АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28
тел. (4242) 460-903, факс 460-952, сайт http://sakhalin.arbitr.ru
электронная почта info@sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1215/2021
12 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 года. В полном объёме решение изготовлено 12 октября 2021 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Учанина Ю.С. при ведении протокола судебного заседания секретарём Шапаловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания СтройПрогресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы Сахалинской области о признании незаконным решения от 17.12.2020 по делу № 065/06/104-1228/2020 о включении в реестр недобросовестных поставщиков,
при участии:
от МКУ «Управление территорией пгт. Шахтёрск» – ФИО1 по доверенности от 21.12.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания СтройПрогресс» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, антимонопольный орган). В обоснование требований указано на необоснованность вывода Управления в оспариваемом решении о непредставлении Заявителем реальных доказательств намерения выполнить условия контракта, поскольку Обществом предпринимались меры по его выполнению при том, что проектная документация была составлена ошибочно.
Определением суда от 23.03.2021 заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 22.04.2021, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное казенное учреждение «Управление территорией пгт. Шахтерск» Углегорского ГО, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Определением от 29.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казённое учреждение «Управление капитального строительства» Углегорского городского округа.
Определением от 22.04.2021 дело назначено к судебному разбирательству на 26.05.2021, затем разбирательство по делу откладывалось и определением от 14.09.2021 было отложено на 21.09.2021. В судебном заседании был объявлен перерыв до 28.09.021.
В представленном отзыве Управление возражало против удовлетворения заявления, в обоснование своей позиции приведя доводы, содержащиеся в оспариваемом решении. МКУ «Управление территорией пгт. Шахтёрск» (далее – МКУ, Учреждение) в отзыве также возражало против удовлетворения заявления Общества, сославшись, помимо прочего, на непредставление Заявителем в ходе выполнения работ актов скрытых работ на монтаж системы водоснабжения, сертификатов на материалы, исполнительные схемы, журналы общих работ, а так же иной исполнительной документации; на необоснованность довода Общества о невозможности осуществления работ ввиду ошибочно составленного проекта и необходимости его изменения; на ненаправление в адрес заказчика заявлений об обстоятельствах, влекущих необходимость приостановления работ, и о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
В судебном заседании 28.09.2021 представитель МКУ «Управление территорией пгт. Шахтёрск» возражала против удовлетворения требований Обшества. Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствовали, извещены надлежаще, в том числе с учётом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании части 5 статьи 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя Учреждения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru, 25.02.2020 уполномоченным органом – Комитетом по управлению муниципальной собственностью Углегорского городского округа опубликовано извещение № 0161300003220000029 о проведении электронного аукциона по объекту «Аллея Памяти в пгт. Шахтёрск». Начальная (максимальная) цена контракта составила 92 282 222 рубля. В соответствии с протоколом рассмотрения подведения итогов электронного аукциона от 12.03.2020 заявка участника с порядковым номером № 68 - общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания Прогресс» признана победителем электронного аукциона с предложением цены контракта 72 902 955 рублей 38 копеек.
02.04.2020 между муниципальным казенным учреждением «Управление территорией пгт. Шахтерск» Углегорского городского округа, выступающего от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд («Заказчик») и общество с ограниченной ответственностью «Строительная Компания СтройПрогресс» («Подрядчик») заключен договор № 39/УТШ/А-20 (далее – Договор).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора Подрядчик обязуется по заданию Заказчика, выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), в объеме, установленном в Сметой стоимости работ (Приложение № 2) (далее – Смета, Сметная документация), передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в разделе 3 Договора и в Графике выполнения работ (Приложение № 3), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
В силу пункта 1.3 Договора выполнение Работ осуществляется Подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида работ, устанавливающих требования к качеству такого вида работ, в соответствии с условиями Договора.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 договора его цена составляет 72 902 955 (семьдесят два миллиона девятьсот две тысячи девятьсот пятьдесят пять) руб. 38 коп. Цена Договора включает в себя стоимость: всех расходов, связанных с выполнением работ, материалов и оборудования для выполнения работ, доставку материалов и оборудования, вывоз строительного мусора, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Пунктом 2.7 Договора определено, что предоставление аванса является целевым и Подрядчик обязан использовать полученные средства только для приобретения материалов и оборудования на выполнение работ, по настоящему Договору. Заказчик вправе в любое время потребовать от Подрядчика предоставления документов, подтверждающих целевое использование авансовых средств, а именно: отчет об использовании авансовых платежей; надлежащим образом заверенные копии договоров, заключенных Подрядчиком с поставщиками на поставку оборудования, материалов, изделий, а также копии договоров, заключенных между Подрядчиком и иными подрядными организациями на выполнение соответствующих Работ; счета на оплату оборудования, материалов, выставленные Подрядчику; платежные поручения на оплату оборудования и материалов; товарно-транспортные накладные, подтверждающие получение оборудования и материалов; фотографии, подтверждающие прибытие и размещение строительных материалов и оборудования на строительной площадке; фотографии, подтверждающие выполнение соответствующих работ. На усмотрение Заказчика могут быть истребованы иные документы, подтверждающие целевое использование авансового платежа.
В соответствии с пунктом 2.8 Договора расчет между Сторонами производится в следующем порядке: оплата за выполненные работы осуществляется в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 15% от цены договора в течение 20 дней, с даты заключения договора на основании выставленного счёта Подрядчиком, при условии начала работы. 2020 г. – 29 753 864 руб. 69 коп. 2021 г. – 43 149 090 руб. 69 коп. (в редакции дополнительного соглашения № 3 от 28.07.2020 к Договору). Оплата за выполненные работы осуществляется по безналичному расчету в течение 30 календарных дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и получения счета-фактуры (счета).
В соответствии с пунктами 3.1 – 3.3 Договора срок выполнения Работ Подрядчиком по Договору в полном объеме: с даты заключения Договора по 31.10.2021. Место выполнения работ: 694910, Сахалинская область, Углегорский район, пгт. Шахтёрск, ул. Коммунистическая (между МКД № 3,5,7 и МКД № 4,6). Начальный, конечный сроки выполнения работ, а также сроки этапов выполнения Работ по Договору определяются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение № 3).
В силу пунктов 4.1 – 4.9 Договора приемка отдельных этапов выполненных Работ в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в Договоре, производится Заказчиком поэтапно в соответствии с Графиком выполнения Работ (Приложение № 3).
Приложением № 3 (в редакции дополнительного соглашения № 2 от 22.04.2020) к Договору установлен следующий график выполнения работ по объекту «Аллея Памяти в пгт. Шахтёрск»:
№
п/п
Наименование работ
Дата начала работ
Дата окончания работ
1.
Подготовительные работы
01.06.2020 г.
30.06.2020 г.
2.
Подпорные стенки, скамья круглая
15.06.2021 г.
31.08.2021 г.
3.
Устройство покрытия
10.08.2020 г.
15.09.2021 г.
4.
Наружные сети водоснабжения
02.04.2020 г.
30.06.2020 г.
5.
Наружные сети канализации
15.04.2020 г.
30.06.2020 г.
6.
Наружные сети теплоснабжения
15.06.2020 г.
31.08.2020 г.
7.
Малые формы
15.06.2021 г.
31.08.2021 г.
8.
Озеленение
15.05.2021 г.
31.10.2021 г.
9.
Планировка территории
01.07.2020 г.
