ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7081/06 от 16.10.2009 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Якутск Дело № А58-7081/2006

04.12. 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2009

Полный текст решения изготовлен 04.12.2009

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Аринчёхиной А.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Аринчёхиной А.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

к открытому акционерному обществу судоходной компании «АЛРОСА-Лена»

третье лицо с самостоятельными требованиями относительно предмета спора Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Закрытое акционерное общество «777»

о признании права собственности

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности

от ответчика: ФИО2 по доверенности

от министерства финансов Республики Саха (Якутия): ФИО3 по доверенности

от министерства имущественных отношений Республик Саха (Якутия): ФИО4 по доверенности, ФИО5 по доверенности

Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к открытому акционерному обществу судоходной компании «АЛРОСА-Лена» о признании права собственности на долю здания ЛКСЭМ занимаемую Ленской Инспекцией охраны природы за Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия).

Определением суда от 23.01.2007 судом принято уточнение иска от 23.01.2007 о признании права собственности на долю помещения в административном здании ОАО СК «АЛРОСА-Лена», находящегося по адресу: <...>, площадью 101,7 кв.м.

Решением от 01.06.2007 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) исковые требования удовлетворены.

Постановлением от 16.08.2007 Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решением от 01.06.2007 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 16.08.2007 Четверного арбитражного апелляционного суда отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Определением суда от 16.01.2008 назначено предварительное судебное заседание в арбитражном суде первой инстанции.

Определением суда от 18.02.2008 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерство Финансов Республики Саха (Якутия).

Определением суда от 25.04.2008 в порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято обоснование иска, в котором истец пояснил, что Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) на основании пунктов 4.4 и 4.5 трехстороннего договора от 18.09.2002 имеет право обратиться с исковым заявлением в судебные органы для разрешения имущественных споров. Этим же определением суда удовлетворено заявление Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования: признать право государственной собственности Республики Саха (Якутия) на долю в объекте недвижимого имущества – нежилое сооружение назначение – контора, расположенного по адресу: Республики Саха (Якутия), <...>, соответствующую внесенным денежным средствам на строительство здания административного корпуса в размере 3 000 000 руб.

Определением суда от 26.05.2008 принято уточнение требований третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне истца - Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о признании государственной собственности Республики Саха (Якутия) на долю в объекте недвижимого имущества – нежилое сооружение, назначение – контора, расположенного по адресу: <...>, соответствующую, внесенным денежным средствам на строительство здания административного корпуса в размере 3 000 000 рублей.

Определением суда от 20.01.2009 с учетом исправления опечатки определением суда от 25.03.2009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца закрытое акционерное общество «777».

В судебном заседании объявлялись перерывы до 11 ч. 00 м. 15.10.2009, до 14 ч. 00 м. 16.10.2009, после которых судебное заседание продолжено.

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) заявило ходатайство об уточнении требований (уточнение к заявлению от 25.04.2008 № И-06-3342 о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельное требование) на основании статей 49, 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 дополнительного соглашения от 22.12.2003 к трехстороннему договору от 18.09.2002, заключенному Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия), ОАО Судоходной компанией «АЛРОСА-Лена» и ЗАО «777» просит о признании права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на долю в объекте недвижимого имущества – нежилое сооружение назначение – контора, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия) <...>, соответствующую внесенным денежным средствам на строительство здания административного корпуса в размере 3 000 000 руб. в размере 6,48% или 81 кв.м. от общей площади здания, согласно прилагаемому расчету и отказать в удовлетворении исковых требований Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), изложенных в заявлении 18.10.2006 б/н.

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение заявленных требований третьего лица с самостоятельными требованиями Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

Представитель истца в судебном заседании заявил, что поддерживает ходатайство третьего лица Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и заявил отказ в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от иска в полном объеме.

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом того, того, что отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, удовлетворено ходатайство истца об отказе от иска, в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части прекращено.

Представитель Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) заявил отказ в части требований об отказе в удовлетворении иска Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят отказ третьего лица от требований об отказе в удовлетворении иска Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), изложенных в заявлении от 18.10.2006 б/н, в порядке пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части прекращено.

