ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1062/17 от 10.04.2017 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,

http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952 тел. 460-945

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Южно-Сахалинск

12 апреля 2017 года Дело № А59-1062/2017

Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2017. Полный текст решения изготовлен 12.04.2017.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Се Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу общества с ограниченной ответственностью «СфераТелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу – представитель не явился,

от ООО «СфераТелеком» - ФИО1 по доверенности от 06.02.2017,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу (далее – управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СфераТелеком» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Определением суда от 20.03.2017 заявление принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Ввиду невозможности разрешить спор в соответствии с главой 29 АПК РФ, суд определением от 21.03.2017 перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В обоснование заявленного требования указано, что общество, имеющее ряд лицензий на оказание услуг связи, допустило нарушение законодательства в области связи, выразившееся в непредставлении сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2016 года. По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в порядке подведомственности в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Общество представило отзыв на заявление, в котором факт правонарушения не оспаривает.

Управление в судебное заседание явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Заслушав представителя общества, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.05.2011 Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.

Основным видом экономической деятельности общества по сведениям из ЕГРЮЛ является деятельность в области телевизионного вещания.

02.09.2016 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций сроком на пять лет обществу выдана лицензия № 146199 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи;

лицензия на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации № 146200;

лицензия на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации № 146201;

лицензия на оказание услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа № 146203;

лицензия на оказание телематических услуг связи № 146202;

лицензия на оказание услуг связи для целей кабельного вещания № 146204.

Как видно из материалов дела, в управление поступило обращение Федерального агентства связи от 14.02.2017 № РШ-П33-1813, содержащее информацию о том, что обществом не представлены сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4 квартал 2016 года применительно к названным лицензиям.

Усмотрев в бездействии общества признаки административного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, управление 15.03.2017 составило протокол № АП-27/09/555 об административном правонарушении по факту нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:

п. 7 раздела XIII, п. 12 раздела XIV, п. 12 раздела XV, п. 11 раздела XVI, п. 10 раздела VI, п. 10 раздела XVII Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»,

п. 7 лицензии на оказание услуг по предоставлению каналов связи № 146199 от 02.09.2016;

п. 12 лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации № 146200 от 02.09.2016;

п.12 лицензии на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации № 146201 от 02.09.2016;

п. 11 лицензии на оказание телематических услуг связи № 146202 от 02.09.2016;

п. 9 лицензии на оказание услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа № 146203 от 02.09.2016;

п. 11 лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания № 146204 от 02.09.2016, выразившееся в не предоставлении ООО «СфераТелеком» сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 4-й квартал 2016 года.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные доказательства, суд находит заявление управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 утверждены:

- перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее – Перечень);

- перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.

Согласно п. 17 Перечня в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи вносятся, в частности, услуги связи для целей кабельного вещания.

Пунктом 11 раздела XVII Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, определено, что представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи, является одним из лицензионных условий оказания вышеназванной услуги связи.

Аналогичное требование предусмотрено в п. 11 лицензий №№ 146202, в п. 12 лицензий №№ 146201, 146204 выданных обществу.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 № 41 (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 1, 2 Порядка в редакции, действующей с 30.08.2015, лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания по форме, приведенной в приложении № 1 (далее – Форма). Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, сведения представляются с нулевыми значениями показателей.

Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.

Согласно п.п. 3 и 4 Порядка Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов. В случае если оператор связи не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк не производится.

Названным Порядком также установлена процедура заполнения утвержденной Форма. В частности, в строках 051 - 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.

В силу ст. 60 Закона № 126-ФЗ источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

Судом установлено, что в нарушение рассматриваемого лицензионного требования общество, имеющее лицензии № № 146199, 146200, 146201, 146202, 146203, 146204 сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи, за 4 квартал 2016 года не представило.

Выявленное управлением в ходе контрольных мероприятий нарушение подтверждается имеющимися в материалах дела документами: письмом Федерального агентства связи от 14.02.2017 № РШ-П33-1813, протоколом № АП-27/09/555 от 15.03.2017 об административном правонарушении и представителем общества в судебном заседании не оспаривается.

Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В этой связи требование административного органа по изложенным в заявлении основаниям суд расценивает как признанное обществом.

С учетом изложенного, суд находит вывод управления о наличии в бездействии общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, обоснованным.

Доказательства, исключающие возможность обществу соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые лицензионным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Однако обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение законодательства, регулирующего лицензируемую деятельность, что свидетельствует о вине юридического лица.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ и ст. 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено управлением в соответствии с процессуальными требованиями.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором совершенное обществом правонарушение может быть признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ), материалы дела не содержат.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд привлекает общество к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, что влечет наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ являются отягчающими административную ответственность, материалы дела не содержат.

Принимая во внимание изложенное, характер допущенного нарушения лицензионного требования, признание обществом своей вины в совершении правонарушения, отсутствие доказательств повторности совершения однородного правонарушения, суд полагает возможным назначить юридическому лицу наказание в виде предупреждения, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требование Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному Федеральному округу удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «СфераТелеком», зарегистрированное в качестве юридического лица 13.05.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***> (ИНН <***>), находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья А.И. Белоусов