Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
30 марта 2022 года | Дело № А58-67/2022 |
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А., рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Муниципального казенного учреждения "Ленское управление сельского хозяйства" Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) без даты и номера к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления № 1/15.14-2021/353 от 14.12.2021, без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Ленское управление сельского хозяйства" Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления об авдмин6истративном правонарушении по делу № 1/15.14-2021/353 от 14.12.2021, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 24 278 рублей.
Определением арбитражного суда от 12.01.2022 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ).
О принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
Обосновывая заявленные требования, заявитель указывает, что административным органом сделан неправильный вывод о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения.
В представленном отзыве на данное заявление Министерство отклонило доводы заявителя, указав, что процедура привлечения заявителя к административной ответственности была соблюдена, виновность Учреждения в совершении правонарушения установлена достоверными доказательствами, а состав правонарушения присутствует.
10.03.2022 судом принято решение путем подписания резолютивной части решения в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ. Решение, принятое в порядке упрощенного производства, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с указанным решением, требования заявителя были признаны обоснованными и Постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Административный орган не согласился с указанным решением суда и направил 24.03.2022 апелляционную жалобу, в связи с чем изготовлено мотивированное решение Арбитражного суда.
Материалами дела установлены следующие обстоятельства.
Указом Президента PC (Я) от 07.10.2011 №934 утверждена Государственная программа PC (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы» (далее - Государственная программа).
В соответствии со статьей 1 Закона PC (Я) от 15.12.2010 № 881-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов PC (Я) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами). При этом, органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия за счет средств государственного бюджета PC (Я).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного Закона субвенции, предоставляемые на осуществление отдельных государственных полномочий, включают в себя расходы на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, расходы на материально-техническое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, а также расходы на оплату труда работников, осуществляющих указанные полномочия.
В целях реализации данного Закона постановлением Правительства PC (Я) от 30.12.2011 № 678 утвержден Порядок расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (далее по тексту Порядок № 678).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка № 678 настоящий Порядок определяет правила расходования, учета и отчетности субвенций, предоставляемых из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1.2 Порядка № 678 финансирование расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, осуществляется за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете PC (Я) на соответствующий год, в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 678 Уполномоченным органом по финансированию (администрированию) субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства является Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.5 Порядка № 678 субвенции предоставляются из государственного бюджета PC (Я) местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств Муниципальных образований, возникающих при осуществлении Муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках реализации государственной программы PC (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы» в 2019 году и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы» в 2020 году.
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка № 678 субвенции носят целевой характер.
Согласно пункту 2.3 Порядка № 678 в целях осуществления муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, целевого и эффективного расходования субвенций подписываются соглашения между ФИО1 (Я) и Муниципальными образованиями об обязательствах Сторон, включающие показатели эффективности использования субвенций Муниципальными образованиями. Показатели эффективности использования субвенций формируются на основании целевых индикаторов государственной программы PC (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы» в 2019 году, «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы» в 2020 году.
В соответствии с указанными нормативными актами 30.01.2020 между ФИО2 (Я) и Администрацией МО «Ленский район» было заключено соглашение № С-41/04 о предоставлении в 2020 году субвенций из государственного бюджета PC (Я) бюджету муниципального образования «Ленский район» на осуществление органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, в том числе на развитие растениеводства (овощеводство, картофелеводство), табунного коневодства.
Постановлением и.о. главы МО Ленский район» от 08.10.2019 № 01-03/901/9 утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из бюджета муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.4 данных Правил получателями субсидии являются: организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), крестьянские (фермерские) хозяйства, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Приказом Учреждения от 14.02.2020 № 5 был объявлен отбор получателей субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат по производству овощей открытого грунта, по результатам которого распоряжением Администрации МО «Ленский район» РС(Я) от 17.03.2020 №01-04-446/0 были утверждены 11 получателей субсидии.
Между заявителем и установленными получателями субсидий были заключены соглашения о предоставлении субсидий от 19.03.2020 на сумму 1 390 868,50 рублей.
