ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-1810/12 от 11.05.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-1810/2012

15 мая 2012 года

Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 15 мая 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н.,   при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 19.03.2012 № 01-22/523 к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без участия представителей, лиц участвующих в деле: заявитель – извещен (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии заявителя, ИП ФИО1 извещена в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (возврат заказного письма № 67700049217715 с отметкой органа связи «Истек срок хранения»), установил:

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) - далее Министерство обратилось с заявлением 19.03.2012 № 01-22/523 к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 – далее предприниматель о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предпринимателем отзыв на заявление не представлен.

Судом установлено.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и зарегистрирована в этом качестве 28.01.2009, имеет основной государственный регистрационный номер 14210012900, имеет лицензию от 21.05.2009 № ЛО-14-02-000105 на право осуществления фармацевтической деятельности со сроком действия до 21.05.2014.

13.02.2012 руководителем Управления Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) издано распоряжение (приказ) № 08-пл-пр/12 о проведении плановой выездной проверки ИП ФИО1, согласно подписи на приказе предприниматель ознакомлен с приказом 14.02.2012 (л.д. 17-19).

20.02.2012 должностными лицами Управления Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) проведена проверка ИП ФИО1 в присутствии предпринимателя, результаты проверки оформлены актом проверки, в котором отражено, что на момент проверки в аптечной организации, расположенной по адресу: <...> выявлено нарушение, выразившиеся в несоблюдении условия хранения термолабильных лекарственных препаратов: «Нистатин» в таблетках 250 тыс. ЕД № 20 серия 30911 (условия хранения не выше 20С, на момент проверки +23С), «Панкреатин» в таблетках № 50 серия 1470911 (условия хранения не выше 15С, на момент проверки +23С), «Эринит» в таблетках 0,01 № 50 серия 21059 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Панкреатин» в таблетках № 25 ЕД № 60 серия 139211 (условия хранения от 12 до 20С, на момент проверки +22,4С), «Эхинацея настойка» 50,0 мл. серия 120911 (условия хранения не выше 15С, на момент проверки +22,4С), «Ингалипт» 30 мл. серия 128011 (условия хранения от 3 до 20С, на момент проверки +22,4С), «Родилоы экстракт» жидкий 30,0 мл. серия 0102211 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Экстракт элеутерококка» (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Женшеня настойка» 25,0 мл. серия 050811 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Лимонника семян» настойка 25, 0 мл. серия 010211 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Раствор Фукорцина» 25,0 мл. серия 70611 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Раствор Люголя с глицерином» 25,0 мл. серия 70811 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), что является нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, а именно Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», пункта 32 приказа Минздравсоцразивтия Российской Федерации от 23.08.2011 № 706н.

21.02.2012 с сопроводительным письмом № И14-291/12 материалы проверки в отношении ИП ФИО1 на 30 л. направлены в Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) для принятия соответствующих мер (л.д. 21).

06.03.2012 предпринимателю вручено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по факту, выявленных нарушений в ходе проверки, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и явке 07.03.2012 в 10-00 по адресу: <...>, каб. 409 (л.д. 22).

07.03.2012 главным специалистом отдела лицензирования и ККМП Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) ФИО2 в присутствии лица, привлекаемого к ответственности составлен протокол об административном правонарушении, в протоколе зафиксированы нарушения, выявленные в ходе проверки, а именно лекарственные препараты условия хранения, которых нарушены: «Нистатин» в таблетках 250 тыс. ЕД № 20 серия 30911 (условия хранения не выше 20С, на момент проверки +23С), «Панкреатин» в таблетках № 50 серия 1470911 (условия хранения не выше 15С, на момент проверки +23С), «Эринит» в таблетках 0,01 № 50 серия 21059 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Панкреатин» в таблетках № 25 ЕД № 60 серия 139211 (условия хранения от 12 до 20С, на момент проверки +22,4С), «Эхинацея настойка» 50,0 мл. серия 120911 (условия хранения не выше 15С, на момент проверки +22,4С), «Ингалипт» 30 мл. серия 128011 (условия хранения от 3 до 20С, на момент проверки +22,4С), «Родилоы экстракт» жидкий 30,0 мл. серия 0102211 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Экстракт элеутерококка» (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Женшеня настойка» 25,0 мл. серия 050811 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Лимонника семян» настойка 25, 0 мл. серия 010211 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Раствор Фукорцина» 25,0 мл. серия 70611 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), «Раствор Люголя с глицерином» 25,0 мл. серия 70811 (условия хранения в прохладном месте, на момент проверки +22,4С), что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 23-26).

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее – ФЗ от 29.12.2006 № 258-ФЗ) раздел II Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487-1 (далее – Основы) дополнен статьей 5.1 «Полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно статье 5.1 Основ к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится лицензирование фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

Также из статьи 5.1 Основ следует, что утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия; организация деятельности по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.07.2008 № 1019 в целях реализации положений Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан по контролю качества медицинской помощи и лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.

В соответствии с частью 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приказом Министерства здравоохранения РС (Я) от 13.01.2011 № 01-8/4-22 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в котором указана и ФИО2

Таким образом, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 07.03.2012 составлен уполномоченным должностным лицом.

Между тем, суд усматривает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, где указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица. Данный протокол составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

На основании пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2).

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из протокола об административном правонарушении от 07.03.2012 следует, что при его составлении предприниматель присутствовала, ею даны соответствующие пояснения по существу вменяемого правонарушения, однако права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола предпринимателю не разъяснялись, что подтверждается отсутствием в соответствующей графе подписи ИП ФИО1, при этом отметки о том, что ФИО1 отказалась от подписи, в протоколе не содержится.

Исходя из указанного, суд считает, что при составлении протокола административным органом нарушено требование статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Как следует из пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Допущенное процессуальное нарушение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении, по мнению суда, носит существенный, неустранимый характер, не позволивший административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; возможность его устранения в ходе рассмотрения настоящего заявления отсутствует.

По совокупности, изложенных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления и привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требования Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) о привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

А.Н. Устинова