Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
05 декабря 2019 года
Дело № А58-7278/2019
Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2019
Мотивированное решение изготовлено 05.12.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Аринчёхиной А. Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению образования Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 989 431,09 руб.,
при участии:
от истца: ФИО2 по доверенности б/н от 15.04.2019 (л.д.15), диплом серии 137704 №0020104, рег. номер 01-04-0278- 18-04 от 05.07.2018 (л.д.105);
от ответчика: ФИО3 по доверенности №01-86/2167 от 15.10.2019 (л.д.111), диплом серии ВСГ №0718866, рег. номер 05837-Ю от 09.06.2007 (л.д.109), (копия свидетельства о заключении брака серии I-CH №599651 от 12.07.2008 и решение от 12.09.2019 по делу 2-1868/43-19 в подтверждение смены фамилии);
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Управлению образования Окружной администрации города Якутска (далее - ответчик) о взыскании 989 431,09 руб., в том числе 924 412 руб. неосновательного обогащения и 65 019 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по с. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 26.07.2018 по 28.06.2019.
Судом, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 00 минут 28.11.2019 до 15 часов 00 минут 02.12.2019 года. Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено.
В материалы дела поступили:
от истца: возражение б/н от 25.11.2019 на дополнение к отзыву от 21.10.2019, с приложениями согласно перечню;
от ответчика: дополнение №01-86/2215 от 21.10.2019 к отзыву на исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения, с приложениями.
Судом, поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании пояснила свою позицию, поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
30 апреля 2019 г. комиссией в составе индивидуального предпринимателя ФИО1, главного бухгалтера ФИО4, заведующей д/с филиала ФИО5, 1, и заведующей д/с филиала Островского, 2 , ФИО6, заведующей д/с филиала ФИО7, 38 ФИО8, заведующей д/с филиала ФИО9, 12/1, ФИО10 составлен акт внеплановой бухгалтерской проверки (л.д. 8), в котором указано, что перечисление 25 июня 2018 г. денежных средств в сумме 924 412 рублей по платежному поручению от 25.06.2018 №527 (л.д. 9) на счет Департамента финансов г. Якутска, Управления образования окружной администрации города Якутска считать ошибочным, денежные средства подлежат возврату.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия б/н от 27.05.2019 (л.д. 10) о возврате ошибочно перечисленных денежных средств в размере 924 412 руб., которая вручена 28.05.2019 согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67700035059749 (л.д.13).
10.06.2019 года Управлением образования Окружной администрации города Якутска направлен ответ на претензию от 10.06.2019 №01-06/1309 (л.д. 32-34) об отказе в возврате перечисленных денежных средств в связи с тем, что указанные средства были перечислены истцом в бюджет городского округа «город Якутск» на основании результатов проверки, проведенной согласно приказу Управления образования Окружной администрации города Якутска от 07 февраля 2018 года № 01-10/93 «О проведении проверки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет и имеющих лицензию на образовательную деятельность».
Отказ в добровольном порядке исполнить указанное требование послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании 989 431,09 руб., в том числе 924 412 руб. неосновательного обогащения и 65 019 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по с. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 26.07.2018 по 28.06.2019.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласен в полном объеме по доводам, указанным в отзыве и в дополнении к нему.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В Постановлении от 25 января 2001 года N 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, на основании статьи 120 Конституции Российской Федерации самостоятельно решая вопрос о том, подлежит ли та или иная норма применению в рассматриваемом им деле, уясняет смысл нормы, т.е. осуществляет ее казуальное толкование. В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, т.е. применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве.
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям:
1) о возврате исполненного по недействительной сделке;
2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения;
3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством;
4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Поскольку неосновательным обогащением признается получение денежных средств без установленных законом или сделкой оснований, поэтому лицо, предъявляющее требование о его взыскании, обязано в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, факт отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности фактов, подтверждающих неосновательное приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 Информационного письма N 49 от 11.01.2000 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой стороне о возврате ошибочно исполненного.
