ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-3065/13 от 14.10.2013 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-3065/2013

16 октября 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 14 октября 2013 года.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Валявка В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Нерюнгринской районной администрации (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными решения по делу № 06-145/13т от 15.04.2013 и предписания по делу № 06-145/13т от 18.04.2013,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью « «ЯкутТорг» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле: заявителя: не явились, извещены, ходатайство от 11.10.2013 №3-01-29/2353 о проведении судебного заседания без их участия; УФАС по РС(Я): ФИО1 по доверенности от 19.03.2013 №06/0948; третье лицо: не явилось, извещено,

У С Т А Н О В И Л:

Нерюнгринская районная администрация (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения по делу № 06-145/13т от 15.04.2013 и предписания по делу № 06-145/13т от 18.04.2013, по основаниям, изложенным в заявлении.

Антимонопольный орган не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве.

Третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, отзыв не представило.

Информация о назначении даты, времени и места судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http:// yakutsk.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Суд, исследовав представленные материалы, установил следующие обстоятельства по делу.

14.03.2013 уполномоченным органом Администрацией МО «Нерюнгринский район» PC (Я) на сайте оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» http://www.sberbank-ast.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0116300003613000023 о проведении открытого аукциона в электронной форме по определению подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по устройству стропильной крыши в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №18 «Улыбка» г. Нерюнгри, а также документация об аукционе в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 9 942 240,00 рублей.

15, 22, 25 марта 2013 года уполномоченный орган вносил изменения в извещение и положения документации об аукционе в электронной форме.

На момент рассмотрения дела по жалобе ООО «ЯкутТорг» на действия уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации срок окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не наступил.

Комиссией Управления жалоба ООО «ЯкутТорг» признана частично обоснованной в части довода заявителя об установлении неправомерного требования к участникам размещения заказа о наличии договора на вывоз и утилизацию строительного мусора на территории Нерюнгинского района со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, выдано предписание.

Администрация, не согласившись с решением и предписанием Управления, обратилась в арбитражный суд с вышеназванным заявлением с соблюдением установленных сроков.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив и проанализировав доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 94-ФЗ).

Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является: поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.п. 5.3.8, 5.3.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с Положением о территориальном органе ФАС, утвержденного Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 № 30, территориальный орган имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд территориальных органов федерльных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд (п.5.6.).

Аналогичные положения закреплены в пункте 1.4. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в т.ч. при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, вступившего в силу 09.09.2012 (далее – Административный регламент).

Согласно п. 1.2 Административного регламента государственную функцию по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аукционной комиссии при размещении заказов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд исполняет ФАС России и ее территориальные органы.

Для рассмотрения каждого дела антимонопольный орган создает комиссию по рассмотрению дела о нарушении законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. По окончании рассмотрения дела комиссия на своем заседании принимает решение. Решение комиссии оформляется в виде документа, подписывается председателем комиссии и всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании комиссии. По результатам рассмотрения дела на основании решения по делу комиссия выдает предписание по делу.

Таким образом, УФАС по РС (Я) уполномочено выносить решения и выдавать соответствующие предписания при установлении фактов нарушения законодательства.

В силу ч. 1 ст. 10 Закона №94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, согласно п. 15 «Требования к участнику и работам» Информационной карты открытого аукциона в электронной форме документации об аукционе установлено требование о наличии договора на вывоз и утилизацию строительного мусора на территории Нерюнгринского района со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (копия предоставляется в составе ч. 2 заявки участника).

Согласно положению документации об аукционе в электронной форме участники размещения заказа должны предоставить в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, договор на вывоз и утилизацию строительного мусора на территории Нерюнгринского района со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящей) Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:

1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);

2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;

3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;

4) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;

5) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;

6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке;

7) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа

требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 статьи 11 настоящего Федерального

закона, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации;

8) сведения об исполненных участником размещения заказа контрактах, номера записей исполненных контрактов из реестра контрактов, копии исполненных контрактов, копии актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по таким контрактам при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Соответственно, предоставление договора на вывоз и утилизацию строительного мусора на территории Нерюнгринского района со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не предусмотрено ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.

