Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2019
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2019 № 1/15.15-2019/352,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился, извещен;
от административного органа – представителя ФИО1, по доверенности от 10.09.2019 № 17/16-1-33/22-1640, сроком на один год;
установил:
Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее заявитель, ГУП «ЖКХ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2019 № 1/15.15-2019/352, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 15.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением штрафа в размере 4 390 000 рублей.
Требования мотивированы наличием оснований для снижения размера наложенного административного штрафа в соответствии с положениями ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на заявленные требования указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления¸ соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, снижения наказания либо замены на предупреждение.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в соответствии со ст.123 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства по доводам отзыва и дополнений к нему в удовлетворении требования просил отказать.
На основании части 2 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих по делу, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.05.2019 № 01-04/0713 в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» проведена выездная проверка по вопросу соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 – 2019 годы», «Энергоэффективная экономика на 2012 – 2019 годы и на период до 2020 года», «Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2018 – 2022 годы», «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 – 2022 годы», эффективного и целевого использования кредитных средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также надлежащего своевременного исполнения обязательств ГУП «ЖКХ РС (Я), обеспеченных государственной гарантией Республики Саха (Якутия). Проверяемый период установлен 2017 – 2018 гг., срок проведения проверки определен с 21 мая по 28 июня 2019.
В ходе проверки установлено, что Предприятием допущена просрочка погашения бюджетного кредита по договору от 29.05.2015 № 1-ГУП ЖКХ PC (Я) в размере 439 000 000,0 руб.
Указанные нарушения отражены в акте от 02.07.2019.
По факту выявленных нарушений Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в отношении ГУП «ЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении от 02.07.2019, которым действия Предприятия квалифицированы по признакам нарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15 КоАП РФ - возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата.
Постановлением о назначении административного наказания от 05.07.2019 № 1/15.15-2019/352 ГУП «ЖКХ» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 15.15 КоАП РФ назначен административный штраф в размере 4 390 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением в части размера наказания, ГУП ЖКХ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочием органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного
(муниципального) финансового контроля осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2013 N 315, Министерство является государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики Республики Саха (Якутия) и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Министерство осуществляет производство по делам об административных правонарушениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании части 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8 - 10 статьи 7.32, статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16, 15.41, частью 20 статьи 19.5 и частью 1 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
В соответствии с положениями части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Протокол об административном правонарушении от 02.07.2019 и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными лицами в рамках их компетенции.
Как следует из представленных материалов, 02.07.2019 старшим контролером- ревизором отдела контроля в производственной сфере Департамента бюджетно- финансового контроля Министерства финансов РС (Я) ФИО1 в присутствии законного представителя предприятия - директору предприятия ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 352; дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено 05.07.2019 в присутствии законного представителя предприятия ФИО2, уполномоченных представителей ФИО3, ФИО4
Таким образом, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, права заявителя на участие его представителей как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела по существу, а также
иные права, предусмотренные КоАП РФ для лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушены, обеспечены надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 15.15 КоАП РФ возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным кредитом признаются денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Пунктом 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности. При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.
Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.
Таким образом, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора, применяются нормы главы 42 "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (пункт 1 статьи 819 ГК РФ).
К кредитному договору также применяются правила, предусмотренные договором займа (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.04.2015 № 133 «Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетного кредита юридическим лицам, осуществляющим закупку и доставку топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов» утвержден Порядок предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетного кредита юридическим лицам, осуществляющим закупку и доставку топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства
Российской Федерации, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов (далее – Порядок).
