Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
30 мая 2022 года | Дело № А58-2129/2022 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 014/04/9.21-2723/2021 от 24.02.2022,
без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л :
Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (далее – заявитель, общество, ПАО «Якутскэнерго») обратилось 18.03.2022 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 17.03.2022 № 119/2715 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган, Якутское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 014/04/9.21-2723/2021 от 24.02.2022.
Определением суда от 25.03.2022 заявление административного органа принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
12.04.2022 от ФИО1 через онлайн-сервис подачи документов «Мой арбитр» поступило ходатайство от 11.04.2022 № б/н о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
18.04.2022 от административного органа поступил отзыв от 18.04.2022 № 03/1158 с приложениями, в том числе материалы административного дела.
18.04.2022 от ФИО1 через онлайн-сервис подачи документов «Мой арбитр» поступило ходатайство от 18.04.2022 № б/н о приобщении дополнительных документов.
Определением суда от 20.04.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
05.05.2022 от административного органа через онлайн-сервис подачи документов «Мой арбитр» поступил дополнительный отзыв от 05.05.2022 № 03/1378 с приложениями.
12.05.2022 от заявителя через онлайн-сервис подачи документов «Мой арбитр» потупило возражение от 12.05.2022 № 119/5054 на отзывы административного органа и третьего лица с приложениями.
Представленные в пределах сроков, установленных определениями суда от 25.03.2022, 20.04.2022, документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 АПК РФ.
Поскольку установленные судом сроки для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ истекли, арбитражный суд на основании части 5 статьи 228 АПК РФ 18.05.2022 рассмотрел дело и вынес резолютивную часть решения.
Данным решением в удовлетворении требования общества отказано.
Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено (опубликовано) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 19.05.2022 в 11:34:33 МСК.
23.05.2022 от общества поступило заявление о составлении мотивированного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Учитывая поступление заявления о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьями 226, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
ПАО «Якутскэнерго», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как установлено административным органом и следует из материалов дела, гр. ФИО1 является собственником нежилого помещения № 3, расположенного по адресу: <...> (т.1 л.д. 69).
31.08.2021 в адрес ПАО «Якутскэнерго» ФИО1 в лице представителя ФИО2 подана заявка от 26.08.2021 на технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого помещения № 3 общей площадью 89,1 кв.м. с кадастровым номером 14:36:104015:4606, расположенного на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...> (т. 1 л.д. 65).
В заявке на технологическое присоединение указана максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и ранее присоединенных) 15 кВт при напряжении 0,4 кВ, в том числе: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,4 кВ.
К заявке гр. ФИО1 были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации от 10.12.2014 на нежилое помещение общей площадью 89,1 кв.м., этаж 1, расположенное в многоквартирном доме по адресу: <...>; копия паспорта; план расположения энергопринимающих устройств; пояснение к заявке от 26.08.2021; доверенность 14АА 1720891 от 19.08.2021; копия письма председателя ТСЖ «Новосел-2003» от 31.05.2019 исх. № 85 об отказе в выделении мощности на нежилое помещение № 3 из жилого дома по адресу: <...>, ввиду безопасной эксплуатации кабельных сетей, а также внутреннего распределительного устройства МКД; копия уведомления председателя ТСЖ «Новосел-2003» от 26.04.2019 исх. № 66; копия уведомления председателя ТСЖ «Новосел-2003» от 05.06.2019 исх. № 92; ряд судебных актов и актов государственных органов.
Согласно представленной переписке, по данному обращению в ПАО «Якутскэнерго» с заявкой № 5021Н2694 от 31.08.2021 технологическое присоединение к электрическим сетям, для гр. ФИО1 создан «Личный кабинет» в интернет-сервисе компании ПАО «Якутскэнерго»: https://lk.yakutskenergo.ru.
03.09.2021 ПАО «Якутскэнерго» в ответ на вышеуказанную заявку письмом исх. № 10/3664 (т. 1 л.д. 71) запросило у заявителя дополнительные документы - копию документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на первом вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).