С учетом вышеизложенного подлежат рассмотрению по существу по данному делу, требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о признании права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на долю в объекте недвижимого имущества – нежилое сооружение назначение – контора, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия) <...>, соответствующую внесенным денежным средствам на строительство здания административного корпуса в размере 3 000 000 руб. в размере 6,48% или 81 кв.м. от общей площади здания, согласно прилагаемому расчету.

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) поддержало заявленные требования.

Ответчик иск не признал, представил отзыв, в котором указал, что Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) не представило документов, подтверждающих соблюдение процедур санкционирования и финансирования объекта строительства в соответствии с нормами пунктов 2 и 3 статьи 80, статей 219-228 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считает, что это является нарушением, свидетельствующим о несанкционированном выделении денежных средств и произведенным в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, следовательно, полагает, что статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению, а требования не подлежат удовлетворению.

Третье лицо, Министерство финансов Республики Саха (Якутия) требования Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) поддержало, считает их обоснованными.

Третье лицо, закрытое акционерное общество «777» не явилось в судебное заседание, надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного заседания, отзыв не представило.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, установил:

Как следует из материалов дела, 18.09.2002 между Министерством природы Республики Саха (Якутия) (инвестор), ОАО СК «АЛРОСА-Лена» (заказчик) и ЗАО «777» (подрядчик) заключен трехсторонний договор, согласно которому заказчик поручает, подрядчик выполняет, а инвестор финансирует работы по строительству объекта «Лабораторный корпус системы экологического мониторинга в г.Ленске», расположенного по адресу: <...>.

Пунктом 2.2 данного договора установлена стоимость работ 1 000 000 руб.

20.12.2002 Министерство природы Республики Саха (Якутия) и ОАО СК «АЛРОСА-Лена» заключили договор инвестиционных условий, предметом которого является строительство административного здания ОАО СК «АЛРОСА-Лена», расположенного по адресу: <...>.

Пунктом 1.2 договора инвестиционных условий от 20.12.2002 установлено, что заказчик ОАО СК «АЛРОСА-Лена» обязуется в построенном административном здании предоставить инвестору Министерству природы Республики Саха (Якутия) помещение площадью 101,7 кв.м. для лаборатории Ленской инспекции охраны природы по договору аренды.

22.12.2003 между сторонами трехстороннего договора от 18.09.2002 Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия), ОАО СК «АЛРОСА-Лена», ЗАО «777» заключено дополнительное соглашение, согласно которому Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) дополнительно перечисляет 2 000 000 руб. по трехстороннему договору от 18.09.2002 на финансирование спорного объекта.

Пунктом 2 дополнительного соглашения стороны установили, что Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) владеет собственностью спорного объекта в пределах, внесенных денежных средств, в период строительства.

Спорный объект принят в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта от 30.12.2004.

Право собственности на спорный объект зарегистрировано за ОАО СК «АЛРОСА-Лена» в установленном законом порядке.

Истец полагая, что ему принадлежит доля помещений в спорном объекте на праве собственности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) полагая, что не истцу, а Республике Саха (Якутия) принадлежит доля помещений в спорном объектом на праве собственности, вступило в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.

Затем истец согласился с доводами Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и отказался от заявленных требований в полном объеме, который судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят судом и производство по делу в этой части по пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено.

Из материалов дела следует, что трехсторонний договор от 18.09.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2003) заключен Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия) на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.04.2002 № 164 «Об утверждении инвестиционной программы Республики Саха (Якутия)» на 2002 г.» и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2002 № 547 «Об утверждении инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003г.».

В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2002 № 547 «Об утверждении инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003 г.» указано, что государственные заказчики определяются в соответствии с пунктом 1.3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.02.2002 № 53 «Об утверждении Положения о порядке формирования и финансирования Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), в пункте 1.3 которого предусмотрено, что под государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень, понимаются государственные органы исполнительной власти (отраслевые министерства и ведомства, администрации городов и улусов)).

