ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-2995/11 от 14.07.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

18.07.2011 года

Дело №  А58-2995/11

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года, решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е. А.  , при ведении протокола судебного заседания в порядке части 4 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ секретарем судебного заседания Евсеевой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Мирного от 28.04.2011 № 4/52-2011 к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в деле от прокурора:Орлов А. Ю. – старший помощник прокурора Республики Саха (Якутия) по служебному удостоверению ТО № 086917, ИП ФИО1 – извещен в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации (возврат заказного письма с копией определения суда от 14.06.2011 с отметкой органа почтовой связи «Истек срок хранения»), установил:

прокурор города Мирного - далее прокурор обратился с заявлением к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) – далее предприниматель о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Предприниматель письменный отзыв на заявление прокурора представил.

Изучив материалы дела, суд установил.

ФИО1, дата рождения - 09.08.1965, место рождения – село Заселье Жовтневый район, Николаевской области, проживает по адресу: Мирнинский улус, пгт. Светлый, улица Вилюйская, дом 1, квартира 49, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.05.2002 Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в Мирнинском улусе, регистрационный номер серии 02 № 319, имеет лицензию по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по территории Российской Федерации регистрационный номер № АСС-14-031868 со сроком действия с 01.04.2009 по 31.03.2014.

Как следует из материалов дела, в 26.04.2011 в соответствии с требованием прокуратуры города Мирного от 22.04.2011 № 4/14-2011 государственным инспектором отдела автодорожного надзора Управления автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) ФИО2 совместно с заместителем прокурора города Мирный проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, в ходе которой выявлен автобус ПАЗ 20054R, регистрационный знак КЕ 252 14 rus, осуществляющий перевозку пассажиров по междугороднему маршруту п. светлый – г. Мирный, принадлежащий ИП ФИО1 (водитель ФИО3).

В ходе проверки установлено:

- ИП ФИО1 не обеспечено проведение в установленный срок медицинского освидетельствования водителя ФИО3, срок проведения которого истек 13.03.2011;

- несвоевременное прохождение ИП ФИО1 повышения квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом.

По результатам проверки государственным инспектором отдела автодорожного надзора Управления автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) ФИО2 составлены акт проверки транспортного средства категории «Д» от 25.04.2011, акт проверки от 26.04.2011 № 27-лиц, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований.

28.04.2011, рассмотрев материалы проверки соблюдения законодательства о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом в отношении ИП ФИО1, прокурором города Мирного вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В объяснении к постановлению предприниматель указал том, что с нарушениями согласен.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом Российской Федерации.

Из статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор и его заместитель наделены полномочиями требовать проведение проверок и ревизий должностными лицами органов, указанных в пункте 1 статьи 21 названного Закона.

Согласно статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

Таким образом, прокурор вправе вынести протокол (постановление) по любому делу об административном правонарушении.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

По условиям осуществления деятельности, указанной в лицензии, владелец лицензии обязан выполнять требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года № 637, лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006г. № 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпунктов «б», «в» и пункта 4 вышеуказанного Положения установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.

Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 (в ред. от 14.03.1996) "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств"профессионалы, проработавшие в данной профессии обязаны проходить медицинское освидетельствование не менее 3 лет, непосредственно предшествующих медицинскому освидетельствованию.

Из представленной копии медицинской справки № 31 водителем ФИО3 медицинское освидетельствование пройдено 13.03.2008, следовательно, срок очередного прохождения медицинского освидетельствования наступил 13.03.2011, между тем, на дату проверки (26.04.2011) доказательства прохождения водителем очередного медицинского освидетельствования проверке не представлены.

Пунктом 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности установлено, что владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

В соответствии со статьёй 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 года № 75, руководствуясь положениями Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140) и Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2580), специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Из представленной копии удостоверения профессиональной компетентности предприниматель прошел обучение по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации» в объеме 82 часов в период с 25.01.2005 по 04.02.2005, повторное обучение предпринимателем пройдено в период с 22.02.2011 по 10.03.2011, о чем свидетельствует удостоверение Негосударственного Учреждения Начального Профессионального Образования Учебно-курсовой комбинат «Дорстройкомплект-К».

С учетом положений Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом предприниматель обязан был пройти обучение в срок до 05.02.2010, пройдя обучение в период с 22.02.2011 по 10.03.2011 предприниматель нарушил сроки прохождения обучения, что является нарушением лицензионных условий и образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, принимая во внимание положения части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному эпизоду суд считает, что предприниматель не подлежит к привлечению к административной ответственности.

Таким образом, проверкой правомерно установлено нарушение лицензионных требований в части не обеспечения предпринимателем проведения в установленный срок медицинского освидетельствования водителя ФИО3, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному эпизоду, не пропущен.

Тем самым, индивидуальный предприниматель ФИО1 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно примечания к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.

Судом установлена вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, выразившаяся в том, что предприниматель в силу специфики своей профессиональной деятельности должен был знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность перевозок пассажиров автомобильным транспортом, и обязан был предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий (ч. 2 ст. 2.2 Кодекса).

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Обстоятельства, отягчающие ответственность судом не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере три тысячи рублей.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1, дата рождения - 09.08.1965, место рождения – село Заселье Жовтневый район, Николаевской области, проживающего по адресу: Мирнинский улус, пгт. Светлый, улица Вилюйская, дом 1, квартира 49, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 28.05.2002 Представительством территориального органа юстиции Российской Федерации – Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) в Мирнинском улусе, регистрационный номер серии 02 № 319, основной государственный регистрационный номер <***>, идентификационный номер налогоплательщика <***>, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Зачислить сумму административного штрафа по следующим реквизитам: УФК по РС (Я) (Прокуратура Республики Саха (Якутия)), ИНН <***>, КПП 143501001; КБК 18211690050050000140; ОКАТО 98404000000, номер счета получателя платежа: 40101810100000010002, банка получателя ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск; БИК 049805001.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия, решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья Е. А. Евсеева