АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-2246/10
22 июня 2010 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,
при участии в деле открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» - Общество, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) - Управление,
и в присутствии представителя Общества по доверенности Горкуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судьей дело по заявлению Общества с требованием к Управления о признании недействительным предписания Управления от 17 марта 2010 года №18-ГО – далее предписание,
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Управления в связи с несоответствием предписания пункту 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства России от 01.07.1999 года №782. Данная норма законодательства Обществом соблюдена, количество работников по гражданской обороне превышает установленные нормы в 5 раз
Управление заявленного требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе Обществом по мнению Управления нарушен пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства России от 01.07.1999 года №782. Филиал «Нерюнгринская ГРЭС» является обособленным подразделением Общества, расположенным вне месте его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, в том числе функции представительства на территории другого субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия). При этом согласно решению комиссии по ЧУ и ПБ РС(Я) филиал «Нерюнгринская ГРЭС» выполняет и числится в реестре потенциально опасных объектов Республики Саха (Якутия), в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.09.1998 года №1148-р числится также в Перечне объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения Республики Саха (Якутия) в соответствии с Постановлением Правительства России от 19.09.1998 года №1115.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление, извещенное о времени и месте судебного разбирательства согласно почтовому уведомлению №53255, в судебное заседание представителей не направило. От представителя Управления по доверенности от 01.09.2009 года Кириллина В.А. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с участием Кириллина В.А. в Якутском городском суде. К ходатайству приложена справка Якутского городского суда от 22.06.2010 года.
Представитель заявителя на ходатайство Управления об отложении возражает, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Управления.
27 апреля 2010 года было проведено предварительное судебное заседание. Представители Управления участия в предварительном заседании не принимали. Назначенное на 28 мая 2010 года судебное разбирательство было отложено в связи заявлением представителя Управления о проведении судебного заседания в закрытом порядке, представлении дополнительных доказательств. При этом имеющийся в деле отзыв Управления подписан представителем Управления по доверенности Дыниным А.С., который также принял участие в судебном заседании от 28 мая 2010 года.
На основании части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Управление невозможности явки иных представителей по уважительной причине не обосновало.
В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
За период с 28 мая 2010 года – даты предыдущего заседания Управлением дополнительных доказательств, в том числе документов с грифом «секретно», не представлено. Необходимость участия в заседании представителя Управлением не обоснована. Явка представителя Управления обязательной в порядке части 3 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом не признана
С учетом возражений заявителя на отложение заседания, судом ходатайство Управления отклоняется.
Проверив доводы сторон, заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования в связи с нижеследующим:
17 марта 2010 года Управлением составлен акт внеплановой проверки №21 ГО/ЧС, которым в частности зафиксировано: на объекте филиал «Нерюнгринская ГРЭС» количество высвобожденных работников по вопросам ГО и ЧУ не соответствует требования 2-3 человека, при наличии 1 человека
17 марта 2010 года Управлением выдано предписание №18-ГО, в соответствии с которым Обществу надлежит в срок до 23 апреля 2010 года выполнить следующие мероприятия: «количество высвобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны филиала «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «ДГК» не соответствует, установленным в требованиях- 2-3 освобожденных работника. При наличии 1 человека».
Предписание вручено директору филиала Общества под роспись 17 марта 2010 года, зарегистрировано с входящим №1470 18 марта 2010 года.
26 марта 2010 года, не согласившись с законностью и обоснованностью предписания Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению о признании Предписания недействительным.
Согласно оспариваемому Предписанию Управлением в ходе проверки установлено нарушение Обществом статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», подпункта «а» пункта 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства России от 01.07.1999 года №782. При этом нарушение указанных норм Обществом выразилось в несоответствии количества высвобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны филиала «Нерюнгринская ГРЭС» установленным требованиям законодательства (2-3 освобожденных работника).
Общество с выявленным нарушением не согласно, полагает что Управлением неверно истолкованы нормы законодательства, устанавливающие численность высвобожденных работников по гражданской обороне.
На основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации Постановлением от 10 июля 1999 года №782 утверждено Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны – далее Положение. В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:
в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников.
Согласно данным Общества численность персонала Общества составляет 16 528,25 человек, то есть свыше 5000 человек. Численность работников филиала «Нерюнгринская ГРЭС» в Акте проверки не указана, согласно отзыву Управления составляет 1439 человек. Последнее обстоятельство Обществом не оспаривается. Общество считает, что Положением установлены нормативы численности освобожденных работников по гражданской обороне в целом по организации как юридическому лицу в зависимости от общей численности работников организации. Соответственно, по мнению Общества численность освобожденных работников по гражданской обороне в количестве 23,5 человек даже превышает установленную Положением норму в 5-6 работников (в организациях с количеством человек более 5 000 человек). Из отзыва Управления усматривается, что по мнению Управления, Положением установлена численность освобожденных работников по гражданской обороне по структурному подразделению юридического лица в зависимости от общей численности работников структурного подразделения. То есть 2-3 освобожденных работника в филиале «Нерюнгринская ГРЭС» при общей численности работников филиала в 1439 человек. При этом согласно отзыву Управление считает необходимым учесть, что филиал «Нерюнгринская ГРЭС» является обособленным подразделением Общества, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть, в том числе функции представительства на территории другого субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия). При этом согласно решению комиссии по ЧУ и ПБ РС(Я) филиал «Нерюнгринская ГРЭС» выполняет и числится в реестре потенциально опасных объектов Республики Саха (Якутия), в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.09.1998 года №1148-р числится также в Перечне объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения Республики Саха (Якутия) в соответствии с Постановлением Правительства России от 19.09.1998 года №1115.
Подпункт «а» пункта 4 Положения, нарушение которого установлено Управлением, распространяется на организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне
Общество отнесение организации к категориям по гражданской обороне не оспаривает, признает.
Содержание нормы пункта 4 Положения, согласно которой при определении численности освобожденных работников учитывается количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений, на которую ссылается Управление в обоснование законности оспариваемого Предписания, предполагает, что законодательство предоставляет организациям возможность создания предусмотренного пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ «О гражданской обороне» органа, осуществляющего управление гражданской обороной, в виде специальных структурные подразделения по гражданской обороне либо в виде отдельных работников в составе других (неспециализированных на гражданской обороне) подразделений, а не обязательность наличия в каждом структурном подразделении органа, осуществляющего управление гражданской обороной, в количестве освобожденных работников в зависимости от численности работников подразделения.
Не предусмотрено действующим законодательством определение численности освобожденных работников по гражданской обороне в отдельном структурном подразделении в зависимости от численности работников подразделения организации, территориальной обособленности такого подразделения, объема выполняемых функций, осуществления функций представительства организации на территории субъекта федерации, эксплуатации потенциально опасного объекта и т.д. Положением численность предусмотренного пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ «О гражданской обороне» органа, осуществляющего управление гражданской обороной, в зависимости от общей численности организации в целом как юридического лица.
На проверенном Управлением объекте – Нерюнгринская ГРЭС имеется 1 освобожденный работник по гражданской обороне в составе 23,5 освобожденных работников по гражданской обороне в целом по Обществу. Что соответствует требованиям пункта 4 Положения.
Таким образом, предписание Управление как правовой акт контролирующего государственного органа, обязывающий Общество увеличить численность освобожденных работников по гражданской обороне в филиале «Нерюнгринская ГРЭС» до 2-3 человек, не основано на нормах закона.
Заявленное требование подлежит удовлетворению.
Понесенные заявителем расходы в виде уплаты государственной пошлины платежным поручением от 24.03.2010 года №2229 в размере 2000 рублей подлежат взысканию со стороны.
Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л
Признать недействительным как несоответствующее пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ «О гражданской обороне» предписание Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) от 17 марта 2010 года №18-ГО, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) в пользу открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (город Нерюнгри, п. Серебряный бор, зарегистрировано 19 декабря 2005 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Нерюнгри Республики Саха (Якутия)) 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья В. Григорьева