ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2530/07 от 08.07.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Якутск Дело № А58-2530/07

15 июля 2009 года

Полный текст решения изготовлен – 15 июля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена – 8 июля 2009 г.

Судья Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Федорова М.И.

при ведении протокола судебного заседания Федоровой М.И.

рассмотрев дело по исковому заявлению Открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго»

к: Республике Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании за счет казны долга в размере 32 017 320 руб. по Соглашению от 30.07.2004г.

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности

от ответчика: ФИО2 по доверенности

Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к правительству Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании за счет казны суммы долга в размере 32 017 320 руб. по Соглашению от 30.07.2004г.

Определением суда от 04.07.2007г. ответчик - правительство Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) заменен на правительство Республики Саха (Якутия).

Определением суда от 06.02.2008г. ответчик - правительство Республики Саха (Якутия) заменен на Городской округ «Якутск».

Определением суда от 07.05.2008г. ответчик Городской округ «Город Якутск» заменен на Республику Саха (Якутия) в лице казны.

Определением суда от 11.09.2008г. принято уточнение наименования ответчика – Республика Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия).

По делу объявлялся перерыв до 08.07.2009г. 17 ч.15 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд,

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что  постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 16.01.2003г. № 16 с изменениями от 30.01.2003г. «О мероприятиях по прекращению полномочий местных исполнительных органов государственной власти РС(Я)» прекращены полномочия местных исполнительных органов государственной власти в Республике Саха (Якутия), в том числе администрации г.Якутска.

30.07.2004г. между правительством Республики Саха (Якутия) (далее правительство республики) и ликвидационной комиссией Администрации г.Якутска, муниципальным образованием «Город Якутск» заключено трехстороннее соглашение о погашении задолженности Администрации г.Якутска перед третьими лицами, в том числе поставщиками услуг.(истцом).

Согласно п.2.1 вышеназванного Соглашения правительство республики приняло на себя обязательство по погашению задолженности Администрации г.Якутска перед третьими лицами, в том числе перед истцом в сумме 32 017 320 руб.

Неисполнение обязательств по вышеназванному соглашению послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

После уточнений в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ окончательным требованием истца является взыскание долга в размере 32 017 320 руб с Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет казны.

По мнению, истца указанная сумма долга сложилась результате разницы между ценой, отражающей реальные затраты акционерного общества на поставку электроэнергии и тарифом, установленным Региональной службой по тарифам республики, вследствие чего у ОАО "Якутскэнерго" возникли убытки в виде неполученных доходов.

Ответчик не согласился с заявленными требованиями, представил письменный отзыв, дополнительный отзыв. В представленном отзыве заявил о пропуске срока исковой давности, также указал на то обстоятельство, что Соглашение от 30.07.2004г. не является доказательством признания Республикой Саха (Якутия) обязательств перед истцом, поскольку приложение № 1 к Соглашению (в котором указана задолженность перед истцом) не подписано и не имеет ссылки на Соглашение от 30.07.2004г., вследствие чего приложение № 1 не может являться доказательством по делу.

Истец представил возражения на отзыв, пояснения. (л.д. 70, л.д. 106 т.4), в которых отклонил доводы ответчика.

Рассмотрев материалы дела, доводы сторон, суд приходит к следующим выводам:

В результате проведенной в Республике Саха (Якутия) реформы местного самоуправления административные органы государственной власти были упразднены, образовано Муниципальное образование «Город Якутск».

У ликвидируемого органа государственной власти – Администрации г.Якутска на момент ликвидации имелась задолженность в размере 552 067 230 руб., в том числе перед истцом в размере 32 017 320 руб.

Задолженность перед истцом в размере 32 017 320 руб, связана с финансовой необеспеченностью бюджета республики и предусмотрена в приложении № 1 Соглашения от 30.07.2004г.

Указанная задолженность образовалась в результате изменения тарифов на энергоснабжение в связи со следующим: задолженность, образовавшаяся в результате повышения тарифов ГКЦ РЭК РС(Я) за 2000-2001г.г. – 28 479, 20 тыс.руб; задолженность, образовавшаяся в результате повышения тарифов ГКЦ РЭК РС(Я) за 2002г. – 3 538, 00 тыс.руб.

В соответствии с решениями Временной республиканской энергетической комиссии № 1 от 04.02.2001г. Администрации г.Якутска рекомендовано производство прямого бюджетного финансирования ОАО АК «Якутскэнерго» на сумму разницы в тарифах.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете РС(Я) на 2000г», а также на 2001, 2002г. расходы на покрытие убытков от регулирования тарифов на коммунальные услуги предприятиям жилищно-коммунального хозяйства должны финансироваться из бюджетов улусов и городов.

Таким образом, Администрация г.Якутска должна была нести расходы по возмещению поставщику услуг (истцу) из средств бюджета.