Согласно пункту 5.1 Порядка возврат бюджетного кредита (включая проценты, штрафы и пени) в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) осуществляется в порядке и в сроки, установленные договором о предоставлении бюджетного кредита, согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Порядка проведения реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц перед государственным бюджетом Республики Саха (Якутия) по ранее полученным бюджетным кредитам, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.02.2017 № 55, при проведении реструктуризации обязательств (задолженности): сумма задолженности по бюджетному кредиту рассчитывается на дату обращения заемщика; начисление неустоек по действующему договору предоставления бюджетного кредита с даты обращения приостанавливается, но не освобождает заемщика от уплаты обязательств, платежей в случае отказа в реструктуризации. Образование просроченной задолженности по реструктурированному долгу недопустимо.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в соответствии с Законом PC (Я) от 15.12.2014 1389-3 № 331-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», распоряжением Правительства PC (Я) от 26.05.2015 № 554-р «О предоставлении бюджетного кредита ГУП «ЖКХ PC (Я)» и постановлением Правительства PC (Я) от 04.04.2015 № 133 «Об утверждении Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетных кредитов юридическим лицам, осуществляющим закупку и доставку топлива в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов» по договору от 29.05.2015 № 1-ГУП ЖКХ PC (Я) на возвратной и возмездной основе ГУП «ЖКХ PC (Я)» был предоставлен бюджетный кредит в размере 709 000 000,0 руб.
В соответствии с условиями договора от: 29.05.2015 № 1-ГУП ЖКХ PC (Я) бюджетный кредит предоставляется с начислением: и уплатой процентов за пользование кредитом в размере1/4 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления, с погашением в срок до 01.12.20118, согласно приложению № 1 к договору:
- до 01.10.2016 - 50 000 000,0 руб.;
- до 31.12.2016 - 50 000 000,0 руб.;
- до 01.04.2017 - 50 000 000,0 руб.;
- до 01.10.2017 - 100 000 000,0 руб.; - до 31.12.2017- 100 000 000,0 руб.; - до 01.04.2018 - 50 000 000,0 руб.; - до 01.10.2018 -100 000 000,0 руб.; - до 01.12.2018 -- 209 000 000,0 руб..
Предоставление бюджетного кредита произведено в полном объеме платежным поручением от 29.05.2015 № 507 на расчетный счет № <***> в АКБ «Алмазэргиэнбанк» (ОАО).
К договору подписаны соглашения о реструктуризации обязательств (задолженности):
- до 01.04.2017 -- 50 000 000,0 руб.; - до 01.10.2017 - 100 000 000,0 руб.; - до 01.12.2017 - 20 000 000,0 руб.; - до 31.12.2017- 100 000 000,0 руб.; - -до 01.04.2018 - 50 000 000,0 руб.; - до 01.10.2018 - 100 000 000,0 руб.; - до 01.12.2018 - 80 000 000,0 руб.; - до 31.12.2018- 209 000 000,0 руб.;
-до 01.04.2017 - 50 000 000,0 рублей; -до 01.10.2017 - 100 000 000,0 рублей; -до 01.12.2017-20 000 000,0 рублей; -до 31.12.2017- 100 000 000,0 рублей; -до 01.11.2018 (на 31.10.2018)-50 000 000,0 рублей;
- до 01.12.2018 - 80 000 000,0 рублей; - до 31.12.2018- 209 000 000,0 рублей.
- до 01.04.2017 - 50 000 000,0 рублей; - до 01.10.2017 - 100 000 000,0 рублей; - до 01.12.20^7 - 20 000 000,0 рублей;
- до 31.12.20 J7- 100 000 000,0 рублей; - по 2U2.20J8 -230 000 000,0 рублей; - -до 31.12.2018-209 000 000,0 рублей.
- до 01.04.2017 - 50 000 000,0 рублей; - до 01.10.20(7 - 100 000 000,0 рублей; - до 01.12.2017 - 20 000 000,0 рублей; - до 31.12.20117- 100 000 000,0 рублей; - до 31.12.201:8 - 117 620 000,0 рублей; -30.11.2018-321 380 000,0 рублей.
Административным органом установлено, что ГУП ЖКХ 24.01.2019 подана заявка № 01-265/2.13 на реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам на основании которой подписано соглашение о реструктуризации обязательств (задолженности) от 22.04.2019 № 4.
