Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-8028/10
город Якутск 28.02.2011
Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2011.
Решение в полном объеме изготовлено 28.02.2011.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Эверстовой Р.И., судей Терских В.С., Семеновой У.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луковцевым А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Туймаада Парк" от 25.11.2010 № 94
к Якутской городской Думе
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Окружной администрации города Якутска
о признании несоответствующим решения Якутской городской Думы от 17.12.2009
№ РЯГД-22-7 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск" в части отнесения "аттракционов" к пятому виду разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (приложение № 1, пункт 5, подпункт 5.5, приложение № 3, пункт 5, подпункт 5.5); в части строки 198 по кадастровому кварталу 14:36:104026, земельный участок с кадастровым номером 14:36:104026:194 (предыдущий номер 14:36:104026:78) Приложения № 3 "Базовые ставки арендой платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск", на 2010 год", статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 3), 57, 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьям 7, 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и недействующими в той части, в которой применяется в отношении земель под аттракционами, расположенными на территории Городского парка культуры и отдыха г. Якутска,
при участии представителей:
от заявителя: ООО «Туймаада Парк»: ФИО1 – по доверенности;
от ответчика: Якутская городская Дума: ФИО2 – по доверенности;
от третьего лица: ФИО3 – по доверенности.
Общество с ограниченной ответственностью "Туймаада Парк" (далее – общество) с учетом замены ненадлежащего ответчика, принятой определением суда от 23.12.2010, обратилось в арбитражный суд к Якутской городской Думе (далее – Дума) с заявлением о признании несоответствующим решения Якутской городской Думы от 17.12.2009
№ РЯГД-22-7 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск" (далее - оспариваемое решение) в части строки 198 по кадастровому кварталу 14:36:104026 Приложения № 3 "Базовые ставки арендой платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск", на 2010 год".
Общество уточнило заявленные требования и просит суд признать несоответствующим решение Якутской городской Думы от 17.12.2009 № РЯГД-22-7
"Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск" в части отнесения "аттракционов" к пятому виду разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (приложение № 1, пункт 5, подпункт 5.5, приложение № 3, пункт 5, подпункт 5.5); в части строки 198 по кадастровому кварталу 14:36:104026, земельный участок с кадастровым номером 14:36:104026:194 (предыдущий номер 14:36:104026:78) Приложения № 3 "Базовые ставки арендой платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск", на 2010 год".
Суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнение заявленного требования принял.
Определением суда по ходатайству общества к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена Окружная администрация города Якутска.
Думой представлен отзыв о несогласии с заявленным требованием общества.
Из материалов дела следует.
Оспариваемым решением утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа «Город Якутск» (приложение 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Якутск» (приложение 2), базовые ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа «Город Якутск» на 2010 год (приложение 3).
Строка 198 приложения 3 по кадастровому кварталу 14:36:104026 по столбцу 5.5 «земельные участки под иными объектами (земельные участки казино, игорных домов, залов игровых автоматов, ночных клубов, дискотек, боулингов, аттракционов и иных развлекательных объектов)» устанавливает базовую ставку арендной платы за такие земельные участки в размере 4,05 %.
Оспариваемое решение опубликовано 22.12.2009 в газете "Эхо столицы" № 100.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.01.2011 № 1436/11-00503 земельному участку присвоен кадастровый номер 14:36:104026:194 (предыдущий номер 14:36:104026:78), земельный участок находится в собственности Городского округа «Город Якутск» и предоставлен Муниципальному автономному учреждению «Городской центральный парк культуры и отдыха» в постоянное (бессрочное) пользование.
Департаментом имущественных отношений Мэрии города Якутска в арбитражный суд подано исковое заявление с уточнением о взыскании суммы неосновательного обогащения – суммы долга в размере 5 186 283 руб. 61 коп., суммы процентов в размере 607 852 руб. 23 коп. Неосновательное обогащение, по мнению заявителя, возникло в результате пользование земельным участком под аттракционами без правоустанавливающих документов. Размер неосновательного обогащения произведен из расчета ставок арендной платы, устанавливаемых оспариваемым решением.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (абзац 2 части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 23 Устава Городского округа «Город Якутск» представительным органом местного самоуправления является Якутская городская Дума.
На основании пункта 1.5 Устава Городского округа «Город Якутск» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» находится в полномочиях Думы.
Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт издан в пределах полномочий Думы.
Заявленное требование мотивировано тем, что оспариваемое решение в части строки 198 по кадастровому кварталу 14:36:104026, земельный участок с кадастровым номером 14:36:104026:194 (предыдущий номер 14:36:104026:78) Приложения № 3, не соответствует статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 3), 57, 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьям 7, 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в части применения в отношении земель под аттракционами, расположенными на территории Городского парка культуры и отдыха г. Якутск.