31.08.2020 г.
10.
Наружное освещение
10.08.2020 г.
15.10.2020 г.
Согласно подпунктам 5.4.3, 5.4.4 пункта 5.4 Договора Подрядчик обязан выполнить все работы с надлежащим качеством, в объеме, предусмотренном настоящим Договором и сдать результат работ Заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта. Выполнить работы в установленные настоящим Договором сроки.
В соответствии с подпунктом 5.4.12 пункта 5.4 Договора Подрядчик обязан немедленно уведомить Заказчика в случае приостановки работ по любой причине, а также заблаговременно уведомить Заказчика о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ.
Подрядчик обязан поставить необходимые материалы, оборудование, изделия, конструкции, комплектующие изделия, строительную технику (подпункт 5.4.15 пункта 5.4 Договора).
В силу подпункта 5.4.20 пункта 5.4 Договора Подрядчик обязан вести исполнительную документацию при производстве работ и по окончании выполнения работ один экземпляр исполнительной документации передать заказчику.
Согласно подпункту 5.4.21 пункта 5.4 Договора Подрядчик обязан немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 10.1 раздела 10 Договора он вступает в силу с момента размещения в Единой информационной системе в сфере закупок подписанного Заказчиком договора. Настоящий Договор действует до момента полного исполнения обязательств Сторон по Договору, за исключением гарантийных, которые имеют самостоятельный срок. Обязательства Сторон прекращаются вследствие их полного исполнения Сторонами, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Договором ввиду его расторжения по основаниям, предусмотренным в настоящем разделе (пункт 10.2).
Согласно пункту 10.4 расторжение настоящего Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Договора от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу подпунктов 10.6.1 – 10.6.2 пункта 10.6 Договора Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в следующих случаях:
при существенном нарушении условий Договора Подрядчиком: в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней;
в случае установления недостоверности сведений о соответствии предмета Договора требованиям документации о закупке, представленных Подрядчиком на этапе определения Подрядчика;
в случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
в случае установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; если у Подрядчика имеется задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Подрядчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Подрядчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В силу пункта 10.10 Договора решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в разделе 13 Договора, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчиком. Выполнение Заказчиком вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Договора. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в разделе 13 Договора. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора в единой информационной системе.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора вступает в силу и Договор считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Договора (пункт 10.11).
Как следует из обстоятельств спора, Заказчик платежными поручениями № 137 от 30.04.2020 на сумму 10 826 088 рублей 88 копеек и № 116 от 17.04.2020 и № 116 от 17.04.2020 на сумму 109 354 рубля 43 копейки перечислил Подрядчику аванс в общей сумме 10 935 443 рублей 31 копейка.
В связи с перечислением указанного аванса Учреждение письмом от 11.05.2020 со ссылкой на содержание пункта 2.7 Договора в срок до 30.05.2020 затребовало от Общества предоставления отчёта об использовании авансовых платежей, а так же иных документов, указанные в пункте 2.7. Договора, подтверждающих целевое использование Обществом денежных средств, полученных в качестве аванса по Договору. В свою очередь, как указано Учреждением в отзыве от 06.04.2021 и не опровергнуто заявителем, истребуемая информация представлена не была.
Письмом от 01.06.2020 № 5.04.38-231/20 Учреждение потребовало от Общества не производить демонтаж системы отопления на объекте и в срок до 05.06.2020 подтвердить наличие в собственности Подрядчика приобретенных материалов, необходимых для монтажа в полном объеме наружной системы теплоснабжения на объекте, предоставив в адрес Заказчика надлежащим образом заверенные копии договоров, заключенных Подрядчиком с поставщиками на поставку оборудования, материалов, изделий, а также копии договоров, заключенных между Подрядчиком и иными подрядными организациями на выполнение соответствующих работ; счета на оплату оборудования, материалов, выставленные Подрядчику; платежные поручения на оплату оборудования и материалов; товарно-транспортные накладные, подтверждающие получение оборудования и материалов, либо иные документы.
В обоснование указанного требования Учреждением указано, что в соответствии с Техническим заданием Договора Подрядчик обязан, в том числе, выполнить работы по замене участка наружных сетей теплоснабжения, в ходе которых будут произведены демонтаж действующей тепловой сети, и монтаж новой системы теплоснабжения. Графиком выполнения работ предусмотрен срок выполнения работ по замене наружных сетей теплоснабжения с 15.05.2020 по 31.08.2020. С 01.06.2020 отопительный сезон на территории пгт. Шахтерска окончен. Плановый период начала отопительного сезона 2020 года на территории пгт. Шахтерск с 01.10.2020. При исполнении обязательств по Договору со стороны Подрядчика возможны нарушения срока выполнения работ, а демонтаж старой наружной системы теплоснабжения приведет к отключению магистральной системы теплоснабжения пгт. Шахтёрск.
Из содержания протокола совещания от 10.06.2020 по исполнению Договора от 02.04.2020 следует, что на вопрос руководителя Учреждения ФИО5 относительно наличия проблем при выполнении работ по данному договору, осуществления работ по договору согласно графику в 2020 году, предоставления журнала производства работ представителем Общества были даны пояснения, согласно которым:
в рамках заключенного договора заказаны материалы для ремонта системы водоотведения, водоснабжения и теплоснабжения; согласно графику производятся работы на объекте по прокладке сети водоснабжения и водоотведения; в связи с постоянными дождями, проходящими на территории Углегорского района, производство работ сильно затруднено, техника застревает в мокрых грунтах; к началу июля 2020 года работы по прокладке системы водоснабжения и водоотведения будут закончены, параллельно приступят к работам по ремонту системы теплоснабжения; трубы на систему теплоснабжения заказаны с завода через посредников, но в связи с пандемией коронавируса изготовление труб будет произведено с задержкой, поэтому плановый период поставки труб и комплектующих на систему теплоснабжения середина-конец июля 2020 года. К этому моменту будут подготовлены траншеи к прокладке системы теплоснабжения; договоры на поставку труб и комплектующих заключены с ООО «ОКТАНТ» и ООО «Полимер- Сахалин». Счета выставлены и частично оплачены. Журнал производства работ будет предоставлен позже.
По результатам совещания Учреждением выдвинуто требование о предоставлении журнала производства, в срок до 15 июля 2020 года Подрядчику; о поставке на объект труб и комплектующих системы теплоснабжения в полном объеме с письменным уведомлением Заказчика.
Согласно комиссионному акту обследования от 23.06.2020, составленному при проведении Подрядчиком земляных работ в рамках договора от 02.04.2020, согласно проекту из тепловой камеры ТК-5 прокладываются трубы отопления диаметром 159 мм., которые присоединяются к существующей теплосети. Однако при вскрытии существующей теплосети выяснилось, что трубы во многих местах сгнили и существует реальная опасность порывов. Кроме того стыковка новой теплосети к трубам старой теплосети весьма затруднительна из-за непригодности старых труб в местах стыков. Комиссия приняла решение заменить трубы старой теплотрассы на новые трубы диаметром 159 мм на участке длиной 42 м.
Письмом от 22.07.2020 № 5.04.38-313/20 Учреждение уведомило Общество о заключении 21.07.2020 между МКУ «Управление территорией пгт. Шахтёрск» и ООО «Строительные экспертные работы – Клин» договора № 01-21/07-20 на проведение строительного контроля за производством работ на объекте.
