Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело № А58-3975/2011
27 апреля 2012 года.
Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2012 года.
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе суда : председательствующего судьи Бадлуевой Е.Б., судей Устиновой А.Н., Евсеевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой М.М., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к Государственному комитету по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) о признании постановления от 24.12.2010 №180 несоответствующим части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении»,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгри-теплоналадка",
при участии в деле Прокуратуры Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании 13 апреля 2012 участвовали: ФИО1, представитель ФИО2 по доверенности от 2011, от Госкомитета – ФИО3 по доверенности 11.01.2012 №1, ФИО4 по доверенности от 11.03.2012 №4, ФИО5 по доверенности от 11.03.2012 №3, от Прокуратуры – ФИО6 по доверенности от 13.04.2012 № 38-11-12.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлены перерыв с 13.04.2012 до 16.04.2012, с 16.04.2012 до 20.04.2012 (10 час.00 мин.), объявления о перерывах размещены на сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) www.yakutsk.arbitr.ru. в информационно-коммуникационной сети Интернет.
После перерывов в судебном заседании 16.04.2012 и 20.04.2012 участвовали от Госкомитета – ФИО3 по доверенности 11.01.2012 №1, ФИО4 по доверенности от 11.03.2012 №4, от Прокуратуры – ФИО6 по доверенности от 13.04.2012 № 38-11-12.
Суд установил.
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) (далее –Госкомцен) от 24.12.2010 N 180 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей Нерюнгринской ГРЭС - филиала открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" как не соответствующего Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2012 по делу N А58-3975/2011 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2011 года по делу N А58-3975/11 отменено и направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановлением кассационной инстанции указано суду при новом рассмотрении учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 19.04.2011 N 15741/10, проверить вопрос об экономической обоснованности конкретного тарифа, установленного оспариваемым по делу постановлением, определить его соответствие отдельным положениям приведенных актов, имеющих большую юридическую силу, регулирующим основные принципы, которые должны соблюдаться при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию, а также использование метода экономически обоснованных расходов (затрат).
При новом рассмотрении заявлением от 20.02.2012 ФИО1 просит признать постановление от 24.12.2010 №180 не соответствующим частям 2,5 статьи 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», статье 2, части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктам пунктам 4 - 38 главы "Принципы и методы регулирования тарифов" Основ ценообразования, пунктам 10, 17 Правил государственного регулирования тарифов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №190 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
Госкомцен с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в дополнениях к отзыву.
Третье лицо ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» в лице Нерюнгринской ГРЭС представил возражение к заявлению, с требованием не согласен.
Судом установлены обстоятельства дела.
Из материалов дела следует, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Госкомцен с заявлением от 28.04.2010 N 28/5263 об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию; заявлением общество просило установить тариф на тепловую энергию на 2011 год в размере 1 623,4 руб./Гкал (без НДС).
Госкомцен издан приказ от 13.05.2010 N 108 об открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом Нерюнгринская ГРЭС ОАО "ДГК", на 2011 год, которым открыто дело, назначено уполномоченное лицо по делу и создана экспертная группа.
Экспертное заключение, подготовленное по результатам экспертизы материалов, обосновывающих заявленный размер тарифа на тепловую энергию, было направлено на согласование ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", а также филиалу общества.
Рекомендуемый к утверждению регулирующим органом тариф на тепловую энергию составил 1 162 руб./Гкал (пункт 8 экспертного заключения).
Правлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) принято постановление от 24.12.2010 N 180 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей Нерюнгринской ГРЭС - филиала ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
Данным постановлением установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей с 01.01.2011. Постановление опубликовано в газете "Якутские ведомости" 25.12.2010 N 82.
ФИО1, не согласившись с постановлением, обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
При новом рассмотрении в судебном заседании ФИО1 заявил ходатайство о назначении независимой экспертизы экономической обоснованности и доступности указанного тарифа.
В судебном заседании 30.03.2012 года заявитель с учетом представления Госкомцен по установлению тарифа, изучения представленных документов, отказался от ходатайства.
Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт - постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 г. № 180 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей Нерюнгринской ГРЭС - филиала открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" утратило силу с 01.01.2012 года в связи с принятием постановления Правления Госкомцен-РЭК РС (Я) от 27.12.2011 г. № 180 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей Нерюнгринской ГРЭС - филиала открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на 2012 год.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, прекращение производства по делу по основаниям, перечисленным в п. 6 Информационного письма N 80, возможно только при условии, что оспариваемые нормативные акты не нарушают прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. Во всяком случае в судебном акте должна быть оценка законности нормативного правового акта.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела оспариваемый акт признан утратившим силу. Однако с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд считает необходимым проверить законность постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 г. № 180 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей Нерюнгринской ГРЭС - филиала открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
Из материалов дела следует.
Заявление об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом ОАО «ДГК» «Нерюнгринской ГРЭС» на 2011г., с приложением основывающих материалов поступило в Госкомцен 30.04.2010г., а именно, 1) баланс электрической энергии, 2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности, 3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии ; 4) баланс тепловой мощности, 5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования, 6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям, 7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; 8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам ; 9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии, 10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, при этом Проект инвестиционной программы на планируемый год филиала «Нерюнгринская ГРЭС» предусматривает вложение инвестиций в основной капитал в объеме 260 612 тыс. руб. без НДС за счет собственного источника финансирования – амортизационных отчислений; из запланированных объемов капитальных вложений на 2011 год на программу технического перевооружения и реконструкции предусмотрено направить 250 612 тыс. руб. ; основными мероприятиями инвестиционной программы: - реконструктивные работы капитального характера на станции, объектах теплосетевого хозяйства и объектах инфраструктуры; - завершение реализации специальных программ Общества (АИИСКУЭ, программа замены измерительных трансформаторов тока и напряжения, модернизация средств телемеханики и каналов связи); - реализация программы по установке приборов учета тепловой энергии на границах балансовой принадлежности, а также мероприятия по антитеррористической защите охраняемых объектов; программа согласована с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия); 11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (тома 5 – 11).
Госкомцен в соответствии с Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов.., утвержденных Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, в течении 14 календарных дней проверил представленные материалы на наличие и соответствие их перечню, предусмотренному в Правилах государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
По результатам проверки Госкомцен признал представленные материалы соответствующими перечню, предусмотренному Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
13.05.2010 исполняющим руководителя Госкомцен-РЭК по РС(Я) издан приказ № 108 об открытии дела по установлению тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую Нерюнгринским филиалом ГРЭС ОАО «ДГК» на 2011год.
Приказом №108 об открытии дела от 13.05.2010 назначены уполномоченные лица, создана экспертная группа по экспертизе предложений предприятия об установлении тарифа.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» (далее – Закон № 41-ФЗ) были установлены основные принципы, которые должны соблюдаться при государственном регулировании тарифов, к числу которых, в том числе относились:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (часть 2);
- - обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии (часть 5);
Федеральный закон № 41-ФЗ утратил силу в период рассмотрения возникшего спора в арбитражном суде.
С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", далее Закон № 190-ФЗ.
Статья 2 Закона № 190-ФЗ перечисляет и дает толкование основным терминам, которые вводит законодатель для регулирования отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона № 190-ФЗ потребителем тепловой энергии признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В силу подпункта "б" пункта 18 статьи 2 Закона N 190-ФЗ оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с данным Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно п. 19 ст. 2 Закона № 190-ФЗ органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 24 ст. 2 названного Закона, тарифы в сфере теплоснабжения - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п.25 ст.2 Закона № 190-ФЗ комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.
Частью 1 статьи 7 Закона №190-ФЗ установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами, в том числе:
обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (1);
обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (2).
В силу указанных норм вопрос об экономической обоснованности установленного оспариваемым постановлением Госкомцен тарифа на тепловую энергию на 2011 г., входит в предмет доказывания как обстоятельство, имеющее значение для данного дела, исходя из содержания оспариваемого нормативного правового акта, его правового и фактического обоснования, а также доводов заявителя о необоснованности установленного размера тарифа.
