Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
23 июня 2021 года | Дело № А58-3365/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2021
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2021
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора города Якутия
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при участии при участии в судебном заседании
от заявителя – представителя ФИО2, по доверенности от 09.06.2021 г.
в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного о времени и месте судебного разбирательства;
установил:
прокуратура города Якутска (далее заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении, указав, что собранным административным материалом доказан факт (событие) совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, а также доказана вина в его совершении.
Предприниматель в судебное заседание не явился.
Определение о принятии искового заявления к производству подготовке дела к судебному заседанию, и назначении предварительного судебного заседания от 20.05.2021 направлено в юридический адрес лица, привлекаемого к административной ответственности. Конверт с указанной судебной корреспонденцией возвращен за истечением срока хранения. При этом нарушений Правил оказания услуг почтовой связи не установлено.
Кроме того, Арбитражным судом в открытом доступе в системе «Электронное правосудие» http://kad.arbitr.ru/, на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации размещены вышеуказанные определения суда.
При таком положении, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 123, пункта 2 части 4 статьи 123, частью 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает предпринимателя надлежаще извещенным о возбуждении дела в суде и извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что неполучение судебной корреспонденции вызвано недобросовестными действиями самого ответчика, не обеспечившего её получение. Следовательно, риск наступления последствий совершения или несовершения процессуальных действий, возлагается на ответчика.
В определении от 20.05.2021 суд разъяснил сторонам, в том числе ответчику, права и обязанности, предлагал представить возражения, доказательства доводов и возражений.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В определении суда также было разъяснено, что при отсутствии возражения суд откроет судебное заседание.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ арбитражный суд признает подготовку дела к судебному заседанию оконченной, с учетом мнения заявителя и в отсутствие возражений ответчика завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в судебном заседании 16.06.2021.
Предпринимателем отзыв не представлен.
Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд установил.
Из материалов дела следует, что предприниматель ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия). Основным видом деятельности является разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных. Дополнительным видом деятельности является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), оптовая торговля фармацевтической продукцией, оптовая торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, и розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах
Индивидуальный предприниматель имеет лицензию от 17.05.2018 № ЛО-14-02-000877 на осуществление фармацевтической деятельности без ограничения по сроку.
Согласно приложениям к лицензии предприниматель имеет 1 объект осуществления фармацевтической деятельности, расположенный по адресу: 677013, <...>. В приложении указан перечень работ и услуг: хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Прокуратурой города во исполнение решения коллегии прокуратуры республики по итогам 2020 года проведена проверка в аптечном пункте «Активит» (ИП ФИО1), расположенного по адресу: ул. Ойунского, д. 23, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), на предмет соблюдения требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, ценообразования лекарств, включенных в перечень жизненно-необходимых и важных лекарственных препаратов, а также лицензировании отдельных видов деятельности, по результатам которой установлено следующее.
В ходе проведения проверки присутствовал индивидуальный предприниматель ФИО1
В ходе осмотра указанного аптечного пункта «Активит» (ИП ФИО1) были обнаружены следующие нарушения лицензионных требований.
В нарушение п. 21 приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее - приказ№ 646н) средство «Бальзамический линимент» (производитель ЗАО «Ярославская фармацевтическая фабрика») в количестве 2 ед. хранится при температуре +24°С, при допустимой норме температурного хранения не выше +15°С.
В нарушение п. 20 приказа № 646н в холодильном устройстве хранения лекарственных препаратов (температурного режима от +2°С до +8°С) выявлено хранение совместно с лекарственными препаратами продуктов питания (творожный сыр, шоколадные конфеты, помидоры, хлебобулочные изделия, молоко и пр.).
В нарушение п. 10 приказа № 646н не утвержден план-график проведения первичной и последующих подготовок (инструктажей) персонала.
В нарушение п. 27 приказа № 646н отсутствует приказ о допуске лиц в помещение (зоны) для хранения лекарственных препаратов в аптеке.
