Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
28 февраля 2022 года
Дело № А58-1834/2020
Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2022
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2022
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Немытышевой Н.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Копыриной А.А., рассмотрев в судебном заседании, дело по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 7 419 307,59 руб.,
при участии в судебном заседании: представитель истца не явился, извещен; представитель ответчика ФИО1 на основании доверенности (паспорт, диплом),
УСТАНОВИЛ:
16.03.2020 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило исковое заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» к обществу с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» о взыскании 7 419 307,59 руб. задолженности по договору № 210/2018 от 29.12.2018 за период с 01.08.2019 по 31.08.2019.
Определением суда от 15.04.2020 исковое заявление принято к рассмотрению с назначением предварительного судебного заседания и назначением судебного заседания.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26.08.2020 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения по делу № А58-9332/2019.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-9332/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
В соответствии со статьей 146 АПК РФ определением от 27.12.2021 арбитражный суд возобновил производство по делу.
Истец заявил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ в отсутствие возражений ответчика, суд ходатайство истца удовлетворил.
В соответствии со статьей 66 АПК РФ суд приобщил в материалы дела ходатайство истца во исполнение определения суда с приложением; от ответчика поступило дополнение № 565 от 22.02.2022 к отзыву с приложением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
29.12.2018 МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» (ИНН <***>, далее по тексту - истец) и ООО «Якутскэкосети» (далее по тексту - ответчик) заключен договор на захоронение отходов № 210/2018 (далее по тексту- договор), в соответствии, с условиями которого ответчик поручает, а истец принимает обязанность за плату принять и разместить в форме захоронения на городском полигоне, находящемся по адресу: <...> км., отходы IV-V класса опасности, относящихся по классификатору ФККО, утверждённому приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 242 от 22.05.2017, к твёрдым коммунальным отходам (пункт 1.1 договора).
Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019 (пункт 1.4 договора).
При осуществлении деятельности по приему и захоронению отходов на полигоне, исполнитель руководствуется действующими законами, нормативными актами в сфере обращения с отходами производства и потребления (пункт 1.5 договора).
Согласно пункта 3.3 договора исполнитель (истец) до 10-го числа месяца, следующего за отчетнымнаправляет в адрес заказчика универсальный передаточный документ (счет- фактуру, акт оказанных услуг, счет на оплату), который в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить исполнителю (истцу).
В пункте3.5 договора стороны установили, что оплата производится ответчиком в течение 5 календарных дней с момента получения счета. Датой оплаты считается дата поступления средств на расчетный счет истца.
Цена услуг определена на основании тарифа на захоронение отходов – 387 руб. 41 коп. за куб. м. с учетом НДС, установленного Постановлением ГКЦ РС (Я) от 20.12.2018 № 213 ( пункт 3.7 договора).
Изменение тарифов на захоронение отходов в период действия настоящего договора не требует его переоформления (пункт 3.8 договора).
В соответствии с пунктом 3.10 договора сверка расчетов по договору производится между исполнителем и заказчиком не реже чем один раз в квартал путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по договору, составляет и направляет в адрес другой стороны акт сверки расчетов в двух экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. В случае не получения ответа в срок более 5 дней после направления стороне акта сверки расчетов, акт считается признанным (согласованным) обеими сторонами.
В пункте 6.2 договора стороны предусмотрели, что любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные договором, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения.
Стороны подписали без разногласий универсальный передаточный документ № 1033 от 31.08.2019 о размещении сухого мусора за август 2019 года по договору № 210/2018 на сумму 5 307 367 руб. 86 коп. (объем ТКО 46 143,00 м3; цена (тариф) за единицу измерения – 115,02 руб.) (л. д. 76).
Стороны подписали без разногласий акт сверки расчетов за период с 01.01.2019 по 20.09.2019.
Истец предоставил в материалы дела акт № 155 от 25.02.2020 за август 2019 года на сумму 7 419 307,59 руб. (объем ТКО 64504,5 м3; цена – 115,02 руб.) (л. д. 42).
05.03.2020 истец направил в адрес ответчика претензию № 167.