В соответствии со статьей 6 Закона № 41-ФЗ регулирование тарифа осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
В пункте 1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Пунктом 15 Основ ценообразования установлено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов. Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с п. 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
Как видно из материалов дела, экспертами Госкомцен заполнены таблицы № П 1.7. – расчет полезного отпуска тепловой энергии ЭСО (ПЭ) (л.д. 14-15 том 12), № П 1.8. – структура полезного отпуска тепловой энергии (мощности) (л.д. 14-15 том 12), № П 1.9. – расчет расхода топлива по электростанциям (котельным), № П 1.11. – расчет затрат на топливо для выработки тепловой энергии, № П 1.15. – сметы затрат на производство и передачу тепловой энергии, № П 1. 16. – расчет расходов на оплату труда, № П 1.17. – расчет амортизационных отчислений на восстановление основных фондов, № П 1.21.2. – расчет балансовой прибыли при установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии, № П1. 22. – расчет экономически обоснованного тарифа продажи ЭСО (ПЭ), № П 1. 24.1. – расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии, № П 1. 28.1. – расчет ставок платы за тепловую мощность для потребителей пара и горячей воды (л.д.54-71 том 12).
Экспертное заключение направлено на согласование заявителю ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и его филиалу «Нерюнгринская ГРЭС».
К делу об установлении тарифов приобщено экспертное заключение по результатам проведения экспертизы материалов, обосновывающих тариф на тепловую энергию, вырабатываемую в режиме комбинированной выработки Нерюнгринской ГРЭС ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» на 2011 год».
Как следует из экспертного заключения по установлению тарифа на тепловую энергию ОАО «ДГК» филиал «Нерюнгринская ГРЭС» экспертами Комитета проведен анализ технико-экономических показателей (приложение №1 к экспертному заключению) на период регулирования, по данным, которые представлены Обществом.
Согласно экспертному заключению по результатам проверки материалов, представленных Обществом для установления тарифа на тепловую энергию, выполненному экспертами Госкомцен, при регулировании тарифа на тепловую энергию применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При определении экономической обоснованности расходов регулирующий орган должен исходить из связи экономической обоснованности расходов с оправданностью - необходимостью их осуществления в целях реальной экономической деятельности, направленной на получение дохода.
Обществом в заявлении об установлении тарифа заявлен тариф 1535,37 руб./Гкал. исходя из заявленных затрат 2 387 054 тыс.руб.
Как видно из заключения, экспертами рекомендуемые к утверждению затраты приняты 1 806 618 тыс. руб., вместо 2 387 054 тыс. руб. ; структура полезного отпуска тепловой энергии по группам потребителей в регулируемом периоде составила: бюджетные потребители – 130544,5 Гкал, население – 862057,66 Гкал, прочие потребители – 562102,9 Гкал.; исходя из баланса тепловой энергии в регулируемый период, предложения Общества и Госкомцен по полезному отпуску тепловой энергии совпали и составили 1554705 Гкал.;
экспертами проверена обоснованность принятых в расчет тарифа объемов полезного отпуска для населения, для других потребителей; в экспертном заключении указано количество теплоэнергии, произведенной источниками тепловой энергии, приведен расчет, обосновывающий сумму затрат тепловой энергии, рассчитан полезный отпуск тепловой энергии. следовательно, в заключении присутствует экономическое обоснование сумм затрат на производство тепловой энергии на 2011г. при использованном методе экономически обоснованных расходов (затрат) для расчета на тепловую энергию.
Из материалов дела следует, что в качестве экономического обоснования потребности в средствах на осуществление регулируемой деятельности Обществом представлены документы: технические характеристики источников теплоснабжения, штатное расписание, договоры на поставку энергоресурсов, договоры на оказание различных видов услуг, бухгалтерская и статистическая отчетность.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 17 Основценообразования).
Согласно пункту 19 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, определяемые и представляемые в уполномоченный орган для установления тарифа, включают расходы: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Затраты (расходы) Общества подтверждены соответствующими договорами, заключенными Обществом со своими контрагентами, статистической и бухгалтерской отчетностью Общества.
В судебном заседании заявителем достоверность сведений (документов), представленных Обществом, не оспаривается.
Исходя из анализа материалов дела, пояснений регулирующего органа, следует признать, что экспертное заключение содержит все необходимые условия и требования, составлено согласно положениям пункта 17 Правил.
