ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2242/19 от 06.05.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Якутск

06 мая 2019 г.

        Дело №А58-2242/2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шумского А.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Теплоэнергосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 15 февраля 2019 г. № 39-Ж об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее, в том числе – АО «Теплоэнергосервис», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (далее – Управление Госстройжилнадзора РС (Я), административный орган, управление) об отмене постановления 15 февраля 2019 г. № 39-Ж по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 11 марта 2018 г. заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ). Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 02 апреля 2019 г. представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 24 апреля 2019 г.

Копия определения направлялась судом лицам, участвующим в деле, в установленном АПК РФ порядке. 

Указанное определение получено административным органом 14 марта 2019 г. (почтовое уведомление о вручении почтового отправления №677999 32 90236 4). В рамках установленных судом сроков административным органом представлены отзыв на заявление и дополнительное пояснение к отзыву.

Определение суда получено обществом 15 марта 2019 г. (почтовое уведомление о вручении почтового отправления № 677999 32 90235 7). Во исполнение определения суда от 11 марта 2019 г. обществом представлены доказательства направления копии заявления административному органу.

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.

В заявлении общество указывает на то, что не является надлежащим субъектом административной ответственности, поскольку не предоставляет коммунальные услуги потребителям, а является продавцом тепловой энергии, где покупателем является управляющая компания; инструментальные замеры проведены с нарушением требований, что повлекло за собой неверные выводы о температуре теплоносителя на границе балансовой принадлежности; на недоказанность административным органом объективной стороны правонарушения. Кроме того, в заявлении общество ссылается на то, что в оспариваемом постановлении не установлена субъективная сторона правонарушения, не отражено какими доказательствами подтверждается вина лица, не являющегося исполнителем коммунальных услуг по отоплению.

Управление Госстройжилнадзора РС(Я) в отзыве на заявление возражает против требования общества. Опровергая доводы заявителя, указывает, что в силу заключенного договора между обществом и управляющей компанией (ООО «Возраждение») заявитель обязан подавать теплоэнергоресурсы в соответствии с температурным графиком работы теплоисточника в зависимости от температуры наружного воздуха; замеры температуры воздуха в квартире и температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности сетей проведены соответствующими приборами, имеющими действующие свидетельства о поверке, приборы использованы с учетом их технических данных. Управление считает, что состав и событие административного правонарушения полностью подтверждается материалами административного дела. С учетом изложенного административный орган просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку установленные судом сроки для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ истекли, арбитражный суд на основании части 5 статьи 228 АПК РФ 06 мая 2019 г. рассмотрел дело и вынес резолютивную часть решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьями 226, 227, 228  АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 18 апреля 2017 г. «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

АО «Теплоэнергосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 августа 2007 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия). Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Как следует из материалов дела, на основании поступивших обращений
гр. ФИО1, проживающей по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 5, кв. 1, на низкую температуру в квартире Управлением Госстройжилнадзора РС (Я) проведена проверка соблюдения обществом обязательных требований жилищного законодательства, в частности должного предоставления коммунального ресурса (тепловой энергии) в жилой дом по вышеуказанному адресу.

С копией приказа от 17 декабря 2018 г. общество ознакомлено в тот же день (вход. №10031 от 17 декабря 2018 г.)

Актом проверки от 20 декабря 2018 г. № 08-01-1373-18-Ж зафиксировано:

- многоквартирный каменный дом, общей площадью 705,92 кв.м., 1967 г.п., 2-х подъездный; поставку коммунального ресурса (отопление) обеспечивает общество на основании договора; акт раздела границ эксплуатационной ответственности не предоставлен, в связи с чем граница раздела балансовой и эксплуатационной ответственности определена в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, по внешней границе стены многоквартирного дома;

- квартира № 1 расположена на 1 этаже жилого дома, 1-комнатная, угловая, жилая комната с 2-мя оконными проемами, под каждым окном установлены приборы системы отопления; на момент проведения замеров у заявителя включен обогреватель;

- согласно температурному графику сетевой воды на территории МО «Город Алдан» на отопительный зимний период 2018-2019 гг., утвержденному главой муниципального образования, температура теплоносителя напрямую зависит от температуры наружного воздуха;

- 19 декабря 2018 г. в ходе проведения проверки наружная температура воздуха в г. Алдан составляла -32 С, температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома в подающем трубопроводе должна составлять +63,1 С, фактически в подвальном отапливаемом помещении, в месте ввода в жилой дом составила +54,7 С, снаружи (на улице) составила +54 С;

- температура воздуха в квартире №1 составляет: жилая комната +18 С, что не соответствует норме (в угловых комнатах +20 С, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 С и ниже – в угловых комнатах +22 С);

20 декабря 2018 г. в ходе проведения проверки наружная температура воздуха в г. Алдан составила -15 С, температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома в подающем трубопроводе должна составлять +51 С, фактически в месте ввода в дом составила +48 С;

- пониженная температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы отопления явилась причиной несоответствия нормативной температуры воздуха в квартире №1;

- измерения проводились в установленном порядке, в центре помещений (точка пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м., термометром цифровым Testo-905-Т1, рег.50955-12, заводской номер 41608536/308, свидетельство о поверке № 041013076, тепловизором инфракрасным Testo 875-li, рег. 51415-12, заводской номер 60690651, свидетельство о поверке № 041012720.

