Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, город Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
14 декабря 2017 года | Дело № А58-5469/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Г.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зыряновой В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Саханефтегазсбыт" (ИНН 1435115270, ОГРН 1021401050857) к открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН 1435029085, ОГРН 1021401045258) о взыскании 1 875 075,63 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО1 по доверенности от 23.11.2017 № 07-08/841, ФИО2 по доверенности от 20.12.2016 № 07-08/493,
ответчика – ФИО3 по доверенности от 28.12.2016 № 178,
У С Т А Н О В И Л :
истец обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" о взыскании ущерба, причиненного недостачей нефтепродуктов в размере 1 875 075,63 руб.
04.12.2017 от истца через электронный сервис «Мой арбитр» поступило дополнение от 04.12.2017 № 07-04/3/810 к возражению на отзыв ответчика с приложением копии письма ОАО «ЛОРП» от 22.06.2016 № 16.1-1622.
Представителем истца в судебном заседании представлены копии договора на поставку нефтепродуктов от 01.01.2016 № 5984015/1418Д, акта № 3 приема-передачи нефтепродуктов от 22.07.2016, дополнительного соглашения № 101 от 22.07.2016 к договору № ИТп 12-020 от 01.02.2012 на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов.
Представителем ответчика в судебном заседании с ходатайством от 06.12.2017 № 20.4-16-475 представлена копия экспертного заключения № 11207-17.
Поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении от 24.06.2017 № 07-04/3/502, в возражениях от 14.11.2017 № 07-04/3/810 на отзыв и в дополнении от 04.12.2017 № 07-04/3/810 к возражению.
Представитель ответчика в исковых требованиях просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве от 22.08.2017 № 24-1167 и дополнении от 13.11.2017 № 24.1-16-416 к отзыву.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Истец (Продавец) заключил с ОАО «Авиакомпания «Якутия» и АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (Покупатели) договоры купли продажи (поставки) нефтепродуктов (т. 2 л.д. 29-65), по условиям которого Продавец обязуется поставить Покупателям товар согласно спецификациям, а Покупатели обязуются произвести 100% предварительную оплату его стоимости, выборку Товара в полном объеме в установленные сроки.
В целях исполнения обязательств по договорам купли продажи 01.09.2012 истец (Грузовладелец) заключил с ответчиком (Перевозчик) договор № 1243/ПН/ЛОРП перевозки нефтеналивных грузов (далее – договор) (т. 2 л.д. 2-9), по условиям которого Грузовладелец предъявляет Перевозчику в пункте приема для перевозки водным транспортом Топливо самолетное «ТС-1» в количестве 4000 тонн, и обязуется оплатить Перевозчику стоимость услуг и своевременно получить груз в пункте доставки, а Перевозчик обязуется доставить вверенные ему нефтепродукты в пункт доставки в сохранности и с соблюдением условий их перевозки, а так же выдать уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю).
Согласно пункту 1.2 договора пункты отправления и назначения, сроки предъявления и количество грузов приведены в Приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью договора и должно быть подписано Сторонами.
Приложение № 1. Направления перевозки, объемы и наименования грузов, тарифы и стоимость:
№ п/п | Пункт отправления | Пункт назначения | Вид топлива | Вид отправки | Объем, тонн | Тариф, руб/тн без НДЖС | Итого без НДС рублей |
1 | Усть-Кут | Жиганск | ТС-1 | сборная | 300 | 6 879 | 2 063 700,00 |
2 | Усть-Кут | Тикси | ТС-1 | сборная | 500 | 9 800 | 4 900 000,00 |
3 | Усть-Кут | Нижнеянск | ТС-1 | сборная | 2000 | 10 668 | 21 336 000,00 |
4 | Усть-Кут | Чокурдах | ТС-1 | сборная | 500 | 14 583 | 7 291 500,00 |
5 | Усть-Кут | Белая Гора | ТС-1 | сборная | 700 | 15 880 | 11 116 000,00 |
Итого: | 4000 | 46 707 200,00 | |||||
Сумма НДС | 8 407 296,00 | ||||||
Итого с НДС | 55 114 496,00 |
В пункте 1.3 договора стороны определили период обязательного приёма груза к перевозке в период с начала навигации 2016 года, подтвержденного бюллетенем бассейнового органа управления на внутренних водных путях «Реч-22» на условиях:
Пункт приёма груза к перевозке | Пункт доставки груза | Дата окончания обязательного приема груза к перевозке (2016 год) |
Усть-Кут | Жиганск | 11 сентября |
Усть-Кут | Тикси | 16 августа |
Усть-Кут | Нижнеянск | 10 августа |
Усть-Кут | Чокурдах, Белая Гора | 10 августа |
Согласно пунктам 2.3.3, 2.3.4 договора Грузовладелец обязуется предъявить Перевозчику нефтепродукты к перевозке в пункте отправления и обеспечить надлежащее оформление транспортных документов по судовым замерам судна, а так же принять доставленный в пункт назначения груз по замерам судна (судовым).
