Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Якутск
15 октября 2020 г. | Дело № А58-4052/2020 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шумского А.В.
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Приволжской электронной таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 27 мая 2020 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10418000-92/2020,
без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Авиакомпания «Якутия» (далее – АО «Авиакомпания «Якутия», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Приволжской электронной таможне (далее – административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 27 мая 2020 г. №10418000-92/2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением арбитражного суда от 11 августа 2020 г. заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ). Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 02 сентября 2020 г. представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявление. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 23 сентября 2020 г.
Копия определения направлялась судом лицам, участвующим в деле, в установленном АПК РФ порядке.
Указанное определение, направленное заявителю, вручено ему 01 сентября 2020 г., что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №677999 49 83895 3. Определение суда, направленное административному органу, вручено ему 02 сентября 2020 г., что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №677999 49 83894 6.
01 сентября 2020 г. от административного органа поступил отзыв на заявление и материалы административного дела.
21 сентября 2020 г. от общества поступило дополнение от 21 сентября 2020 г.
23 сентября 2020 г. от административного органа поступило дополнение от 22 сентября 2020 г. № 01-08-30/12407.
29 сентября 2020 г. от общества поступило дополнение от 28 сентября 2020 г. с приложением ходатайства о восстановлении срока для представления дополнительных документов. В обоснование заявленного ходатайство общество ссылается на позднее направление административным органом (в последний день срока представления дополнительных документов) дополнений от 22 сентября 2020 г. № 01-08-30/12407.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», если невозможность представления в суд доказательств (документов), которые, по мнению суда, имеют значение для правильного разрешения спора, признана судом обоснованной по причинам, не зависящим от лица, участвующего в деле (например, необходимость в представлении доказательства возникла в результате ознакомления с доказательством, представленным другим участвующим в деле лицом на исходе срока представления доказательств), такое доказательство (документ) учитывается судом, когда оно поступило в суд не позднее даты принятия решения по делу и при наличии возможности лиц, участвующих в деле, ознакомиться с таким доказательством (документом), а также высказать позицию в отношении его.
В пункте 29 указанного постановления также сказано, что лица, участвующие в деле, вправе высказать по заявлениям и ходатайствам свое мнение в письменной форме, направив соответствующий документ в арбитражный суд, в том числе в электронном виде посредством системы «Мой Арбитр».
Представленные обществом дополнения от 28 сентября 2020 г. поступили в суд до вынесения решения, необходимость в представлении дополнений возникла в результате ознакомления с доказательством, представленным административным органом в последний день срока представления доказательств, при этом последний располагал достаточным количеством времени для ознакомления с материалами электронного дела, в том числе с дополнениями общества от 29 сентября 2020 г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные обществом документы имеют непосредственное значение для правильного разрешения настоящего спора, оснований для отказа в принятии возражений с дополнительными документами применительно к части 4 статьи 228 АПК РФ у суда не имеется.
Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
О принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на неправомерное привлечение к административной ответственности. По мнению общества, задекларированный товар по ДТ 10418010/080120/0001235 «переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737» был ввезен на территорию таможенного союза в количестве 1 штуки и предназначен для установки в пассажирском салоне воздушного судна или в кабинете пилотов (указанная информация присутствует в графе 31 ДТ). Поскольку огнетушитель, содержащий озоноразрушающие вещества, подлежал использованию в качестве припаса (составной части воздушного судна, необходимого для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств), то его ввоз подпадает под действие подпункта «б» пункта 5 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (приложение № 20 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. №30) (далее – Положение №20) и осуществляется без предоставления лицензии Минпромторга России.
Административный орган в отзыве на заявление возражает против требования общества. Административный орган указывает, что ввозимый товар (спорный огнетушитель) не был задекларирован обществом как припасы, а также не подпадает под понятие припасов, установленное подпунктом 30 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС). Ссылка на подпункт «б» пункта 5 Положения № 20 является необоснованной. Более того, переносной огнетушитель является штатным аварийно-спасательным оборудованием воздушного судна. Привлечение к административной ответственности произведено административным органом с соблюдением требований КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.
Поскольку установленные судом сроки для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ истекли, арбитражный суд на основании части 5 статьи 228 АПК РФ 05 октября 2020 г. рассмотрел дело и вынес резолютивную часть решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 06 октября 2020 г.
08 октября 2020 г. от общества поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Учитывая поступление заявления о составлении мотивированного решения в пределах установленного законом срока, суд считает необходимым изготовить мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьями 226, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, по правилам параграфа 1 главы 25 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Между компанией «Lufthansa Technik AG» (Германия) и АО «Авиакомпания «Якутия» (г. Якутск) заключен внешнеторговый контракт №б/н на обмен авиазапчастей и технического обслуживания воздушных судов, в рамках исполнения которого в адрес АО «Авиакомпания «Якутия» был поставлен товар – «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737 в количестве 1 штуки».
