Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
19.07.2011 года
Дело № А58-1791/11
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2011 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего – судьи Терских В. С., судей Бадлуевой Е.Б., Устиновой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРИП 304143532400187, ИНН <***>)
к Якутской городской Думе
о признании недействующими в части решений № РЯГД-15-3 от 25 февраля 2009 года, №РЯГД-22-6 от 17 декабря 2009 года, № РЯГД-31-2 от 23 декабря 2010 года, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании:
заявитель – индивидуальный предприниматель ФИО1, представитель заявителя – ФИО2 по доверенности от 8 февраля 2011 года сроком действия 3 года,
от Якутской городской Думы: ФИО3 по доверенности от 25 ноября 2010 года № 2 сроком действия 1 год;
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, в котором просит:
- признать недействующим решение Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам, по всем кадастровым кварталам, приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» на 2009 год;
- признать недействующим решение Якутской городской Думы от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам, по всем кадастровым кварталам, приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» на 2010 год;
- признать недействующим решение Якутской городской Думы от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» в части 5 вида разрешенного пользования по всем видам, по всем кадастровым кварталам, приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» на 2011 год.
В своем заявлении индивидуальный предприниматель ссылается на нарушение оспариваемыми нормативными правовыми актами пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 24 июля 2007 года), которым, по мнению заявителя, установлен предел арендной платы в размере 2 % от кадастровой стоимости, части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также основных принципов постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
В уточнении исковых требований от 17 мая 2011 года, индивидуальный предприниматель указал, что исключает из списка нарушений пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 25 июля 2007 года). При этом заявитель полагает, что предел в 2% все-таки относится ко всем лицам без ограничений, а необходимость в проверке на предмет нарушения указанной статьи отсутствует, поскольку остальные доводы позволяют считать, что ставки арендной платы в любом случае будут даже ниже предела в 2 %.
В уточнении исковых требований от 12 июля 2011 года заявитель указывает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают, в том числе пункты 2 и пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым установлен предела арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости, а также установлены полномочия по определению ставок арендной платы, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1.3 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26.
Как полагает индивидуальный предприниматель, правила постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 напрямую установили ставки арендной платы за землю и не ясно, на каком основании Якутская городская Дума установила свои ставки.
Якутская городская Дума с заявленными требованиями не согласна. В своем отзыве представительный орган местного самоуправления ссылается на то, что решения от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6 признаны утратившими силу, предметом регулирования пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» являются правоотношения, возникающие именно при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретение в собственность земельных участков. Внесенные Законом № 212-ФЗ изменения в пункт 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
В дополнении к отзыву Якутская городская Дума указывает, что базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, приняты органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными полномочиями, а также ссылается на то, что решение Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 являлось предметом рассмотрения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и постановлением от 10 мая 2011 года было признано не противоречащим нормам федерального законодательства.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
14 ноября 2006 года между Департаментом имущественных отношений мэрии города Якутска и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор аренды земельного участка площадью 865 кв. м. Участок предоставлен для торгового павильона. Срок действия договора с 14 ноября 2006 года до 1 мая 2008 года. Договор прошёл государственную регистрацию.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2010 года по делу № А58-7297/2009 удовлетворены исковые требования Окружной администрации города Якутска с индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскана задолженность по арендной плате за период с 14 ноября 2006 года по 8 февраля 2009 года в размере 761 793,47 рублей и 230 568,63 рублей неустойки.
В качестве оснований для расчета размера арендной платы за 2009 год использовано решение Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3.
Постановлением Правительства Республики Саха от 26 января 2008 года № 26 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Данное постановление опубликовано в приложении «Якутские ведомости» № 6 (760) от 2 февраля 2008 года к газете «Якутия».
Решением Якутской городской думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2009 год (приложение № 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» (приложение № 2), утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» (приложение № 3), утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» (приложение № 4).
Решение Якутской городской думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 опубликовано 3 марта 2009 года в газете «Эхо столицы», №16 (1725).
Пунктом 5.3 строка 165 приложения № 1 к решению утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале с номером 14:36:103013, для земельных участков, торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 15.63 процента.
Решением Якутской городской Думы от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» отменено решение Якутской городской думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск».
Решением № РЯГД-22-6 утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» на 2010 год (приложение № 1), утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» (приложение № 2), утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» (приложение № 3), утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2010 год (приложение № 4).
Решение от 17 декабря 2009 года № РЯГД -22-6 опубликовано 22 декабря 2009 года в газете «Эхо столицы», № 100 (1810).
