ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6139/2023 от 12.02.2024 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 февраля 2024 года

Дело № А58-6139/2023

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) без даты и номера к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 на автомобильный транспорт, выраженного в письме от 04.07.2023 № 2940, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя общества с ограниченной ответственностью «Омега» (ИНН <***>, ОГРН <***>), на стороне заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>),

с участием ИП ФИО1 по паспорту; представителей ДИЗО – ФИО2 по доверенности от 28.12.2023 № 69, диплом (до перерыва), ФИО3 по доверенности от 28.12.2023 № 68, диплом (после перерыва), третьи лица – не явились, извещены в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ООО «Омега» - информация о получении заказного письма № 67700088415073 – 30.10.2023, Управление Росреестра по РС (Я) - информация о получении заказного письма № 67700088415066 – 24.10.2023);

У С Т А Н О В И Л :

индивидуальный предприниматель без образования юридического лица ФИО1 (далее - ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент, ДИиЗО) с заявлением о признании незаконным отказа об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 на автомобильный транспорт, выраженного в письме от 04.07.2023 № 2940.

Определением суда от 19.10.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заявителя общество с ограниченной ответственностью «Омега» (далее – ООО «Омега»), на стороне заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление Росреестра по РС (Я)).

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 14-55 час. 21.12.2023 до 15-15 час. 12.02.2024, публичное извещение размещено в сети Интернет сервис «Картотека арбитражных дел».

ИП ФИО1 не согласен с отказом Департамента от 04.07.2023 № 2940 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 на вид «автомобильный транспорт» по основанию отсутствия полномочий, ссылка на нарушение статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку земельный участок уже предоставлен в аренду, земельный участок имеет площадь 1 168 кв.м., что менее 5 000 кв.м. и не соответствует классификатору вида разрешённого использования «объекты предпринимательства», отказ не соответствует решению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03.12.2020 по делу № 3а-58/2020.

Департамент представил отзыв от 22.09.2023, дополнение к отзыву, просит в удовлетворении заявленного требования отказать, в связи с тем, что земельный участок предоставлен для определенных целей, изменение существующего вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного договором аренды недопустимо, нарушен порядок обращения с заявлением, заявитель обратился не в соответствии с Административным регламентом предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

Третьим лицом – ООО «Омега» представлены письменные пояснения (отзыв) без даты и номера, поддерживает доводы заявителя, просит удовлетворить заявление (л.д. 47-48).

Управление Росреестра по РС (Я) отзыв на заявление не представило.

Из материалов дела следует.

24.09.2019 между ДИиЗО (Арендодатель) и ИП ФИО1 (Арендатор) в соответствии с определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.07.2018 по делу № А58-3007/2011 заключен договор аренды земельного участка № 09-1/2019-0061, в соответствии с которым Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов под кадастровым номером 14:36:108014:259, находящийся по адресу: РС (Я), <...>., площадью 1 168 кв.м.

Пунктом 1.2 договора согласовано, что земельный участок предоставлен для использования под объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), вид разрешенного использования «под объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», код целевого назначения участка – 5.1, площадь – 1168 кв.м.

Срок действия договор определен – с момента государственной регистрации, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие между сторонами с 24.09.2019, и действует по 24.09.2024 (п. 2.1 договора) (документ загружен в систему Мой арбитр – 22.09.2023, приложение к отзыву ДИиЗО).

20.06.2023 за вх. № 387 ИП ФИО1 обратился в ДИиЗО с письменным обращением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 «объекты торговли» на «автомобильный транспорт» с даты вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от декабря 2020 года.

04.07.2023 письмом № 2940/ДИиЗО Департамент отказал в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 на «автомобильный транспорт» в связи с тем, что будет нарушен порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и в классификаторе видов разрешённого использования земельных участков, утвержденном приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» предусмотрен вид «объекты торговли (торговые центра, торгово-развлекательные центры (комплексы)», который предусматривает размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг.

Не согласившись с вынесенным отказом, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Спорный земельный участок находится на территории муниципального образования «город Якутск», которое является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории городского округа «город Якутск».

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте, утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6, Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуры Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО «город Якутск», в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО «город Якутск» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Пунктом 1.3 Административного регламента установлено, что структурным подразделением администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент.

Следовательно, ДИиЗО является полномочным органом, рассматривающим вопросы в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).

Исходя из указанного, в силу положений статей 30, 32, 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ).

Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482), в соответствии с которым в классификатор включен вид разрешенного использования земельного участка - Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), описание вид разрешенного использования земельного участка - размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра, с определением кода (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка - 4.2.

