Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
03 августа 2023 года
Дело № А58-4819/2023
Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2023.
Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2023.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) без даты и номера, поданному через систему «Мой арбитр», к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными решения от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1429/23), предписания от 03.05.2023 по делу по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1427/23), решения от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1430/23), предписания от 03.05.2023 по делу по делу № 014/06/49-676/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1428/23),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) – общества с ограниченной ответственностью «Синтра» (ИНН <***>, ОГРН <***>; адрес места нахождения: <...>), на стороне заявителя - государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
с участием представителей: заявителя – ФИО1 по доверенности от 14.12.202, диплом; третьего лица Центр закупок – ФИО2 по доверенности от 09.06.2023 № 511.Д-8, диплом; УФАС – ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя УФАС, ООО «Синтра» – не явились, извещены в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
У С Т А Н О В И Л :
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» (далее – Учреждение, Заказчик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением без даты и номера к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – антимонопольный орган, Якутское УФАС) о признании незаконными решения от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1429/23), предписания от 03.05.2023 по делу по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1427/23), решения от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1430/23), предписания от 03.05.2023 по делу по делу № 014/06/49-676/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1428/23).
Определением суда от 07.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), привлечено общество с ограниченной ответственностью «Синтра» (далее – ООО «Синтра», Поставщик), на стороне заявителя - государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (далее – Центр закупок, уполномоченное учреждение).
19.07.2023 через систему «Мой арбитр» от ГКУ «Центр закупок» поступило возражение на отзыв УФАС по РС (Я).
21.07.2023 через систему «Мой арбитр» от ГКУ «Центр закупок» поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
24.07.2023 через систему «Мой арбитр» от заявителя поступило возражение на отзыв УФАС по РС (Я).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15-00 час. 24.07.2023 до 14-00 час. 27.07.2023.
В обоснование заявленного требования Учреждение ссылается на то, что заявка ООО «Синтра» не соответствовала требованиям, установленным извещением и электронным документам, в связи с чем Заказчика неправомерно признали нарушившим подпункт «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Антимонопольный орган не согласен с требованием заявителя по основаниям, изложенным в отзыве без даты и номера на заявление, считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению, поскольку заявки ООО «Синтра» полностью соответствовали описанию объекта закупки, предложение участника закупки соответствовало установленным характеристикам, так как требование к погрешности (в соответствии с ТР ТС 033/2013) показателя характеристик в описании объекта закупки не было установлено (том 2 л.д. 23-29).
Третьим лицом – Центр закупок представлены отзыв от 07.06.2023 № А58-4819/2023 на заявление, возражения на отзыв УФАС, в которых указано – в части оценки действия комиссии по осуществлению закупок согласны с выводом антимонопольного органа, а в части действия Заказчика по процедуре заключения контракта не согласны с антимонопольным органом (том 1 л.д. 14-20).
Третье лицо - ООО «Синтра» отзыв на заявление не представило.
Из материалов дела следует.
23.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» уполномоченным учреждением размещено извещение № 0816500000623004939 на поставку товара: детское питание для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет на 2023-2025 годы с установлением начальной (максимальной) цены контракта 19 178 085, 15 руб. с указанием описания объекта закупки в разрезе получателей ГБУ РС(Я) «Оймяконская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Кобяйская ЦРБ им. М.Н. Тереховой», ГБУ РС(Я) «Ханагаласская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Томпонская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Мегино-Кангаласская ЦРБ».
23.03.2023 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» уполномоченным учреждением размещено извещение № 0816500000623004941 на поставку товара: детское питание для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет на 2023-2025 годы с установлением начальной (максимальной) цены контракта 19 178 085, 15 руб. с указанием описания объекта закупки в разрезе получателей ГБУ РС(Я) «Нерюнгринская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Ленская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Мирнинская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ», ГБУ РС(Я) «Нюрбинская ЦРБ».