Кроме того, согласно пункту 2.3.5 договора Грузовладелец обязуется проверить сохранность и количество доставленного груза.
Согласно пунктам 2.4.3 договора Перевозчик обязуется обеспечить доставку груза в пункт назначения в соответствии с званиями ГК РФ и КВВТ РФ.
Пунктом 2.5 договора установлено, что замеры количества перекачанных в танки судна нефтепродуктов производятся согласно положениям ГОСТа Р 8.595-2004 надлежащим образом проверенными приборами (средствами) измерений, в подтверждение чего Перевозчикпредоставляет Грузовладельцувсе необходимые документы о надлежащей проверке средств измерений. Также Перевозчикгарантирует Грузовладельцу, что танки судна, как мера вместимости, надлежащим образом проверены и проградуированы, в подтверждение чего представляет Грузовладельцусоответствующие документы. Сторонами из танков судна производится отбор проб по ГОСТу 2517-2012 и оформление капитанской пробы, которые опечатываются и хранятся до окончательной сдачи нефтеналивных грузов.
Оформленная транспортная накладная, паспорт качества следуют с перевозимым грузом до пункта назначения и выдаются грузополучателю под роспись в дорожной ведомости (пункт 2.6).
Согласно пункту 2.8 договора в случае, если разница между количеством груза, определенным в пункте отправления по судовым замерам, и массой груза, определенной в пункте назначения по судовым замерам, превышает величину нормы естественной убыли для данного вида груза, то недостача груза между контрольными судовыми замерами (в пунктах отправления и назначения) возмещается Перевозчиком Грузовладельцуза вычетом норм естественной убыли. Если недостача не превышает норм естественной убыли, то возмещению Перевозчикомне подлежит. Если перевозка груза по настоящему договору осуществляется несколькими партиями, недостачу Грузовладелецможет предъявить только в соответствии с ведомостью сверки предусмотренной п. 2.10 Договора.
В пункте 2.10 договора стороны согласовали, что окончательный учет количества предъявленного и доставленного груза осуществляется сторонами по окончании перевозки на основании транспортных документов и ведомости сверки. Ведомость сверки является основанием для окончательных расчетов по настоящему договору и предъявления имущественных претензий, в том числе по п.2.8 настоящего Договора, и подписывается сторонами в срок до «10» ноября 2016 года
Согласно пункту 3.1 договора общая стоимость услуг по перевозке нефтепродуктов в рамках договора ориентировочно составляет 55 114 496,00 руб. с учетом НДС и складывается из:
провозной платы, которая определяется на основании Приказа ОАО «ЛОРП» № 189 от «26» февраля 2016 г., размещенным на официальном сайте Перевозчика www.lorp.ru (п. 3.1.1);
провозной платы, которая определяется на основании Приказа ОАО «ЛОРП» № 190 от «26» февраля 2016 г., рассчитанной по повышающему коэффициенту, установленным приказом ГКЦ РС (Я) № 4 от «5» февраля 2016 г., размещенным на 1альном сайте Перевозчикаwww.lorp.ru (п. 3.1.2);
провозной платы, которая определяется на основании Приказа ОАО «ЛОРП» № 188 от «26» февраля 2016 г., рассчитанной по повышающему коэффициенту, установленным приказом ГКЦ РС (Я) № 3 от «5» февраля 2016 г., размещенным на официальном сайте Перевозчикаwww.lorp.ru (п. 3.1.3);
стоимости услуг по зачистке судна, рассчитанной в соответствии с приказом ОАО «ЛОРП» № 149 от "15" февраля 2016 г., размещенным на официальном сайте Перевозчика www.lorp.ru (п. 3.1.4);
стоимости услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, рассчитанной в соответствии с приказом ОАО «ЛОРП» № 227 от "1" марта 2016 г., размещенным на официальном сайте Перевозчика www.lorp.ru (п. 3.1.5).
