Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
25 июня 2021 года | Дело № А58-2440/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2021
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2021
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ММК» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к судебному приставу-исполнителю Мегино-Кангаласского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) ФИО1,
Мегино-Кангаласскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия),
Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным постановления от 02.11.2020 о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств,
при участии в деле взыскателя по исполнительному производству – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>), привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО2 директора ООО «УК ММК»,
от УФССП по РС(Я) –- ФИО3, по доверенности от 15.02.2021, ФИО4, по доверенности от 29.03.2021;
в отсутствие иных лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания ММК» (далее – заявитель, ООО «УК ММК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к судебному приставу-исполнителю Мегино-Кангаласского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) ФИО1 о признании незаконным постановления от 23.03.2020 о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства, в рамках исполнительного производства №77086-20/14016-ИП.
Определением суда от 12.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (соответчиков) привлечены: Мегино-Кангаласское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной Мегино-Кангаласское районное отделение судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия); Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>); к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне судебного пристава-исполнителя, привлечен взыскатель по исполнительному производству – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представил ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления от 23.03.2020. Кроме того, устно заявил ходатайство об отложении судебного заседания или объявления перерыва, для предоставления суду дополнительных доказательств в отношении перехода прав собственности на спорное транспортное средство.
Представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) требования не признали, пояснили, что постановление принято в соответствии с требованиями ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушений прав и законных интересов заявителя не имеется; ходатайство об объединении дела и передаче дела в суд общей юрисдикции, изложенное в отзыве УФССП России по РС (Я), не поддержали; возражений на восстановление срока на обращение в суд не представили; возразили против ходатайства об отложении судебного заседания по указанным основаниям.
Представители взыскателя, судебный пристав-исполнитель ФИО1, представитель Мегино-КангаласскогоРО УФССП по Республике Саха (Якутия) в судебное заседание не явились о месте и времени извещены в соответствии со ст.123 АПК РФ.
Рассмотрев ходатайство заявителя об отложении судебного заседания, суд в его удовлетворении отказывает, поскольку судебное заседание неоднократно откладывалось, предлагалось сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование правовой позиций, следовательно, у Общества имелась возможность предоставить все имевшиеся доказательства, заявлять ходатайства, в том числе, о содействии суда по истребованию доказательств.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного ходатайства в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда не имеется. При этом, отложение судебного разбирательства по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда.
Кроме того, из заявленного ходатайства следует, что заявитель желает представить доказательства перехода прав в отношении спорного транспортного средства, действия которые совершены после вынесения оспариваемого постановления от 23.03.2020, в связи с чем, безусловная необходимость в таких доказательствах, Обществом не доказана.
Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в производстве Мегино-Кангаласского РО УФССП по Республике Саха (Якутия) находится исполнительное производство №77086-20/14016-ИП от 19.03.2020 о взыскании денежных средств в размере 10 500 руб., в отношении должника ООО «УК ММК» в пользу взыскателя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мегино-Кангаласском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) (межрайонное).
Постановлением от 23.03.2020 судебный пристав-исполнитель вынес запрет на совершение действий по распоряжению, регистрации в отношении транспортного средства: HYUNDAI CRETA, 2018 года выпуска, государственный регистрационный номер <***>.
Полагая, что постановление от 23.03.2020 не соответствует закону и нарушает его права и интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении срока, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) право обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий) по исполнению исполнительного документа предоставлено сторонам исполнительного производства, иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Исходя из положений статьи 122 Федерального закона № 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.
Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).
Таким образом, срок обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя и его действий (бездействия) в судебном порядке составляет 10 дней с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановлений, совершении действий (бездействия).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ, статья 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Установлено по делу, что оспариваемое постановление от 23.03.2020 получено заявителем 08.04.2021, что подтверждается отместкой о его получении на постановлении. В суд заявитель обратился с рассматриваемым заявлением также 08.04.2021, следовательно, срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя и его действий (бездействия) в судебном порядке, ООО «УК ММК» не пропущен. Надлежащих и достоверных доказательств обратного материалы дела не содержат.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим Федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Частями 1 и 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, а непосредственное осуществление функций по их принудительному исполнению возлагается на судебных приставовисполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьей 30 Закона об исполнительном производстве № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона № 229-ФЗ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что в соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 названного закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается.
Согласно материалам дела и сторонами не оспаривается, что 19.03.2020 судебным приставом - исполнителем Мегино-Кангаласского РО УССП России по РС (Я) ФИО1 возбуждено исполнительное производство №77086-20/14016-ИП в отношении ООО «УК ММК» на основании судебного приказа Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.10.2019 по делу №А58-10245 в размере 10 500 руб.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 19.03.2020 судебным приставом - исполнителем установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа, с момента получения должником настоящего постановления.
