ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6115/18 от 28.09.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 сентября 2018 года

Дело № А58-6115/2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И.рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление образования" муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 18.07.2018 № 199 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2018 №1/15.14-2018/293,

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение "Управление образования" муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (далее – учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 18.07.2018 № 199 к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее – административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 02.07.2018 №1/15.14-2018/293.

Определением арбитражного суда от 26.07.2018 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 АПК РФ. Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 21.08.2018 представить доказательства, на которых они основывают свои требования, административному органу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 12.09.2018.

Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обосновывая заявленные требования, учреждение указывает на то, законодатель определил, что План финансово-хозяйственной деятельности составляется бюджетным учреждением по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В Плане согласно Требованиям 81н, по графе «Коды бюджетной классификации» отражаются коды видов расходов, при этом орган, исполняющий функции и полномочия учредителя вправе детализировать показатели Плана. В нашем случае, по решению органа исполняющего функции и полномочия учредителя в Плане выплат по расходам коды бюджетной классификации детализированы до КОСГУ и до кода региональной классификации. Код региональной классификации 4003 введен для целей контроля выполнением целей и условий Соглашения о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания на 2017 год, частью источника финансового обеспечения которого, являются целевые межбюджетные трансферты текущего финансового года. Утверждение должностного лица, осуществившего встречную проверку о том, что неиспользованные остатки средств субсидии на выполнение муниципального задания, направлены учреждениями на оплату труда обслуживающего персонала, коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества безосновательны, так как не были представлены документы (копии платежных поручений, договоров, счетом и т.д.), подтверждающие оплату денежных обязательств по вышеперечисленным расходам. Образовательные учреждения вправе в текущем финансовом году самостоятельно определять направления расходования неиспользованных остатков средств субсидии на выполнение муниципального задания прошлого года в соответствии с Планом. Законодатель определил, что расходование остатков субсидии для целей создания учреждения возможно при обязательном выполнении муниципального задания в установленном объеме и с должным качеством. При этом осуществление незапланированных расходов возможно за счет средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания и внесением соответствующих изменений в План, что образовательными учреждениями и было выполнено, и только для достижения целей, для которых они созданы. Остатки неиспользованных средств субсидии на выполнение муниципального задания учтены на лицевых счетах бюджетных учреждений и отражены в Плане. Составление Плана и оплата денежных обязательств осуществляются самими бюджетными учреждениями. Детализация в Плане бюджетной классификации до кода региональной классификации – это право органа осуществляющего функции и полномочия учредителя. Выполнение муниципального задания в полном объеме и с должным качеством подтверждается отчетами образовательных организаций, актами камеральной проверки отчетов о выполнении муниципального задания. В положениях статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ и статьи 15.14 КоАП РФ понятие План финансово-хозяйственной деятельности отсутствует. План ФХД – это не документ, являющийся правовым основанием предоставления средств субсидий бюджетным учреждения.

Министерство отзыв не предоставило, возражения на требование не заявило, с сопроводительным письмом от 20.08.2018 № 16-1-33/5-1416 представило материалы дела об административном правонарушении.

Таким образом, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.

Поскольку установленные судом сроки для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ истекли, арбитражный суд на основании части 5 статьи 228 АПК РФ 19.09.2018 рассмотрел дело и вынес резолютивную часть решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьями 226, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

От учреждения (исх.№ 242 от 21.09.2018) и административного органа (исх.№ 16-1-33/5-1605 от 26.09.2018) поступили заявления о составлении мотивированного решения.

С учетом поступления заявлений в установленный срок, суд считает возможным составить мотивированное решение.

Из материалов дела судом установлено.

В 2016 году Министерство образования РС (Я) и МР «Горный улус» заключили Соглашение от 11.01.2016 № 11 на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на 2016 год (далее – Соглашение от 11.01.2016 № 11) 21.11.2016 министерство и МР «Горный улус» подписали дополнительное соглашение к Соглашению от 11.01.2016 № 11.

На основании Соглашения № 11 от 11.01.2016 и дополнительного соглашения к нему МР «Горный улус» из государственного бюджета РС (Я) предоставлена субвенция в размере 146 660 400, 00 руб.