Таким образом, расчет тарифов произведен на основе экспертного заключения в соответствии с принципом обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принципом экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, а также экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение электрической энергии, установленные статьей 4 Закона № 41-ФЗ и части 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ.
Довод заявителя о том, что при установлении тарифов Обществом не были представлены баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии, баланс тепловой мощности , что предусмотрено в соответствии с пунктом 10 Правил, судом изучен и установлено.
В соответствии с пунктом 10 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган материалы, в том числе баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности.
Формы представляемых в регулирующий орган данных определены пунктом 41 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее Методические указания).
Согласно пункту 1 Методических указаний они разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии, указанный в п.п. 3 п. 10 Правил формируется на основании договоров, заключенных с потребителями, и объемов, указанных в данных договорах, и должен содержать: - объем тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии; - перечень потребителей тепловой энергии с разбивкой по группам потребителей (население, бюджет, прочие).
Между тем, из анализа таблица № П 1.8. «структура полезного отпуска тепловой энергии, мощности», предусмотренной п. 41 Методических указаний, следует, что структура полезного отпуска тепловой энергии содержит: - объем тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии (графы 4,6); - перечень потребителей тепловой энергии с разбивкой по группам потребителей (население, бюджет, прочие) (строка 1.1., 1.2.).
При указанных обстоятельствах следует согласиться с Госкомцен в том, что информация, представленная ОАО «ДГК» филиал НГРЭС в виде сведений «Таблица № П1.8.» соответствует по содержанию и предмету балансам, указанным в п.п.3 - 4 п. 10 Правил № 109.
Доказательства обратного заявителем не представлены.
Судом изучен довод заявителя о том, что установив тариф исключительно для лиц, оплачивающих транспортировку тепловой энергии Госкомцен нарушен Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденной приказом ФСТ от 08.04.2005 №130-э и установлено.
В фактическое основание заявитель ссылается на то, что каждый потребитель тепловой энергии, кроме услуг по передаче тепловой энергии Нерюнгринской ГРЭС, пользуется услугами одной организации – транспортировщика, либо не пользуется транспортировщика; вместе с тем каждый потребитель оплачивает стоимость оказанных услуг по транспортировке тепловой энергии и не оказанных услуг сразу всех транспортировщиков , в данном случае ООО «НерюнгриТеплоНаладка», ООО «МагистральБеркакит», ФКП «Аэропорты Севера», ООО «Энергорайон Чульман»; до создания этих организаций расходы несла одна организация.
Из материалов дела следует: заявление об установлении тарифов представлено в Госкомцен юридическим лицом ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» с предложением об установлении единого тарифа на тепловую энергию, поставляемую филиалом Нерюнгринской ГРЭС; при этом затраты Общества на осуществление регулируемой деятельности, бухгалтерский баланс и статистическая отчетность учтены в целом по филиалу с заполнением соответствующих форм (таблиц), утвержденных Методическими указаниями.
Действующее законодательство в сфере регулирования тарифов не предусматривает обязательной дифференциацию тарифов на тепловую энергию по источникам теплоснабжения.
Статьей 59 Основ ценообразования установлено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки, в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания по формированию групп (категорий) потребителей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) и применению указанных критериев.
Особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии определены в разделе 6 Методических указаний (в редакции от 14.12.2004).
Вместе с тем п. 27 Методических указаний тарифные группы потребителей: 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители установлены только для расчета регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию.
Как следует из п. 28 Методических указаний тарифы на тепловую энергию устанавливаются раздельно по видам теплоносителей: горячая вода, отборный пар давлением от 1,2 до 2,5 кг / кв. см, от 2,5 до 7,0 кг / кв. см, от 7,0 до 13,0 кг / кв. см, свыше 13,0 кг / кв. см, острый и редуцированный пар. В целях реализации бюджетной политики потребители тепловой энергии, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.
Согласно п. 29.5 Методических указаний по решению регулирующего органа тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут рассчитываться на едином уровне. Тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.