В письме от 06.08.2020, адресованном Обществу, Учреждение указало, что в период с 15.06.2020 по 31.08.2020 Подрядчик обязан произвести демонтаж и монтаж системы теплоснабжения на объекте. В период с июня по июль 2020 года Подрядчик произвел демонтаж системы теплоснабжения, завез на строительную площадку часть строительного материала. Однако в период с 26 июля 2020 года по настоящее время Подрядчиком работы по монтажу системы теплоснабжения не ведутся, имеются основания полагать, что в установленные Договором срок Подрядчик не произведет в полном объеме монтаж системы теплоснабжения.
С учетом изложенного Учреждением заявлено требование в срок до 10 августа 2020 года направить в адрес Заказчика график производства работ по монтажу теплосистемы на объекте «Аллея памяти», а так же информацию, подтверждающую поставку материалов системы теплоснабжения на территорию Сахалинской области, информацию о сроках готовности смонтированной системы теплоснабжения на объекте к подключению и сдачи работ заказчику, произвести мобилизацию на объект дополнительных людей и технических ресурсов, и в кратчайшие сроки (до 31 августа 2020 года) обеспечить выполнение Подрядчиком работ по монтажу системы теплоснабжения по Договору в полном объеме, предоставить в адрес Заказчика журнал производства работ, а также сертификаты качества на приобретенные материалы системы теплоснабжения.
Из содержания протокола совещания от 11.08.2020 по исполнению Договора от 02.04.2020 следует, что согласно Графику выполнения работ к Договору Подрядчик в 2020 году обязан произвести работы по замене системы водоотведения, системы водоснабжения и системы теплоснабжения. Работы за замене водоотведения и водоснабжения Подрядчиком выполнены. Замена системы теплоснабжения согласно Графика выполнения работ должна быть произведена в период с 15.06.2020 по 31.08.2020. По состоянию на 11.08.2020 Подрядчиком выполнены демонтажные работы системы теплоснабжения, однако работы по монтажу системы не начаты. Материалы системы теплоснабжения на строительную площадку завезены частично. На протяжении нескольких недель, работы на строительной площадке не велись. У Заказчика имеются основания полагать, что работы по монтажу системы теплоснабжения Подрядчиком не будут выполнены в сроки установленные Договором. Заказчику необходимо знать точную дату поставки оставшегося материала на строительную площадку, а так же дату монтажа системы теплоснабжения и срок сдачи работ в полном объеме по замене системы теплоснабжения.
С учётом изложенного на рассмотрение вынесены вопросы о необходимости в дополнительной рабочей силе; о возможности монтажа труб диаметром 150 и 100 мм. и установки тепловых камер; о том, каким образом будут проводиться испытания смонтированной системы теплоснабжения; о необходимости в срок до 10.09.2020 ресурсоснабжающей организации подготовить паспорта готовности населенного пункта к отопительному сезону. Кроме того, Учреждением предложено в срок до 13.08.2020 Подрядчику установить точные даты поставки материалов и подготовить График производства работ по монтажу системы теплоснабжения, о чем уведомить Заказчика в письменном виде.
В соответствии с пояснениями представителя Общества на совещании 11.08.2020 на объекте работают четыре человека и одна единица техники – погрузчик; на строительную площадку завезены трубы диаметром 100 и 159 мм. системы теплоснабжения, на объекте подготовлены траншеи для монтажа системы теплоснабжения диаметром 100 и 159 мм., ведутся работы по монтажу данных труб; необходимости в дополнительных рабочих ресурсах пока нет, поскольку в полном объеме материал для монтажа системы теплоснабжения на площадку не завезен; задержка поставки материала связана с тем, что основную часть труб пришлось заказывать на заводе изготовителе в г. Екатеринбург в связи с отсутствием данного материала у поставщиков Сахалинской области и Дальнего Востока; в настоящее время один контейнер (40 тонн) находится в порту г. Корсакова и в период с 12 по 13.08.2020 будет доставлен в пгт. Шахтерск, два остальных контейнера находятся на разгрузке в порту г.Корсакова. Также в г. Хабаровске на погрузке стоят задвижки (краны), которые будут поставлены через порт г. Ванино и г. Холмск в пгт.Шахтерск в течении 10 дней. До 01-02 сентября 2020 года Общество обязуется произвести монтаж системы теплоснабжения на объекте «Аллея» памяти» в полном объеме. После поставки в полном объеме в течении 2 дней будет произведён монтаж труб диаметром 100 и 159 мм. Для монтажа тепловой камеры необходим бетон с добавками, который производится только в г. Южно-Сахалинске. Данные камеры будем делать после подвода труб. Испытания смонтированной системы теплоснабжения будет производиться поэтапно.
По результатам совещания 11.08.2020 определено обязать Подрядчика в срок в течении двух дней установить точные даты поставки материала на объекты.
Из содержания протокола совещания от 14.08.2020 по исполнению Договора от 02.04.2020 следует, что до настоящего времени в адрес МКУ «Управление территорией пгт,Шахтерск» не поступил график выполнения работ от ООО «СтройПрогресс». Кроме того, необходимы пояснения, когда на строительную площадку будут завезены материалы для монтажа системы теплоснабжения в полном объеме.
В соответствии с пояснениями представителя Общества на совещании 14.08.2020 по состоянию на 14.08.2020 произведена разгрузка двух контейнеров с судна в порту г. Корсаков. Часть оборудования уже находится в г. Южно-Сахалинске, а именно трубы диаметром 426, и будут поставлены на объект в пгт. Шахтерск 15.08.2020, после чего приступят к прокладке данных труб в траншеи. Два крана на систему отопления отправлены из г. Хабаровска, и еще один кран сегодня собираются отправить. Поставка кранов будет осуществлена в течении 10 дней. Еще два контейнера с трубами и необходимым материалом для монтажа системы отопления на объекте находятся на судне, которое стоит на рейде в г.Корсакова и ждет выгрузки. В течении одной недели данные материалы будут завезены на объект. График работ будет представлен сегодня.
По результатам совещания 14.08.2020 определено обязать ООО «СтройПрогресс» модернизировать рабочую силу на объекте, Учерждению усилить контроль за ходом выполнения работ на объекте.
Из содержания протокола совещания от 21.08.2020 по исполнению Договора от 02.04.2020 следует, что Учреждением на обсуждение вынесен, помимо прочего, вопрос о поставке на объект в полном объеме всех необходимых материалов для монтажа системы теплоснабжения. Кроме того, со слов ресурсоснабжающей организации, в проектном решении на объект в расчетах давления в системе теплоснабжения проектировщиками допущены ошибки, что приведет к повреждению теплосети после ее монтажа и запуска в эксплуатацию.
В соответствии с пояснениями представителя Общества на совещании 21.08.2020 на объекте продолжают работать от четырех до девяти человек, имеется экскаватор. На объекте производятся работы по монтажу системы теплоснабжения. По состоянию на 21.08.2020 в траншеи уложены практически все трубы системы теплоснабжения, и производятся сварные работы. В настоящее время все строительные материалы поставлены в Сахалинскую область, и находятся в г. Южно-Сахалинске, откуда частями осуществляется их перевозка до пгт. Шахтерск. Осталось дождаться когда осуществят поставку нескольких задвижек из г. Южно-Сахалинска. В срок до 01.09.2021 данные задвижки обещали поставить в пгт. Шахтерск. По вопросу выявленных в проекте недостатков при проектировании системы теплоснабжения на предложено установить дополнительные обводные трубы на систему теплоснабжения труб диаметром 159, которые послужат компенсаторами и снизят рабочее давление в системе теплоснабжения.
