ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-5423/2022 от 20.11.2023 АС Республики Саха (Якутия)




Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

город Якутск 

Мотивированное решение изготовлено 28.11.2023.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.А.,  рассматривает в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда,  расположенного по адресу: город Якутск, улица Курашова, дом 28, дело по заявлению  Территориально-соседской общины малочисленных народов севера - эвенов «Себян»  (ИНН 1413231481, ОГРН 1131400001754) без даты и номера, индивидуального  предпринимателя Ефимова Алексея Николаевича (ИНН 143511889190, ОГРН  320144700024080) к Правительству Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435111685, ОГРН  1021401063287) о признании недействительным распоряжения № 307-р от 02.04.2022 «Об  утверждении положительного заключения Экспертной комиссии этнологической  экспертизы на материалы по оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС) в  местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов Севера в составе проектной документации на  территории Кобяйского улуса (района) в результате хозяйственной деятельности ООО  «Чочимбал» по разведке и добыче полезных ископаемых, в том числе использование  отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств», 

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные  требования относительно предмета спора: Муниципального унитарного предприятия  «Себян» имени Петра Афанасьевича Кейметинова (ИНН 1413004190, ОГРН  1021400673832), Общества с ограниченной ответственностью «Чочимбал» (ИНН  1435324891, ОГРН 1171447012494). 


в присутствии в судебном заседании от заявителя ТСО МНС-Э «Себян»: Шаринов  Д.В. по доверенности, от Правительства РС(Я): Лебедева Е.Г. по доверенности, от МУП  Себян: Софронова С.А. по доверенности, Габышев А.С. по доверенности, от ООО  «Чочимбал»: Кычкин П.П. по доверенности. 

УСТАНОВИЛ:

Как следует из представленных материалов дела Правительство Республики Саха  (Якутия) (далее - Правительство, административный орган) соответствии с частью 5  статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З N 537-IV "Об  этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной  хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования  коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" и на основании  пункта 22 Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы,  утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2011  N428 издало Распоряжение от 02.04.2022 N 307-р « Об утверждении положительного  заключения экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке  воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и  традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов севера в  составе проектной документации на территории Кобяйского улуса (района) в результате  хозяйственной деятельности ООО «Чочимбал» по разведке и добыче полезных  ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним  перерабатывающих производств» (далее - Распоряжение). 

Указанным Распоряжением было утверждено прилагаемое положительное  заключение Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке  воздействия на этнологическую среду, а также установлен срок действия заключения  Экспертной комиссии этнологической экспертизы на материалы по оценке воздействия на  этнологическую среду на 5 лет. 

Из содержания, утвержденного Распоряжением, заключения Экспертной  комиссии этнологической экспертизы следует, что ООО "Чочимбал" (далее Общество) на  основании имеющихся у него лицензий № ЯКУ 06156 БП от 21.10.2019, (целевое  назначение - геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений  полезных ископаемых на участке недр нижнее течение руч. Себечан с притоками руч.  Чечим-Бал, срок действия лицензии - до 31.10.2024), № ЯКУ 06157 БП от 04.10.2019  (целевое назначение - геологическое изучение, включающее поиск и оценку  месторождений полезных ископаемых на участке недр руч. Транзит с притоками, срок  действия лицензии - до 31.10.2024) и № ЯКУ 05451 БЭ от 30.11.2017 (целевое назначение 


- разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов  горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на участке недр  руч. Чочимбал с притоками Вилка, Старый-Жилка, Шар, срок действия лицензии - до  31.07.2022) осуществляет хозяйственную деятельность на территории Кобяйского района  Республики Саха (Якутия) на трех объектах недропользования. 

Также утвержденным Распоряжением заключением установлено, что в  Ламынхинском наслеге зарегистрировано 3 территории традиционного проживания  малочисленных народов севера (ТТП): 

- ТТП местного значения "Ламынхинское", образованное решением сессии  депутатов Ламынхинского наслежного Совета от 04.06.2014 N 88, в административно-территориальных границах Ламынхинского наслега; 

- ТТП "Себян" со статусом территориально-соседская община, образованная  решением сессии депутатов Ламынхинского наслежного Совета от 04.06.2018 N 2, в  административно-территориальных границах Ламынхинского наслега; 

- ТТП КРО КМНС-Э "Олень", образованная решением сессии депутатов  Ламынхинского наслежного Совета от 21.11.2011 N 57. 