Из диспозиции указанной нормы права, а также нормы статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в предмет доказывания при взыскании стоимости неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также факт пользования чужим имуществом, на что прямо указывает пункт 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и размер взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
- формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;
- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
- отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 292.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Постановлением Окружной администрации города Якутска от 30.11.2015 №307п (л.д. 47-65) утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста на территории городского округа «город Якутск» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.14 Порядка, между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Управлением образования Окружной администрации города Якутска по результатам конкурсного отбора заключено Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющими услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в возрасте 3 до 7 лет от 10.05.2017 № 2017-20-л.
Условия предоставления субсидии установлены пунктом 3.3 Порядка:
1. исключение из платы родителей (законных представителей), взимаемой субъектом малого и (или) среднего предпринимательства, суммы субсидий в расчете на одного воспитанника, представленной данному Получателю субсидии из бюджетов всех уровней;
2. размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, обучающимися в частной организации, размер которой не превышает 200 процентов от оплаты, взимаемой с родителей или законных представителей за присмотр и уход за ребенком, установленной в городском округе «город Якутск», а также о согласовании родителей (законных представителей) на выход из муниципальной очереди или изменении статуса в такой очереди на «перевод на другое учреждение».
3. наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
4. наличие детей в возрасте от 3 до 7 лет, состоящих в муниципальной очереди на предоставление места в детский сад и получающих услуги по присмотру и уходу за детьми у субъекта малого и (или) среднего предпринимательства, претендующего на получение субсидии;
5. наличие условий, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и правилам пожарной безопасности;
6. наличие работников, имеющих профессиональное образование (дошкольное образование);
7. отсутствие просроченной задолженности по страховым взносам, налоговым или иным обязательным платежам бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно п. 1.1. Соглашения индивидуальный предприниматель ФИО1, как получатель субсидии, представляет услугу по присмотру и уходу за детьми, а Окружная администрация города Якутска возмещает за счет средств городского бюджета Республики Саха (Якутия) с учетом софинансирования из бюджета городского округа «город Якутск» от общей суммы (возмещений) затрат по нормативу на присмотр и уход детей, посещающих дошкольное учреждение.
Сумма субсидии, согласно заключенному Соглашению от 10 мая 2017 года № 2017-20-л, составляет 7 708 656,00 (семь миллионов семьсот восемь тысяч шестьсот пятьдесят шесть рублей) 00 копеек. Ежемесячно в размере 3 917 (три тысячи девятьсот семнадцать рублей) на одного ребенка.
Согласно указанному Порядку, Главный распорядитель бюджетных средств и орган муниципального финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателям в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации. Результат проверки оформляется актом и доводится до получателя бюджетных средств и получателя субсидии.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств бюджета городского округа «город Якутск» осуществляет Организатор (п. 1.5. Порядка).
Организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидии является Управление образования Окружной администрации города Якутска (далее - Организатор) (п. 1.4 Порядка).
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Таким образом, проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий предоставляет собой отдельное направление контрольной деятельности главных распорядителей бюджетных средств. По отношению к получателям бюджетных средств, имеющих целевое значение, главные распорядители бюджетных средств вправе проводить камеральные или выездные проверки с передачей информации о выявленных нарушениях органам государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного и в соответствии с разделом 5 Порядка, Управлением образования Окружной администрации города Якутска - главным распорядителем бюджетных средств, было принято решение о проведении проверки - приказ Управления образования об учредительном контроле от 07 февраля 2018 года № 01-10/93.
На основании приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска от 07 февраля 2018 года № 01-10/93 «О проведении проверки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет и имеющих лицензию на образовательную деятельность» проведена проверка деятельности субъекта малого и (или) среднего предпринимательства – индивидуального предпринимателя ФИО1, в рамках которой ответчиком у истца запрошены списки детей (получателей), за которыми осуществлялся присмотр и уход в 2017 году.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 28.05.2017 соблюдения субъектом малого и (или) среднего предпринимательства в 2017 году условий предоставления субсидии на возмещение затрат по осуществлению услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет от 28.05.2018 (л.д. 43-46), в котором указано, что истцом допущены нарушения условий предоставления субсидий, а именно в списках обнаружены дети, не состоящие в очереди и дети, которые отсутствуют в представленных к проверке табелях посещаемости детей за 2017 год и истцом необоснованно получены средства субсидии в размере 924 412,00 (девятьсот двадцать четыре тысячи четыреста двадцать) рублей который не признан недействительным.