- при проведении проверки участвовал представитель общества ФИО2, которой представлены пояснения к акту.

20 декабря 2018 г. управлением выдано предписание № 08-02-376-18 об устранении нарушений.

Уведомлением от 23 февраля 2019 г. № 08-04-139-19, направленным обществу в день его составления (вх.№ 467), административный орган известил общество о необходимости явки 28 января 2019 г. в 11 час. 00 мин. для составления и подписания протокола по факту нарушения правил предоставления коммунальных услуг (тепловая энергия) по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 5. 

В назначенный день, 28 января 2019 г., заместителем руководителя отдела лицензионного и жилищного надзора Управления Госстройжилнадзора РС (Я)
ФИО3 в присутствии представителя общества по доверенности от 09 января 2019 г. ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № 08-07-57-19 по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, у представителя общества отобраны объяснения, копия протокола вручена представителю в тот же день.

В протоколе административный орган квалифицировал зафиксированные в акте факты несоответствия температур как нарушение пункта 15 приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354 (далее – Правила № 354), части  5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Административным органом сделаны выводы о том, что общество, являясь исполнителем коммунальной услуги, осуществляющим поставку коммунальных ресурсов, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.

Определением от 08 февраля 2019 г. №08-07/18, направленным на официальный электронный адрес общества (priem@tes.yakutskenergo.ru), административный орган уведомил общество о рассмотрения дела об административном правонарушении 12 февраля 2019 г. в 14 час. 30 мин. (вх. №902 от 08 февраля 2019 г.). Также уведомление о дате рассмотрения материалов проверки направлено по факсимильной связи.

12 февраля 2019 г. состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ в присутствии представителя общества по доверенности ФИО5, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления. 15 февраля 2019 г. руководителем Управления Госстройжилнадзора РС (Я) ФИО6 изготовлено в полном объеме постановление №39-Ж, согласно которому общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей. Постановление направлено обществу почтой 18 февраля 2019 г. и получено им 21 февраля 2019 г. (вх. №1279).

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 207  АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление получено заявителем 21 февраля 2019 г., с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 04 марта 2019 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.

Проверяя полномочия лиц,  составившего протокол по делу об административном правонарушении и принявшего оспариваемое постановление, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, наряду с другими, статьёй 7.23 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации, их заместители; главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители.

Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 161 Правил №354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленных Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2012 г. №1599 «Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)» утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с пунктом 3.7.2 Положения при осуществлении контроля и надзора в установленных сферах, управление составляет протоколы об административных правонарушениях при выявлении правонарушений, рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления по делам, направляет дела об административных правонарушениях для рассмотрения в суд, в том числе с целью приостановления деятельности, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вносит правонарушителям представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, осуществляет полномочия в соответствии с КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право следующие должностные лица управления: руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя, руководители структурных (территориальных) подразделений, главные и ведущие специалисты структурных (территориальных) подразделений, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) (пункт 4.1.8. Положения).

Как следует из пункта 4.1.9. Положения, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени управления вправе руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя управления и руководители территориальных подразделений в установленных законом случаях.

Согласно пункту 8 Перечня №1 должностных лиц управления, утвержденного приказом Управления Госстройжилнадзора РС (Я) от 30 апреля 2015 г. №42, к числу лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, относятся, в том числе заместители отделов управления, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с перечнем должностных лиц Управления Госстройжилнадзора РС (Я), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, утвержденным приказом управления от 30 апреля 2015 г. № 42, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, уполномочены, в том числе руководитель управления.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 28 января 2019 г. составлен заместителем руководителя отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Госстройжилнадзора РС (Я) ФИО3, постановление по делу об административном правонарушении от 15 февраля 2019 г. № 39-Ж вынесено руководителем управления ФИО6

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами управления в пределах своей компетенции. 

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства – утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение конкретных пунктов правил, санитарных норм, повлекшее за собой нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

При этом субъектами указанного правонарушения являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами и нарушившие установленные нормами действующего законодательства требования режима такого обеспечения.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В силу пункта 2 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения могут быть отнесены как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.

Коммунальную услугу по отоплениюк потребителям многоквартирного дома по адресу: <...> ВЛКСМ, д. 5, предоставляет общество, являющееся ресурсоснабжающей организацией. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

В соответствии с условиями заключенного с управляющей компанией договора от 01 сентября 2018 г. № 70014 общество обязалось подавать теплоэнергоресурсы по тепловой сети с температурой сетевой воды в соответствии с температурным графиком работы теплоисточника в зависимости от температуры наружного воздуха.

Следовательно, общество как ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставку коммунального ресурса, является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения. В этой связи доводы общества об обратном являются несостоятельными.

 В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором.

 Частью 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении установлена, в том числе обязанность теплоснабжающей компании по обеспечению качества поставляемого теплоносителя.

Правилами №354 установлены условия предоставления коммунальных услуг.

Так, согласно подпункту «в» пункта 3 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1.

