Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
09 февраля 2021 года | Дело № А58-9250/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 02.02.2021
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2021
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Томмотского отделения полиции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей административного органа и лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенных о времени и месте судебного заседания;
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району (Томмотское отделение полиции) (далее – ОМВД по Алданскому району, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседание представителя административного органа и предприниматель не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии со ст.123 АПК РФ.
Предприниматель отзыв не представил.
Дело рассматривается в отсутствие заявителя и лица, привлекаемого к административной ответственности, в порядке части 3 статьи 205 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.
Из материалов дела следует, 03.12.2019 должностным лицом органа внутренних дел, на основании информации поступившей в дежурную часть ОП, был проведен осмотр магазина «Михалыч», расположенного по адресу: <...>,, где свою деятельность осуществляет предприниматель ФИО1, в ходе которого было выявлено нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), выразившееся в обороте (хранении) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Данное обстоятельство зафиксировано в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.12.2019 (л.д. 32-39).
В соответствии с протоколом изъятия от 03.12.2019 была изъята следующая алкогольная продукция водка:
1. пиво марки « Жигули» в петкеге объемом 30 литров с содержимым 4 литра; пиво марки «Золото Алдана» в пет кеге объемом 30 литров с содержимом 27, 5 литра, общем объемом 31,5 литра.
2. шампанское белое «Дербенское» объемом 0,7 литров в количестве 4 штук; шампанское «Российское Дербенское» объемом 0,75 литра в количестве 3 шт. в общем объемом 5,05 литра;
3.вино полусладкое красное «Пинофран» объемом 0,7 литра в количестве 5 бутылок; вино красное «Пинофон» объемом 0,7 литра в количестве 6 бутылок; вино белое полусладкое «Крымская Трапеза» объемом 0,75 литров в количестве 4бутылок; вино красное полусладкое «Чинар» объемом 0,75 лира в количестве 5 бутылок; вино столовое белое полусладкое «Барокко» объемом 0,7 литра в количестве 8 бутылок; вино фруктовое полусладкое «MILLAGIO» объемом 0,5 литров в количестве 12 бутылок; вино столовое сухое красное «Кюведор» объемом 0,75 литров в количестве 10 штук; Ьино столовое полусладкое «№ 1 Изабелла» объемом 1 литр в количестве 12 пачек; {вино столовое полусладкое «Душа Монаха» объемом 1 литр в количестве 10 пачек; ¿BHHO красное столовое полусладкое «Каберне» объемом 0,7 литров в количестве 6 бутылок; вино полусладкое «Пиросмани» объемом 0,75 литров в количестве 4 бутылок; напиток винный «SantoStefano» объемом 0,5 литров в количестве 8 бутылок вино столовое красное «Либе Фрау Милла» объемом 0,75 литра в количестве 6 бутылок; напиток винный «SantoStefano» объемом 0,75 литров в количестве 1 бутылки; вино столовое «ШтольцеКатце» объемом 0,75 литра в количестве 1 бутылки; вино столовое «ЭльтоТорибоФелис» объемом 0,75 литров в количестве 2 бутылки; вино столовое «Девичья башня» объемом 0,75 литра в количестве 1 бутылки; {вино столовое полусладкое «Мускат» объемом 1 литр в количестве 2 пачки; вино столовое полусладкое красное объемом 1 литр в количестве 4 пачек; общем объемом 81 литр;
4. коньяк «Армянский» объемом 0,5 литров в количестве 5 бутылок; 2,5
настойка сладкая клюквенная на коньяке «Сарбет» объемом 0,5 литров в количестве 4 бутылок; 2
коньяк «Армянский» объемом 0,25 литров в количестве 3 бутылок; 0,75
коньяк «ной» объемом 0,5 литра в количестве 3 бутылок; 1,5
коньяк «Пять Звезд» объемом 0,5 литров в количестве 3 бутылок; 1,5
настойка сладкая брусничная на коньяке «Доктор Август» объемом 0,5 литра в количестве 3 бутылок; 1,5
коньяк «Кавказский погреб» объемом 0,5 литра в количестве 2 бутылок; общем объемом 10,75 литра;
5. ликер эмульсионный «OASIS» объемом 0,5 литра в количестве 1 бутылки.