12.04.2023 подведены итоги определения поставщика, в соответствии с которым на участие в закупках № 0816500000623004939, № 0816500000623004941 поданы 2 (две) заявки от участников закупки, обе заявки признаны комиссией уполномоченного учреждения соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, победителем признано ООО «Синтра», предложившее цену контракта в размере 17 151 840, 51 рублей (по извещению № 0816500000623004939), 17 164, 386, 21 рублей (по извещению № 0816500000623004941).
25.04.2023 в антимонопольный орган поступили жалобы ООО «Синтра» за вх. № 3334Э, № 3335Э - на действия Заказчика при заключении контрактов по итогам электронного аукциона № 0816500000623004939, № 0816500000623004941 по основанию исключения Заказчиком информации, указанной в пунктах 1.4.1, 1.4.3, 1.5.8, 1.5.9 поданной заявки (том 1 л.д. 31-36).
26.04.2023 между ГКУ РС(Я) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» и ООО «Синтра» на основании протокола Единой комиссии по осуществлению закупок от 12.04.2023 № 0816500000623004939 заключен государственный контракт, в соответствии с которым Поставщик (ООО «Синтра») обязуется передать в собственность детское питание для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет на 2023-2025 гг. в целях их социального Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Цена контракта составляет 17 151 840, 51 рублей.
26.04.2023 между ГКУ РС(Я) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» и ООО «Синтра» на основании протокола Единой комиссии по осуществлению закупок от 12.04.2023 № 0816500000623004941 заключен государственный контракт, в соответствии с которым Поставщик (ООО «Синтра») обязуется передать в собственность детское питание для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет на 2023-2025 гг. в целях их социального Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Цена контракта составляет 17 164 386, 21 рублей.
27.04.2023 письмом № 1259/23 в адрес оператора электронной площадки ЭТП «ТЭК-Торг», уполномоченного учреждения, Заказчика, УФАС направлен запрос о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок в электронной форме № 0816500000623004939, № 0816500000623004941.
Во исполнение запроса УФАС Заказчик письмом от 02.05.2023 № 01-01/325 представил ответ на жалобу по извещениям № 0816500000623004939, № 0816500000623004941, ГКУ «Центр закупок» - пояснения по жалобам ООО «Синтра».
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Управление вынесло решения от 03.05.2023 по делам № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1429/23), № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1430/23), которыми: жалобы ООО «Синтра» на действия (бездействие) Заказчика по извещениям № 0816500000623004939, № 0816500000623004941 признаны обоснованными; Заказчик признан нарушившим подпункт «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; о выдаче Заказчику обязательное для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения; передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
03.05.2023 Управлением выдано предписание от 03.05.2023 по делу по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1427/23), в соответствии с которым Заказчику - ГБУ РС (Я) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС (Я)» предписано устранить нарушения подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего в срок до 05.06.2023, предписано, в том числе:
возвратить процедуру проведения закупки на стадию направления контракта;
направить проект контракта на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет на 2023-2025 гг. (извещение № 0816500000623004941) победителю закупки, с внесенными изменениями, с учетом замечаний, изложенных в решении по делу № 014/06/49-675/2023.
03.05.2023 Управлением выдано предписание от 03.05.2023 по делу по делу № 014/06/49-676/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1428/23), в соответствии с которым Заказчику - ГБУ РС (Я) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения РС (Я)» предписано устранить нарушения подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего в срок до 05.06.2023, предписано, в том числе:
возвратить процедуру проведения закупки на стадию направления контракта;
направить проект контракта на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет на 2023-2025 гг. (извещение № 0816500000623004939) победителю закупки, с внесенными изменениями, с учетом замечаний, изложенных в решении по делу № 014/06/49-676/2023.
28.06.2023 между ГКУ РС(Я) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» и ООО «Синтра» заключено дополнительное соглашение № 1 к Государственному контракту № 0816500000623004939 от 26.04.2023, в соответствии с которым стороны пришли к соглашению изменить приложение № 1 «СПЕЦИФИКАЦИЯ» и приложение № 2 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» Контракта и изложить её в редакции, содержащейся в настоящих приложениях № 1, № 2 к Дополнительному соглашению.