Акт проверки соблюдения субъектом малого и (или) среднего предпринимательства в 2017 году условий предоставления субсидии на возмещение затрат по осуществлению услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет от 28.05.2018 был представлен под роспись представителю истца ФИО11 по доверенности, которая 28.05.2018 была ознакомлена с актом, согласилась с результатами проверки и возражений не имела.
Управлением образования Окружной администрации города Якутска в материалы дела представлена копия нотариально оформленной доверенности серии 14АА №1261477 от 11.06.2018 на ФИО11, согласно которой индивидуальный предприниматель ФИО1 уполномочивает ФИО11, среди прочего получать на руки документы от всех органов, учреждений и организаций Республики Саха (Якутия), подписывать необходимые документы, расписываться за нее и совершать все действия, связанные с выполнением этих поручений.
Пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Пункт 50 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» квалифицирует выдачу доверенности как одностороннюю сделку.
В силу пункта 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Представленная в дело доверенность от 11 мая 2018 г. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, составлена в письменном виде, подписана ФИО1 лично, что подтверждено нотариусом, содержит указание на право представителя совершать указанные в ней действия, в том числе получать на руки документы от всех органов, учреждений и организаций Республики Саха (Якутия), подписывать необходимые документы, расписываться за предпринимателя и совершать все действия, связанные с выполнением этих поручений.
Следовательно, акт проверки от 28 мая 2018 г. вручен надлежащему представителю предпринимателя.
Ненадлежащая организация деятельности индивидуального предпринимателя является риском самого индивидуального предпринимателя, и все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности он несет самостоятельно, в том числе и связанные с выдачей доверенности на представление интересов лицу, добросовестность поведения которого у него вызывает сомнения.
Согласно акту сверки (л.д. 39), подписанному между управлением и представителем предпринимателя ФИО11 на основании вышеуказанной доверенности в соответствии с предоставленными ей полномочиями в доверенности, подпись которой удостоверена печатью истца по состоянию на 31 декабря 2017 г. задолженность в пользу Управления образования Окружной администрации города Якутска составляет 924 412 рублей.
Более того, 25 июня 2018 г. платежным поручением №527 от 25.06.2018 денежные средства с расчетного счета предпринимателя перечислены в размере 924 412 рублей с назначением платежа «возврат средств согласно акту проверки, акту сверки», т.е. в размере, установленном проверкой, из указанного платежного поручения № 527 от 25.06.2018, тем же представителем истца ФИО11 на основании той же доверенности в соответствии с предоставленными ей полномочиями в вышеуказанной доверенности, подпись которой также удостоверена печатью истца.
Кроме того, из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что истцу было известно о получении акта ее представителем ФИО11, перечисление денежных средств также произведено с ведома и добровольного согласия истца на основании акта проверки от 28.05.2018, поскольку как пояснил представитель не получила бы субсидию на возмещение затрат по осуществлению услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста на следующий 2019 год.
Таким образом, доводы ответчика о том, что акт проверки получен не уполномоченным лицом не принимается судом, поскольку из вышеизложенного следует, что акт получен, уполномоченным представителем истца, при этом денежные средства были возвращены ответчику с прямого одобрения и согласия истца.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Истцом не представлено доказательств того, что ответчиком денежные средства в размере 924 412 руб. были получены вследствие неосновательного обогащения, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении данного требования.
Истцом также заявлены требования о взыскании 65 019 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по с. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 26.07.2018 по 28.06.2019.
Поскольку истцом не доказан факт получения ответчиком денежных средств в размере 924 412 руб. вследствие неосновательного обогащения, то отсутствуют основания для применения предусмотренной статьей 395 ГК РФ ответственности за ее нарушение.
При таких обстоятельствах в иске надлежит отказать полностью.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в иске отказать. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Ю. Аринчёхина