В соответствии с действовавшим на момент заключения трехстороннего договора от 18.09.2002 Положением Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.05.1998 № 224 «Вопросы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)» Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) является единым природоохранным органом исполнительной власти, осуществляющим совместно с Государственным Комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология Российской Федерации), согласованную политику, государственное управление и координацию в сфере охраны окружающей среды.

По условиям трехстороннего договора от 18.09.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2003) Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) финансирует работы по строительству спорного объекта.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», осуществляемой в форме капитальных вложений» инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора, заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» осуществляемой в форме капитальных вложений» решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

- в федеральном бюджете – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации.

- в бюджетах субъектов Российской Федерации – при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 153, 219, 225 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность использования бюджетных средств, только согласно утвержденному представительным органом соответствующему бюджету.

В силу статей 162, 225, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиком продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.02.2002 № 53 «Об утверждении Положения о порядке формирования и финансирования инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 714, утверждено Положение о порядке формирования и финансирования Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия). Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Положения (утв. Пост. Правительства РС (Я) от 04.02.2002 № 53) установлено, что перечень строек и объектов Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) формируется с целью реализации республиканских программ, на основании Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия)» на соответствующий год, для каждого государственного заказчика с указанием заказчиками строек и объектов, включенных в перечень, понимаются государственные органы исполнительной власти (отраслевые министерства и ведомства, администрации городов и улусов).

В Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденной Законом Республики Саха (Якутия) от 29.01.2002 З№333-II «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002 год» (приложение № 12), расходы на Республиканскую целевую программу «Оздоровление экологической обстановки «Алмазной провинции» в 2002-2005г.г.» предусмотрены одной строкой без по объектного распределения, объект «Лабораторный корпус системы экологического мониторинга» в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия), как отдельный объект не числится. На реализацию Республиканской целевой программы «Оздоровление экологической обстановки «Алмазной провинции» в 2002-2005 г.г.».

Законом Республики Саха (Якутия) от 29.01.2002 З№ 333-II «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2002 год» было изначально предусмотрено 40 300 000 руб. Указанные расходы учтены в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по разделу 3130 «Расходы за счет целевого фонда, консолидируемого в бюджете». Уведомления о бюджетных ассигнованиях направлены всем получателям бюджетных средств, включая Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия). В ходе, последующих уточнений расходов государственного бюджета расходы по указанной целевой программе составили 47 344 000 руб. Копия росписи государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2002 год, утвержденная Министерством финансов Республики Саха (Якутия) ФИО6 от 17.04.2002 года, по разделу 313 представлена в материалы дела.. В росписи государственного бюджета Республики Саха (Якутия) значится первоначально утвержденный лимит бюджетных ассигнований в размере 40 300 000 рублей, т.к. сводная бюджетная роспись в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации составляется в начале финансового года в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 11.12.2002 91-З № 467-II «О государственном бюджете Республике Саха (Якутия) на 2003 год» утвержден перечень основных направлений и объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений по Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2003 год согласно приложению 7 к настоящему Закону, где в пункте 105 «Система экологического мониторинга» раздела «Охрана окружающей среды» предусмотрено финансирование в размере 10 800 000 руб. за счет государственных капитальных вложений Республики Саха (Якутия). Согласно расшифровке «Природоохранные мероприятия по подпрограмме «оздоровление экологической обстановки Алмазной провинции» Республиканской целевой программы «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы» в 2003 году», в блоке «Система экологического мониторинга» предусмотрено долевое участие в строительстве лабораторного корпуса в г. Ленск на сумму 2 000 000 руб.

Согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.04.2002 № 164 «Об утверждении инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2002 год.», блоку I приложения № 9 «Перечень природоохранных мероприятий по Республиканской централизованной программе «Оздоровление экологической обстановки Алмазной провинции» в 2002-2005 гг.» в 2002 году», в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2002 год предусмотрено финансирование долевого участия в строительстве лабораторного корпуса системы экологического мониторинга в г Ленске на сумму 1 000 000 руб.

Согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.10.2002 № 547 «Об утверждении инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003 год», пункту 94 приложения № 1 Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2003 год в разрезе отраслей и источников финансирования», в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2003 год предусмотрено финансирование системы экологического мониторинга на сумму 10 800 000 руб. Согласно расшифровке «Природоохранные мероприятия по подпрограмме «Оздоровление экологической обстановки Алмазной провинции Республиканской целевой программы «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы» в блоке «Система экологического мониторинга» предусмотрено долевое участие в строительстве лабораторного корпуса в г. Ленск в 2003 году на сумму 2 000 000 руб.

Таким образом, и в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2002 год, и в Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2003 год были надлежащим образом предусмотрены средства на финансирование долевого участия Республики Саха (Якутия) в строительстве лабораторного корпуса экологического мониторинга в г. Ленске на общую сумму 3 000 000 руб.

На момент заключения трехстороннего договора от 18.09.2002 в статье 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствовали требовании о включении в закон о бюджете данных о юридическом лице, об объеме и цели выделенных бюджетных ассигнований, поэтому суд доводы ответчика со ссылкой на пункты 2 и 3 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации в не действовавшей на момент заключения договора редакции, считает необоснованными.

Довод ответчика о том. что имело место несанкционированное изменение лимитов бюджетных обязательств, суд признает необоснованным, поскольку при финансировании бюджетных ассигнований во исполнение как Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2002 г., так и Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003 г. не было произведено изменений сумм финансирования на строительства объекта «Лабораторный корпус системы экологического мониторинга в г. Ленске». Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2002 год утверждена 04.04.2002, трехсторонний джоговор подписан 18.09.2002, где указана сумма 1 000 000, как предусмотрено приложением № 9 к Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.04.2002 № 164. Инвестиционная программа Республики Саха (Якутия) на 2003 г. утверждена 24.10.2002, а дополнительное соглашение к трехстороннему договору от 18.09.2002 подписано 22.12.2003, где указана сумма 2 000 000 руб., в соответствии с положениями Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2003 год с учетом расшифровки «Природоохранные мероприятия по подпрограмме «Оздоровление экологической обстановки Алмазной провинции» РЦП «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2003-2006 годы» в 2003 году»). Данный факт также подтверждается копиями платежных поручений от 23.04.2003 и от 25.12.2003, имеющимися в материалах дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании трехстороннего договора от 18.09.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2003), счетов-фактур № 8 от 08.04.2003 и № 12 от 22.12.2003, справок выполненных работ б/н от 22.12.2003 по платежным поручениям № 741 от 23.04.2003 и № 2734 от 25.12.2003 осуществлено финансирование работ по строительству объекта «Лабораторный корпус системы экологического мониторинга в г. Ленске» за счет государственных капитальных вложений Республики Саха (Якутия) соответственно 1 000 000 руб. и 2 000 000 руб., где инвестором – государственным заказчиком строительства объекта Инвестиционной программы на 2003 год выступило Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что трехсторонний договор от 18.09.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2003) соответствует требованиям законодательства.

Доводы ответчика о возврате истцу 1 000 000 руб. платежным поручением от 30.12.2003 № 483 на основании письма № 147 от 30.12.2003 суд признает необоснованными, поскольку, в соответствии с трехсторонним договором от 18.09.2002 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2003) истребовать денежные средства по договору вправе только сторона по договору, вместе с тем, денежные средства в сумме 1 000 000 руб. были истребованы начальником Инспекции охраны природы Ленского района ФИО7 лицом, не уполномоченным истцом.

Доводы ответчика о том, что денежные средства были перечислены в рамках договора инвестиционных условий от 20.12.2002 суд также признает необоснованными, поскольку, в платежных поручениях № 741 от 23.04.2003 и № 2734 от 25.12.2003 в назначении платежа указан договор от 18.09.2002. Переписка сторон, в том числе письмо № 86 от 18.04.2006 свидетельствуют об отношениях сторон, по поводу передачи в собственность части помещений, расположенных в спорном здании и занимаемых Ленской районной инспекцией охраны природы.

Суд в порядке статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признает письмо Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 21.12.2006 недопустимым доказательством.

Согласно статье 67 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции ФЗ от 24.07.2002, при осуществлении капитальных расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями являются капитальными расходами бюджетов. Статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть имущества указанных юридических лиц.

