ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-4698/19 от 21.06.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 июня 2019 года

Дело № А58-4698/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2019.

Полный текст решения изготовлен 28.06.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.С., рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арсенал плюс» (ИНН 1435271632, ОГРН 1131447012894) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916)

о признании незаконным решения № 125 от 15.04.2019, о признании незаконными действий по внесению изменений в Реестр Лицензий, об обязании восстановить сведения об управлении многоквартирным домом,

при участии в деле общества с ограниченной ответственностью «Региональное отделение строительных, коммунальных, автоматизированных технологий» (ООО «Роскатех») (ИНН 1435139850, ОГРН 1031402060580), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика,

в судебное заседание явились представители:

от заявителя – Яковлев В.Ю. по доверенности от 28.02.19 (паспорт), Алексеева А.А. по доверенности от 28.02.2019 (паспорт),

от государственного органа – Петрова А.С. по доверенности от 27.07.18 (паспорт),

от третьего лица – Кузьмина О.В. по доверенности от 23.01.2019, выданной сроком на один год,

У с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал плюс» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением 30.04.2019 к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании незаконным решения № 125 от 15.04.2019, о признании незаконными действий по внесению изменений в Реестр Лицензий, об обязании восстановить сведения об управлении многоквартирным домом.

Заявитель также представил дополнение к заявлению от 28.05.2019.

По мнению заявителя, Управлением не учтены голоса лиц, принявших голосование собственников квартир №№ 6, 14, 17, 19, 30, 43, 46, 47, 49, 60, 62, 74, 75, 79, а также 1/2 доли собственника квартиры № 35, 2/3 доли собственников квартиры № 58 многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Якутск, улица Курнатовского, 1/3, в связи с чем, кворум не состоялся. 

Управление представило отзыв от 24.05.2019 № 5430 о том, что собственниками многоквартирного дома принято и реализовано решение о выборе управляющей организации ООО «Роскатех», в целях заключения договора управления многоквартирным домом, просит в удовлетворении требования отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Региональное отделение строительных, коммунальных, автоматизированных технологий» (ООО «Роскатех») (далее – третье лицо).

Третье лицо отзыв не представило.

Из материалов дела судом установлено.

27.02.2019 в Управление поступило заявление третьего лица (вх.1760) о внесении изменений в Реестр лицензий, в связи с заключением договора управления с собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Якутск, улица Курнатовского, 1/3, на основании принятого решения собственников по протоколу общего собрания № 1 от 18.02.2019.

Заявление третьего лица поступило при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом с заявителем, в управлении которого находился данный многоквартирный дом. По указанной причине и на основании заключения по результатам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом для внесения изменений в Реестр лицензий Управлением было принято решение от 06.03.2019 № 79 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий и направлен запрос в адрес заявителя от 07.03.2019 № 01-26-2317.

11.03.2019 вх.№ 2057 в Управление от заявителя поступило заявление о проведении проверки в отношении третьего лица на предмет соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по протоколу от 18.02.2019. На указанное письмо Управлением разъяснено от 13.03.2019 № 01-26-2471 об отсутствии основания для инициирования внеплановой проверки, в связи с тем что заявление не содержало конкретных фактов  о нарушении требований жилищного законодательства при организации, проведении и оформлении результата общего собрания собственников помещений.

14.03.2019 исх.№ 94 (вх.№ 2257) от заявителя в Управление поступил протокол собрания собственников помещений № 1 от 14.03.2019, по результатам которого было принято решение о продолжении договорных отношений с заявителем на управление многоквартирным домом.

Управление вынесло приказ от 18.03.2019 № 01-09-934-19 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении в отношении заявителя в целях установления факта соблюдения требований законодательства при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, по адресу: Якутск, улица Курнатовского, дом 1/3, решения о продолжении договорных отношений с УК ООО «Арсенал плюс»,  оформленного протоколом от 14.03.2019, на основании представления от 18.03.2019.

По результатам проверки, проведенной на основании приказа Управления о проведении внеплановой документарной проверки от 18.03.2019 № 01-09-935-19 в отношении лиц, проживающих в квартирах 40, 50, 70, 78, составлен акт проверки от 11.04.2019 № 08-01-376-19-Ж, которым установлено, что 14 и 19 марта 2019 года в Управление поступили заявления от собственников квартир №№ 8, 13, 24, 32, 38, 55, 58 о том, что они не голосовали за выбор третьего лица. При этом не приняты во внимание заявления квартиры № 8, так как собственник лично подтвердил, что его лист голосования; квартира № 24, так как заявитель не собственник; квартира № 32, так как лист голосования по данной квартире отсутствует в материалах проверки; квартира № 55 и № 58, так как собственники подтвердили, что заполняли листы голосования.