Согласно пункту 2.2.3 Соглашения от 11.01.2016 № 11 МР «Горный улус» обеспечивает контроль целевого и эффективного использования средств субвенции, недопущением кредиторской задолженности по заработной плате работников общеобразовательных учреждений, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

В течение 2016 года МР «Горный улус» при уточненном плане 146 660 400,00 руб. осуществил кассовые расходы средств субвенции на сумму 146 036 470,00 руб. Неиспользованный остаток субвенции на сумму 623 930,00 руб. район вернул в государственный бюджет РС (Я) на основании заявки на возврат от 27.01.2017 № 45.

По состоянию на 31.12.2016 на лицевых счетах муниципальных бюджетных учреждений дошкольного образования неиспользованный остаток субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования составил 1 217 195,94 руб.

В 2017 году Законом РС (Я) «О государственном бюджете РС (Я)» утверждены бюджетные ассигнования на предоставление субвенции МР «Горный улус» РС (Я) на обеспечение государственных гарантий реализации прав на дошкольное образование:

- по коду Бюджетной классификации 075 0701 6220163350 530 251- субвенции на обеспечение государственной гарантии реализации права на бесплатное дошкольное образование в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Решением о бюджете МР «Горный улус» на 2017 год утверждены бюджетные ассигнования в сводной бюджетной росписи:

- по коду БК 124 0701 6220163350 600 – предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждения и иным коммерческим организациям.

Финансовым органом Администрации МР «Горный улус» учреждению доведены лимиты бюджетных обязательств для предоставления субсидий на выполнение муниципального задания на 2017 год;

- по коду Бюджетной классификации 124 0701 6220163350 611 241 – субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг.

В утвержденной бюджетной росписи учреждения, как главного распорядителя бюджетных средств, данные средства в 2017 году отражены и использованы:

- по коду Бюджетной классификации 124 0701 6220163350 611 241 4003 – субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг за счет средств субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования на текущий финансовый год, которая соответствует доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Направление и оплата денежных обязательств за счет средств субвенции на обеспечение государственного стандарта дошкольного образования по целевому назначению учреждением подтверждено отчетом об использовании межбюджетных трансфертов из Государственного бюджета РС (Я) и платежными поручениями.

Согласно пункту 2.1 «Порядка предоставления и расходования субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях», утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 29.04.2014 № 117, субвенции на государственный стандарт дошкольного образования предоставляются в соответствии с Соглашением между Министерством образования и науки РС (Я) и органами местного самоуправления муниципальных образований. Обязанности сторон, предусмотренные Соглашением, заключенным между МР «Горный улус» РС (Я) и Министерством образования и науки РС (Я) о предоставлении субвенции на государственный стандарт дошкольного образования на 2017 год со стороны МР «Горный улус», в лице учреждения, выполнены в полном объеме.

В течение 2017 года учреждение, являющееся главным распорядителем средств, субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования и субсидии на выполнение муниципального задания, при внесении изменений в планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений остаток субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования на сумму 1 217 195,94 руб., с кода регионального классификатора 4003 «Субсидии на реализацию государственного стандарта дошкольного образования» переводило на код регионального классификатора 4000 «Субсидии на выполнение муниципального задания».

В результате этих действий муниципальные бюджетные учреждения дошкольного образования направили остаток субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования на сумму 1 217 195,94 руб. на исполнение полномочий муниципального района в сфере образования – на оплату труда обслуживающего персонала, коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества.

В рамках выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета РС (Я), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственной (муниципальной) программой «Развитие образования РС (Я) на 2012-2019 годы», за 2016-2017 годы в Администрации МР «Горный улус» проведена встречная проверка в учреждении. В ходе проверки установлено, что в 2017 году учреждением допущено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я) на сумму 1 217 195,94 руб. По итогам проверки составлен акт проверки от 15.06.2018.

15.06.2018 главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я) ФИО1 в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.

02.07.2018 административным органом вынесено постановление № 1/15.14-2018/293 в отношении учреждения, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, а именно в нецелевом использовании бюджетных средств на сумму 1 217 195,00 руб. и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 860,00 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления № 1/15.14-2018/293.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В силу статьи 42 Закона РС (Я) от 05.02.2013 1280-З № 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)" бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), органы по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, созданные Главой Республики Саха (Якутия) и Правительством Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, установлены Бюджетным кодексом РФ и настоящим Законом.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2013 № 315, Министерство является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики Республики Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля в понимании части 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются, в том числе государственные (муниципальные) учреждения.

