ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4581/2021 от 30.09.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

07 октября 2021 года

Дело № А58-4581/2021

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2021

Мотивированное решение изготовлено 07.10.2021

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального казенного учреждения «Мегино-Кангаласское районное управление образования» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2021 № 1/15.14-2021/84 в части назначения наказания в виде,

в отсутствие лиц, участвующих по делу;

установил:

Муниципальное казенное учреждение «Мегино-Кангаласское районное управление образования» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (далее заявитель, МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее административный орган, Министерство финансов РС (Я)) о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2021 № 1/15.14-2021/84 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 12 246 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.08.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ)

Определением суда от 31.08.2021 были определены дата и время судебного заседания. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время. Определение суда сторонами было получено.

Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.

Стороны не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ, Учреждение ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке части 2 статьи 210 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Требования Учреждения мотивированы возможностью замены административного штрафа на предупреждение в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Административный орган в отзыве на заявленные требования указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления, и отсутствие правовых оснований для замены назначенного наказания на предупреждение.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела, в ходе встречной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования» за 2019-2020 годы, проведенной с 02 марта по 30 марта 2021 года административным органом установлен факт нецелевого использования средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, выделенной в рамках подпрограммы «Развитие общего образования «Открытая школа»» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы и на плановый период до 2026 года».

По итогам проверки составлен акт от 06.04.2021, согласно которому Министерством финансов установлено следующее.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 №153 утверждена методика расчета объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Методика).

Согласна пункту 6 Методики в размер субвенции включаются расжщы на оплату труда и начисления на выплату по оплате труда, учебные расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом. Перечень персонала и учебных расходов утверждается нормативным правовым актом Правительства Республики Саха (Якутия).

Также согласно пункту 8 Методики расходы, направляемые на обеспечение образовательного процесса, включают затраты на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью, также на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Порядок расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.05.2016 №152 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3.2. Порядка субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников, рассчитываемые в соответствии с пунктом 7 Методики расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным районам и городским округам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденной постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2016 г. № 153, согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях;

б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в) игры, игрушки;

г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, оборудование для игровых, физкультурных площадок, инструменты (в том числе музыкальные),- учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы, иные материальные объекты (мел, маркер, аттестаты, медали "За особые успехи в учении", расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, детская и игровая мебель, расходные материалы для уроков технологий, занятий в группах дошкольного образования), необходимые для организации образовательной деятельности, в том числе для проведения государственной итоговой аттестации;

д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности;

ж) расходы, связанные с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.

Соглашением от 09.01.2020 №15 на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях на 2020 год, заключенным между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и МР «Мегино-Кангаласский улус» (далее Соглашение), бюджету МР «Мегино-Кангаласский улус» предусмотрено предоставление 968 540 500,00 руб.

Предметом соглашения является предоставление субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (пункт 1.1 Соглашения).

Согласно пункту 1.3 Соглашения объем средств, предоставляемый МР «Мегино-Кангаласский улус» составляет 968 540 500,00 руб., в том числе:

- на оплату -груда с начислениями - 947 855 827,00 руб., из них на оплату труда педагогических работников 701 413 312,00 руб.;

- материальные затраты (учебные расходы) - 20 684 673,00 руб.

В течение года на основании дополнительных соглашений объем субвенции увеличен на 347 080 181,00 руб. и составил 1 315 620 681,00 руб., в том числе:

- на оплату труда с начислениями - 1 294 572 936,00 руб., из них на оплату труда педагогических работников 996 821 161,00 руб.;

- материальные затраты (учебные расходы) - 21 047 745,00 руб.

Согласно пункту 2.1.1. Соглашения Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) выделяет субвенцию на реализацию государственного стандарта общего образования муниципальному району (городскому округу) на оплату труда, учебные расходы, непосредственно связанные с учебным процессом, в расчете на одного обучающегося в год.

Согласно пункту 2.2.2. Соглашения МР «Мегино-Кангаласский улус» доводит в рамках предусмотренных соглашением средств субвенции до муниципальных общеобразовательных организаций муниципальные задания, заключает с организациями соглашения о предоставлении субсидии невыполнение муниципального задания, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных организаций.

