А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д С А Х А Л И Н С К О Й
О Б Л А С Т И
693000, г. Южно - Сахалинск, Коммунистический проспект, 28
сайт: http://sakhalin.arbitr.ru; е-mail: info@sakhalin.arbitr.ru
тел./факс 460 – 945
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно - Сахалинск Дело № А59 - 1068/2015
13 мая 2015 года
Арбитражный суд в составе:
председательствующего ___Д Ж А В А Ш В И Л И В. Н.____
судей ______________________________________________________
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 Юлии Еногиевны (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 Юлии Еногиевны (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования указано, что предприниматель, имеющий лицензию на осуществление перевозок более 8 человек и обязанный в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, при осуществлении данного вида деятельности допустил нарушения законодательства в области автомобильного транспорта, что нашло свое отражение в материалах проведенной управлением выездной проверки. По факту нарушений в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, в котором управление просит привлечь его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ в виде штрафа.
На основании пункта 3 части статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением суда от 20. 03. 2015 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 3 статьи 228 АПК РФ, лицам, участвующим в деле, предложено в установленный в определении срок, представить в Арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Пунктом 2 части 4 указанной статьи также установлено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17. 02. 2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07. 2010 N 228 - ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснено, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ.
Судом установлено, что определение, направленное предпринимателю по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП от 26. 11. 2014 № 3504: Сахалинская область, планировочный район Луговое, улица Комарова, дом 29, квартира 6 возвращено в суд с отметкой "истек срок хранения". На конверте имеются отметки работников почтовой организации о двух попытках вручения корреспонденции предпринимателю.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление от 01. 04. 2015, согласно которому представитель предпринимателя – ФИО2, действующий на основании доверенности от 23 марта 2015 года, 03. 04. 2015 был ознакомлен с материалами рассматриваемого дела, о чем поставлена соответствующая отметка на таком документе.
Учитывая указанные обстоятельства, в силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ предприниматель считается надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в упрощенном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Исследовав доводы заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка поселка Новоалександровск, Анивского района Сахалинской области, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06. 02. 2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>, идентификационный номер налогоплательщика <***>.
Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии № АСС – 65 – 200677 от 23. 12. 2010, сроком действия по 22. 12. 2015.
Как видно из материалов дела, во исполнение приказа от 30. 12. 2014 № 89 и рейдового задания управлением совместно с сотрудниками ОГИБДД проведена проверка водителей транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки.
В ходе названных контрольных мероприятий 25 февраля 2015 года в 17 часов 05 минут в районе дома № 49 по улице Карла Маркса города Южно - Сахалинска был проверен автобус марки HyundaiAerotown, государственный регистрационный знак M 268 ОУ 65 (под управлением водителя ФИО4), посредством которого осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров по маршруту № 555 «Южно – Сахалинск – Смирных».
При проверке установлено, что:
- перевозка пассажиров осуществлялась по незарегистрированному в установленном порядке маршруту № 555 «Южно – Сахалинск – Смирных» - «Южно – Сахалинск»;
- реквизиты билетной продукции не соответствуют требованиям, установленным нормативно – правовыми актами;
- отсутствует наименование перевозчика на лобовом стекле и на борту транспортного средства;
- у водителя отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков;
- внутри транспортного средства отсутствует информация о стоимости проезда.
По результатам проведенной проверки 17. 03. 2015 составлен акт № 40, который предпринимателю был направлен по почте.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ, управлением 17. 03. 2015 в отсутствие надлежаще извещенного лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении серии 65 № 002615, копия которого направлена предпринимателю по почте.
На основании статьи 23. 1 КоАП РФ, материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ.
Проверив положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные доказательства, суд находит заявление управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию на основании пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04. 05. 2011 № 99 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99 - ФЗ).
В силу части 2 статьи 2 Закона № 99 - ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона № 99 – ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а также лицензионные требования и условия при осуществлении данной деятельности, определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального общества), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02. 04. 2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктом «з» и «и» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
На основании пункта 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15. 01. 2014 № 7, субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан, в том числе, обеспечить каждого водителя схемой маршрута с указанием опасных участков.
Исходя из положения подпункта «б» пункта 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14. 02. 2009 г. № 112 (далее – Правила перевозок) транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются, в том числе, на заднем окне транспортного средства.
В силу пункта 36 Правил перевозок над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Согласно подпунктам «а» и «г» пункта 37 Правил перевозок внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается, в том числе, информация о фамилии водителя, а также стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа.
Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам (пункт 42 Правил перевозок).
В соответствии с пунктом 43 Правил перевозок билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.
На основании подпункта «а» пункта 1 Приложения № 1 к Правилам перевозок допускается использование формы № 1 билета – разовый билет с фиксированной датой и временем отправления.
Билет по форме № 1 должен включать в себя, в том числе, обязательный реквизит - серия иномер билета(подпункт «а» пункта 2 Приложения № 1 к Правилам перевозок).
Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 06. 05. 2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно - кассовой техники» определено, что проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах Сахалинской области, регулируются Законом Сахалинской области от 04. 10. 2012 года № 85 - ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом в межмуниципальном сообщении в Сахалинской области и деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" и постановлением Правительства Сахалинской области от 20. 02. 2013 № 72 «О транспортном обслуживании населения автомобильным пассажирским транспортом в межмуниципальном сообщении в Сахалинской области».
Постановлением Правительства Сахалинской области от 20. 02. 2013 № 72 «О транспортном обслуживании населения автомобильным пассажирским транспортом в межмуниципальном сообщении в Сахалинской области» утверждены порядки, регулирующие и устанавливающие:
- требования к организации, проведению и подведению итогов открытого конкурса в целях предоставления перевозчику права выполнения регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения;
- требования к заключению договоров между министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области и перевозчиком на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Сахалинской области без проведения конкурса;
- требования к согласованию расписания движения транспортных средств (автобусов) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Сахалинской области;
- требования по оформлению, выдаче, переоформлению, приостановлению, аннулированию, учету маршрутных карт на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа в межмуниципальном пригородном и междугородном сообщении на территории Сахалинской области;
- требования по открытию, изменению и закрытию маршрутов регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении на территории Сахалинской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров вышеизложенные требования законодательства предпринимателем соблюдены не были.
Так, в частности, перевозка пассажиров осуществлялась по незарегистрированному в установленном порядке маршруту № 555 «Южно - Сахалинск - Смирных» - Южно - Сахалинск; реквизиты билетной продукции не соответствовали установленным требованиям, отсутствовало наименование перевозчика на лобовом стекле или на борту транспортного средства; у водителя отсутствовала схема маршрута с указанием опасных участков; внутри транспортного средства отсутствовала информация о стоимости проезда.
Учитывая изложенное и доказательства, имеющиеся в деле, по исходу изучения материалов дела суд соглашается с выводами управления о нарушении предпринимателем лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, установленных подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения о лицензировании.
Следовательно, в рассматриваемом случае деятельность по перевозке пассажиров осуществлялась предпринимателем с нарушением лицензионных требований и условий.
Частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вина предпринимателя в совершении административного правонарушения заключается в несоблюдении лицензионных требований и условий, содержащихся в вышеприведенных нормативных актах, при осуществлении лицензируемого вида деятельности – оказании услуг по перевозке пассажиров.
Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Получив лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, регулирующего данную деятельность, но и был обязан обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него.
Кроме того, данный вид предпринимательской деятельности связан с использованием источника повышенной опасности.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания предпринимателя виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28. 2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Материалы дела также не содержат и предпринимателем не представлено доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2. 9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18. 1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02. 06. 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
В силу части 1 статьи 4. 1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Суд учитывает, что административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично - правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, перечень которых приведен в статье 4. 3 КоАП РФ, судом не установлено.
С учетом изложенного, в связи со значительным количеством совершенных предпринимателем нарушений лицензионных требований, суд полагает справедливым и обоснованным назначить предпринимателю наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14. 1 КоАП РФ, в виде минимального размера административного штрафа в сумме 3 000 рублей, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области, расположенного по адресу: г. Южно – Сахалинск, ул. Пограничная, 45, удовлетворить.
Привлечь ФИО1 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку поселка Новоалександровск, Анивского района Сахалинской области, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 06. 02. 2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>, идентификационный номер налогоплательщика <***>, проживающую по адресу: Сахалинская область, планировочный район Луговое, улица Комарова, дом 29, квартира 6 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: УФК МФ РФ по Сахалинской области (УГАДН по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН – <***>, КПП – 650101001, банк – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК – 046401001, ОКТМО – 64701000001, код дохода – 10611690040046000140, расчетный счет – <***>.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
В случае если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.
В случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу - исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. При этом, лицу привлеченному к административной ответственности разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Судья В. Н. Джавашвили