20.09.2021 гр. ФИО1 направила в ПАО «Якутскэнерго» претензию (вх. № 8216) (т. 1 л.д. 72-73) в которой указала о неправомерности требования вышеуказанного документа, поскольку в связи с отсутствием технической возможности подключения опосредованно от ВРУ многоквартирного дома (ВРУ - 0,4 кВ МКД ФИО3 83/19) заявитель обратился с заявкой на осуществление технологического присоединения непосредственно к объекту электросетевого хозяйства ПАО «Якутскэнерго».
ПАО «Якутскэнерго» письмом № 215/9473 от 24.09.2021 (т. л.д. 74, 137) направило ответ, содержащий аналогичные требования представить копию вышеуказанного документа и уведомило о приостановлении рассмотрения заявки до получения недостающего документа.
ФИО1 в лице представителя ФИО2 по доверенности 14АА 1720891 от 19.08.2021 обратилась в Якутское УФАС России с заявлением о нарушении ПАО «Якутскэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861) путем необоснованного требования дополнительных документов, а также не направления заявителю проекта договора на осуществление технологического устройств нежилого помещения № 3, расположенного на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...> к электрическим сетям и технических условий, в срок, установленный Правилами № 861.
07.02.2022 усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), заместитель начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в отношении ПАО «Якутскэнерго» составил протокол об административном правонарушении № 014/04/9.21-2723/2021.
Постановлением антимонопольного органа от 24.02.2022 (резолютивная часть оглашена 21.02.2022) ПАО «Якутскэнерго» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основным видом деятельности общества, в том числе на территории Республики Саха (Якутия), является оказание услуг по передаче электрической энергии. Следовательно, заявитель является субъектом естественной монополии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил технологического присоединения).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Разделом II Правил технологического присоединения определен порядок заключения и выполнения договора.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно абзацу 2 данного пункта независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Таким лицом согласно пункту 14 Правил является заявитель - физическое лицо, который в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, направляет в сетевую организацию соответствующую содержанию данного пункта заявку.
Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пункт 7 Правил устанавливает процедуру технологического присоединения, которая начинается с подачи заявки; далее следует заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В силу пунктом 16.3 Правил сетевая организация исполняет обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 14 Правил, до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами.
Согласно пункту 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Согласно абзацу 1 пункта 8(4) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 10 Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, к заявке прилагаются копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).
Таким образом, в силу императивных норм Правил сетевая организация в отношении заявителя физического лица обязана выполнить все необходимые мероприятия для обеспечения исполнения его заявки на технологическое присоединение его объекта к сетям сетевой организации (непосредственно или опосредованно).
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Судом установлено и следует из материалов дела, что к предприятию обратилась гр.ФИО1- собственник нежилого помещения № 3 общей площадью 89,1 кв.м. с кадастровым номером 14:36:104015:4606, расположенного на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>.
В ответ на претензию ФИО1 общество указало на непредставление заявителем предусмотренного подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 861 документа (его копии), подтверждающего согласие организации, осуществление управление многоквартирным домом (ТСЖ «Новосел»), на увеличение мощности энергопринимающих устройств указанного лица.
При этом, как следует из материалов дела, нежилое помещение № 3 не может быть присоединено опосредованно через ВРУ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, из-за отсутствия технической возможности технологического присоединения отдельными линиями от вводного устройства многоквартирного жилого дома.
К заявке от 26.08.2021 представителем заявителя были приложены документы, подтверждающие отсутствие технической возможности технологического присоединения нежилого помещения № 3 отдельными линиями от вводного устройства многоквартирного жилого дома, судебные акты, на которые ссылался заявитель.
Так, 25.06.2019 между гр. ФИО1 и ПАО «Якутскэнерго» был заключен договор № 485741 на энергоснабжение на основании пункта 2 Протокола № 1 от 09.06.2019 о распределении между собственниками нежилых помещений мощности 42,8 кВт, согласно которому на нежилое помещение № 3, расположенное на 1 этаже МКД по адресу: <...> была выделена максимальная мощность в 7,13 кВт.