Выявленные нарушения послужили поводом для возбуждения в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении, о чем 20.02.2020 должностным лицом органа внутренних дел составлен протокол об административном правонарушении 45№311661/429 по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
На основании статьи 202 АПК Российской Федерации административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, от 23 мая 2013 года № 11-П и от 30 марта 2016 года № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Применительно к розничной продаже алкогольной продукции аналогичный запрет содержится в подпункте 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, действующей с 31.07.2017).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
В развитие приведенной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила № 864).
Пунктом 2 Правил № 864 предусмотрено, что справка заполняется в соответствии с данными ТТН и (или) международной ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности.
Организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы «А» и «Б» справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе «А» и левой части раздела «Б» справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью (пункт 3 Правил № 864).
Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 4 Правил № 864).
При каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел «Б» справки. При этом продавец заполняет обе части раздела «Б», заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правовой части раздела «Б», подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 5 Правил № 864).
В отношении алкогольной продукции иностранного производства по сути такие же требования к оформлению справки, прилагаемой к таможенной декларации, предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации».
В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной и спиртосодержащей продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления обстоятельства отсутствия названных выше сопроводительных документов, равно как и обстоятельства, подтверждающего факт наличия в сопроводительных документах недостоверной информации, поскольку данные сопроводительные документы не подтверждают легальность производства и оборота вышеуказанной алкогольной продукции.
Приведенные требования Федерального закона № 171-ФЗ находятся во взаимной связи с законодательством о защите прав потребителей.
Например, пунктами 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее - Правила продажи товаров), определено, что продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Согласно пункту 33 Правил продажи товаров до подачи товаров в торговый зал или иное место продажи продавец обязан произвести проверку их качества, в том числе проверить наличие необходимой документации и информации.
Юридические лица, нарушающие указанные требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ).
В частности, согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ в случае выявления оборота алкогольной продукции (деятельность по производству и обороту которой подлежит лицензированию) с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 этого же Закона, действие соответствующей лицензии может быть приостановлено.
Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов является основанием аннулирования соответствующей лицензии во внесудебном порядке (подпункт 3 пункта 3.2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 433-ФЗ).
Кроме того, частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
При этом согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции.
Следовательно, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют, в том числе закупка, хранение, розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки) без документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 № 15206/06 указано, что квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2007 № 2375/07.
Как установлено административным органом и следует из материалов дела, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Тайга», находящемся по адресу: ), г.Алдан, мкр-н Солнечный, д.4.
В ходе проведения проверки 03.12.2019 магазина «Михалыч» административным органом установлено, что предприниматель допустила оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом осмотра и изъятия от 03.12.2019 с фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 20.02.2020.
В рассматриваемом случае противоправные действия предпринимателя правильно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, поскольку содержащие соответствующие действительности сведения сопроводительные документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ и подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции, изъятой на основании протокола от 03.12.2019, предпринимателем не представлены.
В письменных объяснениях от 07.12.2019 предприниматель указала, что спорная алкогольная продукция не находилась на реализации, о ее нахождении в магазине ей было неизвестно, позже узнала, что алкогольная продукция принадлежит продавцу и приобретена для проведения «корпоратива», в подтверждение представляя чек от 28.11.2019.
Указанный довод предпринимателя о том, что административным органом не доказана принадлежность ей алкогольной продукции, обнаруженной в магазине «Михалыч», судом отклоняется, поскольку само событие вмененного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ заключается в отсутствии документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции. Предпринимателем ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела в суде не представлено сопроводительных документов на алкогольную продукцию, обнаруженную в ходе проверки, из которых бы следовало, что алкоголь принадлежит иному лицу. При этом представленный чек от 28.11.2019 не подтверждает легальность нахождения в обороте обнаруженного и изъятого алкоголя, учитывая не соответствии количества и ассортимента алкоголя установленного в ходе проверки и перечисленного в чеке.
Диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ охватывается любой оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, в том числе ее хранение.
Факт хранения алкогольной продукции без сопроводительных документов подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе, протоколом осмотра от 03.12.2019, фототаблицами, объяснением понятых.
Возражая против привлечения к административной ответственности, предприниматель указала, что обнаруженная в проверяемой торговой точке алкогольная продукция принадлежала продавцу, которая приобрела ее для личных нужд («корпоратива») и хранила в помещении магазина. Также ссылается на то, что административным органом в протоколе не указано в ходе, какой проверки действовало должностное лицо.
