АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-5508\2010
23.09.2010
Резолютивная часть решения оглашена 22.09.2010, решение в полном объеме изготовлено 23.09.2010.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного строительного надзора по Республике Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «РосАл» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителей от заявителя ФИО1 по доверенности от 15.01.2010 №02\11-3, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
Управление государственного строительного надзора по Республике Саха (Якутия), далее Управление, просит привлечь Общество с ограниченной ответственностью «РосАл», далее Общество, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение административного правонарушения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал требование о привлечении к административной ответственности.
Общества возражения на заявление не представило, в судебное заседание представителей не направило, Общество извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пунктов 2, 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение суда возвращено с отметкой «адресат не проживает», «истек срок хранения».
Судом установлены обстоятельства дела.
Управлением выдано Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) разрешение на строительство объекта капитального строительства «84-квартирного жилого дома в г.Якутске», расположенного по адресу: г.Якутск, кв. Новопортовской, ул.Кузьмина, начало строительства 01.08.2009.
15.07.2009 между государственным заказчиком Федеральная служба безопасности Российской Федерации (Отдел капитального строительства в Забайкальском регионе УКС 7 Службы ФСБ России) и Обществом (подрядчик) заключен государственный контракт №3\09 на выполнение подрядных работ для государственных нужд, согласно которому подрядчик принял на себя подряд по строительству «84-квартирного жилого дома в г.Якутске», расположенного по адресу: г.Якутск, кв. Новопортовской.
10.02.2010 представителю Общества вручена программа проведения проверок на 2010.
11.03.2010 Обществом получено уведомление №01\31-459 о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства с 13.05. по 19.05.2010.
19.05.2010года должностным лицом Управления на объекте «84 квартирный жилой дом», расположенный по адресу : г.Якутск, кв.Новопортовской, проведена проверка при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства; проверка проведена при участии представителя Общества ФИО2, заместителя директора., действующего на основании доверенности от 11.05.2010;
проверкой установлено:
нарушены требования проекты-шифр: 05/08-АС, листы 47, 48 - с 11.05.2010г. ведется загрузка фундаментов свыше 2-го этажа (выполнены монолитные колонны 3-го этажа К1 на отм. +5,95м в осях «7-13/А-Е» и «13-15/ А-Е» ), что подтверждается записями в журналах бетонных работ (стр.2 ООО «Арктика-Строй» и стр. 8 ООО «РосАл») без разрешения проектного института на загрузку фундаментов, на основании оценки расчетного сопротивления свай на день приемки и замера температур грунтового основания ; не установлены нивелировочные марки, не выполнено их нивелировании до загрузки ц/перекрытия;
нарушены требования п. 4.2, п. 5.7 ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля прочности», ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, п. 6.3 СНиП 12-01-2004 – представлены результаты испытаний монолитных конструкций (протокол ИЦ «Якутсройиспытания» № 180 от 17.05.2010г.), которые подтверждают низкую прочность бетона от В10 до В22,5, при нормативе В-25, что не обеспечивает несущую способность конструкций цокольного перекрытия. Результаты испытаний представлены по 3-м видам конструкций ц/перекрытия в осях 14-16/А-Е , тогда как по п.5.7 ГОСТ Р 53231-2008 обследованию подлежат все монолитные конструкции; не подтверждена морозостойкость бетона; технический надзор заказчика не выполнил оценку соответствия выполненных работ, а именно: не подписан акт приемки ответственных конструкций (№1 от 08.05.2010г. плита ПМ11 в осях А-Е/7-13), до выполнения последующих работ - разборка опалубки плиты ПМ 11, устройству опалубки и армированию конструкций последующего этажа, без контроля прочности в промежуточном возрасте при снятии опалубки;
нарушены требования проекты-шифр: 05/08-АС, лист 48 - Не выполнена подсыпка и уплотнение грунта до проектной отметки, не выполнена бетонная отмостка, в результате наблюдаются скопления грунтовых вод под зданием;
нарушены требования п. 11.41 , п. 11.55 СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» - не обеспечено полностью заполнение раствором пазух между стенками скважин и сваями, имеются провалы со скоплением грунтовых вод до 0,5м. №68, 139. Выполнено наращивание свай №145, без согласования с проектным институтом;