Из писем ПАО «Якутскэнерго» от 18.02.2019 № 10/591, от 21.02.2019 № 10/641, от 30.07.2019 № 10/4286 следует, что в технических условиях № 10/1509 от 17.10.2005, выданным на ОАО ДСК разрешенная максимальная мощность (проектная) на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, составляет 130 кВт. Данная мощность определена для всего объекта капитального строительства (нежилые помещения в том числе) и моОДДОВДВСДОМльк помещений была выделена из общей разрешенной максимальной мощности объекта. В 2006 году в связи со сменой собственника документы на технологическое присоединение по данному объекту были переоформлены на ТСЖ «Новосел-2003» без изменения характеристик присоединения энергопринимающие устройства нежилых помещений подключены к электрическим сетям в счет объема разрешенной мощности многоквартирного жилого дома.
Из писем Ростехнадзора от 08.08.2019 № 04-16/73/4245, от 09.08.2019 № 04-16/73/4287, от 20.08.2019 № 04-16/73/4525 следует, что мощность 130 кВт, указанная в технических условиях № 10/1509 от 17.10.2005 выделена на весь жилой дом, включая соцкультбыт. Согласно расчету ООО ДСК-Проект на жилую часть дома выделено 87,20 кВт, на соцкультбыт 42,8 кВт, общая мощность составляет 130 кВт. По проекту ООО ДСК-Проект заложены 2 кабеля ААПЛу 4*70, при этом в аварийном режиме один кабель ААПЛу 4*70 выдерживает нагрузку всего дома -130 кВт. ТСЖ «Новосел-2003».
Между тем, решением Якутского городского суда РС (Я) от 28.09.2020 по делу № 2-8707/2020, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС (Я) от 13.01.2021, решение общего собрания собственников нежилых помещений МКД по адресу: <...>, оформленное Протоколом № 1 от 09.06.2019 признано недействительным.
Вследствие указанного и на основании заявления гр. ФИО1 о приостановлении договора № 485741 на энергоснабжение от 25.06.2019 и введении ограничения режима потребления от 26.08.2021 действие данного договора было приостановлено, что подтверждается актом ПАО «Якутскэнерго» от 02.09.2021.
Письмом от 31.05.2019 исх. № 85 председатель ТСЖ «Новосел-2003» гр. ФИО1 сообщил, что ТСЖ «Новосел-2003» не может выделить мощность из жилого дома, расположенного по адресу: <...> на нежилое помещение № 3, ввиду безопасной эксплуатации кабельных сетей, а также внутреннего распределительного устройства многоквартирного жилого дома.
Кроме этого председатель ТСЖ «Новосел-2003» уведомил собственника нежилого помещения № 3 по адресу: <...> - гр. ФИО1 заключить прямой договор о предоставлении коммунальной услуги (электроэнергии) с ПАО «Якутскэнерго» и о проведении отдельной кабельной линии, в связи с отсутствием мощности для нежилых помещений в сетях жилого дома, обратившись в ЦРЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» для получения технических условий на присоединение от ТП-143 квартала. При этом сообщил о создании угрозы безопасной работы персонала на электроустановке многоквартирного жилого дома, угрозы жизни и здоровью жильцов дома, в связи с отсутствием необходимой мощности на нужды нежилых помещений создается угроза и в целях предотвращения угрозы возникновения аварийной ситуации поставка электроснабжения для нежилых помещений может быть приостановлена без предварительного уведомления и расторжения договора (письмо-уведомление от 26.04.2019 исх. № 66, письмо-уведомление от 05.06.2019 № 92).
ТСЖ «Новосел-2003» на основании устава, утвержденного Протоколом общего собрания от 27.10.2003 вправе представлять общие интересы членов товарищества в государственных органах власти, органах местного самоуправления, в судах, а также во взаимодействии с иными юридическими и физическими лицами.
Соответственно, товариществом собственников жилья МКД был дан письмом от 31.05.2019 исх. № 85 отказ на организацию присоединения нежилого помещения № 3 отдельными линиями от вводного устройства, установленного на вводе питающей линии сетевой организации в МКД, ввиду отсутствия технической возможности.
