АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-1854/09
резолютивная часть оглашена 30.07.09
полный текст изготовлен 06.08.09
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Григорьевой В.Э., судей Бадлуевой Е.Б., Шевелева В.В.,
при участии в деле открытого акционерного общества «Якутскэнерго» - Общество, Окружной администрации городского округа «Город Якутск» - Администрация, Государственного комитета по ценовой политике – республиканской энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) – третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора на стороне Администрации,
и в присутствии представителей Общества ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей третьего лица ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судьей Григорьевой В.Э. дело по заявлению Общества с требованием к Администрации о признании нормативного правового акта не соответствующим действующему законодательству,
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось с заявлением о признании нормативного правового акта не соответствующим действующему законодательству и не действующим полностью по следующим основаниям
нарушен срок и порядок установления тарифа, установленные частью 1 статьи 13 ФЗ №210-ФЗ;
оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует по форме требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
производственная программа не согласована комитетом экономики и прогнозирования и ценообразования ГО «Город Якутск»;
требуется дополнительное согласование для учета в тарифах на горячее водоснабжение объема тепловой энергии необходимого для подогрева холодной воды.
Администрация заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе
в представленной Обществом суду переписке нет согласования ГКЦ-РЭК РС(Я),
ни в представленном заявлении об открытии дела, ни в представленной программе от 12.11.08 №202/6917 визы согласования ГКЦ-РЭК РС(Я) не имеется,
администрация действовала в рамках полномочий, установленных действующим законодательством,
заключение экспертной комиссии не может послужить основанием для пересмотра тарифов,
бюджет города Якутск является дотационным, следовательно основным нормативным правовым актом является постановление Правительства РС(Я) от 19.01.2008 года №6
Третье лицо требования заявителя поддерживает, представило отзыв, в соответствии с которым
производственная программа Общества должна быть согласована с Администрацией, а не с третьим лицом,
в соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года 3170 температура воды, подаваемой к водоразборным точкам должна быть не мене 60С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 5-С – в закрытых. Согласно СНиП №2.04.07-86* у Общества установлена закрытая система водоснабжения.
Администрация, принявшая оспариваемый нормативный правовой акт, о времени и месте судебного разбирательства извещена. Представитель Администрации в судебное заседание не явился, направил ходатайство от 29.07.2009 года б/н об отложении судебного разбирательства в связи с вступлением в процесс нового представителя в виду отсутствия прежнего (отпуск).
Представители Общества и третьего лица на ходатайство Администрации об отложении заявили возражения, считают причины неявки неуважительными.
Согласно части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса неявка органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
На основании части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
В соответствии со статьей 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Согласно части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Судом явка представителей Администрации обязательной не признана.
Суд, посовещавшись, с учетом мнения присутствующих представителей лиц, участвующих в деле, и имеющихся материалов дела определил в удовлетворении ходатайства об отложении отказать
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим:
заявлением от 12 мая 2008 года №101/2794 Общество ходатайствовало об открытии дела об установлении тарифа на горячее водоснабжение на 2009 год. Основанием для пересмотра тарифов на горячее водоснабжение указано изменение объемов реализации ГВС и прогнозное увеличение цен.
Письмом от 24 ноября 2008 года исх №3426-04 комитета экономики, прогнозирования и ценообразования Администрации направлены предварительные расчеты по тарифу на горячее водоснабжение на 2009 года. Из расчета исключены затраты на сбыт. Также указано о необходимости корректировки расчетов при утверждении цен на холодное водоснабжение и отопление.
Письмом от 27 ноября 2008 года исх №101/7297 Общество просило пересмотреть позицию комитета экономики, прогнозирования и ценообразования Администрации, в том числе путем включения в состав тарифа расходов теплоэнергии, рассчитанные и документально подтвержденные Обществом на подогрев холодной воды. К письму прилагалось пояснение третьего лица в соответствии с которым объем тепловой энергии на услуги ГВС (полезный отпуск) составил 215,919 тыс. Гкал. Программа Общества производства электро и теплоэнергии и расчет полезного отпуска на 2009 года также согласована ГКЦП-РЭК РС(Я) (третьим лицом).
26 декабря 2008 года исполняющим обязанности заместителя главы ГО «Город Якутск» утвержден подписанный председателем комитета экономики, прогнозирования и ценообразования Администрации реестр №ЯТ-72-08г (далее Реестр) с отметкой «вводится с 1 января 2009 года». Тариф на горячее водоснабжение утвержден в размере 59,66 рублей (без НДС).
Сопроводительным письмом председателя комитета экономики, прогнозирования и ценообразования Администрации от 30 декабря 2008 года исх №4269-04 утвержденный реестр от 26.12.08 №ЯТ-72-08 направлен Обществу.
16 января 2009 года Общество обратилось с заявлением в Государственный комитет по ценовой политике-Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) (к третьму лицу) об отмене и пересмотре решения и.о. заместителя главы ГО «Город Якутск» от 26.12.2008 года и Реестра.
16 января 2009 года реестр тарифа на горячее водоснабжение опубликован в газете «Эхо столицы»
Сопроводительным письмом председателя комитета экономики, прогнозирования и ценообразования Администрации от 20 января 2009 года исх №0073-04 Обществу на запрос направлены расчеты к утвержденному тарифу на горячее водоснабжение.