08 января 2020 г. декларантом АО «Авиакомпания «Якутия» ФИО1 (доверенность №106 от 01 января 2020 г.) в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни, в соответствии со статьями 104, 105, 106, 134 ТК ЕАЭС, с применением электронной формы таможенного декларирования, подана таможенная декларация на товары (далее – ДТ), в частности на товар №1 – «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737. Подлежит установке на ВС ГА Боинг 737 бортовой номер VQ-BIZ. Огнетушитель имеет алюминиевый корпус, манометр давления, клапан в сборе. Огнетушитель заполнен жидким огнегасящим составом – галон 1211 (бромхлордифторметан [CBRCLF2]). Огнегасящий состав под давлением азота (N2). Устанавливается в пассажирском салоне (рядом с местами бортпроводников) и в кабине пилотов ВС Боинг 737. Материал баллона – алюминий. Рабочее давление 100 - 110 PSI при +700F (690-758 КПА при +210С). Вес заряженного баллона от 3 фунтов, 8 унций до 3 фунтов, 13 унций (от 1.59 до 1.73 кг). Огнегасящий состав – галон 1211 (бромхлордифторметан [CBRCLF2]): 2.5 - 2.69 фунта (1.13 - 1.22 кг). Емкость 98 кубических дюймов (1606 см3 или 1,61 л). Время разрядки 8-10 секунд. Не относится к товарам военного назначения. Производитель Kidde Aerospace&Defense. Артикул 898052 Серийный номер: F67871386» в количестве 1 штуки, весом брутто 6,7 кг, весом нетто 1,72 кг, таможенной стоимостью 52 958,08 рублей, код в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС 8424 100 00 0.
Товар ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Германии (страна происхождения – США) воздушным транспортом (код 40) в зоне деятельности таможенного поста Аэропорт Внуково (грузовой), на условиях поставки FCA Франкфурт, в соответствии со счетом-проформой № 56020005373 от 06 января 2020 г. и авианакладной № 020-49256970 от 06 января 2020 г.
Декларантом заявлена таможенная процедура – выпуск для внутреннего потребления «ИМ40». В силу статьи 111 ТК ЕАЭС указанная ДТ зарегистрирована под номером № 10418010/080120/0001235.
Огнетушитель, согласно описанию в графе 31 ДТ, а также представленной при таможенном декларировании технической документации №1 от 17 декабря 2019 г., заполнен жидким огнегасящим составом – галон 1211, указанном в группе II списка A раздела 1.1 единого перечня.
В связи с данным фактом 09 января 2020 г. в ходе таможенного контроля в адрес декларанта был направлен запрос о представлении лицензии Минпромторга России.
В сроки выпуска товара ОАО «Авиакомпания «Якутия» лицензия Минпромторга России представлена не была, в связи с чем 09 января 2020 г. в выпуске товара – «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737 Артикул 898052 Серийный номер: F67871386» в количестве 1 штуки было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС, пунктом 3 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с несоблюдением положений подпункта 3 пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС.
По данному факту 18 марта 2020 г. в отношении АО «Авиакомпания «Якутия» возбуждено дело об административном правонарушении №10418000-092/2020.
25 марта 2020 г. административным органом на электронный адрес общества направлена повестка о необходимости явки 16 апреля 2020 г. в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. Повестка также направлена обществу по почте и получена последним 02 апреля 2020 г., что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России о вручении отправления №60300045906810.
По результатам проведения административного расследования 16 апреля 2020 г. административным органом в отношении общества составлен протокол № 10418000-92/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ. Согласно протоколу обществу вменяется несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, а именно, при декларировании товара по ДТ № 10418010/0800120/0001235, содержащего озоноразрушающее вещество, обществом не представлена лицензия Минпромторга России.
Протокол направлен обществу по почте 20 апреля 2020 г.
Определением от 30 апреля 2020 г. рассмотрение материалов административного дела назначено на 27 мая 2020 г. в 10 часов 00 минут. Определение направлено обществу на электронный адрес и по почте, получено последним 18 мая 2020 г., что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России о вручении отправления №60300047610067.
22 мая 2020 г. обществом направлены ходатайство о рассмотрении материалов дела в отсутствие представителя общества.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 27 мая 2020 г. №10418000-92/2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление направлено обществу по почте заказным письмом и получено последним 08 июня 2020 г.