Отсутствие ответа на претензию и оплаты в соответствии с актом 155 от 25.02.2020 явилось основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Ответчик с иском не согласен, представил отзыв на исковое заявление № 964 от 23.06.2020, в котором указал о том, что сторонами подписан универсальный передаточный документ № 1033 от 31.08.2019 на сумму 5 307 367 руб. 86 коп. (объем 46143 м3), ответчик произвел оплату задолженности за 2019 год по платежным поручениям № 122 от 14.03.2019 на сумму 1 600 000 руб., № 245 от 09.04.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 367 от 25.04.2019 на сумму 775 250 руб., № 465 от 14.05.2019 на сумму 1 500 000 руб., № 507 от 16.05.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 36 от 20.06.2019 на сумму 5 902 руб., № 894 от 27.06.2019 на сумму 500 000 руб., № 1225 от 08.08.2019 на сумму 2 000 000 руб., № 57 от 19.08.2019 на сумму 500 000 руб., № 1339 от 19.08.2019 на сумму 2 000 000 руб., № 1350 от 21.08.2019 на сумму 1 500 000 руб., № 1352 от 22.08.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 59 от 01.09.2019 на сумму 20 468,94 руб., № 60 от 01.09.2019 на сумму 14 820 руб., № 1817 от 03.10.2019 на сумму 300 000 руб., № 1877 от 09.10.2019 на сумму 205 550,6 руб.,№ 2505 от 18.11.2019 на сумму 3 000 000 руб.№ 319 от 24.01.2020 на сумму 1 884 13,39 руб.
Истец представил возражения на отзыв ответчика от 06.07.2020, к которому приложил журнал заезда транспортных средств ООО «Якутскэкосети» и его контрагентов на полигон МУП «Жилкомсервис» в августе 2019 года. В возражениях истец указал о том, что руководствуется подпунктом «б» пункта 11 Правил № 505, объем размещенных отходов за август составил 64 504 м3.
Ответчик представил отзыв № 1202/2020 от 28.07.2020 на возражения истца (л. д. 23-47 том 2).
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
Рассматриваемый договор является договором возмездного оказания услуг, правоотношения по которому регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 783 ГК РФ предусмотрено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу статей 702, 720, 753 ГК РФ основанием для оплаты работ является акт о приемке заказчиком работ от подрядчика, подписанный обеими сторонами.
Ответчик является региональным оператором по обращению с отходами в Центральной зоне Республики Саха (Якутия). В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Территориальной схемой по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) размещенной на сайте https://mingkh.sakha.gov.ru/territorialnaja-shema-obraschenija-sothodami, определено, что твердые коммунальные отходы, образованные на территории МО ГО «Город Якутск» и МО «поселок Жатай» подлежат захоронению на городском полигоне, Вилюйский тракт, 9 км.
Возникший между сторонами спор по существу сводится к порядку определения объема оказанных услуг: истец производит расчет, исходя из положений подпункта «б» пункта 11 Правил № 505 с учетом того, что полигон не оборудован средствами измерения; ответчик исчисляет объем оказанных услуг в соответствии с условиями договора, исходя из объема, определенного сторонами в акте оказанных услуг за август 2019 года с учетом тарифа 115,02 руб., утвержденного Постановлением ГКЦ РС (Я) № 93 от 30.08.2019 за 1 куб. м.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).
В силу положений пункта 2 Правил № 505 объем и (или) масса твердых коммунальных отходов в местах их накопления, твердых коммунальных отходов, транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения, и транспортируемых с таких объектов, подлежат коммерческому учету.
Указанные Правила, регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета: 1) исходя из нормативов накопления, выраженных в количественных показателях объема; 2) исходя количества и объема контейнеров для накопления, установленных в местах накопления; 3) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт «а» пункта 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт «б» пункта 5 Правил).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.
Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками отходов (пункт 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами.
Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил № 505 оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (пункт 10). В нарушение пункта 10 Правил № 505 истец как владелец полигона до настоящего времени обязанность по установлению средств измерения массы ТКО не исполнил.
Согласно пункту 11 Правил № 505 в случае, если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:
а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;
б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
Таким образом, в случае определения расчетной массы ТКО с применением подпункта «а» пункта 11 Правил № 505 в результате расчета должна получиться максимальная масса отходов, загружаемых в конкретный мусоровоз.
В случае определения расчетной массы ТКО с применением подпункта «б» пункта 11 Правил № 505 по истечении 30 дней после выхода средств измерения из строя в результате расчета должна получиться 1/2 от величины максимальной массы отходов, загружаемых в данный мусоровоз.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При обращении с требованием о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг истец должен представить документы, подтверждающие наличие между сторонами правоотношений, вытекающих из договора, фактическое выполнение им услуг, их объем и стоимость, а также факт сдачи услуг ответчику.
Судом установлено, что на полигоне твердых бытовых отходов г. Якутска в спорный период отсутствовали средства измерений массы ТКО.
При определении массы твердых коммунальных отходов, услуги по захоронению которых на основании договора оказывает ООО «Жилкомсервис», необходимо применять методику расчета массы ТКО с применением коэффициентов максимально допустимого сжатия отходов, рассчитанную для каждой из моделей мусоровозов.
