, что именно истец ответственен за благоустройство территории муниципального образования, в том числе за обеспечение искусственного освещения. В данном случае спор идет об исполнении обязанности по содержанию объекта недвижимого имущества, находящегося во владении ответчика. Данная обязанность прямо возложена на Управление автомобильных дорог законом и его уставом, её исполнение является исключительной обязанностью ответчика в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Принимая во внимание особенности закупочных процедур, обязательных для ответчика, деятельность которого финансируется из муниципального бюджета, а также необходимость принятия оперативных мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения, арбитражный суд признает законным и обоснованным требование о присуждении обязанности ответчика организовать стационарное уличное освещение улицы Ленина и ФИО1 поселка Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Принимая во внимание, что истец и ответчик в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
обязать Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Саха Якутия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обеспечить организацию стационарного уличного освещения участка автомобильной дороги регионального значения Сангар (а/д «Кобяй»), с подъездом к аэропорту, проходящей по улицам Ленина и ФИО1 поселка Сангар Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В остальной части иска оказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья А.В. Пихтова