Из материалов дела следует обязанность ликвидируемой Администрации г.Якутска финансирование межтарифной разницы для ОАО АК «Якутскэнерго».

Наличие долга подтверждено актом сверки кредиторской задолженности между Администрацией г.Якутска и Якутским отделением Энергосбыта ОАО АК «Якутскэнерго».

В целях ликвидации образовавшейся задолженности 30.07.2004г. между правительством республики, МО «Город Якутск» и ликвидационной комиссией Администрации г.Якутска подписано трехстороннее Соглашение о погашении задолженности Администрации г.Якутска, которым правительство республики приняло на себя обязательство по погашению задолженности упраздненной Администрации г.Якутска перед третьими лицами на сумму 142 791 118, 55 руб.

Согласно п.2.1 Соглашения от 30.07.2004г. Республика Саха (Якутия) обязалась погасить задолженность за Администрацию г.Якутска перед ОАО АК «Якутскэнерго» в сумме 32 017 320 руб.

Из п.5 постановления Правительства республики № 576 от 17.11.2002г. следует об обязанности министерства финансов республики предусмотреть в ходе исполнения государственного бюджета меры по погашению кредиторской задолженности по содержанию учреждений бюджетной сферы и государственного жилищного фонда, образовавшейся в связи с финансовой необеспеченностью, а также проводимой тарифной политикой, в согласованных с администрацией г.Якутска объемах.

При этом, расходы на погашение кредиторской задолженности бюджетных учреждений по коммунальным услугам в бюджетах 2000-2003г. предусмотрено не было.

В соответствии о ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, неформирование задолженности в бюджетах республики не освобождает субъект от обязанности произвести оплату в соответствии с Соглашением от 30.07.2004г.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При таких обстоятельствах, требования истца являются правомерными.

В части исковой давности следует отметить следующее:

Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Суд установил, что денежные средства на возмещение финансовой необеспеченности из средств республиканского бюджета не выделялись.

Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по такой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором льгота была предоставлена, то есть с 1 января года, следующего за отчетным. Следовательно, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2004 году общество могло и должно было узнать по окончании финансового года. С этой даты следует исчислять срок исковой давности по заявленным обществом требованиям.

В данном случае, поскольку в государственный бюджет республики денежные средства по возмещению затрат поставщиков услуг не были заложены в бюджет республики, следовательно срок исполнения обязательства не определен.

С учетом изложенного, суд полагает, что поскольку денежные средства в бюджете республики не были предусмотрены, т.е. срок исполнения обязательства не был определен, то суд полагает, что иск предъявлен в пределах срока исковой давности.

Доводы ответчика о том, что приложение № 1 не имеет ссылки на рассматриваемое Соглашение, а также не представлен подлинник Соглашения от 30.07.2004г, суд отклоняет ввиду следующего.

Из пунктов 1.2., 2.1., 2.2. Соглашения от 30.07.2004г. следует о наличии приложения № 1 к Соглашению, в котором содержится информация о кредиторской задолженности Администрации г.Якутска перед третьими лицами и которое является неотъемлемой частью Соглашения.

У суда не имеется сомнений в том, что представленное в материалы дела приложение № 1 является неотъемлемой частью Соглашения от 30.07.2004г., приложение содержит информацию, указанную в Соглашении от 30.07.2004г.

В части отсутствия подлинника Соглашения от 30.07.2004г., суд отклоняет по следующим основаниям:

В соответствии со ст.71 арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

Подлинник Соглашения от 30.07.2004г. представлен не был, но каких-либо иных копий Соглашения, не соответствующих по своему содержанию копии, представленной истцом, в деле не имеется.

Более того, в материалы дела представлена нотариально заверенная копия Соглашения от 30.07.2004г.

Согласно ч.3 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Суд признает Соглашение от 30.07.2004г. и сведения, содержащиеся в приложении № 1 к нему соответствующими действительности.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что понесенные истцом в 2000-2002 годах расходы, связанные с изменением тарифов должны возмещаться Республикой Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), поскольку последнее является главным распорядителем средств бюджета и отвечает за недостаточность выделенных денежных средств из бюджета.

Правительство как исполнительный орган субъекта добровольно принял на себя обязательства по выплате долга ликвидируемой Администрации г.Якутска.

В соответствии с гражданским законодательством стороны свободны в заключении договора, Соглашение от 30.07.2004г. не противоречит Бюджетному кодекса РФ, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал исполнение своих обязанностей по финансированию указанных расходов в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) за счет казны 32 017 320 руб.

Взыскать с Республики Саха (Якутия) в лице министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 000 руб.

Решение может быть обжаловано в 4 Апелляционный Арбитражный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения решения.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение суда первой инстанции может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного судебного акта.

Судья Федорова М.И.