Пунктом 5.3 строка 165 приложения № 1 утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале с номером 14:36:103013, для земельных участков, торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 15.63 процента.
Решением Якутской городской Думы от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» отменено решение Якутской городской Думы от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск».
Решение от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 опубликовано 28 декабря 2010 года в газете «Эхо столицы», № 99.
Решением Якутской городской Думы от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» на 2011 год (приложение № 1), утвержден состав видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» (приложение № 2), утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в Городском округе «Город Якутск» (приложение № 3), утверждены льготы по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2010 год (приложение № 4), утвержден размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена для арендаторов переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды (приложение № 5).
Пункт 7 решения Якутской городской Думы от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 предусматривает применение при определении в 2011 году размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» поправочного коэффициента – 1,06, учитывающего показатель инфляции, утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2010 года № 370 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 года № 219 «О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)».
Пунктом 5.3 строка 165 приложения № 1 утверждена базовая ставка арендной платы за земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале с номером 14:36:103013, для земельных участков, торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 15.63 процента.
Пунктами с 5.1 по 5.12 приложений № 1 решений Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6, от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 определены базовые ставки арендной платы для такого вида разрешенного использования земельных участков как «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания»:
- пункт 5.1 – земельные участки магазинов, универмагов, универсамов, гастрономов, торговых центров, торговых галерей, торговых комплексов и других объектов торговли;
- пункт 5.2 – земельные участки рынков, объектов оптовой торговли, ярмарок и других объектов торговли;
- пункт 5.3 – земельные участки торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иные торговые объекты;
- пункт 5.4 – земельные участки под объектами общественного питания (земельные участки ресторанов, кафе, столовых и других объектов общественного питания);
- пункт 5.5 – земельные участки под иными объектами (земельные участки казино, игорных домов, залов игровых автоматов, ночных клубов, дискотек, боулингов, аттракционов и иные развлекательные объекты);
- пункт 5.6 – земельные участки под объектами бытового обслуживания (земельные участки бань, душевых, общественных туалетов, прачечных);
- пункт 5.7 – земельные участки бытового обслуживания (земельные участки химчисток, мастерских по ремонту часов, мастерских по ремонту обуви, ателье, пунктов проката, парикмахерских, ювелирных мастерских, похоронных бюро, поминальных залов и других объектов бытового обслуживания населения);
- пункт 5.8 – земельные участки бытового обслуживания (земельные участки ломбардов);
- пункт 5.9 – земельные участки под автозаправочными станциями, под газонаполнительными станциями;
- пункт 5.10 – земельные участки под авторемонтными мастерскими и других объектов автосервиса;
- пункт 5.11- земельные участки под благоустройство прилегающей территории;
- пункт 5.12 – земельные участки под строящимися объектами независимо от их функционального назначения (за исключением жилищного строительства).
Считая ставку арендной платы завышенной, а оспариваемые части решений Якутской городской Думы не соответствующими законодательству и нарушающими права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился с заявлением в суд.
Дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В своем заявлении индивидуальный предприниматель просит признать недействующими в части решения Якутской городской Думы, в том числе, и как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, положение, содержащееся в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет пределы проверки нормативного правового акта.
Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Полномочиями по проверке нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации арбитражные суды не наделены.
В силу части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким нормативным правовым актом явилось Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
На момент принятия Якутской городской Думой решения от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не были установлены.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ).
Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 26 января 2008 года № 26 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
Данным постановлением органом местного самоуправления было рекомендовано утверждать в установленном порядке:
1. Соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
2. Сроки внесения арендной платы;
3. Льготы по арендной плате за земельные участки, в части поступающей в бюджет соответствующего муниципального образования.
4. Утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20 марта 2003 года № П/49 (приложения 1 и 2).
Согласно пункту 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее – земельные участки) определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления.
Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.
Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий финансовый год.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов и кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2008 года № 541, вступившим в силу с 1 января 2009 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Устава Городского округа «Город Якутск», утвержденного решением окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года № РОС-51-1 «Об утверждении Устава Городского округа «Город Якутск» в новой редакции» (в ред. решения окружного Совета г. Якутска от 22 июля 2008 года № РОС-7-1) Якутская городская Дума в соответствии с законодательством в интересах населения города устанавливает условия использования земель, находящихся в границах Городского округа.
Таким образом, принимая оспариваемые нормативные правовые акты Якутская городская Дума действовала в пределах своих полномочий.
Нарушений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд не усматривает.