Таким образом, не представляется возможным учесть при подсчете голоса лиц, принявших участие от имени собственников квартир №№ 13, 38, 45, 62, 64, а также ½ доля собственника № 18 и 2/3 доли собственников в квартире № 58.

Согласно бланкам голосования с учетом вышеизложенного установлено, что собственники, принявшие участие на собрании обладают количеством голосов общей площадью 3 844,15 кв.м., что составляет 62% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то есть кворум имеется – собрание правомочно принимать по вопросам, поставленным на повестку дня собрания. При проведении подсчета голосов по вопросу № 10 повестки общего собрания установлено, что собственники помещений проголосовали «за» от общего количества голосов собственников, присутствующих на общем собрании, в следующем количестве:

 - выбор ООО «Роскатех» - проголосовали «за» 86,25 %, «против» 2, 88 %, воздержались 10,87%;

- выбор ООО «Арсенал плюс» проголосовали за 7,88 %, против 81,87, воздержались – 8,35%.      

Таким образом, при проверке порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу Курнатовского, 1/3, инициатором собрания допущены нарушения части 4 статьи 45, пункта 5 части 5 статьи 45, части 1 статьи 48 ЖК РФ, подпункта «в» пункта 12, подпункта «а» пункта 13, подпункта «а» пункта 20, пункта 22 Требований 937/пр.

Управлением на основании приказа от 18.03.2019 № 01-09-934-19 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя проведена проверка.

Указанный приказ направлен заказным почтовым отправлением 22.03.2019 и согласно отчету об отслеживании заказного почтового отправления с идентификатором 67701133004082 получен обществом 26.03.2019.

Управление составило акт проверки от 12.04.2019 № 08-01-384-19-Ж. Проверкой установлено: не представляется возможным учесть при подсчете голоса лиц, принявших участие от имени собственников квартир №№ 6, 14, 17, 19, 30, 43, 46, 47, 49, 60, 62, 74, 75, 79, а также ½ доли собственника квартир № 18, 1/41 доли собственника кв. № 35, 2/3 доли собственников квартиры № 58. Согласно Сведениям, опубликованным в сети Интернет на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме составляет 6 200,22 кв.м. При подсчете голосов  согласно бланкам, с учетом вышеизложенного, установлено, что собственники принявшие участие на собрании обладают количеством голосов общей площадью 2918,02 кв.м., что составляет 47,6% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то есть кворум не имеется - собрание не правомочно принимать решения по вопросам, поставленным на повестку дня собрания.  Таким образом, при проверке порядка проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу Курнатовского, 1/3, инициатором собрания допущены нарушения части 4 статьи 45, пункта 5 части 5 статьи 45, части 1 статьи 48 ЖК РФ, подпункта «в» пункта 12, подпункта «а» пункта 13, подпункта «а» пункта 20, пункта 22 Требований 44/пр.

02.04.2019 исх.№ 138 от заявителя в Управление поступил протокол № 3 общего собрания собственников, по 13 вопросу повестки дня собрание решило продлить договорные отношения с ООО «Арсенал Плюс».

15.04.2019 по результатам проверки заявления третьего лица от 27.02.2019 (вх.№ 1760 от 27.02.2019) заключением Управления выявлено соответствие заявления пунктам 2 и 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов РФ, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, предложено принять решение о внесении изменений в Реестр.

Далее Управление вынесло решение от 15.04.2019 № 125 «О внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории РС (Я)», которым внесены изменения в Реестр Лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории РС (Я), исключить указанный многоквартирный дом из списка домов, находящихся в управлении заявителя, и включить в список домов, находящихся в управлении третьего лица, с 01.05.2019.

Оспариваемое решение заявитель получил 16.04.2019.

Актом проверки Управления от 30.04.2019 № 08-01-457-19-Ж (проведенной на основании приказа № 01-09-1169-19 от 04.04.2019) установлено, что 30.04.2019 вх.4007 в Управление поступило письмо МКУ «Права Гагаринского округа о направлении обращений собственников квартир №№ 17, 19, 30, 43, 60, 74, 79 о том, что их листы голосования, приложенные к протоколу подложны, общее собрание, инициатором которого является ООО «Арсенал плюс» не проводилось, протокол № 3 от 02.04.2019 сфальцифицирован, таким образом, не представляется возможным учесть при подсчете голоса собственников квартир № 2а, 18, 18, 19, 24, 25, 28, 43, 54, 58, 60, 61, 74, 79, а также 1/41 долю собственника квартиры № 35. При подсчете голосов согласно бланкам голосования, с учетом выше изложенного установлено, что собственники, принявшие участие на собрании, обладают количеством голосов общей площадью 2713,67 кв.м., что составляет 43,77 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. собрание собственников многоквартирного дома 02.04.2019 проведено при отсутствии кворума. 