Указанное также содержится в пункте 7 Порядка осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 № 2557.

Согласно пункту 3.53 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 № 315 Министерство осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании части 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).

В соответствии с пунктом 10 Порядка, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 № 2557 руководитель исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово бюджетной сфере.

В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерства от 07.07.2014 N 01-04/0499-Н, министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11.03.2016 № 984 "О заместителе министра финансов Республики Саха (Якутия)" заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) является ФИО2

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Руководители, заместители руководителей, специалисты структурных подразделений, контролеры-ревизоры, ответственные за проведение контрольной деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании пункта 10 Порядка, утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.04.2014 № 2557 осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составляют протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективная сторона правонарушения выражается в направлении бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете, договоре (соглашении) либо в ином документе, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которым предоставлены межбюджетные трансферты) (далее - объекты контроля) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

В соответствии с частью 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Согласно подпункту б) пункта 7 Порядка осуществления Министерством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в РС (Я), утвержденному Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 № 2557 финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами.

Исходя из изложенного, административный орган правомерно установил, что заявитель, как получатель средств бюджета, относится к числу объектов контроля, в отношении которых может быть проведена проверка в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 266.1 БК РФ.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,

- виновность лица в совершении административного правонарушения.

Пунктом 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Таким образом, неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии, предоставленные на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть использованы для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Между тем, Постановлением Правительства РС (Я) от 12.05.2016 № 152 утвержден Порядок (далее по тексту Порядок) расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

Согласно пункту 2.4. Порядка, субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пукнту 2.5. Порядка в случае изменения количества обучающихся, наличия остатков средств на начало календарного года, образования экономии, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, поправочные коэффициенты корректируются, объем субвенции перераспределяется между муниципальными районами и городскими округами Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 3.2 Порядка, субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях:

б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в) игры, игрушки;

г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности;

д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 3.3 Порядка муниципальные районы, городские округа при распределении, а также перераспределении объема средств между муниципальными общеобразовательными организациями учитывают остатки средств на начало календарного года, образовавшуюся экономию, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, согласно муниципальному нормативному правовому акту. При этом средства могут быть направлены по следующей приоритетности:

а) на достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников;

б) на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

в) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 4.2. Порядка возврат и использование остатков субвенций после завершения финансового года осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок принятия решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в форме субвенций, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, и их возврат в бюджеты муниципальных образований Республики Саха (Якутия), которым они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов, устанавливается постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 4.3. Порядка в случае, если неиспользованный остаток средств субвенции не перечислен в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), указанные средства подлежат взысканию в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

При таких обстоятельствах, заявителем допущено нарушение в части использования средств на цели, не предусмотренные Соглашением от 11.01.2016, в размере 1 217 195,94 руб. в виде направления субсидии на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования на исполнение полномочий муниципального района в сфере образования – на оплату труда обслуживающего персонала, коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества и.т.д.

Обратное заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

Факт того, что неиспользованные остатки средств субсидии были направлены на исполнение полномочий муниципального района в сфере образования, заявитель не опровергает.

Таким образом, довод заявителя о том, что административным органом не представлено достаточных доказательств нецелевого использования учреждением бюджетных средств, суд не принимает во внимание.

Вышеуказанные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 КоАП РФ.

Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, допустившее нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году, которым является заявитель.

Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ.

Нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления не допущено, гарантии, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, соблюдены.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях статья 24.1 КоАП РФ являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административное правонарушение в понимании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел соблюден.

С учетом конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, суд квалифицирует совершенное правонарушение в качестве малозначительного на основании следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением в силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусматривает, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной КоАП Российской Федерации ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Допущенное заявителем противоправное деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствием доказательств наличия вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем является малозначительным.

Доказательства того, что заявитель ранее к административной ответственности привлекался за однородные правонарушения, в материалах дела отсутствует.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Заявление Муниципального казенного учреждения "Управление образования" муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) от 18.07.2018 № 199 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 02.07.2018 №1/15.14-2018/293 о назначении Муниципальному казенному учреждению "Управление образования" муниципального района "Горный улус" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) административного наказания по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 60 860 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Р.И. Эверстова