В соответствии с пояснениями представителя ресурсоснабжающей организации – МКП «Шахтёрское коммунальное хозяйство» в проектно-сметной документации на объект проектировщиками допущены ошибки при расчете рабочего давления системы теплоснабжения. Компенсаторы, которые они предлагают установить на теплосистему, не выдержат рабочего давления. Необходимо срочно обратиться в проектную организацию с данным вопросом, чтобы они повторно произвели расчеты, и в случае подтверждения выявленных нарушений сообщили пути решения данной проблемы.
По результатам совещания 21.08.2020 определено, что Заказчик обратился к ООО «Седьмой Сезон Архитектура» в лице директора ФИО6, который сообщил, что в период с 21 по 26 августа 2020 года проектировщиками будут произведены дополнительные расчеты, и результаты расчетов будут сообщены Заказчику.
Претензией от 01.09.2020 Учреждение указало Обществу, что по состоянию на 01.09.2020 года Подрядчиком работы по монтажу системы теплоснабжения в полном объеме не выполнены. До настоящего времени Подрядчиком не произведена работы по сварке труб системы теплоснабжения, не установлены задвижки, система не подключена к основной магистральной линии системы теплоснабжения. Начало отопительного сезона 2020 г. в пгт.Шахтерск осуществляется 01.10.2020. Учитывая отставание Подрядчиком от графика выполнения работ на объекте, у Заказчика имеются основания полагать, что в срок до 01.10.2020 Подрядчик не произведет монтаж системы теплоснабжения на объекте в полном объеме, что приведет к срыву отопительного сезона и негативным последствиям для всего населенного пункта пгт.Шахтерск. Кроме того, до настоящего времени Подрядчиком журнал производства работ Заказчику не предоставлен.
В связи с указанным Учреждением заявлены требования о незамедлительном предоставлении в адрес Заказчика графика выполнения работ по капитальному ремонту наружной системы теплоснабжения, а так же по планировке территории на объекте; о предоставлении в срок до 03.09.2020 письменной информацию о ходе выполнения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения, а так же информации о сложностях, возникших при исполнении Договора; о незамедлительном предоставлении в адрес Заказчика журнала производства работ; о направлении в адрес Заказчика письменной информации о сроках поставки дополнительного оборудования с учетом полученной дополнительной спецификации и вносимых изменений в проект; о мобилизации рабочей силы на объекте и ускорении процесс монтажа системы теплоснабжения.
09.09.2020 Учреждение вручило Обществу рабочий проект (Книга 1) «Теплоснабжение» на 20 листах; рабочий проект (Книга 2) «Конструкции железобетонные» на 26 листах с изменениями и дополнениями, внесенными согласованными проектной организацией ООО «Седьмой Сезон Архитектура» (письмо от 09.09.2020 б/н).
Письмом от 11.09.2020 Учреждение уведомило Общество о том, что в нарушение требований пунктов 5.4.2, 5.4.5 Договора по состоянию на 10.09.2020 на объекте проведения строительно-монтажных работ по Договору отсутствует ограждения на участке монтажа системы теплоснабжения от ТК-5 до дома № 3 по ул. Коммунистическая, пгт. Шахтерск. На указанном участке местами имеются оградительные ленты, установленные в районе котлована, подготовленного под обустройство тепловой камеры. Учитывая изложенное, заявлено требование срок до 20.09.2020 установить временное защитное сооружение (ограждение) высотой 2 м на участке монтажа системы теплоснабжения от ТК-5 до дома № 3 по ул. Коммунистическая.
Уведомлением от 17.09.2020 Учреждение известило Общество об одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору от 02.04.2020, указав, что в установленный Договором срок Подрядчик работы по ремонту системы теплоснабжения и планировку территории в полном объеме не произвел, В ходе исполнения Договора Заказчик неоднократно уведомлял Подрядчика о неосновательном отставании от графика выполнения работ, а также требовал от Подрядчика направить на объект дополнительную рабочую илу и технические средства, с целью исполнения обязательств подрядчиком в установленные договором сроки. Данные требования были проигнорированы Подрядчиком. Так, по состоянию на 17.09.2020 Подрядчиком выполнены работы по ремонту системы теплоснабжения только на 48 % от общего объема работ данного вида работ. Строительно-монтажные работы на объекте Подрядчиком ведутся с отставанием от графика производства работ. До настоящего времени Подрядчиком в полном объеме не завезены строительные материалы, а именно: отсутствуют трубы стальные диаметром 219 мм. в количестве 118 м., трубы стальные диаметром 57 мм., отводы, задвижки, не произведены работы по монтажу тепловых камер, дренажных колодцев. Данные материалы необходимы для подключения 6 многоквартирных жилых домов к основной системе теплоснабжения пгт. Шахтерск.
Отопительный сезон населенного пункта пгт. Шахтерск планируется начать 01.10.2020, однако имеются основания полагать, что к указанному времени Подрядчиком работы по монтажу системы теплоснабжения в полном объеме не будут выполнены, многоквартирные жилые дома к основной системе теплоснабжения подключены не будут, что приведет к срыву отопительного сезона 2020 году и причинению значительного ущерба Заказчику. В случае просрочки Подрядчиком выполнения работ по ремонту системы теплоснабжения и планировке территории по Договору на срок более чем 30 дней (в срок до 30 сентября 2020 года), Заказчик примет решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Из содержания протокола совещания от 19.09.2020 по исполнению Договора от 02.04.2020 следует, что по состоянию на 19.09.2020 подрядной организацией ООО «СтройПрогресс» в полном объеме не выполнены работы по монтажу системы теплоснабжения на объекте, подрядчиком не завезены на объект трубы стальные диаметром 219 мм и 57 мм для подключения многоквартирных жилых домов № 4,6, 3,5,7 по ул. Коммунистическая, и МКД № 2 по ул. Интернациональная, пгт. Шахтерск. Работы на объекте ведутся медленно. Имеются основания полагать, что к началу отопительного сезона - 01.10.2020 подрядчиком работы по монтажу системы теплоснабжения в целом не будут выполнены, и населенный пункт Шахтерск останется без тепла.
В соответствии с пояснениями представителя Общества на совещании 19.09.2020 работы на объекте ежедневно, в настоящее время работают четыре человека, один из которых сварщик. Необходима дополнительная рабочая сила. 18.09.2020 на объект весь материал в полном объеме, а именно: поставил из г. Южно-Сахалинска две задвижки на трубы диаметром 426 мм, два отвода аналогичного диаметра (согласно внесенным изменениям в проект),трубы диаметром 57 мм. Возникла проблема с поставкой труб стальных диаметром 219 мм. в количестве 118 м. Данные трубы были заказаны у поставщика ООО «Полимер-Сахалин» и поставлены в г. Южно-Сахалинск с задержкой только в августе 2020 г. Сразу выкупить данные трубы Общество не смогло, но Поставщик заверил, что данные трубы будут находиться у них на складе до момента полной оплаты. Однако в сентябре 2020 года Поставщик продал данные трубы стальные диаметром 219 мм. и приобрести аналогичные трубы на территории Сахалинской области Общество не смогло. Согласно проектно-сметной документации трубы стальные диаметром 219 мм в количестве 118 м необходимо установить в систему теплоснабжения от ТК-3 до МКД № 2 по ул. Интернациональная. Когда Общество производило демонтаж прежней системы теплоснабжения, то на данной ветке сети располагалась труба стальная диаметром 159 мм. Поэтому Обществом принято решение приобрести трубу стальную диаметром 159 мм. и установить ее на участок теплосети от ТК-3 до МКД № 2 по ул. Интернациональная взамен трубы диаметром 219 мм., чтобы жители не остались без тепла. На сегодняшний момент приобрести трубы диаметром 219 мм и установить их на указанную ветку теплосети у Общества нет.