Доводы индивидуального предпринимателя о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 напрямую установило ставки арендной платы за землю, государственная собственность на которую не разграничена, противоречат пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Доводы заявителя о нарушении оспариваемыми в части решениями Якутской городской Думы пункта 1.3 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26, судом отклоняются, поскольку обоснованность взимания с индивидуального предпринимателя арендной платы за незастроенную часть земельного участка должна проверяться в рамках искового производства.
Как полагает заявитель, решения Якутской городской Думы нарушают пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым установлен предел арендной платы в размере двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом доводы заявителя отклоняются по следующим основаниям.
Предметом регулирования пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ являются правоотношения, возникающие именно при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Предельный годовой размер арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный указанным пунктом, распространяется на случаи переоформления прав на такие земельные участки с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, в том числе на земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Между тем индивидуальный предприниматель ФИО1 не обладала правом постоянного (бессрочного) пользования на арендуемый земельный участок и, соответственно, не переоформляла данное право.
Согласно толкованию пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, содержащемуся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2010 года № 12404/09, ограничение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), а также земельных участков под этими объектами подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Арендуемый предпринимателем земельный участок предоставлен для установки торгового павильона, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) на нем отсутствуют.
Следовательно, заявитель не относится к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ.
Указанное следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 15575/10.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.
Также к основным принципам земельного законодательства отнесен и дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Не представлено доказательств нарушения прав заявителя установлением размера арендной платы по земельным участкам с иными подвидами вида разрешенного использования и по иным кадастровым кварталам.
Земельных участков, расположенных в иных кадастровых кварталах, с иными подвидами вида разрешенного использования, на праве аренды заявителю не предоставлено. Установление базовой ставки 0.15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков под благоустройство прилегающей территории прав и охраняемых законом интересов предпринимателя не нарушает.
Право обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в силу статьей 52 и 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено лишь прокурору и государственным органам, органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим должны быть, в частности, указаны права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями.
Между тем, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов установлением иных ставок арендной платы, чем для арендуемого им земельного участка.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
В оспариваемой норме годовой размер арендной платы за использование земельных участков, устанавливается в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом того, что на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования основана кадастровая оценка земель, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемой ставки принципу экономической обоснованности.
Нарушения принципов предельно допустимой простоты и предсказуемости расчета размера платы не установлено.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога, в отношении таких земельных участков, как следует из постановления № 582, предусмотрен при переоформлении прав на земельный участок.
Поскольку в рассматриваемом случае не идет речь о переоформления прав на земельный участок, противоречие названному принципу также не установлено.
С учетом того, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере торговли с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества, суд считает, что оспариваемые нормы принципу необходимости поддержки социально значимого вида деятельности не противоречат.
Исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 15575/10, определение размера арендной платы для заявителя в пределах двух процентов от кадастровой стоимости земельного участка или в двукратном размере земельного налога привело бы к установлению преимущественного положения для лица, заключившего договор аренды не в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, в отношении земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, по сравнению с арендаторами земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
В этой связи суд не усматривает противоречия постановления главы городского округа «Якутск» от 9 января 2007 года № 1 пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Не установлено нарушений оспариваемым актом и положений Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6, устанавливающие базовые ставки арендной платы на 2009 и 2010 года, на момент обращения предпринимателя с заявлением в суд и рассмотрения дела в суде отменены.
Руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в данной части.
Государственная пошлина в размере 400 рублей, уплаченная индивидуальным предпринимателем ФИО1 по квитанции от 5 апреля 2011 года, подлежит возвращению на основании пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 150, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Производство по делу в части признания недействующим решения Якутской городской Думы от 25 февраля 2009 года № РЯГД-15-3 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» в части 5 вида разрешенного пользования по всем подвидам, по всем кадастровым кварталам, приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2009 год, решения Якутской городской Думы от 17 декабря 2009 года № РЯГД-22-6 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» в части 5 вида разрешенного пользования по всем подвидам, по всем кадастровым кварталам, приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2010 год прекратить.
В удовлетворении заявленного требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействующим в части решения Якутской городской Думы от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 отказать.
Признать решение Якутской городской Думы от 23 декабря 2010 года № РЯГД-31-2 «Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» в части 5 вида разрешенного использования приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе «Город Якутск» на 2011 год соответствующим Федеральному закону «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону «О защите конкуренции», постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей, уплаченную по квитанции от 5 апреля 2011 года.
Возвратить ФИО2 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей, уплаченную по квитанции от 31 марта 2011 года.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий В.С.Терских
Судья Е.Б.Бадлуева
А.Н.Устинова