В нарушение п. 36 приказа Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее - приказ № 647н) выявлены следующие средства с истекшим сроком годности, не снятые с розничной торговли: раствор для инъекций «Эмоксипин» (срок годности до 11.2020); лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения «Кортексин» для детей (до 01.2021); ноотропное средство «Церепро» (до 01.06.2020); гель вагинальный «Метрогил» (до 03.2020); «Димедрол» (до 01.01.2020); таблетки для приема «Метилурацил» (до 04.2021); таблетки «Метотрексат» (до 10.2020); противоэпилептическое средство «Конвулекс» (до 01.2021); крем вагинальный «Далацин» (до 06.2020); средство перевязочное гидрогелевое противоожоговое «ЭверсЛайф-СП»(до 02.2018).
В нарушение подп. «п» п. 5 приказа № 647н отсутствует журнал учета неправильно выписанных рецептов.
В соответствии с ч.6 ст.55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства в аптечном пункте «Активит» на момент проверки отсутствуют лекарственные препараты сеннозодидов А и В («Сенаде»), противовирусный препарат «Кагоцел», «Аскорбиновая кислота», антибиотик «Тетрациклин» (мазь глазная).
По результатам проверки составлен акт о проведенной проверке от 20.04.2021.
По данному факту заместителем прокурора по г.Якустку ФИО3 21.04.2021, присутствии предпринимателя, было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, выразившемся в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании статьи 202 АПК РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлениями о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Дело об административном правонарушении возбуждено 21.04.2021 в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, таким образом, нарушений административным органом порядка возбуждения, процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Положение о лицензировании N 1081).
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 - осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 указанного Положения.
Согласно подп. «г» п.5 Положения лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, таким как соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности:
- правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения;
- правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;
- правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
- правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 и части 7 статьи 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Таким образом, выявленные нарушения лицензионных требований и условий, установленное подпунктом «г» пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», относятся к грубым.
Как разъяснено в пункте 6 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 декабря 2017 года, действия, связанные с нарушением условий хранения лекарственных препаратов и требований к минимальному ассортименту лекарственных препаратов, установленных Положением о лицензировании N 1081, являются грубыми нарушениями лицензионных требований и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 в аптеке по месту осуществления фармацевтической деятельности по адресу: 677013, <...>.
Факт совершенного предпринимателем правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается актом проверки от 20.04.2021, протоколом по делу об административном правонарушении, а также иными собранными в ходе административного производства доказательствами и по существу не оспорен предпринимателем, что следует из его объяснений от 21.04.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Предпринимателя не имелось объективных препятствий для соблюдения лицензионных требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный законом порядок общественных отношений в сфере лицензирования деятельности по реализации лекарственных средств, что потенциально несет в себе существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера действий предпринимателя, а также учитывая, что нарушение характеризуется общественной опасностью, суд не находит оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Выполняя требования законодательства в сфере фармацевтической деятельности, предприниматель ФИО1 как участник экономической деятельности, самостоятельно осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняла все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства.
Обстоятельства, исключающие применение к предпринимателю мер административного воздействия, судом не установлены.
Установленный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности судом не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, судом во внимание принимается совершение правонарушения впервые, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным наложить на предпринимателя административный штраф в размере 4000 рублей.
Правовых оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку исходя из совокупности данных норм, следует, что административное наказание в виде предупреждения назначается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Между тем, в данном случае осуществление предпринимателем фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований подвергает опасности жизнь и здоровье людей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в с.Ломтука, Мегино-Каегаласского района Якутской АССР, проживающего по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, район Мерзлотоведения, квартал «Наука», д.23, зарегистрированного в качестве предпринимателя 10.02.1994 Администрацией г.Якутска Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и назначить наказание в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Республике Саха (Якутия) (Прокуратура Республики Саха (Якутия), ИНН <***>, КПП 143501001, р/счет <***>, БИК 049805001, ОКВЭД 75.23.32, ОКТМО 98701000, ОГРН <***>, л/с <***>, КБК 415 116 900 1001 6000 140, УИН00000000000000000///
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья | Клишина Ю. Ю. |