Согласно пункту 11 Правил № 505 учет массы ТКО устанавливается исходя из средней плотности и объема ТКО, с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов в соответствии с технической документацией на транспортное средство.
При заключении договора и в дальнейшем стороны не согласовали транспортные средства, которые осуществляют заезд на полигон.
Из представленных истцом документов с полной достоверностью невозможно установить, что указанные в Журнале транспортные средства осуществляли ввоз отходов на полигон от имени ответчика, в расчете отсутствуют сведения о типе установки по ПТС, отсутствует техническая документация на транспортные средства, в связи с чем сведения об объёме бункера транспортных средств являются недостоверными.
Журнал учета заезда транспортных средств ответчика на полигон и список автотранспортных средств для заезда на полигон по договору № 210 от 29.12.2018 не могут являться доказательствами оказания ответчику услуг в заявленном истцом размере.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, достоверные доказательства истцом не представлены.
Как отмечал ответчик, в представленных истцом документах отсутствуют полные наименования транспортных средств, а также государственные номера, техническая документация, в связи с чем, невозможно идентифицировать технику ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Истец не исполнил обязанность по оборудованию приборов автоматического учета поступающих ТБО, в связи с чем, на нем лежит ответственность по корректному составлению информации в двусторонних актах оказанных услуг. Некорректное внесение сведений в акты оказанных услуг при отсутствии по вине истца средств измерения массы и объема ТБО является риском МУП «Жилкомсервис».
Статьей 424 ГК РФ (пункт 1) предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.
Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 5 Закона № 89- ФЗ).
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 № 213 «Об установлении предельного размера тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов организациями коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) для МУП «Жилкомсервис» в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлены следующие тарифы: п. 26.1 Прочие потребители (за исключением населения) – 95,85 руб. за 1 куб.м., п. 26.2 Население (тарифы указываются с учетом НДС) – 115,02 руб. за 1 куб.м.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 30.08.2019 № 93 «О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ РС (Я) от 20.12.2018 № 213 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов организациями коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2019 год» в пункте 26.1 значение 322,84 заменить на 95,85; в подпункте 26.2 значение 387,41 заменить на 115,02. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Постановлением РЭК от 30.08.2019 № 93 установлен тариф для населения 115, 02 руб./куб. м.
Тариф на утилизацию ТБО для общества утвержден в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», исходя из расчетного объема утилизации ТБО и величины финансовых потребностей утилизации, указанного в производственной программе заявителя.
Данными нормативными актами не предусмотрена возможность дифференцировать тариф исходя из технической характеристики автомобиля с учетом среднего коэффициента уплотнения.
Следовательно, тариф установлен за фактически принимаемый объем ТБО. Коэффициент уплотнения является в данном случае дополнительной, не предусмотренной законодательством составляющей тарифа на услуги по утилизации ТБО.
В пункте 6 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 (ред. от 29.10.2019) «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами») предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.
Пунктом 8 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой. В случае принятия решения о дифференциации тарифов по муниципальным образованиям орган регулирования тарифов принимает решение об установлении тарифов отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которого осуществляет деятельность регулируемая организация.
ГКЦ РС(Я) в письме от 09.12.2020 № 23/04пр-3497 разъяснил о том, что расчёт предельного единого тарифа, а также тарифа на захоронение объем образуемых на территории РС(Я) ТКО принят согласно утвержденной, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) территориальной схеме, где его учет производился по нормативам накопления ТКО в рыхлом (неуплотненном) виде согласно Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16. Стоимость транспортировки рассчитывается на 1 куб. м. исходя из объема кузова мусоровоза (22 куб. м.), технико-экономических показателей работы, прямых и косвенных затрат, а также двойного коэффициента уплотнения. ГКЦ РС (Я) принял двойной коэффициент уплотнения при расчете расходов на транспортировку, основываясь на среднем коэффициенте уплотнения мусора мусоровозов с боковой загрузкой, используемых при транспортировании ТКО в Республике Саха (Якутия) (л. д. 112-114 том 2).
Истец и ответчик подписали без разногласий акт оказанных услуг (УПД) № 1033 от 31.08.2019, где согласовывали объем принятых к захоронению отходов – за август 2019 года – 46 143,00 м3 .