нарушены требования п. 8.1.11 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве, ч. 2» - Не выполнено ограждение лестничных маршей до 2-го этажа;
нарушены требования п. 5.2.3.1 (т. 2) ГОСТ 13015-2003 «Изделия железобетонные и бетонные для строительства - имеются перепады и выступы (смещение осей) до 40 мм при устройстве монолитных ДЖ в осях 14-17 на отм. -0,4м , внешний вид свай не соответствует требованиям: имеются трещины шириной до 0,5мм, сколы на ребрах до 15 см свая №179, 187, раковины диаметром до 50мм, в ростверках имеются плоховибрированные места с обнажением рабочей арматуры, а также посторонние предметы, фунд. балки Бм-7 в осях 16/А-Г и Бм-8 в осях 13-14/А-Е имеют признаки разрушения бетона (рассыпается при небольшом воздействии) , что не обеспечивает надежность конструкций;
нарушены требования проекты-шифр: 05/08-АС, лист 47 - температурные трубки не обеспечивают глубину замера температур до Юм ( ТТ у сваи №153 до 5м., у сваи №20 до 8 м., у сваи №7 до 9м), не полностью оснащены навинчивающимися колпачками у свай №127, 132, трубка у сваи №7 не окрашена, трубки не пронумерованы, не указана длина трубок, отметка уровня земли (отмостки);
нарушены требования п. 6.1.3 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. ») - стройплощадка не оборудована первичными средствами пожаротушения;. стройплощадку оборудовать первичными средствами пожаротушения, пож.водоемами;
нарушены требования п. 6.2.3. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» _ входы в строящиеся здания сверху не оборудованы защитными козырьками шириной не менее 2 м от стены здания.
19.05.2010 выдано предписание №256\1-10 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства, которым предписано в срок до 5.07.2010г. устранить нарушения:
1. нарушены требования проекты-шифр: 05/08-АС, листы 47, 48 - С 11.05.2010г. ведется загрузка фундаментов свыше 2-го этажа (выполнены монолитные колонны 3-го этажа К1 на отм. +5,95м в осях «7-13/А-Е» и «13-15/ А-Е» ), что подтверждается записями в журналах бетонных работ (стр.2 ООО «Арктика-Строй» и стр. 8 ООО «РосАл») без разрешения проектного института на загрузку фундаментов, на основании оценки расчетного сопротивления свай на день приемки и замера температур грунтового основания ; не установлены нивелировочные марки, не выполнено их нивелировании до загрузки ц/перекрытия.
- дальнейшую загрузку фундамента выполнять на основании разрешения проектного института, на основании оценки расчетного сопротивления свай на день приемки и замера температур грунтового основания ; представить решение проектного института по монолитным конструкциям, не обеспечивающих проектную прочность, установить нивелировочные марки, выполнить их нивелирование;
2. нарушены требования п. 4.2, п. 5.7 ГОСТ Р 53231-2008 «Бетоны. Правила контроля прочности», ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, п. 6.3 СНиП 12-01-2004 - Представлены результаты испытаний монолитных конструкций (протокол ИЦ «Якутсройиспытания» № 180 от 17.05.2010г.), которые подтверждают низкую прочность бетона от В10 до В22,5, при нормативе В-25, что не обеспечивает несущую способность конструкций цокольного перекрытия. Результаты испытаний представлены по 3-м видам конструкций ц/перекрытия в осях 14-16/А-Е , тогда как по п.5.7 ГОСТ Р 53231-2008 обследованию подлежат все монолитные конструкции. Не подтверждена морозостойкость бетона. Технический надзор заказчика не выполнил оценку соответствия выполненных работ, а именно: не подписан акт приемки ответственных конструкций (№1 от 08.05.2010г. плита ПМ11 в осях А-Е/7-13), до выполнения последующих работ - разборка опалубки плиты ПМ 11, устройству опалубки и армированию конструкций последующего этажа, без контроля прочности в промежуточном возрасте при снятии опалубки;
- подтвердить фактическую прочность бетонных конструкций в промежуточномвозрасте (до распалубливания конструкций), на момент загружения проектнойпрочности;
3. нарушены требования проекты-шифр: 05/08-АС, лист 48 - Не выполнена подсыпка и уплотнение грунта до проектной отметки, не выполнена бетонная отмостка, в результате наблюдаются скопления грунтовых вод под зданием.
-выполнить подсыпку грунта до проектной отметки с уплотнением, выполнить бетонную отмостку;
4. нарушены требования п. 11.41 , п. 11.55 СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» - Не обеспечено полностью заполнение раствором пазух между стенками скважин и сваями, имеются провалы со скоплением грунтовых вод до 0,5м. №68, 139. Выполнено наращивание свай №145, без согласования с проектным институтом.