Одним из критериев наличия технической возможности технологического присоединения является сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства (пункт 28 Правил № 861).
Таким образом, ввиду снабжения МКД электрической энергией кабельной линией ААПЛу 4x70 расчетной максимальной мощностью 92,1 кВт, не насчитанной на энергоснабжение жилой и нежилой части МКД, возможности ухудшения условий электроснабжения жилой части МКД и наличия угрозы жизни и здоровью жильцов на основании подпункта «а» пункта 28 Правил № 861 техническая возможность опосредованного технологического присоединения нежилого помещения № 3 отдельными линиями от ВРУ многоквартирного дома (ВРУ-0,4кВ МКД ФИО3 83/19) отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением мирового судьи судебного участка № 46 от 14.10.2019 по делу №5-879/592019, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20.03.2020 по делу №А58-11093/2019, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу №А58-9915/2019, которыми установлено, что из технического отчета от 15.05.2019, акта ЯО Энергосбыт ПАО «Якутскэнерго» от 16.05.2019, судебно-технической экспертизы № 10-СЭ-20 от 05.04.2020, экспертного заключения № 13-ДЭ-19 от 27.06.2019 следует, что при строительстве многоквартирного дома по адресу: <...>, в нарушение утвержденного проекта дома и выданных технических условий подключение электрической энергии произведено кабелем ААПЛу 4x70, что соответствует 92,1 кВт, марка и мощность которого не соответствует проектной (ААПЛ 3x185). Таким образом, электрический кабель ААПЛу 4x70, которым обеспечивается энергоснабжение МКД от ТП 143 квартала, не соответствует нагрузке электрических сетей МКД, суммарная нагрузка на кабельную линию многоквартирного дома с учетом нежилых помещений составляет 167,6 кВт, в связи с чем нагрузка на кабельную линию многоквартирного дома превышена, что влечет снижение условий электроснабжения иных жильцов МКД в случае присоединения нежилых помещений.
При таких обстоятельствах, согласие собственников многоквартирного жилого дома не требуется, в связи с отсутствием технической возможности такого подключения опосредованно от ВРУ-0,4 кВ МКД.
Кроме этого из материалов дела следует, что заявитель в заявке на присоединение к источнику электроснабжения не просила осуществить такое присоединение именно к внутридомовым сетям МКД по адресу: <...>.
При таких обстоятельствах, у ФИО1 правомерно отсутствовала возможность иным способом, кроме как прямого обращения к предприятию обеспечить технологическое присоединение своего имущества к электрическим сетям сетевой организации, учитывая, что при подаче заявки заявитель приложила документы, подтверждающие отсутствие технической возможности такого подключения опосредованно от ВРУ-0,4 кВ МКД.Следовательно. ПАО «Якутскэнерго» обязано было обеспечить такое присоединение к другой точке поставки и направить соответствующий проект договора ФИО1
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что ПАО «Якутскэнерго» неправомерно запросило дополнительные сведения и документы, предусмотренные подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 861. Указанные действия общества привели к нарушению прав ФИО1 на своевременное заключение договора технологического присоединения с целью увеличения присоединенной мощности.
В соответствии с абзацем десятым пункта 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил № 861. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 указанных Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с данными Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
При этом, в силу пункта 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами № 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные данными Правилами.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается наличие в действиях Общества объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП Р. с учетом изложенного, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ПАО «Якутскэнерго» приняло все возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у предприятия реальной возможности соблюсти правила и нормы, в материалах дела не имеется.
Следовательно, административным органом доказано событие и состав вменяемого предприятию административного правонарушения.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено антимонопольным органом в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При назначении наказания антимонопольным органом учтен характер совершенного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение общества, наличие существенной угрозы общественным отношениям, требования статей 4.2 и 4.3 КоАП РФ, цели административного наказания и принципы юридической ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая охраняемые общественные отношения, на которые посягает совершенное Обществом правонарушения, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено.
Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
На основании изложенных обстоятельств дела и норм права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)№ 014/04/9.21-2723/2021 от 24.02.2022 отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья Ю.Ю. Клишина