28.06.2023 между ГКУ РС(Я) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» и ООО «Синтра» заключено дополнительное соглашение № 1 к Государственному контракту № 0816500000623004941 от 26.04.2023, в соответствии с которым стороны пришли к соглашению изменить приложение № 1 «СПЕЦИФИКАЦИЯ» и приложение № 2 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» Контракта и изложить её в редакции, содержащейся в настоящих приложениях № 1, № 2 к Дополнительному соглашению.
Не согласившись с вынесенными решениями и предписаниями антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, позицию третьего лица, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (статьи 1, 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5.3.1.12 упомянутого Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
В силу положений части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, жалобы ООО «Синтра», поступившие в УФАС по РС(Я) 25.04.2023, содержали доводы в части того, что при заключении контрактов по итогам электронного аукциона № 0816500000623004939, № 0816500000623004941 Заказчиком исключена информация в проекте государственных контрактов, указанная в пунктах 1.4.1, 1.4.3, 1.5.8, 1.5.9 поданных заявок.
Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд определен Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению названной государственной функции, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, действовавшим на дату подачи жалобы (далее - Административный регламент N 727/14).
Так, в Административном регламенте N 727/14 установлено, что после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки контрольный орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию о поступлении жалобы и текст жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы.
При подаче жалобы на действия (бездействие) заказчика при проведении аукциона в электронной форме контрольный орган сообщает соответствующему оператору электронной площадки о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы (пункт 3.17).
Рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии контрольного органа (пункт 3.22).
Контрольный орган рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы. При этом первым днем считается день, следующий за днем поступления жалобы в контрольный орган. В случае если жалоба передана в контрольный орган для рассмотрения по подведомственности, днем поступления жалобы считается день поступления жалобы в контрольный орган, в который такая жалоба была подана участником закупки первоначально.
При этом контрольный орган вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки указанные информацию и документы (пункт 3.23).
Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заявителя, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, чьи действия (бездействие) обжалуются, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии. Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы вне зависимости от явки сторон (пункт 3.27).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.
При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В случае, если установлены не все, указанные в жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, жалоба признается обоснованной в части установленных нарушений, указанных в жалобе (пункт 3.33).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 и 8 указанной статьи Закона о контрактной системе Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать, в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Правила описания объекта закупки установлены частью 1 статье 33 Закона о контрактной системе, и согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, в пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик должен указать в извещении требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами «а», «б», «г», «е» и «п» пункта 1, подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом «г» пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Пунктом 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Как следует из материалов дела, описанием объекта закупки Заказчиком по извещениям № 0816500000623004939, № 0816500000623004941 установлены требования:
№
Наименование товара
Торговая марка
Требования к химическому составу молочного напитка (по описанию объекта закупки)
Ед. изм.
На 100 мл готовой смеси (предложение поставщика)
1
Последующая молочная смесь для детского питания
«Нутрилак (Nutrilak)® + 2»
Минимальное значение
Максимальное значение
Комплектация герметичная упаковка
1,0
кг
Вид смеси
Пресная
Тип смеси
Адаптированная
Форма выпуска смеси
Сухая
Белок
г
1,4-1,8
Жир
г
3,4
Углеводы
г
7,1-8,1
Минеральные вещества:
кальций
мг
61
фосфор
мг
32
калий
мг
63
натрий
мг
23
магний
мг
5,8
медь
мкг
69
марганец
мкг
7,0
железо
мг
0,85-1,1
цинк
мг
0,55-0,7
хлориды
мг
35,0
йод
мкг
12,0
селен
мкг
1,3
Витамины:
ретинол (А)
мкг-экв
65,0
токоферол (Е)
мг
1,2
кальциферол (Д)
мкг
1,2
витамин К
мкг
4,7
тиамин (B1)
мкг
55,0
рибофлавин (В2)
мкг