При утверждении размера понесенных пользователями земель и других  природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной  деятельности, и территорий традиционного природопользования малочисленных народов  от хозяйственной деятельности Общества, Правительство согласилось с выводами,  установленными Протоколом Экспертной комиссии этнологической экспертизы от 4  февраля 2022 г. N Пр-14-П6 (т.д.3 л.д.111-116) о размере компенсации убытков в размере  4 028 957 (четыре миллиона двадцать восемь тысяч девятьсот пятьдесят семь) рублей, в  том числе при единовременной выплате: 

по 1 объекту: МУП "Себян" - 1 438 256 рублей, ТСО "Себян" - 27 139 рублей (в  том числе 1 197 рублей ИП Ефимов А.Н., на основании договора простого товарищества  от 16.10.2020); 

по 2 объекту: МУП "Себян" - 706 015 рублей;

по 3 объекту: ТСО "Себян" - 1 857 547 рублей (в т.ч. 81 918 рублей ИП Ефимов  А.Н., на основании договора простого товарищества от 16.10.2020). 

Указанные расчеты были произведены на основании экспертного заключения   № 04-ОК/15.06.2021 от 22.11.2021, изготовленного ООО «Аэротехнология Севера» по  заказу Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха  (Якутия) (т.д.3 л.д.117-139). 


Из содержания экспертного заключения № 04-ОК/15.06.2021 от 22.11.20219 (т.д.3  л.д.128) следует, что правообладателем убытков, согласно правоустанавливающих  документов являются: 

- ТСО КМНС (Э) «Себян» на основании Выписки ЕГРН (14:13-6.44 дата  присвоения 2018-06-21) о территории традиционного природопользования «Себян» (МО  «Ламынхинский наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)). 

Кроме этого, представлен Договор простого товарищества, заключенного между  ТСО КМНС (Э) «Себян» и ИП Ефимов А. Н. о совместном ведении домашнего  оленеводства от 16.10.2020 со сроком до 31.12.2021. При этом, ИП Ефимов А. Н. является  арендатором лесных угодий (кадастровый номер 14:13:010001:230) по Договору аренды  лесного участка № 56А от 16.09.2020г. на площади 258 181,9038 Га, который предоставлен  с целью ведения домашнего оленеводства; 

- МУП «Себян» на основании следующих представленных  правоустанавливающих документов на земельные угодья (Распоряжение Главы  администрации Кобяйского улуса РС(Я) № 1016-р от 14.09.1995 «О перерегистрации  совхоза «Кировский»»; Приказа Министерства сельского хозяйства РС(Я) № 321 от  26.12.1995 «О государственном унитарном предприятии «Себян» Кобяйского улуса;  Распоряжения Администрации МО «Кобяйский улус (район)» РС(Я) № 957-Р от  15.07.2021 «О принятии в муниципальную собственность МО «Кобяйский улус (район)»  РС(Я) государственное унитарное предприятие РС(Я) «Себян» имени Петра  Афанасьевича Кейметинова»). 

При этом, эксперты при определении в качестве правообладателя убытков МУП  «Себян» исходили из того, что в 2002 году совхозу «Кировский» были предоставлены в  аренду земельные участки в количестве 31 шт. общей площадью 1 359 726 Га, из них 1  067 472 Га оленьих пастбищ, (в том числе земельный участок с кадастровым номером  14:13:010001:0009, который расположен на территории хозяйственной деятельности  Общества и частично накладывается на арендованный земельный участок  Индивидуального предпринимателя Ефимова А.Н. (т.д.2 л.д.80)). 

Территориально-соседская община малочисленных народов севера - эвенов  «Себян» (далее заявитель, ТСО «Себян») считая, что в утвержденной Правительством  РС(Я) этнологической экспертизе необоснованно был включен в качестве  правообладателя убытков МУП «Себян» 01.07.2022 (посредством отправки заявления по  почте) обратился в Арбитражный суд Республики Саха(Якутия0 с требованием о  признании Распоряжения Правительства недействительным. 