Согласно пункту 4.1 договора перевозчикнесет ответственность за порчу, повреждение, утрату и несвоевременную доставку груза в размере, установленном ГК РФ и КВВТ РФ. В случае обнаружения данных обстоятельств при выдаче груза составляется соответствующий коммерческий акт.
В пункте 5.4 договора стороны признали, что тарифы на перевозку грузов, установленные для перевозчикана навигацию 2016 года, приведенные в Приложении № 1 к настоящему говору, рассчитаны исходя из полной (100%) загрузки судна. В случае невозможности загрузки судна в соответствии с тарифной нормой, указанной в Приложении 3 Прейскуранта 14-01 (1989), возникшей вследствие обстоятельств указанных в п.п.5,1., 5.2. стоящего договора, после надлежащего уведомления ПеревозчикомГрузовладельцав соответствии с п. 5.2., дальнейшая перевозка производится за счет Грузовладельцапо тарифам утвержденным Приказом ОАО «ЛОРП» № 188 от «26» февраля 2016 г. Приложение № 3, № 4, № 189 от «26» февраля 2016 г. Приложение № 3, № 4. В случае отказа совладельцаоплачивать дальнейшую перевозку грузов по тарифам с применением Приложения № 3, № 4 Приказа ОАО «ЛОРП» 188 от «26» февраля 2016г., Приложения № 3, Приказа ОАО «ЛОРП» № 189 от «26» февраля 2016 г., Перевозчикимеет право отказаться от исполнения настоящего договора, либо реализовать груз на месте нахождения или вернуть в пункт отгрузки за счет Грузовладельца, на основании соответствующего распоряжения Грузовладельца.
Сторонами подписаны дополнительные соглашения, согласно которым общий объем перевозки по договору составил 9 979,782 тн.
Истец закупил у ООО «Роснефть-Аэро» в резервуарах АО «Иркутскнефтепродукт» г. Усть-кут и погрузил в суда ответчика груз, предназначенный для третьих лиц (Покупателей), массой 8487,927 тонн.
Из представленных в материалы дела документам, в частности, накладных на перевозку нефтегрузов наливом, актов следует, что всего выгружено по договору за период навигации 2016 года в пункте выгрузки по судовым замерам 8 461,848 тонны, по береговым замерам 8 412,265 тонны (т. 1 л.д. 12-66).
Истец, ссылаясь, что на нефтебазы истца поступил груз с недостачей по береговым замерам с учетом естественной убыли, в количестве 56,055 тонны, направил в адрес ответчика претензию № 07-04/3/406 от 16.06.2017 с требованием вернуть недостающие нефтепродукты, либо погасить задолженность в виде стоимости недоставленных нефтепродуктов на общую сумму 1 875 075,63 руб.
17.07.2017 ответчик письмом исх. № 16.1.-536 отказал в удовлетворении требований истца.
Истец, полагая, что отказ ответчика в возмещении ущерба по причине недостачи нефтепродуктов при перевозке, исчисляемой на основании береговых замеров, нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик не согласен с иском по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.
Изучив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иных правовых актов, а также действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей в статье 8 ГК РФ названы договоры и иные сделки.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Сложившиеся между сторонами отношения по договору перевозки нефтеналивных грузов регулируются главой 40 ГК РФ и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2); погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3).
В силу пункта 1 статьи 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
На основании пункта 2 указанной статьи ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в том числе и в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 КВВТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя. Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной. В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.
Согласно пункту 2.3.3 договора грузовладелец обязан предъявить перевозчику нефтепродукты к перевозке в пункте отправления и обеспечить надлежащее оформление транспортных документов по судовым замерам судна, не допуская сверхнормативных простоев судна Перевозчикапод погрузкой согласно судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов, утвержденные Департаментом речного транспорта Министерством транспорта РФ (с изменением и дополнениями по состоянию на 01.09.1994г.). Обеспечить предъявление груза на перевозку лицом, надлежащим образом уполномоченным Грузовладельцем. При этом уполномоченное лицо обязано по требованию Перевозчикапредъявить документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие полномочия.