18 июня 2020 г., не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Оспариваемое постановление датируется 27 мая 2020 г., вручено обществу 08 июня 2020 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма № 60300047870164, с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось в суд 18 июня 2020 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Проверяя полномочия лиц, составившего протокол об административном правонарушении и принявшего оспариваемое постановление, арбитражный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.8 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.3 КоАП РФ, рассматриваются таможенными органами.
Частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ определено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно пункту 3.1 Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФТС России от 02 декабря 2014 г. № 2344, протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица таможенных постов, в том числе начальник отдела.
Протокол об административном правонарушении от 16 апреля 2020 г. № 10418000-93/2020 составлен начальником отдела административных расследований Приволжской электронной таможни ФИО2
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.8 КоАП РФ, вправе начальники таможен, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.8 КоАП РФ).
Оспариваемое постановление вынесено заместителем начальника Приволжской электронной таможни по правоохранительной деятельности ФИО3
Следовательно, протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не допущено. Протокол составлен, дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при его надлежащем извещении.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).
Объектом административного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
В силу пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 – 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2019 г. № 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД, а также о грузовых местах.
Таким образом, из приведенных норм следует, что при декларировании товаров декларант обязан заявить таможенному органу сведения о товарах, необходимые, в том числе, для контроля соблюдения запретов и ограничений, а также в декларации указываются сведения о соблюдении запретов и ограничений.
Согласно статье 135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются соблюдение запретов и ограничений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение №30) утверждено Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества (Приложение №20 к Решению) (Положение №20).
Согласно подпункту «а» пункта 1 настоящее Положение №20 определяет порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее соответственно – ввоз, Союз) и вывоза с таможенной территории Союза (далее – вывоз) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, включенных в раздел 1.1 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение №7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) (далее – единый перечень), в случае осуществления ввоза и (или) вывоза переносных огнетушителей, содержащих вещества, указанные в группе II списка A раздела 1.1 единого перечня.
В пункте 3 Положения №20 определено, что запрещается вывоз с таможенной территории ЕАЭС продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанные в разд. 1.1 Единого перечня, за исключением случаев, предусмотренных подпункту «а» пункта 1 Положения №20. Одним из таких случаев является ввоз переносных огнетушителей, содержащих вещества, указанные в группе II списка A разд. 1.1 данного единого перечня.
Следовательно, в отношении переносных огнетушителей, содержащих озоноразрушающие вещества, запрет на ввоз не применяется.
Согласно пункту 4 Положения №20 ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. № 199 (далее – лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45 (далее – заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 9 настоящего Положения.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства – члена Союза (далее и выше – государство-член) при прибытии озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, на таможенную территорию Союза.
В силу пункта 6 Положения №20 помещение продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.
На основании Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28 октября 2016 г. № 3850 «Об организации работы в Минпромторге России по выдаче лицензии и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» Минпромторг России осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренные пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Как следует из материалов дела, обществом на Приволжском таможенном посту (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни подана ДТ в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар – «Переносной огнетушитель (б/у) ВС Боинг 737», который в соответствии с технической документацией, а также описанию товара, содержащемуся в графе 31 ДТ № 10418010/080120/0001235, имеет алюминиевый корпус, манометр давления, клапан в сборе, заполнен жидким огнегасящим составом – галон 1211 (бромхлордифторметан [CBrClF2]), огнегасящий состав под давлением азота (N2).
Таможенным органом выявлено и представленными в дело доказательствами подтверждено, что задекларированный обществом товар содержит в своем составе озоноразрушающее вещество и относится к товарам, указанным в группе II списка A раздела 1.1 единого перечня товаров, в отношении которых применяются ограничения на ввоз.
Между тем в таможенной декларации сведения о лицензии Минпромторга России в 44 графе не заявлены, и в комплекте документов указанной ДТ лицензия отсутствует. Лицензия не представлена обществом, в том числе и по требованию таможенного органа.
Задекларировав товар по спорной ДТ без предоставления лицензии, общество нарушило установленную обязанность по соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством, в связи с чем административным органом правомерно установлено наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что огнетушитель, содержащий озоноразрушающие вещества, подлежал использованию в качестве припаса, в связи с чем его ввоз подпадает под действие подпункта «б» пункта 5 Положения №20 и осуществляется без предоставления лицензии Минпромторга России судом отклоняются в силу следующего.
Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения №20 представление юридическими лицами и физическими лицами, лицензии или заключения (разрешительного документа) не требуется в случае ввоза и (или) вывоза продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и используемой в качестве припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства.
В силу подпункта 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС к припасам относятся товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.
Главой 39 ТК ЕАЭС установлены особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза припасов.