В процессе рассмотрения дела, Определением Арбитражного суда Республики  Саха(Якутия) от 22.12.2022 в качестве сооистца был привлечен индивидуальный  предприниматель Ефимов Алексей Николаевич (далее - предприниматель), который  поддержал правовую позицию заявителя и также просил признать оспариваемое  распоряжение Правительства недействительным. 

В представленном отзыве на заявление Правительство РС(Я) отклонило  требования заявителя и предпринимателя, указав, что МУП «Себян» обладает всеми  критериями правообладателя убытков, поскольку является коммерческой организацией  занимающейся в качестве основной своей деятельности оленеводствоми на территории  традиционного проживания малочисленных народов Севера и большинство работников  данного предприятия является представителями малых народностей. 

 Кроме того, представитель Правительства РС(Я) указал, что поскольку методика  расчета ущерба предусматривала исчисление исходя из правоустанавливающих  документов на земельные участки правообладателей и каждому правообладателю был  исчислен размер ущерба исходя из занимаемой им площади и местонахождения объектов  добычи Общества исключение из состава правообладателей ущерба МУП «Себян» не  приведет к восстановлению нарушенных прав заявителей, поскольку размер компенсации  в отношении последних не изменится. 

В представленном отзыве на заявление МУП «Себян» также отклонило  требования заявителя, указав на их необоснованность. 

Привлеченное на основании Определения Арбитражного суда от 13.06.2023 в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Общество в  представленном отзыве на заявление от 29.09.23 отклонило требования заявителей, указав  на правомерность получения компенсации ущерба МУП «Себян». В данном отзыве  представитель Общества также подтвердил факт движения оленеводческого стада  указанного правообладателя ущерба, в пределах осуществления хозяйственной  деятельности Общества (бригадир стада Алексеев А.И.) в апреле 2023 года. В  дополнительно представленном отзыве от 14.11.2023 представитель Общества указал на  пропуск заявителем срока на обжалование Распоряжения, а также, оспаривание выводов  этнологической экспертизы должно производиться в ином порядке. 

В представленном возражении отзыв Общества представитель заявителя  представил возражения, указав, что МУП «Себян» в силу закона не является  правообладателем убытков. 

Кроме того, представитель заявителя представил в суд письменное заявление о  фальсификации доказательства, согласно которого просил исключить из доказательств 


письменный отзыв который определяет, что олени Общества пасутся на территории  производственной деятельности Общества. 

В представленных в суд письменных пояснениях МУП «Себян» от 14.11.23 было  указано, что маршруты стада оленей № 2 проходят через участки горных разработок  Общества. 

В судебном заседании объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации с 10 часов 49 минут 14.11.2023 до  20.11.2023 в 14 часов 45 минут. После судебного перерыва судебное разбирательство по  делу продолжено в том же составе суда с участием тех же представителей сторон. 

После судебного перерыва представитель заявителя представил письменные  пояснения по делу в которых указал, что Муп «Себян» не может являться  правообладателем ущерба поскольку не имеет прав на земельный участок расположенный  в пределах хозяйственной деятельности Общества. Также представил документы  опровергающие доводы Общества о пропуске срока обжалования оспариваемого  Распоряжения. Представитель заявителя также подержал ранее заявленное ходатайство о  фальсификации доказательств, выраженное в отзыве Общества об указании на факт  наличия в 2023 году выпаса оленей МУП «Себян» в пределах лицензионного участка  Общества. 

Суд рассмотрев ходатайство заявителя о фальсификации доказательств,  представленных Обществом не находит оснований для его удовлетворения в силу  следующего. 

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 39 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой  инстанции" в силу части 1 статьи 161 АПК РФ в случае обращения лица, участвующего в  деле, с письменным заявлением о фальсификации доказательства, представленного  другим лицом, участвующим в деле, суд разъясняет уголовно-правовые последствия  такого заявления, исключает оспариваемое доказательство с согласия лица, его  представившего, из числа доказательств по делу и, если лицо, представившее это  доказательство, заявило возражения относительно его исключения из числа доказательств  по делу, проверяет обоснованность заявления о фальсификации доказательства (в том  числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры).  При этом способ проведения проверки достоверности заявления о фальсификации  определяется судом. 


В порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации подлежат рассмотрению заявления, мотивированные наличием признаков  подложности доказательств, то есть совершением действий, выразившихся в подделке  формы доказательства: изготовление документа специально для представления его в суд  (например, несоответствие времени изготовления документа указанным в нем датам) либо  внесение в уже существующий документ исправлений или дополнений (например,  подделка подписей в документе, внесение в него дополнительного текста). 

В силу части 3 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации не подлежат рассмотрению по правилам названной статьи заявления,  касающиеся недостоверности доказательств (например, о несоответствии  действительности фактов, изложенных в документе). 

Исходя из положений части 1 статьи 64, части 2 статьи 65, статьи 67  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит  рассмотрению заявление о фальсификации, которое заявлено в отношении доказательств,  не имеющих отношения к рассматриваемому делу, а также если оно подано в отношении  документа, подложность которого, по мнению суда, не повлияет на исход дела в связи с  наличием в материалах дела иных доказательств, позволяющих установить фактические  обстоятельства. 

Судом установлено, что заявитель просит признать сфальсифицированным  утверждение Общества о том, что в 2023 году маршрут миграции оленей МУП «Себян»  проходил через участки производственной деятельности Общества. Вместе с тем,  указанное утверждение не имеет правового значения для рассматриваемого спора,  поскольку оспариваемое заключение этнологической экспертизы было составлено за  период 2018-2021 годы. 

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленного  ходатайства представителя заявителя. 

Проверив доводы сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, 


незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Арбитражный суд, установив, что оспариваемое действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля  1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса  Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании незаконным  бездействия государственного органа являются одновременно как его несоответствие  закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и  охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с  соответствующим требованием. 

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть  удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя  удовлетворению не подлежат. 

В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1995 N  2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, в том числе лесные  участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются  пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным  законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим  Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной  собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется  пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления  геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной  документации для осуществления пользования недрами. 


Согласно статье 97 Земельного кодекса Российской Федерации в местах  традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных  малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических  общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных  малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного  природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на  указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы  определяются Правительством Российской Федерации (пункт 5). 

Статьей 11 Федерального закона N 49-ФЗ определено, что правовой режим  территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о  территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом  исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к  малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных  представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты,  находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования,  предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам  малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.  Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной  хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами  на основании разрешения органа государственной власти или органа местного  самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным  законодательством. 

Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного  природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни  осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами  малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а  также обычаями малочисленных народов. Пользование природными ресурсами,  находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и  юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности  допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий  традиционного природопользования (статья 13 Федерального закона N 49-ФЗ). 

Аналогичные положения установлены статьей 15 Закона Республики Саха  (Якутия) от 13.07.2006 370-З N 755-III "О территориях традиционного 


природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных  малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)". 

Статьей 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав  коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N  82-ФЗ) предусмотрено право малочисленных народов, объединения малочисленных  народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни,  хозяйственной деятельности и промыслов, в том числе участвовать в проведении  экологических и этнологических экспертиз. 

В Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,  Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением  Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 132-р) в ряду принципов  устойчивого развития малочисленных народов называются необходимость участия  представителей и объединений малочисленных народов в принятии решений по вопросам,  затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах  традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; необходимость  оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к  реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной  хозяйственной деятельности малочисленных народов. 

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона N 82-ФЗ предусмотрено право органов  государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной  среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов  малочисленных народов в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную  деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания  и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. 

Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и  использования территорий традиционного природопользования осуществляется  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Для целей  настоящего Федерального закона правовое регулирование указанных отношений может  осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат  законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской  Федерации (статья 2 Федерального закона N 49-ФЗ). 

В силу статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 03.07.2018 2043-З N 1645-V  "Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)" в случае 


осуществления деятельности в местах традиционного проживания и традиционной  хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера  недропользователи в соответствии с законодательством Российской Федерации и  законодательством Республики Саха (Якутия) о гарантиях прав коренных малочисленных  народов Севера обеспечивают сохранение исконной среды обитания и традиционной  хозяйственной деятельности этих народов. Влияние проектов освоения, переработки и  транспортировки природных ресурсов в местах традиционного природопользования и  традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на  традиционный образ жизни указанных народов изучается посредством проведения  этнологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации и  законодательством Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе. 