В связи с отсутствием доказательств, позволяющих определить стоимость оказанных услуг в соответствии с пунктом 11 Правил № 505, суд, с учетом установленного объема оказанных услуг и утвержденного ГКЦ РС (Я) тарифа на захоронение ТКО для ООО «Жилкомсервис» в размере 115,05 руб./куб.м., производит следующий расчет стоимости оказанных услуг в соответствии с условиями договора за август 2019 года по акту № 1033 от 31.08.2019. При этом суд принимает во внимание, что в августе 2019 года размещено сухого мусора 46 143,00 м3, поскольку сторонами подписан акт оказанных услуг за август 2019 года от 31.08.2019 № 1033 без возражений, а также акт сверки расчетов за период с 01.01.2019 по 20.09.2019, доказательств размещения иного объема в материалы дела не представлено.
Таким образом, всего за август 2019 года услуги оказаны в размере 5 307 367 руб. 86 коп. (тариф – 115,02 руб.) (46 143 куб. м. * 115,02 руб.), суд соглашается со счет-фактурой № 1033 от 31.08.2019.
Ответчиком за 2019 год по договору от 29.12.2018 № 210/2018 произведена оплата в размере 18 764 933,99 руб., что подтверждается платежными поручениями: № 122 от 14.03.2019 на сумму 1 600 000 руб., № 245 от 09.04.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 367 от 25.04.2019 на сумму 775 250 руб., № 465 от 14.05.2019 на сумму 1 500 000 руб., № 507 от 16.05.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 36 от 20.06.2019 на сумму 5 902 руб., № 894 от 27.06.2019 на сумму 500 000 руб., № 1225 от 08.08.2019 на сумму 2 000 000 руб., № 57 от 19.08.2019 на сумму 500 000 руб., № 1339 от 19.08.2019 на сумму 2 000 000 руб., № 1350 от 21.08.2019 на сумму 1 500 000 руб., № 1352 от 22.08.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 59 от 01.09.2019 на сумму 20 468,94 руб., № 60 от 01.09.2019 на сумму 14 820 руб., № 1817 от 03.10.2019 на сумму 300 000 руб., № 1877 от 09.10.2019 на сумму 205 550,6 руб.,№ 2505 от 18.11.2019 на сумму 3 000 000 руб.№ 319 от 24.01.2020 на сумму 1 884 13,39 руб.
Согласно статье 410 ГК РФ для прекращения обязательства зачетом необходимо не только наличие встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил, но и заявление о зачете хотя бы одной из сторон.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» (далее - постановление от 11.06.2020 № 6) разъяснено, что обязательства могут быть прекращены зачетом после предъявления иска по одному из требований, сторона по своему усмотрению вправе заявить о зачете, как во встречном иске, так и в возражении на иск, юридические и фактические основания которых исследуются судом равным образом. В частности, после предъявления иска ответчик вправе направить истцу заявление о зачете и указать в возражении на иск на прекращение требования, по которому предъявлен иск, зачетом.
Ответчик заявил о зачете встречных однородных требований.
АО «Водоканал» (цедент), ООО «Якутскэкосети» (цессионарий) и МУП «Жилкомсервис» (должник) заключен договор уступки требования (цессии) № 1 от 16.10.2019, по условиям которого:
1. Цедент уступает, а цессионарий принимает требования в полном объеме к должнику за оказанные услуги по приему жидких бытовых отходов за период с мая 2017 года по июнь 2019 года по договору № С2867*/01/17 от 24 апреля 2017 г., а также за период с марта 2019 года по сентябрь 2019 года по договорам водоснабжения и водоотведения № А2466/02/18 от 01.01.2018, № 2466*/02/18 от 01.01.2018.
2. Цедент обязан передать цессионарию в 10-дневный срок после подписания настоящего договора документы по акту приема-передачи (приложение № 1), удостоверяющие право требования к должнику, а именно: - договор № С2867*/01/07 от 24.04.2017; - договор № А2466/02/18 от 01.01.2018, - договор № А2466*/02/18 от 01.01.2018, -счета, акты, счета-фактуры, согласно которым долг должника перед цедентом составил 45 981 461,82 руб., - иные документы, имеющиеся у цедента и относящиеся к договора, по которому происходит уступка прав.
3. Настоящим договором стороны согласовывают сумму передаваемого в соответствии с п. 1 настоящего договора требования в размере 45 981 461,82 руб.
4. Указанный выше размер задолженности должника перед цедентом подтверждается актом сверки задолженности на 16 октября 2019 г., прилагаемым к настоящему договору, подписанным полномочными представителями цедента и должника и являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (приложение № 2).
Должник указанную задолженность перед цедентом подтверждает в полном объёме.
5. В качестве платы за уступаемое право требования цедента к должнику цессионарий обязуется выплатить денежные средства в размере 45 981 461,82 руб.
