АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-5604/2007
13 ноября 2007 года
Судья Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия)(орган ) к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 (ответчик ) о взыскании 120руб. штрафных санкций, составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
в судебное заседание орган и ответчик не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей органа, извещенного о времени и месте судебного заседания согласно расписке от 18.10.07 органа в получении копии определения суда от 18.10.07.
Ответчик извещен в порядке пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно информации органа связи, на уведомлении №37731.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) обратилось с заявлением от 07.08.07 №4669 к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица ФИО1 овзыскании 120руб. штрафных санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ответчиком отзыв на заявление органа не представлен.
Органом в ходе проведения камеральной проверки установлено непредставление ответчиком сведений о страховых взносах за расчетный период, страховом номере индивидуального лицевого счета, фамилии, имени, отчестве, а также копии платежных документов. По результатам камеральной проверки составлен акт камеральной проверки от 04.04.07 №155.
Начальник Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), рассмотрев акт камеральной проверки от 04.04.07 №155 принял решение от 29.05.07 №106 о привлечении ответчика за совершение правонарушения предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)» к ответственности в виде штрафа в размере 120руб.
Указанным решением ответчику предложено уплатить штраф в размере 120руб.
Органом ответчику направлено почтовой связью требование №106 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем- страхователем по состоянию на 29.05.07 в размере 120 руб. до 13.06.07.
Доказательств уплаты санкции ответчик суду не представил.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.96 №27-ФЗ установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения, предусмотренные статьей 11 Закона №27-ФЗ.
В статье 1 Федерального закона от 01.04.96 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)» установлено, что физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 8 указанного Закона физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Перечень сведений, которые лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в органы Пенсионного фонда, содержится в пункте 5 статьи 11 Закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. То есть Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.96 №27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Статьей 19 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» установлено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».
Правительство Российской Федерации, утверждая Инструкцию, действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», а также статьей 19 Закона №27-ФЗ. Правительство Российской Федерации вправе было установить в Инструкции срок представления сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, также относятся в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации (пункт 2).
Постановления Правительства от 15.03.1997 №318 и от 14.07.2003 №422 опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации и «Российской газете».
Постановление Правительства является нормативным актом, опубликованным в установленном порядке, и подлежит применению к спорным правоотношениям.
На основании изложенных норм права, ответчик был обязан представить обязательные сведения как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы до 1 марта.
Суд считает установленным факт не представления ответчиком до 01.03.07 в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя сведений за 2006 год, установленных статьей 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 № 27-ФЗ, что подтверждается документами налогового контроля, имеющимися в материалах дела и обладающими признаками допустимых и относимых доказательств.
За 2006 год ответчику подлежит уплатить страховых вносов в размере 1.200руб.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Расчет суммы санкции проверен судом в заседании, в результате чего установлена правомерность исчисления органом ее размера.
Из анализа статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Пунктом 14 указанной статьи Кодекса установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения
Суд определениями от 19.09.07, 18.10.07 истребовал у органа доказательства извещения ответчика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
Орган доказательства извещения ответчика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки в суд не представил.
Таким образом, судом установлен и материалами дела подтвержден факт рассмотрения органом материалов камеральной налоговой проверки в отсутствие ответчика, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, и вынесения решения без учета объяснений и возражений ответчика по вменяемым нарушениям.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении органом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, влекущем за собой существенные нарушения прав ответчика на свою защиту.
Изложенные выше обстоятельства дела и нормы права дают суду основания считать правильными квалификацию органом выявленного правонарушения, совершенного ответчиком, применение санкции и ее размер, но нарушенными органом существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, повлекшие за собой нарушение прав ответчика на свою защиту.
При таких обстоятельствах и по совокупности приведенных выше норм законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования органа полностью.
Руководствуясь статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 167-170,176,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать полностью.
Судья В.В. Столбов