В соответствии с утвержденным Планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на 2021 год, на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 27.10.2021 № 01-04/1652 «О назначении выездной проверки в муниципальном образовании «Ленский район» Республики Саха (Якутия)» были проведено контрольное мероприятие по соблюдению бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2019-2020 годы.
В результате указанного контрольного мероприятия административным органом были проведены встречная проверка Учреждения, по результатам которой был составлен акт от 25.11.2021.
Указанной встречной проверкой административным органом были установлены нарушение бюджетного законодательства в виде нецелевого использования средств субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выразившееся в направлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на производство овощей открытого грунта получателями, которые по своим критериям не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Усмотрев в данных действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ главный контролер-ревизор первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства 03.12.2021 в отношении Учреждения был составлен Протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ.
14.12.2021 административный орган в лице заместителя министра рассмотрел материалы административного дела в отношении заявителя и вынес Постановление об административном правонарушении № 1/15.14-2021/353, в соответствии с которым признал Учреждение виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 24 278 рублей.
Несогласие с данным Постановлением административного органа послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
В представленном отзыве Министерство отклонило доводы заявителя указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2014 N 315, Министерство является органом внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок. Полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля определены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) контроля, в том числе осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Министерством государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Министерств финансов Республики Саха (Якутия) от 07.07.2014 N 01-04/0499-н, Министр финансов Республики Саха (Якутия), его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере.
Руководитель, заместитель руководителя, специалисты, контролеры-ревизоры департамента составляют протоколы об административных правонарушениях.
Следовательно, протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесено должностными лицами Министерства в рамках своих полномочий.
Согласно оспариваемому постановлению заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации-получатели.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.
Как следует из материалов дела заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, а именно нецелевое использование бюджетных средств, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.
При этом вина Учреждения по мнению административного органа выражалась в нецелевом использовании средств субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выразившихся в направлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат на производство овощей открытого грунта получателями, которые по своим критериям не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В качестве доказательств по делу об административном правонарушении явились собранные документы, отраженные в акте встречной проверки Учреждения, которая проводилась в целях контроля использования средств, предоставленных из государственного бюджета субвенций органу местного самоуправления.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, так и государственные (муниципальные) учреждения.
Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1 БК РФ).
Законные методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля определены статьей 276.1 БК РФ, к ним отнесены проверки, ревизии, обследования.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2 статьи 276.1 указанного Кодекса).
Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверками проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3 статьи 276.1 БК РФ).
Таким образом, из приведенных норм следует, предметом встречной проверки не может являться внутренняя финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка, то есть данное лицо в рассматриваемых правоотношениях не выступает в качестве объекта контроля.
Как следует из материалов дела, встречная проверка Учреждения назначена в рамках выездной проверки в муниципальном образовании «Ленский район» Республики Саха (Якутия)», однако Учреждение не является объектом контроля в рамках назначенной камеральной проверки.
Следовательно, Министерством в отношении Учреждения в рамках встречной проверки осуществлен сбор доказательств нецелевого использования бюджетных средств с превышением полномочий административного органа.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении учреждения и привлечения указанного лица к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе встречной проверки и обстоятельства, установленные на основании указанных доказательств, зафиксированные в акте по результатам ее проведения.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, в рассматриваемом случае доказательства совершения административного правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ получены с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением закона. Такие доказательства не могли быть положены в основание постановления № 1/15.14-2021/353 от 14.12.2021 по делу об административном правонарушении.
Недоказанность состава административного правонарушения влечет признание арбитражным судом постановления о назначении административного наказания незаконным.
Недоказанность наличия в действиях Учреждения события вмененного ему административного правонарушения, по мнению суда, безусловно, свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления о назначении административного штрафа по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является незаконным, а заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Муниципального казенного учреждения "Ленское управление сельского хозяйства" Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) без даты и номера удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 14.12.2021 № 1/15.14-2021/353 о назначении Муниципальному казенному учреждению "Ленское управление сельского хозяйства" Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 24 278,0 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | В.А. Андреев |