В силу статьи 402 Гражданского кодекса Российской Федерации действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
На основании пункта 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Таким образом, суд критически оценивает доводы предпринимателя о принадлежности алкогольной продукции продавцу, поскольку продавец является лицом, полномочия которого следуют из обстановки и в торговом помещении осуществляет все полномочия от имени предпринимателя; следовательно действия работника не могут являться основанием для исключения ответственности общества. При этом положениями статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
При этом продавцы и кассиры не могут признаваться лицами, наделенными организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, и могут быть привлечены к административной ответственности именно как граждане при совершении ими правонарушений, в том числе предусмотренных 14.16 КоАП РФ.
Следовательно, действия продавца при обороте (хранении) алкогольной продукции без сопроводительных документов являются действиями рядового работника, не предусматривающие какого-либо специального полномочия и необходимости принятия специальных решений.
Вне зависимости от наличия у продавца цели извлечения личной выгоды, действуя в помещении магазина заинтересованного лица при обороте (хранении) алкогольной продукции в рабочее время, продавец реализовал полномочия, основанные на трудовых отношениях с предпринимателем.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины предпринимателя в совершении вменяемого ей правонарушения, в деле отсутствуют, в связи, с чем доводы, указанные отклоняются как необоснованные.
Довод предпринимателя, что в ходе осмотра помещения не сообщили ей в ходе какой проверки действовало должностное лицо, не принимается судом во внимание, на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон) на полицию возлагаются обязанности по принятию и регистрации сообщений об административных правонарушениях; обеспечению сохранности следов административного правонарушения; производству по делам об административных правонарушениях, отнесенных к ее подведомственности законодательством об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 13 Закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ установлено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов относятся к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Установлено, что поводом к проведению проверки в отношении предпринимателя явилось сообщение, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Протокол осмотра помещений составлены сотрудниками полиции в рамках, имеющихся у них полномочий, закрепленных в указанном Законе и КоАП РФ.
Неуказание в протоколе об административном правонарушении, что проверка осуществляется на основании поступившего телефонного сообщении, не является существенным нарушением и не препятствует суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в рассматриваемом случае данные нарушения не имеют значения для рассмотрения настоящего дела.
Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания Общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.16 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о товарных знаках не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Вменяемое предпринимателю в рамках рассматриваемого дела административное правонарушение является длящимся.
Исходя из вышеуказанных правил, годичный срок давности привлечения предпринимателя Квашниной М.Л.к административной ответственности подлежит исчислению со дня, следующего за днем обнаружения правонарушения, следовательно, последним днем окончания срока давности привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ является 03.12.2020.
При изложенных обстоятельствах на момент рассмотрения арбитражным судом заявления о привлечении предпринимателя Квашниной М.Л. к административной ответственности установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.6 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ. Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому, в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в привлечении предпринимателя к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с абз. 3 пункта 15.1 Постановления Пленума N 10, арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности в резолютивной части соответствующего решения должно разрешить вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).
Таким образом, учитывая, что на спорную спиртосодержащую продукцию не было представлено сопроводительных документов, то есть она находилась в незаконном обороте, принимая во внимание истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, суд, с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 3 пункта 15.1 Постановления Пленума N 10, должен был разрешить вопрос о вещах, на которые наложен арест, с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция не соответствующая требованиям государственных стандартов подлежит изъятию из незаконного оборота.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанны в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430 «О переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (вместе с «Положением о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «Положением об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице ее территориальных органов наделена полномочиями по переработки или уничтожения изъятой из незаконного оборота спиртосодержащей продукции.
При изложенных обстоятельствах, алкогольная продукция, изъятая Томмотским отделением полиции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району согласно протоколу изъятия от 03.12.2019, являющаяся предметом административного правонарушения, подлежит изъятию из оборота и направлению на переработку или уничтожение в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 N 430 «О переработке или уничтожения изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алданскому району о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол 45 № 311661/429 об административном правонарушении от 20.02.2020), отказать.
Алкогольную продукцию, изъятую в соответствии с протоколом изъятия от 03.12.2019, направить на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд республики Саха (Якутия).
Судья | Клишина Ю. Ю. |