6. Оплата суммы, указанной в п. 5 настоящего договора, производится согласно графику оплат (Приложение № 3), подписанному между цедентом и цессионарием, который является неотъемлемой частью настоящего договора.
7. Цессионарий имеет право выплатить сумму, указанную в п. 5 настоящего договора, - досрочно.
Со стороны МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» данный договор цессии подписан директором ФИО2, со стороны ООО «Якутскэкосети» подписан генеральным директором ФИО3, со стороны АО «Водоканал» исполняющим обязанности генерального директора ФИО4 и содержит печати предприятий.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-9038/2019 от 15.11.2019 произведено процессуальное правопреемство истца с АО «Водоканал» на ООО «Якутскэкосети» в части взыскания 30 301 159,44 руб., в том числе 26 663 495,76 руб. долга по договору на оказание услуг по приему жидких бытовых отходов от 24.04.2017 № С2867*/01/17 и 3 637 663,68 руб. пени.
Определением AC PC (Я) по делу № А58-9888/2019 от 10.12.2019 произведена замена истца в порядке правопреемства с АО «Водоканал» на ООО «Якутскэкосети» в части исковых требований о взыскании основного долга по договору № С2867*/01/17 в
размере 14 980 202,69 руб.
Вышеуказанные определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) вступили в законную силу.
15.11.2019 ответчиком в адрес истца направлено уведомление о зачете взаимных однородных требований, по которому в результате зачета встречных однородных требований, задолженность истца перед ответчиком, возникшая по договору уступки требования (цессии) № 1 от 16.10.2019, заключенному между ООО «Якутскэкосети» и АО «Водоканал», уменьшается до 4 773 405,89 рублей 89 копеек.
24.01.2020 ответчиком в адрес истца направлено уведомление о зачете взаимных однородных требований, по которому в результате зачета встречных однородных требований (задолженность истца перед ответчиком по договору цессии № 1 от 16.10.2019 между ответчиком и АО «Водоканал» в размере 4 773 405,89 рублей, задолженность ответчика перед истцом по договору захоронения № 210 от 29.12.18 - в размере 6 657 539,28 рублей), задолженность ответчика перед истцом, возникшая из обязательств по оплате по договору на захоронение отходов №210/2018 от 29.12.2018, уменьшается до 1 884 133,39 рублей.
Оставшаяся задолженность в размере 1 884 133,39 руб. оплачена ответчиком по платежному поручению от 24.01.2020 № 319.
Заявление о зачете является выражением воли стороны односторонней сделки на прекращение встречных обязательств и одновременно исполнением требования закона, установленного к процедуре зачета: статьи 154, 156, 410 ГК РФ.
Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» предусматривает возможность зачета в результате перемены лиц в обязательстве (статьи 386, 410 ГК РФ).
Возражений против требований нового кредитора в установленный статьей 386 ГК РФ срок истец не предъявлял, сделка по уступке права требований заключена между тремя сторонами, с участием должника.
Наличие спора по объемам принятых к захоронению отходов не влияет на размер встречных однородных требований. МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» обязательства перед ООО «Якутскэкосети» по договору цессии не исполнил.
Таким образом, задолженность ответчика перед истцом по договору захоронения отходов № 210/2019 от 29.12.2018, в том числе за август 2019 года подтверждена, услуги оказаны в размере 5 307 367 руб. 86 коп., погашена путем зачета встречных однородных требований.
Между тем, истец не доказал объем оказанных услуг в размере 64 504,5 м3.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия задолженности, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Довод истца о том, что ответчик не предоставил доказательства согласия собственника имущества МУП «Жилкомсервис» на заключение договора цессии суд отклонил последующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 161 –ФЗ от 14.11.2002 «О государственный и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту Закон № 161-ФЗ) крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный Федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия (пункт 3 статьи 23 Закона № 161-ФЗ).
Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (часть 4 статьи 18 Закона № 161-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) при разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 18 Закона N 161-ФЗ ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.
В силу абзаца второго пункта 4 статьи 18 Закона № 161-ФЗ уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. При рассмотрении споров о признании недействительными указанных сделок судам следует руководствоваться статьей 174 ГК РФ.
Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с нарушением положений Закона № 161-ФЗ, в частности пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица. Ответчик вправе заявить об истечении срока исковой давности для признания такой сделки недействительной на основании пункта 2 статьи 181 ГК РФ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истец, заявляя указанный довод, не представил решение суда, вступившее в законную силу, подтверждающее обоснованность заявленного довода.
Платежным поручением № 1126 от 08.04.2020 истец перечислил в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 60 097 руб. 00 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину следует отнести на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать полностью.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Н.Д. Немытышева