Понятие этнологической экспертизы дано в пункте 6 статьи 1 Федерального  закона N 82-ФЗ и определено как научное исследование влияния изменений исконной  среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие  этноса. 

Отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера,  проживающих на территории Республики Саха (Якутия) (далее - малочисленные народы),  защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной  деятельности и промыслов урегулированы Законом 820-З N 537-IV. 

Этнологическая экспертиза основывается на следующих принципах:  предотвращение потенциальной опасности намечаемой хозяйственной и иной  деятельности; обязательность проведения этнологической экспертизы до принятия  решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах  традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на  территориях традиционного природопользования малочисленных народов; комплексность  оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни  малочисленных народов намечаемой хозяйственной и иной деятельности и его  последствий; достоверность и полнота информации, представляемой на этнологическую  экспертизу; независимость экспертов этнологической экспертизы при осуществлении ими  своих полномочий в области этнологической экспертизы; научная обоснованность,  объективность и законность заключений этнологической экспертизы; гласность, участие  общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность  участников этнологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию,  проведение, качество этнологической экспертизы (статья 4 Закона 820-З N 537-IV). 


В соответствии со статьей 5 названного Закона организация проведения  этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной  хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования  малочисленных народов, находящихся в зоне влияния намечаемой хозяйственной и иной  деятельности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти  Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы. Порядок проведения  этнологической экспертизы устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия)  (часть 1). Заказчиком этнологической экспертизы (далее - заказчик) выступает  юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве  индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую  хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и  традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного  природопользования малочисленных народов (часть 3). Этнологическая экспертиза  проводится в обязательном порядке (часть 8). Этнологическая экспертиза проводится до  принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах  традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на  территориях традиционного природопользования малочисленных народов (часть 9). 

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Перечнем  мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных  малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением  Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р, к таким местам в  Республике Саха (Якутия) отнесен Кобяйский муниципальный район (улус) (с. Себян- Кюель Ламынхинского сельского поселения (наслега), с. Сегян-Кюель Кировского  сельского поселения (наслега)). 

Территория традиционного природопользования образована на основании  решения от 04.06.2018 N 2 наслежного Совета депутатов муниципального образования  «Ламыннхинский национальный наслег «Об образовании Территории традиционного  природопользования местного значения «Себян» МО «Ламынхинский национальный  наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха (Якутия)», которое признано  представительным органом местного самоуправления муниципального образования особо  охраняемыми природными территориями местного значения. 

Факт осуществления Обществом деятельности на территории традиционного  природопользования малочисленных народов в муниципальном образовании  «Ламынхинский национальный наслег» Кобяйского улуса (района) Республики Саха  (Якутия) не оспаривается лицами, участвующими в деле. 


Согласно пункту 6 статьи 1 Закона 820-З N 537-IV намечаемая хозяйственная  деятельность и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на  исконную среду обитания малочисленных народов и социально-культурную ситуацию в  местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на  территориях традиционного природопользования малочисленных народов, за  исключением работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) в  пределах геологических отводов на срок действия соответствующей лицензии, но не  более 5 лет, осуществляемых в соответствии с абзацем пятым статьи 7 и пунктом 9 статьи  10.1 Закона Российской Федерации "О недрах". 

В соответствии с пунктами 22.и 23 Постановления Правительства РС(Я) от  06.09.2011 N 428 "О Порядке организации и проведения этнологической экспертизы в  местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на  территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов", а  также частью 5 статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З N  537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и  традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного  природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха  (Якутия)" заключение этнологической экспертизы приобретает юридическую силу после  его утверждения Правительством Республики Саха (Якутия). 

В силу указанных норм права, Правительство, утверждая оспариваемым  Распоряжением результаты проведенной этнологической экспертизы, действовало в  пределах предоставленных ему законом полномочий, а правом на оспаривание  результатов указанной экспертизы возникло у заявителя с момента издания  Распоряжения. 