С учётом приведённых пояснений Общества Учреждением на совещании 19.09.2020 указано на невозможность согласовать ООО «Строй Прогресс» замену трубы стальной диаметром 219 мм на трубу стальную диаметром 159 мм, поскольку проектно-сметной документацией предусмотрена установка трубы диаметром 219 мм на участке теплосети от ТК-3 до МКД № 2 по ул. Интернациональная. Учреждением указано на направление запроса проектной организации ООО «Седьмой Сезон Архитектура» на согласование внесения изменений в проект в части замены трубы диаметром 219 мм на трубу диаметром 159 мм. До момента принятия решения проектной организацией о согласовании ответственность за работу сети теплоснабжения на участке от ТК-3 до МКД № 2 по ул. Интернациональная лежит исключительно на ООО «СтройПрогресс». В случае отказа проектной организации согласовать замену труб ООО «СтройПрогресс» обязано будет за свой счет внести изменения в проектно-сметную документацию, либо Заказчик не сможет произвести оплату за выполненные работы на указанном выше участке системы теплоснабжения.
Согласно пояснениям на совещании 19.09.2020 представителя ресурсоснабжающей организации - МКП «ШКХ», данная организация не вправе согласовывать ООО «СтройПрогресс» замену трубы диаметром 219 мм на трубу диаметром 159 мм, поскольку проектным решением предусмотрена установка трубы 219 мм. на участке от ТК-3 до МКД № 2 по ул. Интернациональная. В данном случае необходимо согласование в проектной организацией, которая должна произвести дополнительные расчеты тепловой нагрузки на указанный участок теплосети, с учетом внесенных изменений. Кроме, того подрядчику необходимо мобилизовать рабочую силу на объекте, принять меры к направлению на объект дополнительных сварщиков и ускорить работы по монтажу системы теплоснабжения. В случае, если к концу сентября 2020 года не будет в полном объеме смонтирована система теплоснабжения и населенный пункт останется без тепла, буде введен режим ЧС, что приведет к дополнительным затратам и возможному расторжению договора.
По результатам совещания 19.09.2020 решено МКУ «УТШ» направить запрос на внесение изменений в проектно-сметную документацию по объекту, ООО «СтройПрогресс» незамедлительно принять меры к увеличению числа работников на объекте, в том числе сварщиков.
Письмом от 12.10.2020 № 50 Общество уведомило Учреждение о том, что в связи с пучинистостью грунтов возможна неустойчивость тепловых камер, в связи с чем предложено внести изменения в проектную документацию 13-ОУМС/ОК-16-КЖ в части увеличения площади железобетонного днища тепловых камер.
Письмом от 15.10.2020 МКУ «Шахтёрское коммунальное хозяйство» № 544 просило МКУ «Управление территорией пгт. «Шахтёрск» во избежание аварийных и чрезвычайных ситуаций на магистральной тепловой сети в период прохождения отопительного периода 2020/21 гг. усилить контроль за сроками выполнения работ со стороны ООО «Строительная компания «СтройПрогресс» по установке тепловых камер на объекте «Аллея памяти пгт. Шахтёрск». В случае необходимости обязать подрядную организацию к привлечению дополнительных сил и средств для выполнения обязательств по вышеуказанному объекту.
В соответствии с письмом от 18.10.2020 № 376, адресованным обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-экспертные работы – Клин» Учреждению (далее – ООО «СЭР-Клин»), в ходе осуществления строительного контроля за производством работ на объекте специалистами ООО «СЭР-Клин» установлено следующее. Срок выполнения работ на объекте подрядной организацией ООО «Строительная Компания СтройПрогресс» установлен по первому этапу до 31.10.2020. Подрядчиком представлен месячно-суточный график выполнения работ, из содержания которого невозможно понять, будут ли выполнены запланированные виды работ до конца срока, установленного условиями договора. При этом ежедневные контрольные проверки, проводимые специалистами строительного контроля ООО «СЭР-Клин» за производством работ на объекте, показывают, что запланированные объемы работ в срок не будут выполнены. Работы на объекте ведутся на ненадлежащем уровне. 17-18.10.2020 работы на объекте не проводились. По состоянию на 18.10.2020 из пяти предусмотренных к монтажу тепловых камер не смонтировано ни одной. Места, предусмотренные для монтажа тепловых камер и траншеи, по которым проложены тепловые трассы, заполнены водой, работы по откачке воды не проводятся, что может привести к катастрофическим последствиям с учетом погодных условий и приближением отрицательных температур.
Взятые на себя обязательства по объемам и срокам производства строительно-монтажных работ ООО «Строительная Компания СтройПрогресс» не в состоянии исполнить в виду отсутствия финансовых средств, а так же квалифицированного рабочего персонала способного выполнить поставленные задачи, До настоящего времени ООО «Строительная Компания СтройПрогресс» не представлена исполнительная документация по проведенным и проводимым на объекте работам. Журналы общих работ, входного контроля, сварочных и бетонных работ, акты скрытых работ не ведутся в связи с отсутствием квалифицированного специалиста.
На основании изложенного в настоящее время с целью скорейшего начала и окончания производства запланированных на объекте работ необходима замена подрядной организации. Дальнейшее промедление может привести к чрезвычайной ситуации.
Согласно комиссионному акту обследования от 20.10.2020 по состоянию на указанную дату на объекте не выполнены следующие работы:
по смете стоимости работ № 04-01-03 «Наружные сети теплоснабжения» (срок завершения работ 31.08.2020) - устройство тепловых камер в количестве 5 шт.; обратная засыпка траншей песком; обратная засыпка траншей грунтом ПГС;
по смете стоимости работ № 05-01-03 «Планировка территории» (срок завершения работ 31.08.2020) работы не выполнялись;
по смете стоимости работ № 05-01-04 «Наружное освещение» (срок завершения работ 15.10.2020) работы не выполнялись.
Письмом от 26.10.2020 № 53 Общество уведомило Учреждение о том, что на объекте возникла ситуация, затрудняющая работу строительной бригады. Из подвала жилого дома по. адресу: ул. Коммунистическая, 3, фекальные воды, образованные в результате протечек системы канализации, поступают в котлован тепловой камеры ТК-2, а оттуда и в котлованы других тепловых камер. В подвалах, жилых домов по адресу ул. Коммунистическая, 5 и 7 также накоплено большое количество фекальных вод, которые впоследствии через фундамент попадают в каналы наружных сетей теплоснабжения объекта. На настоящий момент проводится откачка фекальных вод, что приводит к возникновению дополнительных расходов. Общество заявлено о принятии мер для решения данной проблемы. Указанное письмо переадресовано Учреждением муниципальному казенному предприятию «Шахтёрское коммунальное хозяйство» письмом от 27.10.2020 № 5.04.38-503/20.