Не согласившись с вынесенным решением от 15.04.2019 и действием Управления по внесению изменений в Реестр Лицензий, повлекшие исключение сведений, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный жилищный надзор.

Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных ч. 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

Согласно пункту 10 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Закона № 294-ФЗ.

Управлением на основании приказа от 18.03.2019 № 01-09-934-19 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя проведена проверка.

Указанный приказ направлен заказным почтовым отправлением 22.03.2019.

Согласно ответу ФГУП «Почта России» от 24.04.2019 исх.№ 11.3.19.3.2-11/861 на запрос заявителя от 19.04.2019 исх.№ 181 от Управления в период с 22.03.2019 по 07.04.2019 в адрес заявителя: город Якутск, улица Богдана Чижика, дом 33, регистрируемые почтовые отправления не поступали.

Согласно ответу ФГУП «Почта России» от 14.06.2019 № 11.3.19.3.2-11/11/1090 заказное письмо доставлено по накладной № 6770013300278981 на ООО «Арсенал Плюс» 677001 город Якутск, улица Богдана Чижика, дом 33 «А» вручено 26.03.2019 по доверенности № 01 Макаровой Д.П.

Согласно отчету об отслеживании заказного почтового отправления с идентификатором 67701133004082 получен обществом 26.03.2019.

Таким образом, приказ о проведении документарной проверки, направленные в адрес заявителя, получены им, соответственно о проведении документарной проверки уведомлен надлежащим образом.

Следовательно, судом нарушения положения Закона № 294-ФЗ не установлено.

В части довода заявителя о неполучении акта проверки по протоколу № 3 от 02.04.2019 Управление пояснило о направлении указанного акта проверки от 30.04.2019 № 08-01-457-19-Ж по адресу электронной почты заявителя (ukarsenalplus@mail.ru), а также почтовым отправлением согласно реестру простых писем на отправку почтовой корреспонденции от 06.05.2019.

Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ установлено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

К грубым нарушениям, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

На основании части 4 статьи 16, пункта 6 части 2 статьи 20 Закона  № 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки от 30.04.2019 № 08-01-457-19-Ж) вследствие направления простой почтовой корреспонденцией акта проверки от 30.04.2019 суд признает недействительным результаты проведенной проверки.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения, касающиеся управления многоквартирными домами, регулирует жилищное законодательство Российской Федерации.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом (пункт 1 статьи 44 ЖК РФ).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме и порядок принятия решений на собрании регламентированы статьями 44 - 48 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В части 3 статьи 48 ЖК РФ установлено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы (пункт 6 названной статьи).

26.03.2019, 05.04.2019 в Управление поступили заявления от собственников квартир № 6, 14, 19, 30, 43, 46, 47, 49, 60, 74, 75, 79 спорного многоквартирного дома о том, что они не принимали участие в голосовании за продолжение договорных отношений с заявителем. В связи с чем их голоса не учитываются при подсчете.

В части исключения решений лиц, проголосовавших за квартирами №№ 62, 18, 35, 58 Управление пояснило следующее. В ходе проверки право лица, принявшего участие в голосовании, от имени собственника квартиры № 62 не подтверждено. Правообладателем данной квартиры является ООО «Ленские просторы». Однако из бланка голосования от 03.03.2019 невозможно установить лицо его подписавшее, ввиду отсутствия лицензии. Право лица, принявшего участие в голосовании от имени несовершеннолетнего собственника квартиры № 18, владеющего долей в размере 1/2, не подтверждено. Исходя из бланка голосования от 22.02.2019 следует, что он подписан несовершеннолетним лицом 2005 года рождения. Собственник квартиры № 58, принявший участие в голосовании, владеет долей в размере 1/3. Право лица, принявшего участие в голосовании от имени несовершеннолетних собственников квартиры № 58, владеющих в общей сумме долями в размере 2/3, не подтверждено, что является нарушением части 1 статьи 48 Жилищного кодекса.

Таким образом, Управление представленными в дело материалами, в том числе копиями паспортов, свидетельствами о государственной регистрации прав на жилые помещения, сведениями из ЕГРН, реестром собственников жилых помещений, заявлениями проживающих в доме лиц, указанными выше актами проверки Управления,   доказало то, что  решение о выборе управляющей компании было принято в отсутствие кворума.