Согласно пункту 2.3.4 договора грузовладелец обязан принять доставленный в пункт назначения груз по судовым замерам судна, не допуская сверхнормативных простоев судна Перевозчикапод выгрузкой согласно судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов, утвержденные Департаментом речного транспорта Министерством транспорта РФ (с изменением и дополнениями по состоянию на 01.09.1994г.). Обеспечить приёмку груза лицом, указанным в перевозочных документах. При этом грузополучатель должен быть надлежащим образом уполномочен Грузовладельцемна право получения груза и раскредитовки перевозочных документов.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.06.2017 по делу № А58-788/2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 220.9.2017, отказано в исковых требованиях по внесению изменений в договор от 11.07.2016 № 1243/ПН/ЛОРП, в частности, в п.п. 2.3.3, 2.3.4 в следующей редакции акционерного общества "Саханефтегазсбыт":
«2.3.3. Предъявить Перевозчику груз к перевозке в пункте отправления и обеспечить лежащее оформление транспортных документов:
– по замерам береговых резервуаров, при условии предоставления документов, утверждающих их соответствие действующему законодательству в качестве средств измерения, в том числе:
1) аттестованную методику выполнения измерений нефтепродуктов косвенным методом статических измерений в вертикальных резервуарах вместимостью от 100 до 10000 м3 на ОАО «Саханефтегазсбыт», зарегистрированную в Государственном реестре Российской Федерации. Свидетельство об аттестации метода измерения:
2) градуировочную таблицу, утвержденную аккредитованной метрологической службой;
3) свидетельство о поверке на резервуар;
– по судовым замерам судна, при условии предоставления Перевозчиком документов, подтверждающих их соответствие действующему законодательству в качестве средств измерения, в том числе:
1)свидетельство о поверке грузовых танков нефтеналивного судна;
2)градуировочную таблицу с протоколами обмеров, утвержденные аккредитованной метрологической службой, в которых отражены значения базовых высот, установленных во время проведения государственной поверки;
3)акты базовых высот в соответствии с утвержденной методикой поверки на нефтеналивные суда;
4)аттестованную методику выполнения измерений в нефтеналивном судне, зарегистрированную в Государственном реестре Российской Федерации. Свидетельство об аттестации метода измерения;
Все предъявляемые документы должны быть действительны на период оказания услуг по доставке груза в пункт назначения.
При совпадении массы, определенной путем замеров судовых, береговых либо счетчиков (при наличии таковых), груз принимается Перевозчиком по судовым замерам. При этом замеры береговых резервуаров при наливе должны быть указаны в перевозочных документах Грузовладельцем.
При расхождении массы, определенной путем судовых, береговых либо счетчиков (при наличии таковых), груз принимается Перевозчиком по замерам, произведенным при наличии, документов, подтверждающих их соответствие действующему законодательству в качестве средств измерения.
Результаты замеров оформляются Сторонами путем подписания транспортной накладной и дорожной ведомости с участием представителей Грузовладельца, Перевозчика. При этом значения массы груза, полученные в результате измерений при операциях погрузка/зыгрузка, принимаются за действительное (фактическое).
Обеспечить предъявление груза на перевозку лицом, надлежащим образом уполномоченным Грузовладельцем. При этом уполномоченное лицо обязано по требованию Перевозчика предъявить документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие полномочия.
2.3.4. Принять доставленный в пункт назначения груз по замерам береговых резервуаров по судовым замерам судна согласно транспортным документам, оформленным в пункте отправления с оформлением акта (Приложение № 3), не допуская сверхнормативных простоев судна Перевозчика под выгрузкой.
Обеспечить приемку груза лицом, указанным в перевозочных документах. При этом грузополучатель должен быть надлежащим образом уполномочен Грузовладельцем на право получения груза и раскредитовки перевозочных документов.
При этом в случае расхождения в количестве переданного груза в пункте назначения, для взаиморасчетов между Перевозчиком и Грузовладельцем принимается количество груза по замерам либо береговым либо по судовым, при условии наличия полного комплекта документов, предусмотренные п. 2.3.3. настоящего договора.».
«2.8. В случае если разница между массой груза, определенной в пункте отправления и массой груза, определенной в пункте назначения согласно транспортным документам, оформленным в пункте отправления, превышает величину нормы естественной убыли для данного вида груза, то недостача груза возмещается Перевозчиком за вычетом норм естественной убыли, рассчитанные согласно Приказам Минэнерго РФ N 527, Минтранса РФ № 236 от 01.11.2010 «Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении».».