26.10.2020 Учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора. Согласно решению, по состоянию на 20.10.2020 Подрядчиком выполнены подготовительные работы, работы на сетях канализации, частично выполнены работы на наружных сетях теплоснабжения. Работы на наружных сетях теплоснабжения выполнены не в полном объеме; работы по установке наружного освещения и планировке территории не сделаны, исполнительная документация Заказчику не сданы. Таким образом, Подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ, т.е. существенно нарушил условия Договора, просрочив выполнение работ более чем на 30 дней. Указанное решение также размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 08.12.2020.
В соответствии с письмом от 28.10.2020 № 395, адресованным обществом «СЭР-Клин» Учреждению, в ходе осуществления строительного контроля за производством работ на объекте специалистами ООО «СЭР-Клин» установлено, что на строительной площадке при производстве работ по наружным сетям теплоснабжения Подрядчиком грубо нарушаются строительные нормы и правила (СНиП 12-03-2001), а именно: рабочая зона не огорожена надлежащим образом и не оборудована предупреждающими о проведении земляных работ средствами безопасности, через рабочую зону доступен свободный проход населения, в том числе и детей, при том, что большая часть траншеи под устройство трубопровода и котлованов тепловых камер затоплены водой, что может привести к несчастному случаю.
ООО «СЭР-Клин» убедительно настаивает на приостановлении работ по устройству теплотрассы на объекте до проведения Подрядчиком в полном объеме подготовительных мер безопасности при производстве земляных работ, а именно: незамедлительно и в кратчайшие сроки обязать Подрядчика восстановить все защитные ограждения объекта, обеспечить объект предупредительными надписями, в ночное время обеспечить на объекте сигнальное освещение (требования СНиП 12-03- 2001). В случае, если Подрядчик не в силах выполнить данные требования, просим муниципальное казенное учреждение «Управление территорией пгт. Шахтерск» Углегорского городского округа, найти средства и силы на устранение данных нарушений для обеспечения безопасности на объекте.
Письмом от 06.11.2020 № 54 Общество уведомило Учреждение о том, что на объекте до сих пор не решена проблема с поступлением фекальных вод образованных в результате протечек канализационных систем жилых домов по ул. Коммунистическая, дом 3,5 и 7, в котлованы тепловых камер и каналы наружных сетей теплоснабжения объекта. До сих пор Обществом проводится откачка фекальных вод, что приводит к возникновению дополнительных расходов и задержкам сроков в производстве работ.
Письмом от 06.11.2020 № 5.04.38-528/20 Учреждение отклонило указанное письмо, сославшись на сведения, предоставленные представителями строительного контроля, согласно которым работы на объекте не ведутся практически с начала октября. Также указано на грубое нарушение строительных норм и правил (СНиП 12-03-2001), а именно: рабочая зона не огорожена, не оборудована предупреждающими о проведении земляных работ средствами безопасности, через рабочую зону доступен свободный проход населения, в том числе и детей, что может привести к несчастному случаю. Также Учреждением предъявлено требование незамедлительно и в кратчайшие сроки установить защитные ограждения объекта, обеспечить объект предупредительными надписями, в ночное время обеспечить на объекте сигнальное освещение.
В соответствии с письмом от 16.11.2020 № 419, адресованным ООО «СЭР-Клин» Учреждению, в ходе осуществления строительного контроля за производством работ на объекте специалистами ООО «СЭР-Клин» установлено следующее.
Срок выполнения работ на объекте установлен по первому этапу до 31.10.2020. При этом ежедневные контрольные проверки, проводимые специалистами строительного контроля ООО «СЭР-Клин» за производством работ на объекте, показывают, что запланированные объемы работ в срок не выполнены. Работы на объекте ведутся на ненадлежащем уровне. По состоянию на 16.11.2020 из пяти предусмотренных к монтажу тепловых камер не смонтировано ни одной. В четырех котлованах, предусмотренных для устройства тепловых камер, работы не начинались. Материалов, необходимых для производства работ, в достаточном количестве на объекте не имеется. Места, предусмотренные для монтажа тепловых камер и траншеи, по которым проложены инженерные коммуникации, заполнены водой, работы по откачке воды не проводятся, что может привести к катастрофическим последствиям с учетом погодных условий и приближением отрицательных температур. Несмотря на значительные объемы предстоящих к выполнению работ на объекте в среднем работают только три человека не являющиеся работниками организации подрядчика.
На основании письма ООО «СЭР-Клин» от 16.11.2020 № 419 Учреждение обратилось к Обществу с требованием (письмо от 17.11.2020 б/н) в срок до 20.11.2020 устранить выявленные нарушения, а именно: установить ограждения по периметру строительной площадки, в соответствии с ГОСТом 25407-78 и условиями Договора; произвести откачку воды в котлованах колодцев и траншеях; до момента устранения Подрядчиком нарушений приостановить дальнейшее выполнение работ на объекте. Также указано, что, поскольку Подрядчиком по состоянию на 16.11.2020 нарушены пункты 1.3, 5.4.2, 5.4.3, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.1.4 Договора, Заказчиком начислены штрафные санкции за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств в размере
10 000 рублей.
Также в письме указано, что по состоянию на 16.11.2020 года на объекте из пяти предусмотренных к монтажу тепловых камер не смонтировано ни одной. До настоящего времени строительный мусор с рабочей площадки не убран. Работы по монтажу освещения в соответствии с Графиком выполнения работ по Договору, а так же планировке не начаты. Кроме того, Подрядчиком не представлены в адрес Заказчика и представителей строительного контроля Журналы общих работ, входного контроля качества строительных материалов, сварочных работ, бетонных работ, инструктажей на рабочем месте (журналы по технике безопасности), акты производства скрытых работ.
Письмом от 18.11.2020 № 67 Общество уведомило Учреждение о том, что в связи с пучинистостью грунтов, и, как следствие, возможностью возникновения неустойчивости тепловых камер, 12.10.2020 Обществом в адрес Учреждения было направлено письмо с предложением внести изменения в проектную документацию 13-ОУМС/ОК-16-КЖ в части увеличения площади железобетонного днища тепловых камер. В адрес Общества не поступил ответ о проектном решении данного вопроса. Также в письме указано, что откачка грунтовых вод из траншеи и котлованов проводится регулярно.
В ответ на указанный запрос письмом от 19.11.2020 Учреждение сообщило Обществу, что заместителем руководителя МКУ «Управление территорией птг.Шахтерск» ФИО7 14.10.2020 представителю ООО «СК СтройПрогресе» ФИО8, было разъяснено, что увеличение площадки железобетонного днища тепловых камер на объекте не будет способствовать укреплению оснований камеры, в данном случае необходимо производить полную замену мокрого грунта с уплотнением под монтируемыми тепловыми камерами. При этом ФИО8 согласился с данными доводами, вопросов от ФИО8 в последующем не поступило.
Одновременно Учреждением указано, что в соответствии с условиями Договора Общество обязано была произвести работы по монтажу системы теплоснабжения, в том числе и по обустройству тепловых камер тепловой системы в период с 15.06.2020 по 31.08.2020. При этом проведение работ по монтажу тепловых камер было возможно до поставки основных материалов системы теплоснабжения, в период с 15.06.2020 года и до 31.08.2020 согласно Графику выполнения работ (Приложение № 3). Однако в указанный период времени ООО «СК СтройПрогресе» недобросовестно отнеслось к своим обязанностям при исполнении Договора, монтаж тепловых камер в благоприятные погодные условия не произвела, и запросов по поводу порядка проведения указанных работ не направило.