Из указанной нормы следует, что именно регулирующий орган обладает полномочиями на принятие решения об установлении дифференцированных тарифов или об установлении единого тарифа, в том числе относительно транспортировщиков тепловой энергии. Таким образом, Госкомцен в пределах полномочий утвердил единый тариф на тепловую энергию поставляемую Обществом.Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что иной дифференциации тарифов на тепловую энергию действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с ч.4. ст. 15 Закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В данном случае потребители тепловой энергии не имеют договорных отношений с организациями-транспортировщиками, потребители заключают договор теплоснабжения непосредственно с Обществом (филиалаом Нерюнгринской ГРЭС); согласно договору Общество берет на себя обязательство по производству и передаче тепловой энергии как по своим сетям, так и по сетям теплосетевых организаций до теплопотребляющих объектов потребителя.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что утверждение различных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Обществом, в зависимости от организации-транспортировщика действующим законодательством не предусмотрено.
Судом изучен довод заявителя о сохранении в тарифе на тепловую энергию для потребителей Общества на 2011 год перекрестного субсидирования между потребителями, проживающими в разных населенных пунктах района, а также между потребителями , пользующимися тепловой энергией, вырабатываемой Нерюнгринской ГРЭС и ТЭЦ п.Чульман, что влечет экономическую необоснованность тарифа, потребители, подключенные к коллекторам вынуждены оплачивать услуги транспортировщиков, а потребители, находящиеся в 12 км. от Нерюнгринской ГРЭС платят за транспортировку тепловой энергии больше, чем за ее выработку, и установлено.
Как видно из материалов дела, копии решений Госкомцен об установлении тарифов для потребителей Нерюнгринской ГРЭС за предыдущие периоды регулирования (2007-2010 годы) в решениях имеется категория потребителей тепловой энергии – «Гаражно-строительные кооперативы, бани и гаражи индивидуальных владельцев»; для указанной категории потребителей утверждался льготный тариф, т.е. применялось «перекрестное субсидирование» между категориями потребителей; по этому льготному тарифу заявитель и другие собственники гаражей г. Нерюнгри, оплачивали потребленную тепловую энергию.
Частью 13 ст. 10 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 2011 года запрещено перекрестное субсидирование. С учетом этого, тарифы на тепловую энергию для гаражных кооперативов и владельцев гаражей по оспариваемому постановлению, установленные в размере 1162 руб./Гкал для всех категорий потребителей, в т.ч. для бюджетных, увеличились больше, чем для других категорий потребителей. Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.08.01 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" предписано отменить с 1 января 2004 г. практику установления различных по величине тарифов на услуги по теплоснабжению в зависимости от групп потребителей, т.е. тарифы для всех потребителей должны быть установлены на экономически обоснованном уровне. В 2010 году Госкомцен было получено предписание Федеральной службы по тарифам о прекращении нарушения законодательства в виде установления льготной категории потребителей (гаражи) и установления равного тарифа для всех категорий потребителей.
Согласно п. 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В оспариваемый тариф включены расходы на услуги по передаче не только транспортировщиков тепловой энергии (ООО «НерюнгриТеплоНаладка», ООО «Магистраль Беркакит», ФГУП «Аэропорты Севера», ООО «Энергорайон Чульман»), но и расходы на услуги по передаче собственных тепловых сетей Общества; протяженность тепловых сетей Общества составляет - 252,192 км (подтверждается форма 5-э).
Материалами дела не подтверждается, что заявитель или другие потребители тепловой энергии подключены к коллекторам Общества. Более того согласно письму ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» от 09.04.2012 № 08/1172 коллектора тепловой сети находятся в главном корпусе на территории станции и потребители непосредственно к коллекторам не быть подключены. Кроме того, отсутствие отпуска теплоэнергии потребителям с коллекторов подтверждается приложением № 1 к протоколу Правления Госкомцен от 23.11.2010 г. № 22/1.
Согласно приложению № 3 к Регламенту определены две категории потребителей: потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии; потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию с коллекторов производителей).
Заявитель, утверждая, что находится в 12 км. от Нерюнгринской ГРЭС, подтверждает, что пользуется услугами по передачи теплоэнергии по сетям Общества.