Между тем, предоставленный в аренду земельный участок из земель населенных пунктов под кадастровым номером 14:36:108014:259, находящийся по адресу: РС (Я), <...>., имеет площадь 1 168 кв.м., то есть менее 5 000 кв.м., в связи с чем ссылка в оспариваемом письме на наличие в классификаторе, утвержденном Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, вида разрешенного использования земельных участков «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», является несостоятельной.

Согласно оспариваемому отказу, ДИиЗО, ссылаясь на положения статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации указывает не невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что земельные участки для использования под автомобильный транспорт предоставляются на торгах.

Между тем, частью 3 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.06.2012 № 96п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Административный регламент).

Так, Административным регламентом определены:

Структурное подразделение Администрации, ответственное за предоставление муниципальной услуги - Департамент имущественных и земельных отношений (далее - Департамент): <...>;

Уполномоченное учреждение по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента - Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» городского округа "город Якутск" (далее - Учреждение): <...>;

Уполномоченная организация по приему документов и выдаче результатов предоставления муниципальных услуг в рамках данного Административного регламента - Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" (далее - ГАУ "МФЦ"): Республика Саха (Якутия), ул. Аммосова, 18, 677000;

Предоставление муниципальной услуги осуществляется Администрацией. Ответственным структурным подразделением Администрации при предоставлении муниципальной услуги является Департамент (п. 2.2. Административного регламента).

В исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем самостоятельно, Административным регламентом включены следующие документы:

Муниципальная услуга предоставляется при поступлении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка (п. 2.8);

В заявлении об изменении вида разрешенного использования земельного участка должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество заявителя или наименование организации;

- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем;

- ИНН;

- ОГРН/ОГРИП;

- местоположение земельного участка;

- площадь земельного участка;

- категория земель, в состав которой входит земельный участок;

- кадастровый номер земельного участка;

- вид разрешенного использования земельного участка;

- испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка;

- вид права;

- личная подпись и дата (п. 2.8.1).

К заявлению об изменении вида разрешенного использования земельного участка прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- в случае направления заявления посредством ЕПГУ сведения из документа, удостоверяющего личность заявителя либо представителя, формируются при подтверждении учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) из состава соответствующих данных указанной учетной записи и могут быть проверены путем направления запроса с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

Форма заявления приведена в приложении N 1 к настоящему Административному регламенту (п. 2.8.2).

Заявление, указанное в части 2.8 настоящего Административного регламента, с приложениями может быть направлено заявителем в Департамент посредством почтовой связи.

В случае направления заявления с полным комплектом документов посредством почтовой связи в Департамент копии документов должны быть нотариально заверены (п. 2.9).

Заявление, указанное в части 2.8 настоящего Административного регламента, с приложениями может быть подано заявителем через ГАУ «МФЦ».

В случае подачи заявления с полным комплектом документов через ГАУ «МФЦ» заявитель вместе с копиями предъявляет оригиналы документов для сверки либо нотариально заверенные копии (п. 2.10).

Заявление, указанное в пункте 2.8 настоящего Административного регламента, с приложениями может быть подано заявителем в электронной форме посредством заполнения электронной формы заявления с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ.

При обращении в электронной форме заявителю необходимо ознакомиться с информацией о порядке и сроках предоставления муниципальной услуги в электронной форме и полностью заполнить все поля заявления (п. 2.10.1).

Исходя из указанного, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, возможно в соответствии с градостроительным регламентом, однако при условии соблюдения требований технических регламентов.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, ИП ФИО1 обратился в ДИиЗО с письменным обращением без указания всех сведений, установленных в п. 2.8.1 Административного регламента, тем самым обращение заявителя не соответствовало форме и содержанию заявления, утвержденного Приложением № 1 Административного регламента.

Письменное обращение не содержало приложений, что также не соответствует требованиям Административного регламента.

В приеме документов может быть отказано в случае, если к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства и настоящего Административного регламента (п. 2.15).

На основании изложенного, суд считает, что оспариваемый отказ не соответствует закону, однако не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с тем, что заявление ИП ФИО1 не соответствовало требованиям Административного регламента, влекущим отказ в приеме документов.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного, суд считает, что иные доводы сторон не имеют правового значения, подлежат оценке в случае отказа в удовлетворении заявления ИП ФИО1 об изменении вида разрешенного использования земельного участка при обращении в соответствии с положениями Административного регламента.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:108014:259 на автомобильный транспорт, выраженного в письме от 04.07.2023 № 2940/ДИиЗО, отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Судья А.Н. Устинова