Письмом от 20.11.2020 Учреждение сообщило Обществу, что 17.11.2010 Заказчик направил на электронный адрес Подрядчика письмо с требованием в срок до 20.11.2020 устранить нарушения, допущенные подрядчиком при производстве работ, а именно: выставить по периметру площадки ограждение и произвести откачку воды из котлованов колодцев и траншей, после чего продолжить проведение работ на объекте.
20.11.2020 представителем Заказчика произведен осмотр строительной площадки на объекте. В ходе обследования установлено, что выявленные ранее нарушения Подрядчиком не устранены. Работы на объекте в течении трех дней Подрядчиком не проводились, котлованы колодцев и траншей системы теплоснабжения заполнены водой и покрылись льдом. На момент осмотра рабочие отсутствуют.
Подрядчиком на объекте создана чрезвычайная ситуация, в результате которой без отопления могут остаться жилые многоквартирные дома и социальные объекты населенного пункта пгт. Шахтерск.
16.11.2020 комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Углегорского городского округа принято решение о переводе сил органов управление и силы Углегорского звена Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС в режим повышенной готовности; силами специализированных организаций провести мероприятия, направленные на исключение возможности наступления ЧС на сетях теплоснабжения в пгт. Шахтерск. Также принято решение отстранить подрядную организацию ООО «Строительная Компания СтройПрогресс» от продолжения работы на строительной площадке до окончания проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного и в соответствии с условиями Договора, на основании Протокола КЧС от 16.11.2020 года № 71 муниципальное казенное учреждение «Управление территорией пгт. Шахтерск» отстраняет ООО «СК СтройПрогресс» от продолжения работ на строительной площадке до окончания проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации.
Письмом от 03.12.2020 Учреждение уведомило Общество о проведении 08.12.2020 Заказчиком в присутствии представителя строительного контроля ООО «СЭР-Клин» контрольного обследования выполненных Обществом работ по Договору, в связи с чем предложено явиться к 13:00 08.12.2020 на строительную площадку для проведения контрольных обмеров и проверки качества выполненных работ, а также направить в адрес Заказчика исполнительную документацию в полном объеме в соответствии с условиями Договора.
03.12.2020 между Муниципальным казенным учреждением «Управление территорией пгт. Шахтерск» Углегорского городского округа (Сторона 1), обществом с ограниченной ответственностью «Строительная Компания СтройПрогресс» (Сторона 2) и муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» Углегорского городского округа, (Сторона 3) заключено дополнительное соглашение № 4 к договору
№ 39/УТШ/А-20 от 02.04.2020, согласно пункту 1.1 которого Сторона 1 передает в полном объеме, а Сторона 3 принимает в полном объеме права (требования) Заказчика по договору № 39/УТШ/А-20 от 02.04.2020, заключенному между Стороной 1 и Стороной 2. В силу пункта 1.2 дополнительного соглашения № 4 передача обязательств от Стороны 1 Стороне 3 происходит с согласия Стороны 2.
Из содержания отчёта ООО «СЭР-Клин» от 22.09.2020 (страница 20) о ходе осуществления строительного контроля и надзора за производством работ на объекте «Аллея Памяти в пгт. Шахтёрск» следует, что в ходе строительного контроля за производством работ возникли следующие проблемы: поставка материалов производится не своевременно; в производстве работ задействовано очень мало специалистов.
Кроме того, из содержания отчёта ООО «СЭР-Клин» от 08.12.2020 (страницы 16-17) о ходе осуществления строительного контроля и надзора за производством работ на объекте «Аллея Памяти в пгт. Шахтёрск» следует, что в ходе осуществления ежедневного строительного контроля за производством работ на объекте специалистами ООО «СЭР-Клин установлено, что на строительной площадке при производстве работ по наружным сетям теплоснабжения Подрядчиком грубо нарушены условия Договора в части соблюдения графика производство работ, а также грубо нарушается процесс технологии производства работ, а именно: после прокладки трубопровода не своевременно производилась изоляция стыков трубопровода, несвоевременно производилась обратная засыпка траншей инертными материалами, что приводило к затоплению траншеи водой, и в результате привело к вымыванию песчаной подушки под трубопроводами. Вместе с тем, в ходе ежедневного контроля установлено, что головной участок тепловой сети диаметром 400 мм и другие участки теплотрассы находятся в данный момент в неудовлетворительном состоянии, практически весь трубопровод находится в подвешенном состоянии, что может привести к аварийным ситуациям. Неоднократные требования от строительного контроля об устранении недостатков Подрядчик игнорирует, и по всему видно, что и не собирается выполнять работы согласно условиям Договора, из-за отсутствия физических и финансовых средств. На основании вышеизложенного специалисты ООО «СЭР-Клин» считают, что во избежание критических ситуаций в связи с приближением низких температур (заморозков) необходимо в кратчайшие сроки организовать работы по временному обустройству и утеплению тепловых камер, а также произвести работы по устройству неподвижных опор под трубопроводы на входе и выходе тепловых камер во избежание аварийных ситуаций при возможных скачках давления в трубопроводе. Также необходимо предусмотреть при обратной засыпке инертными материалами проложенного трубопровода, который находится в данный момент в подвешенном состоянии, установку подвижных (скользящих) опор согласно СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети».
10.12.2020 Учреждение обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области с заявлением от 10.12.2020 о признании ООО «СК СтройПрогресс» недобросовестным подрядчиком и о включении Общества в реестр недобросовестных подрядчиков.
17.12.2020 Управлением принято решение по делу № 065/06/104-1228/2020 о включении информации, представленной в отношении ООО «СК СтройПрогресс», МКУ «Управление территорией пгт. Шахтерск» Углегорского городского округа (ИНН <***>) в отношении ООО «Строительная компания СтройПрогресс» в том числе директора и учредителя в одном лице ФИО2, и учредителей ФИО3, ФИО4 в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с решением антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Постановление № 1062)
Согласно пункту 11 Постановления № 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Абзацем 2 пункта 12 данного Постановления установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Из данных норм следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения подрядчика, повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Пунктом 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось неисполнение подрядчиком принятых обязательств в установленный срок. В свою очередь, в обоснование заявленных требований Обществом приведены следующие доводы:
01.06.2020 Подрядчик приступил к выполнению работ на объекте, однако 26.08.2020 был составлен протокол совещания, на котором установлены ошибки при проектировании объекта. Исправленную проектную документацию заказчик направил только 07.09.2020, а уже через 10 дней (17.09.2020) Заказчик направил уведомление о расторжении государственного контракта, продолжая при этом требовать исполнения контракта;
12.10.2020 Подрядчиком письмом исх. №50 Заказчику было предложено увеличить площади днищ на объекте в связи с пучинистостью грунтов, которые влекут неустойчивость тепловых камер;
16.10.2020 Подрядчиком письмом исх. № 51 Заказчику предложено внести в локальный сметный расчет изменения в части увеличения количества бесканальных прокладок, кранов шаровых, врезки и присоединения трубопроводов к действующей магистрали, и добавить в смету неподвижные опоры изоляции для стабилизации труб;
26.10.2020 Подрядчиком письмом исх. №53 Заказчику было сообщено о возникновении препятствия, влекущим невозможность выполнения работ, при этом 26.10.2020 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе;
несмотря на тот факт, что проектная документация была составлена ошибочно, Подрядчик старался принимал все меры к выполнению договора, что опровергает довод Управления о том, что отсутствуют доказательства, свидетельствующие о намерение Общества реально выполнить договор. Кроме того, Подрядчик выполнил работы на общую сумму более 17 млн рублей;
нарушение сроков поставки товаров поставщиком Подрядчика не являлось единственной причиной нарушения сроков исполнения, имелись иные причины, в том числе действия самого Заказчика;
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, невозможность выполнения Обществом работ в установленные сроки была обусловлена следующими обстоятельствами.