188,0
пантотеновая кислота
мкг
440,0
пиридоксин (В6)
мкг
70,0
ниацин (РР)
мкг
580,0
фолиевая кислота (Вс)
мкг
11,0
цианкобаламин (В12)
мкг
0,23
аскорбиновая кислота (С)
мг
11,0
инозит
мг
2,9
холин
мг
8,0
биотин
1,0
мкг
2,1
нуклеотиды
наличие
Наличие
В заявках ООО «Синтра» по извещениям № 0816500000623004939, № 0816500000623004941 указаны предложения, в части следующих показателей:
Белок - 1,4-1,8 (значение показателя, маркированное на упаковке готовой продукции может отличаться от указанных, что характерно для продукции из натурального сырья, в рамках допустимого отклонения от значений, установленных заказчиком, в диапазоне +/-10%. Согласно требований заказчика о соответствии закупаемого продукта приложению №16 ТР ТС 033/2013);
Углеводы - 7,1-8,1 (значение показателя, маркированное на упаковке готовой продукции может отличаться от указанных, что характерно для продукции из натурального сырья, в рамках допустимого отклонения от значений, установленных заказчиком, в диапазоне +/-10%. Согласно требований заказчика о соответствии закупаемого продукта приложению №16 ТР ТС 033/2013);
Железо - 0,85-1,1 (значение показателя, маркированное на упаковке готовой продукции может отличаться от указанных, что характерно для продукции из натурального сырья, в рамках допустимого отклонения от значений, установленных заказчиком, в диапазоне +/-20%. Согласно требований заказчика о соответствии закупаемого продукта приложению №16 ТР ТС 033/2013);
Цинк - 0,55-0,7 (значение показателя, маркированное на упаковке готовой продукции может отличаться от указанных, что характерно для продукции из натурального сырья, в рамках допустимого отклонения от значений, установленных заказчиком, в диапазоне +/-20%. Согласно требований заказчика о соответствии закупаемого продукта приложению №16 ТР ТС 033/2013).
Тем самым заявки ООО «Синтра» по извещениям в части значений «Требования к химическому составу молочного напитка (по описанию объекта закупки)» полностью соответствовали описанию объекта закупки в диапазоне минимального и максимального значения. При этом, действительно участник закупки представил дополнительные характеристики, не предусмотренные описанием объекта закупки, указав - значение показателя, маркированное на упаковке готовой продукции может отличаться от указанных, что характерно для продукции из натурального сырья, в рамках допустимого отклонения от значений, установленных заказчиком, в диапазоне +/-10%.
Согласно требованиям Заказчика о соответствии в описании предмета закупки ссылки на ТР ТС 033/2013 не содержалось, вместе с тем заявки ООО «Синтра» не были отклонены, данный участник был признан победителем.
Комиссия Якутского УФАС пришла к выводу о том, что поскольку заявки ООО «Синтра» содержали значения показателей в части характеристик содержания белка, углеводов, железа, цинка в пределах значений, указанных в извещении, о признании жалоб обоснованными и выдаче предписаний с учетом положений подпункта «д» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку проект контракта должен содержать сведения предложения контракта.
Суд считает, что оспариваемые решения не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с тем, что заявки ООО «Синтра» содержали предложения в пределах требований, указанных в извещении, при этом ООО «Синтра» был признан победителем электронного аукциона.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя и уполномоченного учреждения подлежат отклонению.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу положений части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с названными выше положениями Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения (часть 23 статьи 99 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 22, части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Оспариваемые предписания выданы по результатам рассмотрения жалоб в соответствии с вышеназванным положениями Закона о контрактной системе, направлены на устранение, выявленных нарушений при проведении электронных аукционов. Более того, предписания исполнены Заказчиком, дополнительные соглашения к государственным контрактам заключены и исполняются.
С учетом признания оспариваемых решений законными и обоснованным, у антимонопольного органа имелись правовые основания для выдачи оспариваемых предписаний, в связи с чем они не противоречит закону, права и законные интересы заявителя также не нарушают.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о признании недействительными решения от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1429/23), предписания от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1427/23), решения от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-675/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1430/23), предписания от 03.05.2023 по делу № 014/06/49-676/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок (исх. от 10.05.2023 № 1428/23) отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья А.Н. Устинова