Также заявленное требование в части отнесения "аттракционов" к пятому виду разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (приложение № 1, пункт 5, подпункт 5.5, приложение № 3, пункт 5, подпункт 5.5), не соответствует ОКВЭД ОК-029-2001; методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008 № 541
«Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» не предусмотрено отнесение земельных участков, занятых аттракционами, к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации в соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (часть 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается (часть 5).
Согласно статье 43 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (часть 2).
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан) (часть 2).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 3).
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации (часть 4).
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера (часть 5).
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6).
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (часть 7).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК-029-2001), деятельность, связанная с эксплуатацией аттракционов, отнесена к прочей деятельности по организации отдыха и развлечений(92.72) по разделу 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта».
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.12.2006) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Положения названной нормы распространяются на лиц, которые до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации владели земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и переоформляют свое право на право аренды.
Доказательства предоставления заявителю в аренду земельного участка под использование для размещения аттракционов в материалы дела не представлены.
Решением Думы от 23.12.2010 № РЯГД-31-1 в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в связи с разграничением государственной собственности на землю и в целях установления единого порядка и принципов определения арендной платы за земельные участки, на которые возникло право собственности городского округа «Город Якутск», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2008
№ 541 «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов» и в целях принятия мер по снижению негативных последствий финансового кризиса утверждены Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа «Город Якутск» (приложение 1), состав видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности городского округа «Город Якутск» на 2010 год (приложение 2), ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа «Город Якутск» на 2011 год (приложение 3).
Пунктом 1 Решения Думы от 23.12.2010 № РЯГД-31-1 оспариваемое решение отменено.
Решение Думы от 23.12.2010 № РЯГД-31-1 опубликовано в газете «Эхо столицы» 28.12.2010, № 99. Решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
Приложением 2 к решению Якутской городской думы от 23.12.2010 № РЯГД-31-1 предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания», подпунктом 5.5 которого предусмотрен состав вида разрешенного использования земельного участка «земельные участки под иными объектами (земельные участки казино, игорных домов, залов игровых автоматов, ночных клубов, дискотек, боулингов, аттракционов и иные развлекательные объекты)».
Суд приходит к выводу о том, что действие оспариваемого решения на день рассмотрения дела в арбитражном суде утратило силу.
При таких условиях дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
Вместе с тем, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 № 182-О, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, в случае, когда этот акт решением принявшего его органа признан утратившим силу, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами.
Поскольку у общества отсутствуют договоры аренды земельных участков, на которых расположены приобретенные обществом аттракционы, суд не усматривает нарушения прав общества как арендатора земельного участка.
Вопрос о взыскании неосновательного обогащения из расчета ставок арендной платы, установленных оспариваемым решением, не является предметом проверки по данному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование.
Порядок исчисления суммы неосновательного обогащения при пользовании земельным участком без заключения договора аренды законом не установлен.
Применение в расчете размера неосновательного обогащения ставок арендной платы, не означает, что подобный расчет обязателен для применения. Сумма неосновательного обогащения может быть определена с учетом проведенной по делу экспертизы, исходя из рыночной стоимости права возмездного пользования земельным участком, кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств по делу и норм закона, суд установил, что оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Думы, решение Думы в оспариваемой части не нарушает прав и законных интересов заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности, поскольку заявитель в арендных отношениях с органом местного самоуправления по использованию земельного участка не состоит.
Иные доводы заявителя при отсутствии нарушения прав заявителя правового значения для дела не имеют.
Таким образом, в удовлетворении заявленного требования следует отказать в силу недоказанности нарушения прав заявителя с отнесением госпошлины на заявителя.
В связи с рассмотрением судом одного заявленного требования излишне уплаченная за заявителя госпошлина и.о. генерального директора ФИО4 в сумме 2 000 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Туймаада Парк» о признании несоответствующим решения Якутской городской Думы от 17.12.2009
№ РЯГД-22-7 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск" в части отнесения "аттракционов" к пятому виду разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (приложение № 1, пункт 5, подпункт 5.5, приложение № 3, пункт 5, подпункт 5.5); в части строки 198 по кадастровому кварталу 14:36:104026, земельный участок с кадастровым номером 14:36:104026:194 (предыдущий номер 14:36:104026:78) Приложения № 3 "Базовые ставки арендой платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа "Город Якутск", на 2010 год", статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 3), 57, 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, статьям 7, 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции", пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 2 и 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и недействующими в той части, в которой применяется в отношении земель под аттракционами, расположенными на территории Городского парка культуры и отдыха г. Якутска, отказать.
Выдать ФИО4 излишне уплаченную госпошлину в сумме 2 000 руб. после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца после вступления решения в законную силу.
Председательствующий судья Р.И. Эверстова
Судьи В.С. Терских
У.Н. Семенова