Как указано ранее, согласно протоколу совещания от 21.08.2020 в проектном решении на объект в расчетах давления в системе теплоснабжения проектировщиками допущены ошибки, что обусловило необходимость обращения Заказчика к проектировщику - ООО «Седьмой Сезон Архитектура». В свою очередь, 09.09.2020 Учреждение вручило Обществу рабочий проект (Книга 1) «Теплоснабжение» на 20 листах; рабочий проект (Книга 2) «Конструкции железобетонные» на 26 листах с изменениями и дополнениями, внесенными согласованными проектной организацией ООО «Седьмой Сезон Архитектура» (письмо от 09.09.2020 б/н).
Вместе с тем, как следует из пояснений Учреждения, содержащихся в отзыве 06.04.2021 и не опровергнутых Обществом, изменения, обусловившие необходимость внесения изменений и дополнений в проектную документацию, имели отношение только к одному участку системы теплоснабжения и не препятствовали Подрядчику производить работы на других участках, а так же выполнять работы по установке тепловых камер, проведению других видов работ.
В связи с изложенным суд считает необходимым отметить, что в соответствии с подпунктом 5.4.12 пункта 5.4 Договора Подрядчик обязан немедленно уведомить Заказчика в случае приостановки работ по любой причине, а также заблаговременно уведомить Заказчика о возможности наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ. Кроме того, в силу пунктов 1, 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В рассматриваемом случае из обстоятельств спора следует, что Обществом в ходе проведения работ в рамках Договора не принимались меры по незамедлительному уведомлению заказчика о невозможности исполнения условий Договора в силу тех или иных обстоятельств.
Кроме того, в любом случае с учётом конечной даты выполнения работ по наружным сетям теплоснабжения (31.08.2020), даты получения скорректированной проектной документации (09.09.2020) и продления в связи с этим срока окончания работ на 9 дней по состоянию на 19.09.2020 работы по данному этапу (наружные сети теплоснабжения) выполнены не были. Как следует из содержания протокола совещания от 19.09.2020, подрядчиком на указанную дату не были завезены трубы стальные диаметром 219 мм и 57 мм. В соответствии с пояснениями представителя Общества на объекте недостаточно рабочей силы, а также возникли проблемы с поставкой труб ввиду отсутствия у Общества денежных средств для их выкупа у поставщика и невозможностью их приобретения на текущий момент. Данное обстоятельство, согласно протоколу от 19.09.2020, обусловило необходимость разрешения вопроса о возможности замены труб, предусмотренных проектной документацией, на трубы с иными техническими характеристиками.
В связи с изложенным необходимо отметить, что в силу подпункта 5.4.15 пункта 5.4 Договора Подрядчик обязан поставить необходимые материалы, оборудование, изделия, конструкции, комплектующие изделия, строительную технику. Следовательно, невозможность поставки Обществом труб с необходимыми техническими характеристиками ввиду невозможности их оплаты фактически является несоблюдением требований Договора, обусловившим невозможность выполнения работ.
При таких обстоятельствах судом отклоняется как необоснованный довод Общества о том, что нарушение сроков поставки товаров поставщиком Подрядчика не являлось единственной причиной нарушения сроков исполнения, имелись иные причины, в том числе действия самого Заказчика.
В обоснование требований заявитель также ссылается на то обстоятельство, что 12.10.2020 Общество обращалось к Учреждению с предложением увеличить площади днищ на объекте в связи с пучинистостью грунтов, которые влекут неустойчивость тепловых камер.
В свою очередь, как указано ранее и не опровергнуто заявителем, согласно письму Учреждения от 19.11.2020 заместителем руководителя МКУ «Управление территорией птг.Шахтерск» ФИО7 14.10.2020 представителю ООО «СК СтройПрогресе» ФИО8, было разъяснено, что увеличение площадки железобетонного днища тепловых камер на объекте не будет способствовать укреплению оснований камеры, в данном случае необходимо производить полную замену мокрого грунта с уплотнением под монтируемыми тепловыми камерами. При этом ФИО8 согласился с данными доводами, вопросов от ФИО8 в последующем не поступило.
Как таковое уведомление Обществом Учреждения письмом № 53 от 26.10.2020 о возникновении препятствия, влекущего невозможность выполнения работ не может служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого решения Управления, принимая во внимание, что указанную дату Обществом уже была допущена просрочка выполнения работ (так, согласно комиссионному акту обследования от 20.10.2020 по состоянию на указанную дату на объекте не были выполнены, помимо прочего, и работы по смете стоимости работ № 04-01-03 «Наружные сети теплоснабжения» - устройство тепловых камер в количестве 5 шт.; обратная засыпка траншей песком; обратная засыпка траншей грунтом ПГС).
С учётом изложенного, представленные Обществом доказательства невозможности исполнения Договора в установленный срок, суд находит несостоятельными. С учетом изложенного суд признает доказанным факт не исполнения заявителем условий Договора в связи с непринятием достаточных действий и мер по своевременному исполнению обязательств, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от Общества, привело к нарушению сроков исполнения Договора.
Реестр недобросовестных поставщиков фактически является специальной мерой ответственности, используемой в целях надлежащего исполнения лицом принятых на себя по результатам закупок обязательств.
Применительно к положениям Закона № 44-ФЗ следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в аукционе и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Федеральным законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
Такими действиями (бездействием) не соблюдаются права Заказчика, которые связаны с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
При этом законодательная норма не содержит ни нижних, ни верхних пределов санкции, что позволяло бы правоприменительному органу анализировать возможность применений специальной меры ответственности в зависимости от установления отягчающих либо смягчающих вину обстоятельств.
Приведенные выше обстоятельства в своей совокупности вопреки доводам заявителя свидетельствуют о недобросовестных действиях Общества в рамках исполнения Договора, не соответствующих принципам Закона о контрактной системе и нарушающих права заказчика.
Из обстоятельств дела не следует, что ненадлежащее выполнение Обществом обязательств по Договору было непосредственно обусловлено поведением либо действиями Заказчика, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что допущенные нарушения явились следствием недобросовестного поведения Общества. При таких обстоятельствах оспариваемое решение Управления суд признает законным и отказывает заявителю в удовлетворении его требований.
Остальные доводы, приведённые сторонами в обоснование требований и возражений, не имеют правового значения для рассмотрения спора по существу.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания СтройПрогресс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы Сахалинской области о признании незаконным решения от 17.12.2020 по делу № 065/06/104-1228/2020 о включении в реестр недобросовестных поставщиков отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объёме.
Судья Ю.С. Учанин