В рамках дела №А58-788/2017 судом указано, что после своего заключения договор связывает стороны, приобретая для них обязательный характер, и должен исполняться в соответствии с его условиями, а также обязательными для сторон нормами закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности сторон договора (пункт 1 статьи 425, пункт 1 статьи 432 ГК РФ). Основания для изменения условий договора ограничены положениями статей 450, 451 ГК РФ и, по общему правилу, заключаются в существенном нарушении договора другой стороной и существенном изменении обстоятельств. Иные основания изменения условий договора должны быть четко поименованы в ГК РФ, других законах или договоре. Соответственно, если одна из сторон договора изъявила желание изменить его условия по своему усмотрению и в отсутствие обстоятельств, перечисленных в статьях 450, 451 ГК РФ, против чего возражает контрагент, последний не может быть принужден к изменению договора через суд. Следовательно, по общему правилу, требования об урегулировании разногласий, которые возникли по условиям соглашения о внесении изменений в действующий договор, не рассматриваются по положениям статей 445 - 446 ГК РФ.
Согласно пункту 2.3.3 договора грузовладелец обязан предъявить перевозчику нефтепродукты к перевозке в пункте отправления и обеспечить надлежащее оформление транспортных документов по судовым замерам судна, не допуская сверхнормативных простоев судна Перевозчика под погрузкой согласно судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов, утвержденным Департаментом речного транспорта Министерством транспорта РФ (с изменением и дополнениями по состоянию на 01.09.1994 г.). Обеспечить предъявление груза на перевозку лицом, надлежащим образом уполномоченным Грузовладельцем. При этом уполномоченное лицо обязано по требованию Перевозчика предъявить документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие полномочия.
Согласно пункту 2.3.4 договора грузовладелец обязан принять доставленный в пункт назначения груз по судовым замерам судна, не допуская сверхнормативных простоев судна Перевозчика под выгрузкой согласно судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов, утвержденным Департаментом речного транспорта Министерством транспорта РФ (с изменением и дополнениями по состоянию на 01.09.1994 г.). Обеспечить приемку груза лицом, указанным в перевозочных документах. При этом грузополучатель должен быть надлежащим образом уполномочен Грузовладельцем на право получения груза и раскредитовки перевозочных документов.
Для изменения договора необходимо наличие совокупности условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 451 ГК РФ, согласно которому изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Поскольку таких условий судом по делу №А 58-788/2017 установлено не было и истцом не доказано, в иске было отказано. Решение суда вступило в законную силу.
В силу пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков, возможно лишь при наличии в совокупности условий ответственности:
- факта нарушения обязательства,
- наличия понесенных убытков и их размера,
- причинной связи между правонарушением и возникшими убытками,
- вины причинителя убытков.
Удовлетворение иска возможно при наличии совокупности всех вышеназванных условий. При отсутствии одного из элементов ответственности в иске должно быть отказано.
В статье 80 КВВТ установлен принцип равноценности способа (метода) определения массы нефтепродукта в пунктах погрузки и выгрузки.
В соответствии с условиями договора ответчик в порту отправления и в порту назначения выполнил измерение массы топлива по замерам судна.
Суд, изучив и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из буквального толкования условий заключенного между сторонами договора от 11.07.2016 № 1243/ПН/ЛОРП, согласно которому Грузовладелец обязан был предъявить Перевозчику нефтепродукты в пункте отправления и принять доставленный в пункт назначения груз по судовым замером, суд приходит к выводу, что разница между предъявленным и принятым грузом по судовым замерам не превышает норму естественной убыли.
При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что ответчиком причинен ущерб по причине недостачи нефтепродуктов при перевозке, исчисляемой на основании береговых замеров.
Истец не доказал состав гражданского правонарушения, влекущего ответственность в виде возмещения убытков: ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора, наличие недостачи в заявленном им размере (наличие и размер убытков), прямую причинную связь между действиями ответчика и убытками. В связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 112 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 АПК РФ относится и государственная пошлины.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по рассматриваемому иску составляет 31 751 руб.
Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 31 751 руб.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку требования истца признаны судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 110 АПК РФ, относит на истца судебные расходы, понесенные им в связи с рассмотрением настоящего дела.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Г.Л. Николаева