ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5103/12 от 05.12.2012 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

Дело №А58-5103/2012

6 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 5 декабря 2012 года

Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2012 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Артамоновой Л. И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапожниковой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Окружной администрации города Якутска к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 12 794 753,79 рублей

при участии в судебном заседании представителя истца ФИО1 по доверенности, представителя ответчика ФИО2 по доверенности

У С Т А Н О В И Л:

Окружная администрация города Якутска обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании 12 794 753,79 рублей убытков.

Стороны представили дополнительные документы, которые в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом приобщены к материалам дела.

Истец поддерживает исковые требования в полном объеме.

Ответчик, возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, при этом пояснил, что выделенные средства из республиканского бюджета за 2011 – 2012 годы на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот полностью перечислены в соответствии с Законом РС (Я) «О государственном бюджете РС (Я) на 2011 год», «О государственном бюджете на 2012 год», но этих средств недостаточно для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в городе Якутске.

Как следует из материалов дела решениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 02.12.2010., 20.10.2010., 04.06.2010., 19.02.2010., 09.03.2010., 27.10.2009., 04.06.2010., 25.10.2010., 15.07.2011. на окружную администрацию городского округа «Город Якутск» возложена обязанность по предоставлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 жилое помещение.

Определениями Якутского городского суда от 05.10.2011., 09.11.2011., 28.10.2011., 02.12.2011., 15.02.2012., 28.02.2012., 16.02.2012., 29.11.2011., 30.03.2012., 22.03.2012. изменен способ исполнения решений Якутского городского суда о предоставлении жилого помещения на взыскание с окружной администрации г. Якутска в пользу:

ФИО3 1 413 463,04 рублей;

ФИО4 1 440 387,52 рублей;

ФИО5 1 678 487,36 рублей;

ФИО6 1 080 290,64 рублей;

ФИО7 1 435 168 рублей;

ФИО8 855 228 рублей,

ФИО9 688 879,95 рублей;

ФИО10 1 375 922,88 рублей;

ФИО11 1 413 463,04 рублей;

ФИО12 1 413 463,36 рублей.

Платежными поручениями от 04.07.2012 № 1966 (1 413 463,04 рублей ФИО3), от 04.07.2012. № 1963 (1 440 387,52 рублей ФИО4), 16.05.2012. № 1375 (1 678 487,36 рублей ФИО5), от 11.03.2012. № 423 (1 080 290,64 рублей ФИО6), от 10.02.2012. № 214 (1 435 168 рублей ФИО7), от 11.04.2012. № 727 (855 228 рублей ФИО8), 14.04.20.12. № 750 (688 879,95 рублей ФИО9), от 16.05.2012. № 1373 (1 375 922,88 рублей ФИО10), от 16.05.2012. № 1374 (1 413 463,04 рублей ФИО11), от 04.07.2012. № 1967 ( 1 413 463,36 ФИО12)

Истец, полагая, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством Республики Саха (Якутия) и подлежит возмещению за счет бюджета республики, обратился на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации с настоящим иском в арбитражный суд.

Ответчик Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) иск не признал, в отзыве указал, что истцом не доказана причинно-следственная связь между убытками и действием ответчика, вступившие в законные силу судебные акты являются расходными обязательствами истца, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели средств, спорные правоотношения возникли в сфере финансово-бюджетных отношений, гражданско-правовые отношения между сторонами отсутствуют.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.

В силу статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Источник компенсации указанных расходов органам местного самоуправления законом не установлен.

В соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, указанные нормативные акты разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Поскольку Окружной администрацией города Якутска исполнены обязательства по предоставлению указанных квартир (выплате денежных сумм, соответствующих взысканным жилым помещениям) за счет муниципальной казны г. Якутск, суд приходит к выводу о компенсации понесенных расходов Окружной администрации города Якутск субъектом Российской Федерации – Республикой Саха (Якутия).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.03 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при удовлетворении исков с публично-правового образования, действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (статьи 126, 214 Гражданского кодекса РФ) в связи с чем, в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного органа.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению с Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) в полном объеме.

Доводы ответчика судом отклоняются, поскольку недостаточность денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на счет бюджета Окружной администрации города Якутска в спорный период не освобождает субъект Российской Федерации от необходимости исполнить обязанность по предоставлению данных средств в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Ответчик в силу статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

При изложенных обстоятельствах, государственная пошлина не подлежит распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

взыскать с Республики Саха (Якутия) за счет казны Республики Саха (Якутия) в пользу Окружной администрации г. Якутска 12 794 753,79 рублей убытков.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья Л.И. Артамонова