ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-6361/11 от 17.01.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова, 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, E-mail: info@yakutsk.arbitr.ru, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск

20 января 2012 года

Дело №  А58-6361/11

Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2012 года, решение в полном объеме изготовлено 20 января 2012 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаевой К. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 07.11.2011 № У7-4852/03-05к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс"  (ОГРН <***>, ИНН <***>)о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без участия представителей сторон: административный орган – извещены (уведомление № 6770004514158), общество – извещены в порядке пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (возврат заказного письма № 67700045014165 с отметкой органа почтовой связи «Истек срок хранения»),

установил:

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 15-00 часов 10.01.2012 до 17-00 часов 17.01.2012, после перерыва судебное заседание продолжено в том же составе без участия представителей лиц, участвующих в деле.

Информации о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного разбирательства, объявлении перерыва в судебном заседании размещены на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе «Картотека арбитражных де» в сети Интернет 11.11.2011, 08.12.2011 и 11.01.2012 соответственно, доказательства, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщены к материалам дела.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом установлены обстоятельства дела.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу – далее административный орган обратился с заявлением от 07.11.2011 № У7-4852/03-05о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ресурс"  (ОГРН <***>, ИНН <***>) – далее общество, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности по обороту алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве 04.06.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером <***>, имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставку алкогольной продукции сроком действия с 30.07.2009 по 30.07.2014 с адресом фактической деятельности: <...>, литер 3.

Обществом отзыв на заявление не представлен.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом указанного, суд рассматривает дело по существу по имеющимся в деле доказательствам.

17.10.2011 административным органом вынесены решение о проведении процессуальных действий в рамках административного расследования в отношении ООО «Ресурс» на основании поступившей информации об обороте алкогольной продукции, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования на основании статей 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Ресурс» по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 86-90).

21.10.2011 административным органом произведен осмотр места осуществления деятельности организации по адресу: <...>, литер 3, в ходе которого установлено, что по данному адресу ООО «Ресурс» деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, не осуществляет при этом выявлено осуществление деятельности по адресу: <...>, о чем составлен протокол осмотра № 07-10/24-1, в связи с чем, 25.10.2011 сотрудниками административного органа произведен осмотр территории по указанному адресу, в ходе которого выявлено фактическое наличие алкогольной продукции в складском помещении и установлено осуществление оборота алкогольной продукции без надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных за 3 квартал 2011 года, осмотр произведен в присутствии понятых и директора общества ФИО1

25.10.2011 главным специалистом–экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в присутствии законного представителя общества ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 07-10/27, в котором зафиксировано: 25.10.2011 в ходе проведения процессуальных действий в рамках административного расследования в отношении ООО «Ресурс» выявлено, что фактически общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции без надлежаще оформленных товарно-сопроводительных документов по адресу: <...> литер Е, а именно в ТН от 26.09.2011 № 91, от 30.09.2011 № 97 (покупатель ООО «Феникс»), от 27.09.2011 № 92 (покупатель ООО «Саас»), от 27.09.2011 № 93 (покупатель ООО «Сырдахское»), от 27.09.2011 № 94 (покупатель ООО «АрФед»), от 29.09.2011 № 95 (покупатель ООО «ПО «Партнер») не заполнены реквизиты – отсутствуют сведения о лицах, принявших товар и печати (штампы) грузополучателей и отсутствуют транспортные разделы ТТН, выявленное деяние квалифицировано как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д 10-13). В объяснении к протоколу директором общества указано – факт не заполнения носит единичный характер, при отгрузке бухгалтер и кладовщик ООО «Ресурс» забыли оформить должным образом накладную (л.д. 14).

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ООО «Ресурс» к административной ответственности.

Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17 Кодекса.

Согласно пункту 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 02.10.2009 № 73, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, обеспечивающим взаимодействие Службы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществление функций, возложенных на Службу в границах Дальневосточного федерального округа.

Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24.07.2009 № 27 утвержден перечень должностных лиц Росалкогольрегулирования, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 указанного перечня, должностные лица территориальных органов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 25.10.2011 № 07-10/27 составлен главным специалистом–экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО ФИО2

Согласно должностному регламенту главного специалиста-эксперта отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, главный специалист-эксперт осуществляет контрольные мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нелагального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 3.2.1), осуществляет проведение проверок организаций по вопросу легальности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части соблюдения требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Следовательно, в силу вышеназванных норм, протокол от 25.10.2011 № 07-10/27 составлен уполномоченным лицом.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

Из протокола следует, что при его составлении участвовал директор ООО «Ресурс» ФИО1, ему разъяснены права и обязанности при производстве по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статья 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает, что нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении органом не допущено.

Часть 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Согласно абзацу шестому пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.

При этом документами, подтверждающими легальность производства и оборота алкогольной продукции, являются документы, указанные в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, в том числе товарно-транспортная накладная.

Согласно пункту 2 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи Федерального закона, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами, составленными по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, с содержанием обязательных реквизитов.

Согласно п. 2 настоящей статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные настоящей статьей.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, содержащимся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 N 132, для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется форма N ТОРГ-12 "Товарная накладная". Товарная накладная составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием их списания, а второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, документом, подтверждающим факт оприходования полученных организацией товарно-материальных ценностей, является товарная накладная, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями унифицированной формы N ТОРГ-12.

Согласно унифицированной форме № ТОРГ-12 в разделе "Груз принял" должны быть проставлены подпись и расшифровка подписи должностного лица грузополучателя.

Как следует из материалов дела в товарных накладных от 26.09.2011 № 91, от 30.09.2011 № 97 (покупатель ООО «Феникс»), от 27.09.2011 № 92 (покупатель ООО «Саас»), от 27.09.2011 № 93 (покупатель ООО «Сырдахское»), от 27.09.2011 № 94 (покупатель ООО «АрФед»), от 29.09.2011 № 95 (покупатель ООО «ПО «Партнер») не заполнены сведения о лицах, принявших товар и печати (штампы) грузополучателей, при этом также отсутствуют транспортные разделы ТН.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что товарные накладные ООО «Ресурс» оформлены ненадлежащим образом, следовательно, в действиях общества усматривается событие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение относится к категории длящихся правонарушений и срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента, когда административным органом выявлен факт противоправного деяния, в данном случае 25.10.2011.

Следовательно, срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.

По совокупности изложенных обстоятельств дела, заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 07.11.2011 № У7-4852/03-05 подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 4.1 Кодекса установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих обстоятельства, отягчающие административную ответственность и отсутствие сведений о наложении ареста на алкогольную продукцию, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде наложения штрафа в минимальном размере, а именно сорока тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 174, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Зачислить сумму административного штрафа по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу), ИНН <***>, КПП 272101001, КБК 16011608000010000140, ОКАТО 08401375000, номер счета получателя платежа 40101810300000010001, банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск; БИК 040813001.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья А. Н. Устинова