Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-73/11
Город Якутск 24.01.2011
Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2011
Полный текст решения изготовлен 24.01.2011
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены,
от лица, в отношении которого составлении протокол об административном правонарушении: не явились, извещены, установил:
Управление государственного автодорожного надзора по РС(Я) (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предпринимателем отзыв на заявление не представлен.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ФИО1, дата рождения: 18.04.1965, место рождения: з/с Аятский Орджоникидзевского района Кустанайской области, место жительства: РС (Я), г.Якутск, пгт.Марха, ул.Набережная, д.103, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.02.2007, основой государственный регистрационный номер 307143505300052, имеет лицензию на право перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия с 15.03.2007 по 14.03.2012.
21-22 декабря 2010 года Управлением проведена внеплановая проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 по перевозке пассажиров. В ходе проверки установлено:
- в нарушение требования подпункта 2 пункта 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевых листах отсутствует сведения о собственнике транспортного средства, а именно: имя, отчество, адрес, номер телефона;
- в нарушение требования подпункта 1 пункта 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008г. №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевом листе отсутствуют сведения о водителе а именно: имя, отчество;
- в нарушение требования подпункта 3 пункта 6, пункта 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевом листе отсутствуют дата и показания спидометра (одометра) при возврате транспортного средства на место постоянной стоянки;
- в нарушения требования пункта 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, не ведется учет рабочего времени и времени отдыха водителей;
- в нарушение пункта 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, не обеспечено проведение технического обслуживания № 1 автотранспортных средств, которое проводится согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984, с периодичностью 3 500 км. пробега. Последнее техническое обслуживание проводилось при показании спидометра 15 741 км. 03.11.2010, на момент проверки 21.12.2010 показания спидометра 20 762 км., перепробег составил 1 521 км.;
- в нарушение п.5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997г. №2, в салоне автобуса ПАЗ 32054 гос.рег.знак КК471/14 отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков;
- в нарушение требования пункта 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, не проведена стажировка водителя ФИО2 на маршруте №5 г.Якутска;
- в нарушение пп.2.2, 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997г. №2, не в полном объеме пройдены занятия по повышению профессионального мастерства по ежегодной 20-часовой программе водителем ФИО3
По результатам проведения проверки должностным лицом Управления составлены акт № 442-лиц от 22.12.2010 и протокол об административном правонарушении № 207 от 22.12.2010 г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
В объяснении к протоколу ИП ФИО1 пояснил, что с нарушениями согласен.
Действия предпринимателя квалифицированы как правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.
Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года № 637, лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Протокол об административном правонарушении № 207 от 22.12.2010 года составлен должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Таким образом, протокол составлен уполномоченным лицом.
Протокол составлен с участием ИП ФИО1 Права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю разъяснены. Копия протокола предпринимателю вручена.
Таким образом, протокол соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
По условиям осуществления деятельности, указанной в лицензии, владелец лицензии обязан выполнять требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 года № 152, для индивидуального предпринимателя сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Согласно подпункту 1 пункта 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённого приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», путевой лист должен содержать сведения о фамилии, имени и отчестве водителя.
Согласно подпункту 3 пункта 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о транспортом средстве включают: тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа.
В соответствии с пунктом 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённого приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 года № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
На основании пункта 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. С учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Согласно пункту 2.6 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 года, первое техническое обслуживание автобуса проводится каждые 3500 километров, а второе техническое обслуживание автобуса проводится каждые 14000 километров.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 года № 27, организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в пункте 3.1.3 указанного выше Положения. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
Согласно пункту 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
Материалами дела установлено, что ИП ФИО1 не соблюдены данные требования нормативных актов, а именно: в путевых листах отсутствуют: сведения о собственнике транспортного средства (номер телефона, почтовый адрес), сведения о водителе (имя, отчество), дата и показания спидометра (одометра) при возврате транспортного средства на место постоянной стоянки, не ведется учет рабочего времени и времени отдыха водителей, не обеспечено проведение технического обслуживания автотранспортного средства с периодичностью 3500 км., отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков, не проведена стажировка водителя ФИО2 на маршруте №5 г.Якутска, не в полном объеме пройдены занятия по повышению профессионального мастерства по ежегодной 20-часовой программе водителем ФИО3
Вышеуказанные нарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 207 от 22.12.2010 года, актом проверки № 442-лиц от 22.12.2010 года, путевыми листами, объяснениями самого предпринимателя.
Таким образом, действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом установлена вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения, выразившаяся в том, что ФИО1 в силу профессиональной деятельности должен был знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность перевозок пассажиров автомобильным транспортом, и обязан был предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий (ч. 2 ст. 2.2 Кодекса).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания подлежат учету характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
При определении размера наказания суд в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, совершение административного правонарушения повторно, что подтверждается решением Арбитражного суда РС(Я) от 17.08.2010 по делу №А58-5189/10.
Таким образом, назначение административного наказания в виде предупреждения невозможно, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскании штрафа в сумме 3 500 рублей.
Руководствуясь статьей 4.1, пунктом 2 части 1 статьи 4.3, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения 18.04.1965, место рождения з/с Аятский Орджоникидзевского района Кустанайской области, место жительства: Республика Саха (Якутия), город Якутск, поселок городского типа Марха, улица Набережная, дом 103, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.02.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), основой государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 307143505300052) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3500 рублей.
Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: Управление Федерального казначейства по РС(Я) (УГАДН по РС(Я)), ИНН получателя 1435032881, КПП 143501001, КБК 106 1 16 90040 04 0000 140, ОКАТО 98401000000, расчетный счет <***>, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г.Якутск, БИК 049805001.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.С.Терских