Пунктом 7 статьи 281 ТК ЕАЭС установлено, что припасы перемещаются через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка при условии использования в соответствии со статьей 283 настоящего Кодекса с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.
Согласно пункту 3 статьи 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.
Статьей 283 ТК ЕАЭС установлены условия использования припасов.
Так, в соответствии с пунктом 1 указанной статьи припасы, предназначенные для потребления и использования пассажирами и членами экипажей водных судов, и (или) припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Союза, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, в количестве, соответствующем численности пассажиров, членов экипажей и (или) продолжительности стоянки.
При совершении посадки воздушных судов в одном аэропорте или нескольких аэропортах, которые находятся на таможенной территории Союза, припасы, предназначенные для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, и припасы, предназначенные для потребления и использования пассажирами и членами экипажей во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними, могут использоваться во время нахождения воздушных судов в пунктах посадки и во время перелета между ними (пункт 2 статьи 283 ТК ЕАЭС).
Во время нахождения воздушных судов на таможенной территории Союза припасы, предназначенные для раздачи и реализации пассажирам и членам экипажей воздушных судов, могут раздаваться и продаваться при условии, что их раздача и продажа осуществляются на борту этих судов пассажирам или членам экипажа(пункт 3 статьи 283 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 283 ТК ЕАЭС перевозчик обязан принять меры, необходимые для использования припасов в соответствии с настоящей статьей, во время нахождения водных судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории Союза. По решению таможенного органа место, в котором хранятся припасы, может быть опечатано путем наложения таможенных пломб и печатей.
Из положений указанных в подпункте 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС следует, припасы – это товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна непосредственно в местах их стоянки и пути следования, и должны использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории Союза, в количестве, соответствующем продолжительности стоянки.
В данном случае огнетушитель был ввезен обществом не в составе воздушного суда, а как самостоятельный товар для внутреннего потребления, соответственно, не являлся товаром, необходимым для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна в местах его стоянки и пути следования.
Более того, как указывает сам заявитель, рассматриваемый огнетушитель является штатным аварийно-спасательным оборудованием, неотъемлемой частью воздушного судна, на котором он будет установлен в будущем.Между тем к припасам не относятся запасные части и оборудование.
Согласно Федеральной системе упрощения формальностей при воздушных перевозках (Национальная программа упрощения формальностей при воздушных перевозках), одобренной Межведомственной комиссией по авиационной безопасности, безопасности полетов гражданской авиации и упрощению формальностей 04 апреля 2019 г., к бортовому оборудованию относятся предметы, включая средства первой помощи, аварийно-спасательное оборудование, столовые и салонные принадлежности, предназначенные для использования на борту воздушного судна во время полета.
Следовательно, ввозимый обществом товар не относится к числу исключений, поименованных в подпункте «б» пункта 5 Положения №20, так как не является припасом в том смысле, что ему придается вышеуказанными нормами.
Более того, как правильно указывает таможенный орган, в графе 31 ДТ № 10418010/080120/0001235 декларантом не были отражены сведения о том, что ввозимый товар является припасом или товаром, используемым в качестве припасов. При этом ДТ № 10418010/080120/0001235 была самостоятельно помещена под таможенную процедуру ИМ-40 «Выпуск для внутреннего потребления».
Соответственно, в силу статьи 6 Положения №20 помещение продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.
В силу части 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В этой связи доводы заявителя об отсутствии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, является несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Событие вменяемого правонарушения в полной мере подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 16 апреля 2020 г., оспариваемым постановлением.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно оспариваемому постановлению правовая обязанность АО «Авиакомпания «Якутия», как лица, ответственного за полное, достоверное (т.е. соответствующее действительности) декларирование товара вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию России и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично-правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частно-правовых отношениях. Осуществляя внешнеэкономическую деятельность, АО «Авиакомпания «Якутия» должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, поэтому обязано соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
У АО «Авиакомпания «Якутия» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но организацией не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Следовательно, вина общества административным органом установлена и доказана.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях (бездействие) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Согласно постановлению время совершения правонарушения 08 января 2020 г. Следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
В силу пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Административным органом штраф применен в минимальном размере с учетом наличия смягчающего ответственность обстоятельства (совершение правонарушения впервые).
Правовые основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют (общество не относится к субъектам малого предпринимательства).
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких условиях в удовлетворении требования общества следует отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 180, 181, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированному в качестве юридического лица 09 июня 2004 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), находящемуся по адресу: 677014, <...>, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни от 27 мая 2020 г. № 10418000-92/2020 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение арбитражного суда принято путем подписания резолютивной части.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья А.В. Шумский