Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск | Дело №А58-4065/2019 |
02 июля 2019 года
Резолютивная часть объявлена 18.04.2019.
Полный текст изготовлен 02.07.2019.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Товарищества собственников жилья "Островского, 4" (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 15.04.2019 без номера к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления, без вызова лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Островского, 4" (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 01.04.2019 по делу об административном правонарушении в виде штрафа в размере 40 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Определением арбитражного суда от 18.04.2019 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Административному органу предложено в срок не позднее 17.05.2019 представить в суд: мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении; пояснение о полномочиях лица, составившего протокол об административном правонарушении, и лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, с приложением соответствующих документов; доказательства направления или вручения копий отзыва и пояснения заявителю; доказательство извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; материалы дела об административном правонарушении; документы по правовому положению. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 11.06.2019.
О принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Обосновывая заявленные требования, заявитель указывает, что административным органом не была соблюдена процедура рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в связи с отсутствием состава правонарушения.
В представленном отзыве на данное заявление Управление отклонило доводы заявителя, указав, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности была соблюдена, в состав вмененного административного правонарушения доказан материалами дела.
17.06.2019 на основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после разбирательства дела без вызова сторон в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, путем подписания резолютивной части решения от 12.04.2019.
25.06.2019 в суд поступило заявление Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о составлении мотивированного решения.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель является товариществом собственников жилья и ответственным за содержание и обслуживание многоквартирного жилого дома расположенного <...>.
На основании Приказа Управления № 01-09-340-19 от 29.01.2019 с целью проверки безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в отношении заявителя была проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя.
Уведомление о проведении проверки получено заявителем, о чем свидетельствует роспись уполномоченного лица заявителя о получении входящей корреспонденции.
26.02.2019 Управлением в присутствии представителя заявителя проведена проверка содержания жилого данного многоквартирного дома.
Из содержания запроса управления от 02.02.2019 № 01-26-961в целях проведения документарной проверки от заявителя были истребованы следующие документы.
- реестр многоквартирных домов с внутридомовым газовым оборудованием;
- договор |о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией с приложением;
- договор о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах, где истек 30-летний срок эксплуатации системы газоснабжения;
- договор по техническому обслуживанию дымовых ивентиляционных каналов в многоквартирном доме (при наличии многоквартирных домов с такими оборудованиями);
- предложение собственникам о заключении договора и установлении платы (протокол собрание решением);
-документы, подтверждающие проведение проверки состояния и очистки дымовых вентиляционных каналов многоквартирных дома за 2018 год.
- акты сдачи-приемки выполненных работ (оказания услуг) по договорам о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, техническом обслуживании и ремонте дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирного дома за 2018 год.
Истребуемые Управлением документы были представлены заявителем 08.02.2019.
По результатам проверки Управлением составлен акт № 08-01-220-19-Ж от 26.02.2019, из содержания которого следует, что между заявителем и ОАО «Сахатранснефтегаз» заключен договор поставки природного газа № 20-146 от 26.02.2010, а также договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования №901-133 от 01.02.2010.
Кроме того, между заявителем и ООО УК «Северная инициатива» заключен договор № 04/18 от 01.03.2018 на оказание услуг по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
При этом заявителем представлен акт осмотра общего весеннего осмотра жилого здания от 26.04.2018 и акт осеннего осмотра от 10.09.2018, в том числе вентиляционные каналы по результатам которым признано их удовлетворительное состояние.
Также, во исполнение указанного договора ООО УК «Северная инициатива» составлен отдельный акт о техническом состоянии вентиляционных каналов от 14.09.2018.
Управление в результате проверки пришло к выводу о том, что в нарушение пункта «в» пункта 12 "Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 06.10.2017) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" устанавливающего обязанность по проведению проверок в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона) заявителем не соблюдены данные требования и, что данные обстоятельства образуют состав административного правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
26.02.2019 Управлением в адрес заявителя направлено уведомление № 08-04-552-19 о составлении протокола об административном правонарушении на 06.03.2019.