Согласно пункту 29 Регламента решение регулирующего органа об установлении тарифов принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме (Приложение N 1 к настоящему Регламенту). Содержание решения в рамках утвержденной формы (Приложение N 1 к настоящему Регламенту) должно отражать конкретные условия поставки тепловой энергии, оказания услуг. При фактическом отсутствии групп потребителей соответствующие пустые строки и графы, предусмотренные указанной формой, включая заголовок, в решении регулирующего органа не указываются либо в них проставляется прочерк. При фактическом отсутствии потребителей, подключенных к коллекторам Общества, соответствующая строка, а именно «Потребители, оплачивающие производство тепловой энергии (получающие тепловую энергию с коллекторов производителей)» в спорном решении отсутствует.
При изложенных обстоятельствах суд отклоняет довод заявителя о сохранении перекрестного субсидирования в тарифе на 2011 год для потребителей.
Согласно статье 4 Закона № 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться, в частности, основной принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей. Названный принцип означает, что реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя должна осуществляться по доступным ценам (тарифам), рассчитанным с учетом потребительского спроса.
Действующее законодательство в сфере теплоснабжения не содержит правового механизма и порядка определения критериев доступности для потребителей тепловой энергии.
Заявитель в этой части требования полагает, что тариф не доступен, и в подтверждение своих доводов ссылается на раздел 6 Методических указаний и приказ от 24.12.2010 г. № 90, при этом заявителем к группе населения отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, к которым приравнивались гаражные кооперативы.
Как видно из материалов дела, приказ Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 № 90 "Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения и водоотведения на 2011 год на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)" принят в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Закон № 184-ФЗ) и некоторые законодательные акты Российской Федерации" в целях соблюдения предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 184-ФЗ размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищным кодексом РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, установленным согласно настоящей статьи.
Частью 2 ст.6 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, коммунальной услугой является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Таким образом, указанные нормы регулируют вопросы платы граждан за коммунальные услуги в жилых помещениях (в т.ч. отопление).
Госкомцен, ссылаясь в возражение на соблюдение принципа доступности тепловой энергией, пояснил:
оспариваемый тариф на тепловую энергию утвержден в размере 1162 руб./Гкал (без НДС), в то же время и на тот же период в других городах Республики Саха (Якутия): установлены тарифы: г. Якутск (МУП «Теплоэнергия») – 1502,4руб./Гкал (без НДС); - г. Алдан (ГУП «ЖКХ РС (Я)») – 2705,4 руб./Гкал (без НДС); - г. Мирный (МАУ «ГЖКХ») – 3 127,2 руб./Гкал (без НДС); - г. Ленск (ООО «Ленское ПТЭС») – 3 689 руб./Гкал (без НДС); - г. Олекминск (МКП «Теплоснаб») – 3 366,3 руб./Гкал (без НДС) с реди потребителей указанных теплоснабжающих организаций имеются гаражи и гаражные кооперативы, владельцы которых оплачивают за отопление в несколько раз больше жителей г. Нерюнгри; для сравнения доходов и расходов граждан можно приведена статистика средней заработной платы: по Нерюнгринскому району за 2011 год составил 37 502 рубля, больше чем в Алданском районе (35 564 руб.) и г. Якутске (35 136 руб.). С учетом указанного Госкомцен заявлено: тепловая энергия для потребителей Общества является доступнее, чем для потребителей других теплоснабжающих организаций республики.
Кроме того, гараж как объект недвижимости относится к сооружениям, предназначенным для хранения и технического обслуживания автомобилей, относится к нежилым помещениям, не являются жизненно-важными объектами в отличие от жилых помещений (квартир, комнат, домов) собственники (наниматели), которых законодательно обязаны оплачивать коммунальные услуги.
Исходя из изложенных обстоятельств суд не находит оснований для признания реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя с нарушением принципа реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя должна по доступным ценам (тарифам), рассчитанным с учетом потребительского спроса.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании оспариваемого нормативного правового акта соответствующим статье 7 Федерального закона "О теплоснабжении", статье 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" № 41-ФЗ, пунктам 4 - 38 главы "Принципы и методы регулирования тарифов" Основ ценообразования, пунктам 10, 17 Правил государственного регулирования тарифов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», в удовлетворении заявления отказывает.
Руководствуясь 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Признать постановление Правления Государственного комитета по ценовой политике – Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2010 года № 180 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей Нерюнгринской ГРЭС – филиала Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»
Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Е.Б.Бадлуева
Судьи А.Н.Устинова
Е.А.Евсеева