-обеспечить полное заполнение пазух раствором, представить решение проектного института по наращиванию свай;
5. нарушены требования п. 8.1.11 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве, ч. 2» - Не выполнено ограждение лестничных маршей до 2-го этажа;
- выполнить ограждение лестничных маршей;
6. нарушены требования п. 5.2.3.1 (т. 2) ГОСТ 13015-2003 «Изделия железобетонные и бетонные для строительства - Имеются перепады и выступы (смещение осей) до 40 мм при устройстве монолитных ДЖ в осях 14-17 на отм. -0,4м , внешний вид свай не соответствует требованиям: имеются трещины шириной до 0,5мм, сколы на ребрах до 15 см свая №179, 187, раковины диаметром до 50мм, в ростверках имеются плоховибрированные места с обнажением рабочей арматуры, а также посторонние предметы, фунд балки Бм-7 в осях 16/А-Г и Бм-8 в осях 13-14/А-Е имеют признаки разрушения бетона (рассыпается при небольшом воздействие) , что не обеспечивает надежность конструкций;
-бетонные и ж/б. конструкции привести в соответствие ГОСТ;
7. нарушены требования проекты-шифр: 05/08-АС, лист 47 - Температурные трубки не обеспечивают глубину замера температур до Юм ( ТТ у сваи №153 до 5м., у сваи №20 до 8 м., у сваи №7 до 9м), не полностью оснащены навинчивающимися колпачками у свай №127, 132, трубка у сваи №7 не окрашена, трубки не пронумерованы, не указана длина трубок, отметка уровня земли (отмостки);
-температурные трубки привести в соответствие проекту ;
8. нарушены требования п. 6.1.3 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. ») - Стройплощадка не оборудована первичными средствами пожаротушения;
- стройплощадку оборудовать первичными средствами пожаротушения, пож.водоемами
9. нарушены требования п. 6.2.3. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. »;
- входы в строящиеся здания сверху не оборудованы защитным козырьками шириной не менее 2 м от стены здания.
Предписание вручено представителю Общества - ФИО2. 19.05.2010.
5.07.2010 Общество направило в Управление извещение №14-949-09 об устранении нарушений, согласно которому общество указывает следующее:
указанные в предписании №256/1-10 от 19 мая 2010 года выявленные нарушения устранены по пунктам :
1. копия письма ООО «Стройпроект» исх. №01-04/52 от 23.06.10г. о разрешении дальнейшей загрузки фундаментов после устройства усиления фундаментов. Усиление фундаментов выполнено ООО «НВЦ Геотехнология».
- ведомость замеров температур грунтов оснований выполненных ООО «Реки севера» в период с 26.04.10 по 20.06.10г.,
- решение по усилению монолитных конструкций не обеспечивающих проектную прочность выполненное ООО НВЦ «Геотехнология»,
- устройство разрузочных опор ростверка в/о 14-Е согласованное с ООО «Стройпроект» 20.05.10г.
- решение по усилению балок Бм-7, Бм-8 в/о 16, А-Г и 13-14, А-Е выполненное ООО «Стройпроект».
2. испытание образцов бетона производятся по достижению ими 28 суточной прочности.
3. подсыпка и уплотнение грунта до проектной отметки выполнены, ведутся работы по устройству бетонной отмостки.
4. пасухи ж/б заполнены раствором, решение по наращиванию свай выдано в журнале авторского надзора.
5. ограждение лестничных маршей выполнено.
6. сколы и трещины в бетонных и ж/бетонных конструкциях заделаны согласно решения проектной организации ООО «Стройпроект».
7. температурные трубки оснащены колпачками, ТТ у сваи №153 пока нет возможности обеспечить на всю глубину замер температур.
8. пожарный шланг укомплектован, временный водопровод смонтирован.
9. над входами здания смонтированы защитные козырьки.
19.07.2010 представителю заказчика вручено уведомление Управления №01\31-894 о проведении проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства с 21.07. по 28.07.2010, входящий номер 352.
28.07.2010 должностным лицом Управления проведена внеплановая проверка, предмет проверки – проверка исполнения предписания №283-10 от 27.05.2010 в присутствии представителя заказчика, представителя Общества ФИО2, действовавшего на основании доверенности; составлен акт проверки №447-10 при строительстве капитального строительства; внеплановой проверкой установлено, что в установленный срок что в установленный срок 5.07.2010 законное предписание от 19.05.2010 №256\1-10 исполнено в части.
28.07.2010 представителем Общества, заместителем генерального директора получено уведомление (для генерального директора ООО «РосАл») о составлении протокола в срок 29.07.2010.
