ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-838/11 от 16.03.2011 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-838/11

Город Якутск 18.03.2011

Резолютивная часть решения объявлена 16.03.2011

Полный текст решения изготовлен 18.03.2011

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровым А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Якутской транспортной прокуратуры

к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Якутия"

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – по удостоверению,

от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении: не явились, извещены,

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 16.03.2011 09 часов 10 минут. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя заявителя ФИО2 по служебному удостоверению ТО №082708.

Якутская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) (далее – административный орган, заявитель) с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» (далее – ОАО «АК «Якутия») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОАО «АК «Якутия» отзыв на заявление не представлен.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Якутия», находящееся по адресу: <...>, основной государственный регистрационный номер 1041402039403, имеет лицензию № ПП 0109 от 15 января 2008 года на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров со сроком действия 15 января 2008 года по 15 января 2013 года.

Якутской транспортной прокуратурой проведена проверка по вопросам соблюдения ОАО «АК «Якутия» условий установленных лицензией на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров.

Проведенной проверкой установлено осуществление открытым акционерным обществом «Авиакомпания Якутия» перевозок пассажиров воздушным транспортом с нарушениями лицензионных требований и условий.

По результатам проверки Якутским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2011 в отношении ОАО «АК «Якутия», в котором зафиксированы следующие нарушения:

- при выполнении рейса ЯК 784 по маршруту Нерюнгри – Москва (Внуково) 15.12.2010 установлена задержка вылета на 32 часа 59 минут по причине технической неисправности воздушного судна Боинг-757 VQ-ВСК, а также отсутствие необходимых запасных частей в г.Якутске, их длительная доставка из г.Москвы, прибытие из г.Москва представителя собственника воздушного судна; не было своевременно принято решение о вводе резервного воздушного судна ТУ-154, находящегося в г.Якутске; не все пассажиры были размещены (31 человек) в гостиницах;

- при выполнении рейса ЯК 464 по маршруту Якутск – Сунтар 15.01.2011 планировалось выполнение рейса, но в связи с тем, что 12.01.2011 аналогичный рейс отменен по метеоусловиям 15.01.2011 4 пассажира не вылетели из-за отсутствия посадочных мест.

Действия ОАО «АК «Якутия» квалифицированы как правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Якутский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ОАО «АК «Якутия» к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частями 1, 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, определенные статьей 28.2 Кодекса.

Таким образом, постановление вынесено уполномоченным лицом.

При вынесении постановления от открытого акционерного общества «Авиакомпания Якутия» участвовал представитель по доверенности ФИО3 (доверенность от 01.02.2011 года № 46). Права представителю разъяснены, копия постановления вручена.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с подпунктом 60 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы) подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 года № 397 утверждено Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы) (далее Положение).

В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров являются:

соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;

наличие у лицензиата воздушных судов на праве собственности или ином законном основании в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных воздушных перевозок пассажиров и программой выполнения нерегулярных воздушных перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно пункту 7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82 (далее ФАП № 82) перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

В соответствии с пунктом 8 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, процедуры сертификации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 04.02.2003 № 11 заявитель (эксплуатант) для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно пункту 72 ФАП № 82 регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.

Материалами дела установлено, что ОАО «АК «Якутия» не соблюдены данные требования нормативных актов, а именно: при выполнении рейса ЯК 784 по маршруту Нерюнгри – Москва (Внуково) 15.12.2010 установлена задержка вылета на 32 часа 59 минут; при выполнении рейса ЯК 464 по маршруту Якутск – Сунтар 4 пассажира не вылетели из-за отсутствия посадочных мест, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 01 февраля 2011 года.

Таким образом, обнаруженные при проверке по вопросам соблюдения открытым акционерным обществом «Авиакомпания Якутия» условий установленных лицензией на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров нарушения являются несоблюдением установленных лицензионных требований и условий.

Тем самым открытое акционерное общество «Авиакомпания Якутия» допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что у ОАО «АК «Якутия» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Исходя из существа допущенного обществом правонарушения, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан можно сделать вывод о том, что вменяемое обществу правонарушение непосредственно посягает на права потребителей, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год со дня его совершения.

Следовательно, давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания подлежат учету характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При определении размера наказания суд в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, учитывает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, совершение административного правонарушения повторно, что подтверждается решением Арбитражного суда РС(Я) от 03.02.2011 по делу №А58-4670/10.

Таким образом, назначение административного наказания в виде предупреждения невозможно, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Якутской транспортной прокуратуры о привлечении открытого акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскании штрафа в сумме 35000 рублей.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Привлечь открытое акционерное общество «Авиакомпания «Якутия» (место нахождения: <...>, основной государственный регистрационный номер 1041402039403, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 35000 рублей.

Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам: получателя платежа: УФК по Иркутской области (Восточно-Сибирская транспортная прокуратура); ИНН <***>; КПП 380801001; БИК 042520001, расчетный счет <***>, банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области; ОКАТО 25401000000; КБК: 41511690010010000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет».

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) по адресу: <...>.

В случае неуплаты штрафа в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, решение суда будет направлено для принудительного взыскания суммы штрафа.

Судья В.С.Терских