Пунктом 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) также установлено, что решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно пункту 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.

В пункте 3 названной статьи право оспорить решение собрания в суде предоставлено участнику соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавшему участия в собрании или голосовавшему против принятия оспариваемого решения.

В силу пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2018 года № 5-П, каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе следующие:

решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение); недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (пункт 1 статьи 181.3 ГК РФ);

основаниями для признания судом недействительным решения собрания являются нарушения требований закона, в том числе существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; отсутствие полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания; нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 1 статьи 181.4); решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения; участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено; оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия (пункты 3 и 7 той же статьи);

ничтожным, если иное не предусмотрено законом, является решение собрания, которое противоречит основам правопорядка или нравственности либо принято: по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; при отсутствии необходимого кворума; по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (статья 181.5 ГК РФ).

При этом к существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов, как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества (пункт 109 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Из изложенного следует, что протокол от 14.03.2019 является ничтожным, как принятое при отсутствии необходимого кворума (статья 181.5 ГК РФ).

Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив факт присутствия на общем собрании от 14.03.2019 собственников квартир, имеющих 47, 06 % голосов собственников квартир, и не усмотрев нарушений прав и законных интересов заявителя отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, собрание от 14.03.2019, проведенное в отсутствие необходимого кворума, не являлось правомочным для решения вопросов повестки дня.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Согласно части 1 статьи 56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетелем является лицо, располагающее сведениями о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела.

Частью 1 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в арбитражном процессе. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя, отчество и место жительства. В соответствии с частью 2 статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, участвовавшее в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство.

Частью 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Ходатайство третьего лица о вызове свидетеля Ахмедовой А.В. от 04.06.2019 судом удовлетворено. 06.06.2019 у свидетеля судом отобрана подписка о предупреждении свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний.

Свидетель Ахмедова А.В. дала следующие показания.

За период с января 2019 года по настоящее время по указанному дому проводилось 5 собраний, 12.01.2019 в 19:00, инициированное собственниками, 18.02.2019 собрание заочной формы, инициированное собственниками, 12.01.2019 в 15:00, инициированное УК «Арсенал плюс», 24.01.2019, инициированное УК «Арсенал плюс», 05.02.2019, инициированное УК «Арсенал плюс». Согласно выписанному реестру «ДЕЛО-WEB» за период с января 2019 года по настоящее время входящих корреспонденций в Управу Гагаринского округа поступило 18, из них одно уведомление – приглашение на общее собрание собственников помещений на 05.02.2019. Также в Управу Гагаринского округа поступили обращения граждан о фальсификации и подлоге подписей в листах голосования собственников помещений многоквартирного дома 1/3, по улице Курнатовского, в рамках общего собрания, оформленного протоколом от 02.04.2019. В указанных заявлениях жители сообщают о том, что собрание не проводилось, извещение о проведении собрания не вывешивалось и собственниками не получалось, в реестрах, листах голосования они не расписывались, уведомления об итогах общего собрания не получали. Письмо незамедлительно направили в Управление.

Пояснение свидетеля Ахмедовой А.В. приобщены к материалам дела, изложенное в устной и письменной формах показания свидетеля не опровергают выводы Управления и не подтверждают доводы заявителя.

Из показания свидетеля следует, что в Управу Гагаринского округа поступили обращения граждан о фальсификации и подлоге подписей в листах голосования собственников помещений многоквартирного дома 1/3, по улице Курнатовского, в рамках общего собрания, оформленного протоколом от 02.04.2019. В указанных заявлениях жители сообщают о том, что собрание не проводилось, извещение о проведении собрания не вывешивалось и собственниками не получалось, в реестрах, листах голосования они не расписывались, уведомления об итогах общего собрания не получали.

При таких обстоятельствах, суд находит необоснованным довод заявителя о том, что в своем заключении от 15.04.2019 проигнорировал протокол общего собрания № 3 от 02.04.2019, поскольку является недоказанным наличие необходимого кворума для принятия решения.

Указанным обстоятельством не подтверждается нарушение прав и законных интересов заявителя принятым решением Управления от 15.04.2019 № 125 и оспариваемым действием Управления.

   Заявитель чек-ордером от 18.04.2019 оплатил государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать в связи с недоказанностью несоответствия оспариваемых решения и действия жилищному законодательству и недоказанностью нарушения прав и законных интересов заявителя с отнесением на него расходов по госпошлине.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать полностью.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья

Р.И. Эверстова