Вместе с тем, как следует из материалов исполнительного производства, предоставленных суду, о вынесении указанного постановления должник узнал лишь 08.04.2021.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что до 08.04.2021 срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа не начал течь.
Заявитель, ссылаясь на незаконность оспариваемого постановления, исходит из того, что в период добровольного исполнения требований исполнительного документа, пристав исполнитель не имел правовых оснований для вынесения постановления о запрете распоряжения и регистрационных действий в отношении спорного транспорта.
Рассмотрев указанный довод, суд находит его несостоятельным, исходя из следующего.
Закон различает понятия исполнительские действия и меры принудительного исполнения (статьи 64 и 68 Закона об исполнительном производстве).
Перечень исполнительных действий, необходимых при исполнении имущественного требования, приведен в статье 64 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой судебный пристав имеет право совершать, в том числе следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены названным Федеральным законом, производить оценку имущества; производить розыск должника, его имущества самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как указано в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц.
К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания). Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.
Положения пункта 7 части 1 статьи 64, части 3 статьи 68, статьи 80 Закона об исполнительном производстве не относят запрет на распоряжение имуществом должника, наложенный в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, в том числе в целях обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации, к мерам принудительного исполнения.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается. Между тем, в указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например, наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом.
Таким образом, судебный пристав вправе устанавливать запрет на распоряжение имуществом (совершение в отношении него регистрационных действий) и в течение срока для добровольного исполнения требований исполнительных документов.
В рассматриваемом случае запрет на распоряжение имуществом (совершение в отношении него регистрационных действий) в отношении спорного транспортного средства, не является мерой принудительного исполнения, а представляет собой исполнительское действие судебного пристава-исполнителя и относится к числу иных мер, обеспечивающих своевременное, полное исполнение исполнительного документа.
Так, располагая полученной из регистрирующего органа информацией о наличии у должника транспортного средства, судебный пристав-исполнитель производит запрет на совершение в отношении данного транспортного средства регистрационных действий и тем самым обеспечивает возможность исполнения исполнительного документа, исключая переоформление имущества на третьих лиц, т.е. выбытие имущества должника, на которое впоследствии может быть обращено взыскание.
Таким образом, установление запрета на совершение должником определенных юридически значимых действий, в частности, регистрационных действий в отношении транспортного средства, в определенной степени ограничивает правомочия собственника автомобиля и направлено, как указано выше, на обеспечение дальнейшей возможности обращения взыскания на имущество должника.
При этом названная мера не предполагает изъятие имущества, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав сторон исполнительного производства и третьих лиц (истца).
Поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления судебный пристав не располагал информацией о стоимости спорного имущества и возможности обращения на него взыскания, доказательств обратного в материалы дела не представлено, суд находит также несостоятельным довод ООО «УК ММК» о несоразмерности обеспечительных мер.
Доводы Общества о том, что принятое судебным приставом-исполнителем постановление о запрете совершения регистрационных действий не соответствует закону (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ (далее - Закон № 164-ФЗ) и нарушает его права использования спорного автомобиля судом отклоняются как необоснованные.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.03.2019 между ООО «Инвест-Бизнес Лизинг» (лизингодатель) и ООО «УК ММК» (лизингополучатель) заключен договор лизинга №0113-02У-01, по условиям которого лизингодатель на условиях согласованного с лизингополучателем договора купли-продажи обязуется приобрести в собственность у ООО «Востокевро Техника» транспортное средство – самосвал HYUNDAI CRETA, 2018 года выпуска, объем двигателя 2488, шасси (рама) <***>, модель, номер двигателя YD25861743В, идентификационный номер (VIN) <***>, серия N ПТС 78УУ083415.
Оспариваемым постановлением в отношении указанного транспортного средства был наложен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий.
Действительно, п. 1 ст. 23 Закона № 164-ФЗ определяет, что на предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.
Однако, наложение запрета совершать регистрационные действия в отношении спорного транспортного средства, являющегося предметом лизинга, не являются обращением взыскания на предмет лизинга, поскольку не являются мерами принудительного исполнения, а относятся к числу иных мер, обеспечивающих исполнение исполнительного документа.
Указанная правовая позиция была сформулирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 № 7300/10 и позднее подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 04.03.2015 № 306-ЭС15-1471 и от 14.06.2016 № 306-ЭС16-5844.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора, не свидетельствуют об обратном.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования..
На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания ММК (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Мегино-Кангаласского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) ФИО1 от 23.03.2020 о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья | Клишина Ю. Ю. |