Также согласно пункту 2.2.3 Соглашения МР «Мегино-Кангаласский улус» обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием средств субвенции, недопущением кредиторской задолженности по заработной плате работников общеобразовательных организаций, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Соглашением в течение года Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) бюджету МР «Мегино-Кангаласский улус» доведены межбюджетные трансферты на общую сумму 1 315 620 681,00 руб., которые распределены между муниципальными бюджетными (автономными) общеобразовательными организациями.

При уточненном плане на сумму 1 315 620 681,00 руб. кассовые расходы составили 1 315 620 681,00 руб. или 100,00 %, в том числе:

- на оплату труда с начислениями - 1 294 817 840,04 руб.;

- материальные затраты (учебные расходы) - 20 802 840,96 руб.

При утверждении планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений (утверждении внесенных изменений) на 2020 год Управлением не учтены требования, установленные пунктом 1.3 Соглашения, а именно на оплату труда с начислениями утверждены расходы на сумму в 1 294 817 840,04 руб., что больше утвержденных соглашением значений на 244 904,04 руб., а на материальные затраты (учебные расходы) утверждены расходы на сумму 20 802 840,96 руб., что меньше утвержденных соглашением значений на 244 904,04 руб.

В соответствии .с утвержденными Управлением планами финансово-хозяйственной деятельности (с учетом внесенных изменений) на 2020 год муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям Управлением перечислены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на сумму 1 315 620 681,00 руб., в том числе:

- на оплату труда с начислениями - 1 294 817 840,04 руб.;

- материальные затраты (учебные расходы) - 20 802 840,96 руб.

Кассовые расходы муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений произведены в рамках планов финансово-хозяйственной деятельности (с учетом внесенных изменении) и составили 1 315 620 681,00 руб., в том числе:

- на оплату труда с начислениями - 1 294 817 840,04 руб.;

- материальные затраты (учебные расходы) - 20 802 840,96 руб.

Таким образом, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3 и 2.2.3 Соглашения средства субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, предусмотренные по Соглашению на материальные затраты (учебные расходы), направлены на оплату труда с начислениями на сумму 244 904,04 руб.

По указанному факту должностным лицом Министерства финансов Республики ФИО1 01.06.2021 в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении №1/15.14-2021/84 от 07.06.2021 МКУ «Мегино-Кангаласское районное управление образования» привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 12 246 руб.

Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, Учреждение обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Проверив процедуру привлечения управления к административной ответственности, судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами компетентного органа, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Процедура проведения проверки соблюдена. Существенного нарушения процессуальных требований по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 306.4 БК РФ и статья 15.14 КоАП РФ об административных правонарушениях имеют общий характер и распространяют свое действие на любых лиц, получивших средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на заявителя.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств. Следовательно, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.

В ходе проверки установлено и подтверждено материалами административного дела, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.3 и 2.2.3 Соглашения средства субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, предусмотренные по Соглашению на материальные затраты (учебные расходы), направлены на оплату труда с начислениями на сумму 244 904,04 руб.

Арбитражный суд находит правильными вышеизложенные выводы административного органа о доказанности в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Данные доводы не отрицаются заявителем и не опровергнуты надлежащими доказательствами.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель не представил доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, либо наличие объективных препятствий для их соблюдения; не обеспечил целевое использование средств субвенции на обеспечение государственных гарантий нрав граждан на получение общедоступного и" бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с пунктом 1.3 и 2.2.3 Соглашения и не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя вины.

Следовательно, административным органом обоснованно установлено наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств, подтверждающих наличие отягчающих ответственность обстоятельств, не представлено, указанные обстоятельства судом не установлены.

Оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, установленном статьи 15.14 КоАП РФ - 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. Размер административного штрафа определен административным органом с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд считает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Подлежит отклонению Учреждения о возможности замены административного штрафа на предупреждение в связи с наличием оснований, предусмотренных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в данном случае судом не установлено, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вмененное правонарушение нельзя расценивать как правонарушение не несущее угрозы причинения существенного имущественного ущерба.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, в силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Муниципального казенного учреждения «Мегино-Кангаласское районное управление образования» муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2021 № 1/15.14-2021/84, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Клишина Ю. Ю.