Таким образом, Предприятием допущена просрочка погашения бюджетного кредита в размере 439 000 000,0 рублей, исчисляемая в соответствии с пунктом 2.2.3 постановления № 55 со следующего дня после истечения срока возврата (22.12.2017) до даты подачи заявки на реструктуризацию обязательств (23.01.2019), в том числе:
График погашения | Фактическое зачисление | дата подачи заявки па реструктуриза цию | Количест во дней просрочк и | ||
дата | сумма | платежное поручение | сумма | ||
по 21.12.2018 | ЯП3377 от 27.12,2018 | 24.01.2019 | 6 | ||
ЯП3710от 29.12.2018 | 7 | ||||
ЯП3712 от 29.12.2018 | |||||
ЯГ13637 от 29.12.2018 | |||||
Остаток непогашенного | 112380209,23 | 34 | |||
До | 25 | ||||
Вышеуказанные установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и по существу заявителем не оспариваются.
В судебном заседании ГУП ЖКХ данные обстоятельства также не опровергнуты.
При таких обстоятельствах заявителем в нарушение пункта 2 статьи 193.2 Бюджетного Кодекса РФ, части 1 статьи 314, части 1 статьи 819 Гражданского кодекса РФ, пункта 5.1 Порядка предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетного кредита юридическим лицам,, осуществляющим закупку и доставку топлива, муки и других товаров по перечню, утверждаемому нормативным правовым актом Правительства РФ, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 24.04.2015 № 133, пункта 1.2 договора от 29.05.2015 № 1-ГУП, условий соглашения о реструктуризации обязательств {задолженности) от 02.10.2018 № 3 Предприятием допущен возврат бюджетного кредита (основного долга) на общую сумму 439 000 000,0 рублей с нарушением срока в количестве от 6 до 34 дней.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях ГУП ЖКХ объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.4 статьи 15.15 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех
зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В пункте 16.1 указанного постановления (в редакции Постановления от 20.11.2008 N 60) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в соответствующие правоотношения, предприятие должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, для своевременного возврата бюджетного кредита.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие объективных препятствий для соблюдения действующего законодательства, в части исполнения обязательств по своевременному возврату бюджетного кредита.
Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.
Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны предприятия надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.
Отсутствие денежных средств в размере, достаточном для своевременного возврата бюджетного кредита и наличие иных неоплаченных в срок платежных документов, неисполненных обязательств предшествующих очередей не освобождает хозяйствующего субъекта от соблюдения требований закона. Материалы дела свидетельствуют о том, что предприятием с учетом согласованных договором сроков возврата бюджетного кредита не приняло всех зависящих от него своевременных и необходимых мер по исполнению публично-правовой обязанности и предупреждению совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах вина заявителя является установленной.
Поскольку ГУП ЖКХ несвоевременно произвело возврат бюджетного кредита, что подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе договором, платежными поручениями, объяснениями сторон, протоколом об административном правонарушении, его вина доказана, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, не обладающих свойствами исключительности, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемой ситуации предприятие нарушило срок возврата бюджетного кредита, в связи с чем выразило свое пренебрежительное отношение к установленным законодателем публично-правовым обязанностям. Данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области бюджетного регулирования. Невозврат в бюджет бюджетного кредита порождает негативные последствия для правоотношений в области охраны бюджетных средств, влияет на состояние защищенности государственных интересов и интересов граждан Российской Федерации.
Относительно доводов заявителя о возможности снижения размера административного штрафа, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного
правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом частью 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Следовательно, КоАП РФ установлены пределы уменьшения административного штрафа – не менее половины минимального размера административного штрафа. Снижение размера административного штрафа в большем размере невозможно.
Санкцией части 4 статьи 15.15 КоАП РФ установлены размеры максимального и минимального штрафа для юридических лиц – от 2 до 12 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счет бюджета системы Российской Федерации.
Согласно оспариваемому постановлению административным органом на основании части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ с учетом положений части 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ размер административного штрафа уменьшен в 2 раза и составил 4390000 рублей, то есть административным органом уже применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем у суда не имеется оснований для повторного снижения санкции.
На основании изложенного, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» о признании незаконным и отмене постановления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 05.07.2019
№ 1/15.15-2019/352 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1/15.15-2019/352 от 02.07.2019, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья Клишина Ю. Ю.
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).