При таких обстоятельствах суд считает, что уполномоченный орган в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6. ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установил неправомерное требование к составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

При этом следует отметить, что Администрация исполнила положения предписания антимонопольного органа по делу № 06-145/13т.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается требование о соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Вышеуказанное положение Закона о размещении заказов устанавливает требование к самому участнику размещения заказа. Установление требование на предоставление договора на вывоз и утилизацию строительного мусора на территории Нерюнгринского района со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, не является требованием непосредственно к участнику размещения заказа.

Нерюнгринская районная администрация, установив требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме договор на вывоз и утилизацию строительного мусора на территории Нерюнгринского района со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, установила требования не относящееся к предмету указанного размещения заказа.

Предметом открытого аукциона в электронной форме является определение подрядной организации на право заключения договора на выполнение работ по устройству стропильной крыши в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида №18 «Улыбка» г. Нерюнгри.

Перечень выполняемых подрядчиком работ указан в Технической части документации об аукционе, а именно:

- демонтажные работы;

- противопожарная стена ПС1;

- стропильная крыша;

- демонтажные работы по вентиляции;

- вентиляция.

Также уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.uov.ru размещены локальная смета № 2 - 1 на общестроительные работ, локальная смета № 2 - 1 дополнительная смета на общестроительные работы, локальная смета № 2 - 2 на вентиляцию, которые также определяют перечень выполняемых работ.

Положения документации об аукционе в электронной форме, включая локальные сметы, дополнительные сметы на общестроительные работы не включают в себя деятельность по утилизации строительного мусора.

Следовательно, утилизация строительного мусора не входит в предмет указанного размещения заказа.

Администрация, отнеся строительный мусор 4 классу опасности и обязательное наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV классов опасности, в приложении которой открыт соответствующий класс опасных отходов и работы по ним: сбор, транспортировка и размещение отходов класса 91200000 00 00 0 отходы потребления на производстве, подобные коммунальным или подкласс 91200600 01 00 0 мусор строительный или группа данного подкласса 91200601 01 00 4 мусор строительный от разборки зданий, полагает решение Управления незаконным.

Между тем суд не может принять данный довод Администрации.

Как указывалось выше, Управление, исходя из пункта Информационной карты открытого аукциона, правильно посчитало, что предметом аукциона является непосредственно выполнение работ по устройству стропильной крыши в здании МДОУ Детский сад комбинированного вида №18 «Улыбка» г.Нерюнгри. Антимонопольный орган, таким образом, правильно определил предмет аукциона.

Действующий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (зарегистрированный в Минюсте России 15.04.2010 N 16902) не включает работы по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.

Деятельность по обращению с отходами также не включена в Раздел F. Продукция и услуги строительства Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, ОК 004-93 (в редакции от 01.02.2002), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.

Организация, осуществляя работы по строительству стропильной крыши, изымает отходы из мест их образования и перемещает для временного хранения до момента передачи их специализированным организациям. Цель дальнейшей переработки - это функция специализированных организаций, осуществление которой начинается со сбора отходов. Строительная организация не занимается сбором отходов с указанными выше целями.

С учетом изложенного, поскольку предметом аукциона являлась деятельность, характеризуемая как строительный подряд, а не деятельность по обращению с отходами, то требование к участникам размещения заказа предоставлять уже заключенные копии договоров с организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, являющейся специализированной деятельностью, ограничивает круг участников аукциона.

Названные положения аукционной документации исключают участие в аукционе строительных организаций, которые занимаются строительством (предмет аукциона) и имеют в последующем возможность в процессе деятельности заключать соответствующие договора на вывоз и утилизацию строительного мусора.

В соответствии с ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.

Следовательно, уполномоченный орган администрации в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установил неправомерное требование к составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Таким образом, оспариваемое решение Управления законно и обоснованно.

В соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов по результатам рассмотрения жалобы органы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимают решение о выдаче предписаний, предусмотренных частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.

В связи с фактическим исполнением оспариваемого предписания и вывода суда о законности оспариваемого решения, заявленные требования о признании предписания недействительным также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-107, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Евсеева Е. А.