25 марта 2009 года третьим лицом составлен Акт проверки правильности установления тарифа на горячее водоснабжение Администрацией ГО «город Якутск»
Не согласившись с законностью и обоснованностью Реестра, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд по месту нахождения Администрации.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 5 ФЗ «»Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года N210-ФЗ – далее ФЗ №210-ФЗ установлено, что органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере в том числе водоснабжения, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Между лицами, участвующими в деле, отсутствует спор по факту оказания Обществом более 80% услуг потребителям муниципального образования «Город Якутск».
Определением суда Администрации предложено представить пояснение по вопросу: каким правовым актом Администрации утвержден оспариваемый реестр.
Администрацией представлена копия заключения Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 19.05.2009 года, в соответствии с которым действующим законодательством форма решения органа регулирования муниципального образования не определена. В соответствии с пунктом 7.1. регламента рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) регулирующим органом ГО «Якутск», утвержденного постановлением главы ГО «Город Якутск» №37 от 19.12.2007 года цены на виды продукции, товаров, услуг, регулируемых департаментом экономики, прогнозирования и ценообразования устанавливаются реестром, подписываются руководителем департамента экономики, прогнозирования и ценообразования и утверждаются главой ГО «Якутск» или заместителем, курирующим данную отрасль.
Отдельного правового акта об утверждении оспариваемого Реестра Администрацией не представлено.
Подпунктом 4.1. пункта 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений также отнесены полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена система муниципальных правовых актов (статья 43 Закона), а именно в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Оспариваемый Реестр подписан председателем комитета Администрации, утвержден исполняющим обязанности заместителя главы округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.
Согласно пункту 6 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 22 Устава Городского округа "Город Якутск" от 25 июня 2007 г. N РОС-51-1 (далее Устав) структуру органов местного самоуправления Городского округа "город Якутск" составляют:
окружной Совет города Якутска (далее - Окружной Совет) - представительный орган Городского округа;
глава округа "Город Якутск" (далее по тексту - Глава округа) - высшее выборное должностное лицо Городского округа, глава Окружной администрации.
Статьей 38 Устава установлена компетенция Главы округа, а именно Глава округа как высшее должностное лицо Городского округа "Город Якутск» осуществляет полномочия, отнесенные к ведению Главы округа федеральным законом и законом Республики Саха (Якутия), Уставом и решениями Якутской городской Думы.
Глава округа по предметам своего ведения принимает постановления и распоряжения (пункт 1 статьи 39 Устава). При этом постановления Главы округа принимаются в случаях, когда необходимо издать нормативный акт по основным вопросам, относящимся к ведению Главы округа, Окружной администрации (пункт 2 статьи 39 Устава). Распоряжения Главы округа издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения решений Якутской городской Думы и постановлений Главы округа (пункт 3 статьи 39 Устава).
Поскольку оспариваемый Реестр по своему содержанию является нормативным правовым актом, то и подлежит утверждению постановлением главы округа.
Как следует из обстоятельств дела, Реестр утвержден без издания постановления. Что не соответствует требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу городского округа.
Оспариваемый Реестр подлежит признанию недействительным в связи с несоответствием формы утверждения установленному федеральным законодательством порядку.
Реестр утвержден исполняющим обязанности заместителя главы округа. Материалами дела не подтверждается полномочность исполняющего обязанности заместителя главы округа утверждать тарифы. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ№210-ФЗ, уставом города Якутска полномочия заместителей главы округа в сфере утверждения тарифов не определены. Законодательством не предусмотрена возможность делегирования полномочий главы округа по утверждению нормативных правовых актов своим заместителям.
Реестр утвержден неуполномоченным на то должностным лицом. Что также является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Кроме того, Администрацией не соблюден установленный федеральным законодательством порядок утверждения тарифов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ФЗ №210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (пункт 2 статьи 9 ФЗ 3210-ФЗ)
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (пункт 3 статьи 9 ФЗ №210-ФЗ)
На основании пункта 4 статьи 9 ФЗ №210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (пункт 5 статьи 9 ФЗ №210-ФЗ). В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги (пункт 6 статьи 9 ФЗ №210-ФЗ)
Согласно пункту 7 статьи 9 ФЗ 3210-ФЗ по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Общество, обжалуя Реестр, ссылается на то обстоятельство, что Администрацией согласование представленной Обществом производственной программы произведено не было.
Данный довод Администрацией не опровергнут. По мнению представителей Администрации согласование производственной программы должно быть произведено третьим лицом как органа государственной власти субъекта федерации. Довод Администрации подлежит отклонению как несоответствующий вышеприведенным нормам ФЗ 3210-ФЗ.
При утверждении оспариваемого Реестра Администрацией также не соблюдены сроки утверждения тарифов, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 8 статьи 9 ФЗ 3210 –ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Реестр утвержден 26 декабря 2008 года.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.
Понесенные заявителем расходы в виде уплаты государственной пошлины подлежат взысканию со стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л
Признать недействующим реестр №ЯК-72-08г, утвержденный исполняющим обязанности заместителя главы городского округа «Город Якутск» 26 декабря 2008 года как несоответствующий ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
Взыскать с Окружной администрации города Якутска в пользу открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго» (г. Якутск, улица Ф. Попова 14/2) 2000 рублей понесенных судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий В.Э. Григорьева
Судьи Е.Б. Бадлуева
В.В. Шевелев