АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-3407/2013
26 сентября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2013
Мотивированное решение изготовлено 26.09.2013
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Немытышевой Н.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапожниковой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 4 173 769, 40 рублей,
при участии: от истца- ФИО1, по доверенности; от ответчика- не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Окружная администрация города Якутска обратилась в Арбитражный суд РС (Я) с исковым заявлением к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 4 173 769, 40 рублей убытков.
Определением суда от 24.06.2013 исковое заявление Окружной администрации города Якутска от 13.06.2013 № 236 поступившее в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) 18.06.2013 принято к производству, предварительное судебное заседание арбитражного суда назначено на 16.07.2013 11:30.
Определением суда от 16.07.2013 судебное разбирательство отложено на 23.09.2013 11:30.
На судебном заседании представитель истца дал пояснения суду, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом 16.07.2013, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил.
Арбитражный суд вправе рассмотреть дело при неявке в судебное заседание истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с уведомлением Министерства образования РС (Я) №13-73 от 12.04.2013 на 2013 год на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из федерального бюджета выделено 89 521,60 тыс.
Рублей.
В соответствии с уведомлением Министерства образования РС (Я) №13-75 от 13.05.2013 произведено уменьшение бюджетных ассигнований на сумму 10 699,7тыс. руб. (л.д.33).
Уточненный план по субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа из федерального бюджета составил 78 821, 9 тыс. руб.
Как следует из искового заявления, по состоянию на июнь 2013 года средства из бюджета республики на счет местного бюджета городского округа «город Якутск» не поступили.
Обязательства, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Законом Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов PC (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 30.05.2006 348-3 № 711-Ш, в результате бездействия ответчика остались неисполненными в полном объеме.
В результате истец понес дополнительные, не предусмотренные бюджетом Городского округа «Город Якутск» расходы:
1. ФИО2 - определение Якутского городского суда от 15.11.2012 дело №2-6666/2011 №13-1641/2012, взыскано 1 582448 рублей;
2. ФИО3 - определение Якутского городского суда от 27.09.2012 дело №2-274/2010 №13-1337/2012, взыскано 1 241 321,40 рублей;
3. ФИО4 - определение Якутского городского суда от 07.02.2013 по делу №13-67-2013, взыскано 1 350 000 рублей.
В ходе исполнения положений Закона PC (Я) от 30.05.2006 348-3 № 711-III, истцом произведены расходы на общую сумму 4 173 769 руб. 40 коп.
Указанные расходы составляют прямые убытки для бюджета городского округа «город Якутск», в связи с чем истец обратился в Арбитражный суд РС (Я) с исковым заявлением к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 4 173 769, 40 рублей убытков.
Решениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13.09.2011, от 14.01.2010, 28.10.2011 на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность по предоставлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 жилых помещений.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.11.2012 (л.д.15) изменен способ исполнения решения Якутского городского суда РС (Я) от 13.09.2011 по делу по иску ФИО2 к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения на взыскание с Окружной Администрации города Якутска в пользу ФИО2 денежных средств в размере 1 582 448 руб. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030589748.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27.09.2012 утверждено мировое соглашение между ФИО3 и Окружной администрацией г. Якутска, муниципальным унитарным предприятием «Агентство по развитию территорий» по условиям которого окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить на расчетный счет МУП «Агентство по развитию территорий» денежные средства в размере 1 241 321,40 руб., а МУП «Агентство по развитию территорий» обязуется в течение 5 рабочих дней с момента утверждения мирового соглашения заключить с ФИО3 договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030590985.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 07.02.2013 утверждено мировое соглашение между ФИО4, окружной администрацией г. Якутска, третьим лицом ФИО5, по условиям которого окружная администрация г. Якутска обязуется приобрести у третьего лица ФИО5 в собственность ФИО4 жилое помещение по адресу: <...>, общей площадью 21,2кв.м., при этом окружная администрация г. Якутска обязуется перечислить третьему лицу в счет оплаты за приобретаемую квартиру денежные средства в размере 1 350 000 руб. После вступления определения в законную силу, выдан исполнительный лист ВС № 030576426.
Окружной администрацией города Якутска перечислено 4 173 769,40 руб. из бюджета ГО «город Якутск» платежными поручениями № 271 от 11.02.2013 на сумму 1 582 448,00 руб. (л.д.16); №313 от 13.02.2013 на сумму 1 241 321,40 руб.(л.д.26); №1186 от 15.04.2013 на сумму 1 350 000,00 рублей. (л.д.32), во исполнение определений суда:
- по исполнительному листу ВС № 030589748 – 1 582 448,00 рублей;
- по исполнительному листу ВС № 030590985 – 1 241 321,40 рублей;
- по исполнительному листу ВС № 030576426 – 1 350 000,00 рублей, что не было предусмотрено бюджетом истца.
При указанных обстоятельствах, истец, полагая, что обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Республики Саха (Якутия) и подлежит возмещению за счет бюджета республики, обратился на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) иск не признает, в отзыве указывает, что истцом не доказана причинно-следственная связь между убытками и действием ответчика, вступившие в законные силу судебные акты являются расходными обязательствами истца, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели средств, спорные правоотношения возникли в сфере финансово-бюджетных отношений, гражданско-правовые отношения между сторонами отсутствуют.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П разъясняется, что абзац 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
В силу статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Источник компенсации указанных расходов органам местного самоуправления законом не установлен.
В соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку окружной администрацией города Якутска исполнены обязательства по предоставлению указанных квартир (выплате денежных сумм, соответствующих взысканным жилым помещениям) за счет муниципальной казны г. Якутск, суд приходит к выводу о компенсации понесенных расходов окружной администрации города Якутск субъектом Российской Федерации – Республикой Саха (Якутия).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.03 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при удовлетворении исков с публично-правового образования, действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (статьи 126, 214 Гражданского кодекса РФ) в связи с чем, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного органа.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению с Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия).
Таким образом, требования истца основаны на нормах бюджетного законодательства, обязанности возмещения убытков вытекает из норм гражданского права. Иск Окружной администрации г. Якутска о возмещении убытков, понесенных им в связи с обеспечением жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика судом отклоняются, поскольку недостаточность денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на счет бюджета окружной администрации города Якутска в спорный период не освобождает субъект Российской Федерации от необходимости исполнить обязанность по предоставлению данных средств в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Ответчик в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
При изложенных обстоятельствах, государственная пошлина не подлежит распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4 173 769 руб. 40 коп.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
Немытышева Н. Д.