В соответствии с пунктом 15 раздела VI«Отопление» приложения №1 к Правилам №354 обеспечение нормативной температуры воздуха:

– в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах – +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах – +22°C);

– в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).

Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4 C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункт 31 Правил №354).

Пунктом 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. №170 (далее – Правила №170) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.

Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными  КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2  КоАП РФ).

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от 20 декабря 2018 г., договором от 01 сентября 2018 г. № 70014, протоколом об административном правонарушении от 28 января 2019 г.,  подтверждается, что в нарушение указанных выше норм общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и, являясь исполнителем коммунальных услуг по поставке отопления в многоквартирный жилой дом в <...> ВЛКСМ, д.5, не обеспечило нормальный уровень предоставления коммунальных услуг населению, не предоставило гражданам, проживающим в жилом доме, коммунальные услуги соответствующего качества.

Суд считает установленным материалами административного дела тот факт, что 19 декабря 2018 г. подача обществом тепловой энергии осуществлялась с заниженными параметрами, температура теплоносителей на подающем и обратном трубопроводах не соответствовала утвержденному температурному графику, что повлекло снижение температуры воздуха в жилых помещениях (квартире № 1).

Так, 19 декабря 2018 г. на момент проверки наружная температура воздуха составляла  -32 С (ощущается как -38), что подтверждается представленными административным органом сведениями (л.д.106).

В соответствии с утвержденным температурным графиком сетевой воды при температуре наружного воздуха -32 С, температура воды на подающем трубопроводе должна составлять +63,1 С, на обратной линии –  + 46,4 С. Фактически температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности системы теплоснабжения дома в подающем трубопроводе составляла в подвальном отапливаемом помещении, в месте ввода в жилой дом, +54,7 С, снаружи (на улице) –  +54 С.

Температура воздуха в квартире №1 составляла: в жилой комнате +18 С, что не соответствует норме (в угловых комнатах +20 С, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки -31 С и ниже – в угловых комнатах +22 С). При этом на момент проверки в квартире работал обогреватель.

Поскольку административным органом не представлены надлежащие доказательства температуры наружного воздуха 20 декабря 2018 г. (второй день проведения замеров), суд считает недоказанным факт нарушения нормативного режима теплоснабжения.

 Между тем указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что инструментальные замеры проведены с нарушением требований, отклоняются арбитражным судом, исходя из следующего.

В силу пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

При проведении проверки акт раздела границ эксплуатационной ответственности не предоставлен, в связи с чем на основании пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила №491), граница раздела эксплуатационной ответственности определена административным органом по внешней границе стены многоквартирного дома. Замеры проведены как в подвальном отапливаемом помещении, так и снаружи на улице.

Тепловые сети многоквартирного дома по адресу: <...> ВЛКСМ, не снабжены приборами учета (стандартным сужающим устройством) в подающем и обратном трубопроводах, в связи с чем ссылка заявителя на ГОСТ 8.586.5-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Часть 5. Методика выполнения измерений» не может быть принята судом во внимание.

Актом проверки подтверждается, что измерения проводились тепловизором инфракрасным Testo 875-1i (рег. 51415-12, заводской номер 60690651), свидетельство о поверке № 041012720 от 27 июня 2018 г. (действительно до 26 июня 2019 г.). Тепловизор инфракрасный Testo 875-1i (рег. 51415-12, заводской номер 60690651) соответствует ГОСТ 8-558-2009 «Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений температуры». При проведении замеров участвовала представитель общества, замечаний к проведению измерений ею не предъявлено.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что обществом в силу своего правового статуса были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено. Материалы дела не свидетельствуют о наличии каких-либо объективных причин невозможности качественного предоставления коммунальных услуг  в виде подачи тепловой энергии потребителям в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Соблюдение норм и правил в области обеспечения населения коммунальными услугами находилось в пределах контроля АО «Теплоэнергосервис», однако последнее не обеспечило поставку тепловой энергии надлежащего качества потребителям в указанный многоквартирный дом.

В этой связи административным органом правомерно установлена вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действия заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.23 КоАП РФ.      

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, определенных статьей 24.5 КоАП РФ, судом так же не установлено, в частности, срок давности привлечения к административной ответственности, регламентированный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, не имеется.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Выявленные нарушения являются значительными, поскольку нарушают права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.

Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения возложенных  на него законодательством в области теплоснабжения обязанностей и предоставления населению коммунальных услуг в виде подачи тепловой энергии надлежащего качества, однако не приняло к этому необходимых, соответствующих и достаточных мер. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в материалах дела отсутствуют. Размер административного штрафа применен в минимальном размере.

Назначенное административным органом наказание арбитражный суд считает обоснованным, назначенным по правилам статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции инкриминируемой статьи и обеспечивающим достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.   

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 180, 181, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Отказать акционерному обществу Теплоэнергосервис», зарегистрированному в качестве юридического лица 29 августа 2007 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), находящемуся по адресу: 677001, <...>, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2019 г. № 39-Ж по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение арбитражного суда  принято путем подписания резолютивной части.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита), а в случае составления по заявлению мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья                                                                                                                             А.В. Шумский