06.03.2019 в присутствии законного представителя заявителя главным специалистом отдела лицензионного контроля Управления был составлен Протокол об административном правонарушении № 08-07-163-19 в соответствии с которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было направлено посредством электронной почты, дополнительно о месте и дате рассмотрении было сообщено по телефону должностному лицу Товарищества, о чем была составлена телефонограмма от 27.03.2019.
Согласно телефонограммы от 27.03.2019, должностное лицо заявителя заявило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. Постановлением № 84-Ж вынесенного руководителем управления заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Несогласие с данным Постановлением явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям рассматривают дела об административных правонарушениях предусмотренных, наряду с другими, статьей 7.22 Кодекса (часть 1). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории РС(Я) в том числе, региональный государственный жилищный надзор. Одной из задач Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
В соответствии с пунктом 3.9 положения «Об управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)» (приложение № 1 к Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599) к полномочиям Управления в том числе относится привлечение в установленном порядке к административной ответственности за нарушения градостроительного, жилищного законодательства, законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
В соответствии с перечнем должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Управления от 06.11.2012 № 34, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ, уполномочены составлять: руководитель Управления, первый заместитель руководителя Управления, курирующий вопросы жилищного надзора, руководитель/заместитель/главный специалист отдела надзора за содержанием жилищного фонда.
Протокол в отношении заявителя был составлен главным специалистом отдела Управления. Таким образом, протокол составлен уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с перечнем должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Управления от 06.11.2012 № 34, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ, уполномочены составлять: руководитель Управления, первый заместитель руководителя Управления, курирующий вопросы жилищного надзора.
Оспариваемое Постановление в отношении заявителя вынесено руководителем Управления. Таким образом, постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что процедура привлечения заявителя к ответственности Управлением соблюдена. Доводы заявителя о ненадлежащем извещении опровергаются содержанием имеющихся доказательств получения извещения.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «в» пункта 12 "Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 06.10.2017) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" устанавливающего обязанность по проведению проверок в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Из материалов представленных к проверке следует, что данные осмотры производились привлеченной заявителем специализированной организацией ООО УК «Северная инициатива» (на основании договора № 04/18 от 01.03.2018 на оказание услуг по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома) в апреле 2018 года (т.е. после отопительного сезона) и в сентябре (т.е. перед отопительным сезоном). Кроме того, при обращении в суд заявитель представил также доказательства того что следующий осмотр производился в январе 2019 года (в середине отопительного сезона). Данный документ не был представлен заявителем, поскольку исходя из содержания запроса Управления, требовались только документы за 2018 год.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что проверки в указанном многоквартирном доме производились своевременно.
Довод Управления о том, что проверки не производились, является не подтвержденным надлежащими доказательствами.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил в дело надлежащих доказательств того, что заявитель не принимал необходимых мер по соблюдению установленного законом порядка проверки вентиляционных каналов многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным органом в действиях заявителя не доказан состав административного правонарушения предусмотренного положениям статьи 7.22 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд проверяет, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, установленные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1).
При длящемся административном правонарушении, сроки предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Учитывая, что объектом посягательства в рассматриваемом случае являются общественные отношения, возникающие в процессе содержания общего имущества многоквартирного дома, а также исходя из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера примененного в данном случае правонарушения, при рассмотрении настоящего дела административному органу следовало руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности.
При этом, срок должен исчисляться не с момента обнаружения 26.02.2019, а с момента возникновения обязанности заявителя совершать определенные действия. Поскольку проверка проводилась за 2018 год, следовательно, сроки давности не могут быть исчислены позднее окончания 2018 года.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 административные правонарушения, выражающиеся в не выполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено 01.04.2019, то есть по истечении установленного срока привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление является незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 01.04.2019 №84-Ж по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников жилья "Островского, 4" (ИНН <***>, ОГРН <***>), находящегося по адресу: 677027, <...>.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Судья В.А. Андреев