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1488 утверждено «Положение  о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам  Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской  Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской  Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных  малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью  организаций всех форм собственности, а также физическими лицами». 

Из содержания указанного нормативно-правового акта следует, что возмещение  убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания  коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью  организаций всех форм собственности производится в адрес коренных малочисленных 


народов Российской Федерации, объединений коренных малочисленных народов  Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам  Российской Федерации. 

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О  гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные  малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы,  проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие  традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской  Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими  общностями. 

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации  утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов  государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых  проживают эти народы. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 (ред. от  18.12.2021) "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской  Федерации" эвены(ламуты) проживающие на территории Республики Саха (Якутия)  отнесены к малочисленным народам РФ. 

В соответствии со ст. 12 Закона N 82-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным  народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и  иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными,  историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и  культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания,  традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. 

 Как следует из представленных материалов дела и не оспаривается  Правительством и предпринимателем заявитель является объединением малочисленных  народов и зарегистрирована в ЕГРЮЛ 06.12.2013 года. 

В отношении МУП «Себян» судом установлено, что указанное унитарное  предприятие было преобразовано на основании Распоряжения Администрации  муниципального образования «Кобяйский улус (район) Республики Саха(Якутия) от  15.07.2021 путем принятия ГУП «Себян» в муниципальную собственность. 

Ранее на основании Распоряжения Главы администрации Кобяйского улуса РС(Я)   № 1016-р от 14.09.1995 «О перерегистрации совхоза «Кировский» совхоз был  перерегистрирован в ГУП «Себян» с наличием правопреемства прав и обязанностей  первого. 


Из содержания экспертного заключения следует, что эксперты пришли к выводу о  том, что МУП «Себян» обладает на праве аренды земельными участками, в том числе  земельным участком с кадастровым номером 14:13:010001:0009, который расположен на  территории хозяйственной деятельности Общества и частично накладывается на  арендованный земельный участок Индивидуального предпринимателя Ефимова А.Н. 

По запросу суда, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия)  представил информацию о том, что зарегистрированных прав аренды на указанный  земельный участок за МУП «Себян» не зарегистрировано (т.д.2 л.д. 108). 

Указание на наличие аренды земельных участков в кадастровых паспортах со  ссылкой на Распоряжение главы МО «Кобяйский улус РС(Я) № 117 от 02.03.1998, при  отсутствии в материалах дела и регистрационного дела указанного Распоряжения не  может являться достаточным основанием для установления факта наличия у МУП  «Себян» арендных отношений лесных участков. 

Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок,  который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями  земельного законодательства и настоящего Кодекса. 

Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что лесные участки  в составе земельного фонда находятся в федеральной собственности. Право  предоставления земельных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное  (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование передано органам  государственной власти субъектов Российской Федерации в силу статьи 83 Лесного  кодекса Российской Федерации. 

Исходя из положений статьи 9 Лесного кодекса, участки лесного фонда  предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного  (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования  чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право  безвозмездного срочного пользования лесными участками. 

На основании части 1 статьи 72 Лесного кодекса по договору аренды лесного  участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей,  предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. 

Положениями статьи 73.1 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного  участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые  проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением 


случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего  Кодекса (часть 1); без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся  в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в  случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 настоящего Кодекса (пункт 1 части  3); порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в  государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки,  организации и проведения аукциона на право заключения такого договора,  устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом  Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6). 

Таким образом, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того,  что МУП «Себян» является правообладателем земельного участка с кадастровым номером  14:13:010001:0009, который расположен в пределах осуществляемой хозяйственной  деятельности Общества. Представленные на экспертизу документы, принятые в качестве  правоустанавливающих прав на земельный участок таковыми не являются. 

Выводы экспертов о том, что МУП «Себян» как правопреемника совхоза  «Кировский» в 2002 г. были предоставлены в аренду земельные участки в количестве 31  шт. общей площадью 1 359 726 Га, из них 1 067 472 Га оленьих пастбищ не подтвержден  документально. 