Материалы дела свидетельствуют, что финансирование по трехстороннему договору от 18.09.2002 производилось из бюджета Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 22.12.2003 к трехстороннему договору от 18.09.2002, Министерством охраны природы Республики Саха Якутия) владеет собственностью административного здания по адресу: <...> в пределах внесенных денежных средств в период строительства.

Суд руководствуясь положениями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации приходит к выводу, что из положений дополнительного соглашения от 22.12.2003 к договору от 18.09.2002 следует, что воля сторон была направлена на возникновение права собственности Республики Саха (Якутия) на часть общей долевой собственности на объект недвижимого имущества – контору, расположенную по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, в виде доли в праве общей долевой собственности, пропорциональную вкладу – внесенным денежным средствам на строительство Здания административного корпуса в размере 3 000 000 руб.

Из материалов дела следует из материалов дела, общая площадь спорного здания составляет 1 250, 4 кв. м.

В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта от 30.12.2004 общая стоимость здания составляет 46 086 227 руб.

46 086 227 руб. : 1 250, 4 кв. м. = 36 857 руб. 19 коп.

Следовательно, стоимость 1 кв. м. спорного объекта составляет 36 857 руб. 19 коп.

3 000 000 руб. : 36 857, 19 руб. = 81, 40 кв.м.

Таким образом, доля Республики Саха (Якутия) в спорном здании составляет 81,4 кв.м. или 6,48 % (81 кв.м х 100 % : 1250,4 кв.м. = 6,48 %) от общей площади спорного здания.

Выбранный третьим лицом, с самостоятельными требованиями способ защиты в виде признания права соответствует требованиям статьи 12 Гражданского кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с частью 7 пункта 3 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 203-3 № 411-III «Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия) государственный орган по управлению государственным имуществом представляет интересы Республики Саха (Якутия) и осуществляет управление государственной собственностью в Республике Саха (Якутия). Согласно пункту 2 статьи 18 настоящего Закона государственный орган по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) вправе выступать в судах в защиту государственных интересов по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственной собственностью Республики Саха (Якутия). В соответствии с Положением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 13.12.2007 № 503 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в новой редакции». Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Саха (Якутия). Пунктом 3.56 указанного Положения предусмотрено, что Министерством имущественных отношений по Республике Саха (Якутия) обеспечивает от имени Республики Саха (Якутия) защиту имущественных прав и интересов Республики Саха (Якутия), в том числе земель и иных объектов собственности Республики Саха (Якутия).

В силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

При указанных обстоятельствах, в силу статей 218, 244, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признает требования Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Ответчиком заявлено требование о возмещении судебных издержек в сумме 108 142 руб. 50 коп., которое с учетом результатов рассмотрения дела, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.

Истец при подаче иска по платежному поручению от 19.09.2006 № 2099 оплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 2 000 руб., которая с учетом отказа истца от иска подлежит возврату истцу из федерального бюджета в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Третье лицо, с самостоятельными требованиями относительно предмета спора Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) освобождено от уплаты государственной пошлины.

С учетом вышеизложенного, с учетом результатов рассмотрения дела, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 106, 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Принять отказ Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от исковых требований.

Прекратить производство по делу в части исковых требований Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Принять отказ Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от требований в части: отказа в удовлетворении иска Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Прекратить производство по делу в части требований Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) об отказе в удовлетворении иска Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Удовлетворить требования Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

Признать право государственной собственности Республики Саха (Якутия) на долю в объекте недвижимого имущества – нежилое сооружение назначение – контора, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия) <...>, соответствующую внесенным денежным средствам на строительство здания административного корпуса в размере 3 000 000 руб. в размере 6,48% или 81 кв.м. от общей площади здания.

Взыскать с Открытого акционерного общества Судоходной компании «АЛРОСА-Лена» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Заявление Открытого акционерного общества Судоходной компании «АЛРОСА-Лена» о возмещении судебных издержек в сумме 108 142 руб. 50 коп. (сто восемь тысяч сто сорок два рубля пятьдесят копеек) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый Апелляционный Арбитражный Суд

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья А.Ю. Аринчёхина