29.07.2010 должностным лицом руководителем инспекционного отдела составлен протокол об административном правонарушении в области строительства №321-10. Протокол составлен без участия представителя общества. Протоколом зафиксировано событие административного правонарушения, выразившееся в следующем: генеральный подрядчик ООО «РосАл» в срок до 05.07.2010г. не выполнил предписание от 19.05.2010г. №259/1 по устранению нарушений, допущенных при строительстве объекта капитального строительства «84-квартирный жилой дом в Новопортовском районе г.Якутска», расположенного по адресу: PC (Я), <...> а именно: поп.2 предписания «Подтвердить фактическую прочность бетонных конструкций: в промежуточном возрасте (до распалубливания конструкций), на момент загружения проектную прочность» - выполнено частично: представлен протокол испытания бетонных образцов №323 от 02.07.2010г., выполненный ИЦ «Якутстройиспытания», по сформированным образцам от 29.04. Юг, 07.05. Юг, 18.05. Юг, 19.05.10г., 27.05.10г., не представлены результаты испытаний по монолитным конструкциям, выполненным в период с 29.05.10г. по 01.07.10г., а также не ведется контроль за прочностью бетона в промежуточном возрасте при разборке опалубки монолитных ж/б конструкций, что подтверждается отсутствием записей в журнале работ об отборе кубиков бетона и отсутствием результатов испытаний кубиков бетона в промежуточном возрасте; по п.6 предписания «бетонные и ж/б. конструкции привести в соответствие п. 5.2.3.1 (т. 2) ГОСТ 13015-2003 "Изделия железобетонные и бетонные для строительства»- не выполнено: оси диафрагмы жесткости ДЖ в осях 14-17 на отм. -0,4м. смещены до 40 мм (фотоматериалы), на сваях и ростверках имеются сколы и трещины, что отражено в п.п.9-15 анализа обследования грунтов основания фундамента и конструкций нулевого цикла, выполненного специалистами отдела мерзлотного контроля (исх.№01-33-941 от 23.07.20Юг.); поп.7 предписания «Температурные трубки привести в соответствие проекту» - не Ъ
выполнено по температурной трубке у сваи №153: трубка не прочищена, замеры температур грунтов выполнены до 5м, что не позволяет анализировать расчетные температуры расчетные температуры до проектной глубины 10м.
Управление в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, образует бездействие в виде невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3 Положения).
Предметом государственного строительного надзора является проверка, в том числе, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации (пункт 4 Положения).
Пунктом 14 указанного Положения предусмотрено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В пункте 24 Положения содержатся аналогичные положения, предусматривающие право должностных лиц органов государственного строительного надзора составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых давать предписания об устранении выявленных нарушений.
Из указанных правовых норм следует, что при выявлении должностным лицом органа государственного строительного надзора нарушений, связанных с осуществлением строительных работ не в соответствии с проектным решением, такое должностное лицо вправе выдать предписание заказчику, застройщику или подрядчику на устранение выявленных нарушений.
Материалами дела, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, а также мероприятиями об устранении выявленных недостатков и замечаний подтверждается факт неисполнения Обществом в установленный срок 5.07.2010 пунктов 2, 6, 7 законного предписания от 19.05.2010 №256\1-10.
Доказательства обращения Общества в Управление с ходатайством о продлении срока исполнения законного предписания в материалы дела не представлено.
Доказательства выполнения Обществом законного предписания от 19.05.2010 №256\1-10 в полном объеме в срок, установленный в законном предписании 5.07.2010, в суд не представлены.
При изложенных обстоятельствах, бездействие общества в виде невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в полном объеме образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, имеются основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе, не приняты меры по продлению срока исполнения предписания.
При указанных обстоятельствах в силу положений статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд находит заявление Управления обоснованным и привлекает Общество к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «РосАл» , юридический адрес 677000 <...>, зарегистрирован Межрайонной инспекцией ФНС России №5 по Республике Саха (Якутия)14.05.2003, ОГРН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.
Зачислить сумму административного штрафа в федеральный бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам: Банк получателя ГРКЦ НБ РС(Я) Банка России г.Якутск БИК 049805001; расчетный счет №<***>,
получатель : УФК РС(Я) (Управление государственного строительного надзора РС(Я) лицевой счет <***> ИНН <***> КПП 143501001. КБК 30311690040040000140, ОКАТО 98401000000.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу и направить его для исполнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.Б.Бадлуева