Более того, как правильно указал в своем заявлении заявитель МУП «Себян»  являясь по своей организационно-правовой форме унитарным предприятием, созданным  органом муниципального образования с целью получения прибыли не может быть  отнесен к правообладателя убытков, поскольку в соответствии с Методикой исчисления  размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера,  Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной  деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах  традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных  малочисленных народов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства  регионального развития РФ № 565 под объединениями коренных малочисленных народов  Севера понимаются общины, артели, иные коммерческие и некоммерческие организации  малочисленных народов. 

Из содержания данного определения следует, что общины, артели, иные  коммерческие и некоммерческие организации должны быть созданы по инициативе  малочисленных народов, а не по решению муниципального органа власти. 

При этом, объединения малочисленных народов должны являться пользователями  земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и 


традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, т.е. являться  правообладателями. 

При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что МУП «Себян»  необоснованно был признан получателем компенсации ущерба причиненного  хозяйственной деятельностью Общества суд признает обоснованным. 

Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела судом установлено, что на основании  рекомендации указанной в оспариваемом Распоряжении о заключении Обществом  произвести оплату размера убытков, причиненных исконной среде обитания  малочисленных народов по видам традиционной хозяйственной деятельности между  Обществом и Советом представителей коренных малочисленных народов Севера при  Главе Республики Саха (Якутия) 03.11.2022 было заключено Соглашение о возмещении  убытков и указанные суммы возмещения ущерба были получены их получателями. 

Из содержания представленных экспертных заключений, что при определении  способа исчисления ущерба применялась методика при которой принималась во внимание  наличие прав за пользователями на земельные (лесные) участки, находящиеся в пределах  осуществления хозяйственной деятельности Общества и используемых пользователями  земель для целей оленеводства. 

При этом, в экспертных заключениях не исследовался вопрос (а следовательно не  являлся основанием, сделанных выводов о наличии ущерба) маршрутов миграции оленей  по каждому правообладателю. 

Размер убытков был рассчитан исходя из выводов о наличии прав на земельный  (лесной) участок и его расположение по отношению к объектам недропользования  Общества. 

Поскольку размер площади арендованного Предпринимателем лесного участка (и  в по договору о совместной деятельности с ним пользователем является также заявитель)  в результате проведенной экспертизы был определен правильно, что не оспаривается  последним, размер начисления размера ущерба в отношении МУП «Себян» не может  нарушать прав и законных интересов заявителя и предпринимателя. Обратного  заявителем и предпринимателем не доказано. 

Довод заявителя о том, что выпас принадлежащих ему оленей в соответствии с  маршрутами их миграции выходит за пределы арендованного предпринимателем лесного  участка как основания увеличения размера ущерба судом отклоняется, поскольку как  было указано выше, при исчислении ущерба была применена методика по площади  наличия правоустанавливающих документов лесных участков, а не по маршрутам  миграции оленей. 


Указанный метод следует признать обоснованным, поскольку в состав убытков  правообладателя земельного (лесного участка) включается реальный ущерб и упущенная  выгода. 

Довод Общества о пропуске срока заявителем установленного законом срока на  обжалование судом проверен и признан несостоятельным, поскольку исходя из  представленных в дело документов следует, что заявитель обратился в суд 01.07.2022, т.е  в установленные законом сроки. 

Вместе с тем, суд признает, что предприниматель предъявил свои требования в  суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  только 20.12.2022, т.е. с пропуском установленного положениями статьи 199  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уважительность причин  пропуска данного срока предприниматель не указал, Ходатайство о восстановлении  пропущенного срока в суд не представил. При таких обстоятельствах, пропуск срока на  обжалования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении  требований. 

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении  заявленных требований по основанию отсутствия нарушения прав заявителя  оспариваемым Распоряжением и по основанию пропуска срока на обжалования  Распоряжения со стороны предпринимателя. 

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru. 

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе  могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

в удовлетворении ходатайства Территориально-соседской общины  малочисленных народов севера - эвенов «Себян» о фальсификации документов отказать. 

В удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного  срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи  апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в 


законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной  инстанции. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения  (изготовления его в полном объеме). 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции  через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть  подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте  арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет  http://yakutsk.arbitr.ru. 

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства  информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на  интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru. 

Судья В.А. Андреев 


Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).